Консультация для родителей «Адаптационные игры-залог успешной адаптации детей»
консультация (младшая группа) на тему
Основная задача игр с детьми в адаптационный период - наладить доверительные отношения с каждым ребенком.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
adaptatsionnye_igry_na_sayt.doc | 58 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
«Адаптационные игры-залог успешной адаптации детей»
Подготовила воспитатель
младшей группы Сафонова Т.А.
Вот и закончился учебный год. Прошел выпускной, мои детки ушли в школу. А в группу пришли новые малыши. И было видно как им тяжело в новых для них условиях. Менялся характер питания, режим дня, температурный режим в помещении, характер общения, воспитательные приёмы. Хотелось помочь малышам пройти адаптационный период безболезненно, спокойно и как можно быстрее.
И решила сгладить адаптационный период играми, направленными на эмоциональное взаимодействие ребенка с взрослым.
Эмоциональное общение возникает на основе совместных действий, сопровождаемых улыбкой, ласковой интонацией, проявлением заботы к каждому малышу.
Основная задача игр с детьми в адаптационный период – наладить доверительные отношения с каждым ребенком, подарить минуты радости малышам, вызвать положительное отношение к детскому саду. Чтобы решить эти задачи, стараюсь выражать каждому ребенку свое доброжелательное отношение через игру. Поэтому основной игровой целью является - проявить заботу, доброжелательность и внимание к каждому ребенку.
В данный период нужны и индивидуальные, и фронтальные игры, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием.
. Инициатором игры всегда выступает взрослый. Игры выбираю с учетом игровых возможностей детей, места проведения. Например, игра «Флажок»:
Дети встали в кружок,
Увидали флажок.
Кому дать,
Кому дать.
Кому флажок передать.
Выйди, Рома, в кружок,
Подними флажок.
Помаши, помаши
И для нас попляши.
В особом внимании и индивидуальном подходе нуждаются робкие, застенчивые дети, чувствующие себя дискомфортно в группе. Чтобы облегчить их душевное состояние, поднять настроение, использую пальчиковые игры. Кроме того, эти игры обучают согласованности и координации движений.
КОШКИ – МЫШКИ
Вот кулак, показать кулак левой руки
А вот – ладошка, раскрыть пальцы, ладонь вверх
На ладошку села кошка. «когти» правой руки водят по ладошке левой
Села мышек посчитать,
Раз, два, три, четыре пять. правой рукой загибать по одному пальцу левой
Мышки очень испугались, вращать кулаком
В норки быстро разбежались спрятать кулак под. правую подмышку
Игра «Попрыгунчик»
Читаю стишок, сопровождаю слова действиями, а потом предлагаю малышам присоединиться ко мне.
Стоит в поле теремок (сядьте на корточки и накройте голову руками)
Кто в теремочке живёт?
Дверка открывается (медленно приподнимаете руки над головой)
Кто там появляется? Ш-ш-ш-ш, ба - бам! (подпрыгиваете, вытягивая руки вверх)
Попрыгунчик там!
Игра «В нашей группе»
Предлагаю малышам сесть на коврике, хлопать в ладоши, приговаривая:
В нашей группе, в нашей группе
Много маленьких ребят.
Много маленьких ребят
Вместе рядышком сидят.
Называем по очереди всех сидящих детей:
А у нас есть Оля,
А у нас есть Саша и т. д.
Много маленьких ребят.
Много маленьких ребят
Вместе рядышком сидят (педагог обнимает всех малышей).
Лови мячик!
Оборудование: небольшой резиновый мячик или пластмассовый шарик.
Ход игры: Беру в руки мячик, предлагаю ребенку поиграть со мной. Лучше организовать игру на полу: воспитатель и ребенок садимся напротив друг друга, широко расставив ноги, чтобы мячик не укатился мимо.
__Давай поиграем в мячик. Лови мячик!
Качу мячик по направлению к малышу. Затем побуждаю его катить мячик в обратном направлении, ловит мяч, эмоционально комментирую ход игры.
—Кати мячик! Oля! Поймала мячик!
Игру провожу в течение некоторого времени, прекращаю игру при первом признаке усталости или потере интереса со стороны ребенка.
Петрушка
Оборудование: кукла Петрушка.
Ход игры: Незаметно для ребенка надеваю на руку игрушку, затем начинаю игру. Петрушка подходит к малышу, кланяется.
— Я Петрушка— веселая игрушка! Привет-привет!
Затем Петрушка предлагает малышу поздороваться, берет его руку в свою.
—Давай здороваться! Дай ручку!
После этого Петрушка выполняет различные действия: хлопает в ладоши, танцует и поет, предлагая ребенку повторить эти действия.
-Давай хлопать в ладошки — хлоп-хлоп-хлоп! А сейчас я песенку спою: ля-ля-ля! Ля-ля-ля!
Затем Петрушка прячется и появляется вновь. Игра заканчивается тем, что игрушка прощается и уходит.
Котёнок
Оборудование: мягкая игрушка котёнок.
Ход игры: Показываю ребенку игрушечного котёнка и предлагаю погладить его.
— Смотри, какой к нам. пришёл котёнок — маленький, пушистый. Давай погладим котёнка—вот так.
Действие сопровождается стихотворением:
Киса, кисонька, кису ля! —
Позвала котёнка Юля.
Не спеши домой, постой! —
И погладила рукой.
Продолжаю игру с котёнком: напоить его молочком, показать, как котёнок умеет прыгать, махать хвостиком.
Шарик
Оборудование: маленький пластмассовый шарик (который может поместиться в зажатой ладони).
Ход игры: Показываю ребенку шарик и предлагаю поиграть.
— Смотри, какой красивый шарик. Давай поиграем: я шарик буду прятать, а ты угадывай, в какой он руке.
После этого убираю руки за спину и прячу шарик в кулак. Затем выставляю обе руки, зажатые в кулаки, вперед и предлагаю ребенку угадать и показать, в какой руке находится шарик. После чего переворачиваю руку и раскрываю ладонь.
— В какой руке шарик — угадай! Правильно угадал — вот он, шарик, смотри! Давай спрячем шарик еще раз!
Вот такие вроде бы простые игры помогают намного легче пройти период адаптации в детском саду.
Отвлечься от грустных мыслей помогают физические упражнения и подвижные игры, которые провожу несколько раз в день. Это такие, как «Полетаем, как птички», «Полетаем, как самолёты», «Попрыгаем, как зайчики» и др. Так же создаю условия для самостоятельных упражнений: предлагаю малышам каталки, машинки, мячи.
Если малыши не расположены в данный момент к подвижным играм, читаю им сказку или играем в спокойные игры, рассказываю потешку с использованием имен детей. Очень детям нравится потешка «Чики-чики-чикалочки». Услышав своё имя в потешке, дети улыбаются, просят повторить её ещё раз.
Чики-чики-чикалоски едет Максим на палочке,
А Милена в тележке щелкает орешки.
Для маленьких детей важна возможность приятного физического контакта со взрослым, ощущение защиты, тепла, ласки. Очень хорошо проходит игра «Солнышко и дождик». («Я вас всех спрячу от дождя»).
Очень важны игры на ориентировку в пространстве («Где игрушки», «Добеги до игрушки», прогулки по группе, посмотрите, что видно из окна. Благодаря таким играм ребенок осваивает пространство, чтобы оно не пугало его.
Подходят хороводные игры. В адаптационный период хороводная игра провожу в группе ежедневно.
Каждого малыша утром в приемной встречают игрушки-забавы (заводные игрушки, мыльные пузыри, они позволяют переключить внимание ребенка, радуют и веселят его.
Итак, в адаптационный период, когда многим детям тяжело и одиноко в новой непривычной для них обстановке, именно игра помогает скрасить первое время пребывания их в группе детского сада. Привыкание идет быстрее, оно сопровождается меньшим напряжением, устанавливаются доверительные отношения между педагогом и ребенком.
.
Игра «Попрыгунчик»
Прочитайте стишок, сопровождая слова действиями, а потом предложите малышам присоединиться к вам.
Стоит в поле теремок (сядьте на корточки и накройте голову руками)
Кто в теремочке живёт?
Дверка открывается (медленно приподнимаете руки над головой)
Кто там появляется? Ш-ш-ш-ш, ба - бам! (подпрыгиваете, вытягивая руки вверх)
Попрыгунчик там!
Игра «В нашей группе»
Педагог предлагает малышам сесть на коврике, хлопать в ладоши, приговаривая:
В нашей группе, в нашей группе
Много маленьких ребят.
Много маленьких ребят
Вместе рядышком сидят.
Называем по очереди всех сидящих детей:
А у нас есть Оля,
А у нас есть Саша и т. д.
Много маленьких ребят.
Много маленьких ребят
Вместе рядышком сидят (педагог обнимает всех малышей).
Вот такие вроде бы простые игры помогают намного легче пройти период адаптации в детском саду.
Ладушки.
Ход игры: Педагог предлагает ребенку послушать потешку и похлопать в ладоши.
—Давай похлопаем в ладоши—вот так.
Ладушки-ладушки! Педагог вместе с ребенком хлопает в ладоши.
—Где были?
— У бабушки!
— Что ели?
—Кашку!
— Что пили?
—Бражку!
Кашку поели,
Бражку попили!
Ш-у-у-у, полетели,
На головку сели! На последних строчках помашите кистями рук, как
крыльями, затем мягко опустите ладони на голову малыша.
Сорока-белобока
Ход игры: Педагог берет руку ребенка в свою руку и начинает читать потешку, сопровождая текст движениями.
Сорока-белобока
Кашку варила,
Деток кормила:
Этому дала, этому дала,
Этому дала, этому дала,
А этому не дала:
Ты, сынок, мал,
Нам не помогал,
Тебе каши не дадим.
Педагог круговыми движениями водит пальчиком ребенка по его
ладошке — «мешает кашку». При словах «этому дала» загибайте
поочередно пальчики ребенка, начиная с мизинца. При словах «а этому не дала» поверните большой палец ребенка и пощекочите его ладошку.
Коза рогатая
Ход игры: Педагог проговаривает текст потешки, сопровождая ее движениями.
Идет коза рогатая,
Идет коза бодатая,
Ножками топ-топ!
Глазками хлоп-хлоп:
«Кто каши не ест,
Кто молока не пьет,
Того забодаю,
Забодаю, забодаю!»
Сожмите пальцы правой руки, выставив вперед только указательный палец и мизинец — получилась «коза» с рожками. Приговаривая, то приближайте, то удаляйте «козу». При словах«забодаю», «пободайте» ребенка.
Лови мячик!
Оборудование: небольшой резиновый мячик или пластмассовый шарик.
Ход игры: Педагог берет в руки мячик, предлагает ребенку поиграть с ним. Лучше организовать игру на полу: педагог и ребенок сидят напротив друг друга, широко расставив ноги, чтобы мячик не укатился мимо.
__Давай поиграем в мячик. Лови мячик!
Педагог катит мячик по направлению к малышу. Затем побуждает его катить мячик в обратном направлении, ловит мяч, эмоционально комментирует ход игры.
—Кати мячик! On! Поймала мячик!
Игра проводится в течение некоторого времени, прекратить игру следует при первом признаке усталости или потере интереса со стороны ребенка.
Петрушка
Оборудование: кукла Петрушка.
Ход игры: Незаметно для ребенка педагог надевает на руку игрушку, затем начинает игру. Петрушка подходит к малышу, кланяется.
— Я Петрушка— веселая игрушка! Привет-привет!
Затем Петрушка предлагает малышу поздороваться, берет его руку в свои.
—Давай здороваться! Дай ручку!
После этого Петрушка выполняет различные действия: хлопает в ладоши, танцует и поет, предлагая ребенку повторить эти действия.
-Давай хлопать в ладошки — хлоп-хлоп-хлоп! А сейчас я песенку спою: ля-ля-ля! Ля-ля-ля!
Затем Петрушка прячется и появляется вновь. Игра заканчивается тем, что игрушка прощается и уходит.
Котёнок
Оборудование: мягкая игрушка котёнок.
Ход игры: Педагог показывает ребенку игрушечного котёнка и предлагает погладить его.
— Смотри, какой к нам. пришёл котёнок — маленький, пушистый. Давай погладим котёнка—вот так.
Действие сопровождается стихотворением:
Киса, кисонька, кису ля! —
Позвала котёнка Юля.
Не спеши домой, постой! —
И погладила рукой.
Можно продолжить игру с котёнком: напоить его молочком, показать, как котёнок умеет прыгать, махать хвостиком.
Шарик
Оборудование: маленький пластмассовый шарик (который может поместиться в зажатой ладони).
Ход игры: Педагог показывает ребенку шарик и предлагает поиграть.
— Смотри, какой красивый шарик. Давай поиграем: я шарик буду прятать, а ты угадывай, в какой он руке.
После этого педагог убирает руки за спину и прячет шарик в кулак. Затем выставляет обе руки, зажатые в кулаки, вперед и предлагает ребенку угадать и показать, в какой руке находится шарик. После чего переворачивает руку и раскрывает ладонь.
— В какой руке шарик — угадай! Правильно угадал — вот он, шарик, смотри! Давай спрячем шарик еще раз!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей по теме "Предметно-развивающая среда в младшей группы как фактор успешной адаптации детей к условиям ДОУ." Составил: воспитатель 1-ой категории Алибекова М. М.
Адаптация (от лат. adaptation – «приспособляю») – сложный процесс приспособления организма, протекающий на разных уровнях – физиологическом, социальном, психологическом....
Консультация «Предметно-развивающая среда в младшей группе как фактор успешной адаптации детей к условиям ДОУ»
Поступление ребенка в детский сад - важный этап в его жизни, сопровождающийся изменением привычной обстановки, режима дня, разлукой с близкими людьми. Все это обрушивается на малыша одновременно, созд...
Консультация для воспитателей "Успешная адаптация детей к детскому дошкольному учреждению".
Консультация для педагогов...
Консультация для родителей детей раннего возраста на тему: "Условия для успешной адаптации детей к детскому саду".
В данном материале подробно описаны проблемы адаптации малышей к детскому саду и взгляд на эти проблемы с трех сторон процесса: со стороны ребенка, родителей и педагогов....
Консультация для родителей адаптационных групп «Заблуждения о процессе адаптации к детскому саду»
У родителей существует ряд заблуждений о периоде первого посещения ребенком детского сада....
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К ДОШКОЛЬНОМУ УЧРЕЖДЕНИЮ Психолого-педагогическая адаптация детей 2-го года жизни к дошкольному образовательному учреждению
Статья: " Определение психолого-педагогических условий успешной адаптации детей раннего возраста к доу"...
Консультация для педагогов на тему: «Секреты успешной адаптации детей к условиям ДОУ»
Консультация для педагогов на тему:«Секреты успешной адаптации детей к условиям ДОУ»...