Зимние физкультминутки "Мороз"
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Жеравкова Евгения Николаевна

Одна из приорететных задач ДОУ сохранение и укрепления здоровья детей дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fiz._minutka_moroz.docx35.86 КБ

Предварительный просмотр:

Зимние подвижные разминки

На календаре последние дни января — самое время крещенских морозов. И хоть с каждым годом мы замечаем, что зимы становятся всё теплее, и мороз уже не так господствует в природе, но всё равно ни одна зима в нашей стране не обходится без ясных морозных дней. Сразу вспоминаются знакомые всем строчки А.С. Пушкина «Мороз и солнце; день чудесный!..», а перед глазами появляются прекрасные картины с искрящимся на солнце снегом, запорошенными инеем деревьями, неповторимыми узорами на окнах.

А ещё бывает так, что мы торопимся морозным утром  в садик, но деревья вокруг так прекрасны, и так хочется подольше полюбоваться этой необыкновенной красотой. И, несмотря на то, что мороз щиплет щёчки и что мы опаздываем на утреннюю зарядку, мы всё равно останавливаемся возле белоснежных деревьев, рассматриваем покрытые инеем веточки, трогаем их, беседуем и рассуждаем, и обязательно стряхиваем друг на друга с веточек снежок. Знакомая картина, правда? Думаю, такие прогулки очень любимы ребятишками и надолго остаются в их памяти.

И хоть морозная погода совсем не располагает к активным уличным прогулкам, но мы можем провести подвижное морозное занятие дома и хорошенько разогреться. Для сегодняшней физкультминутки не потребуется никаких дополнительных предметов (кроме небольшого коврика для упражнений на полу) – мы будем просто много двигаться.

Подвижное занятие «Мороз»

Пусть малыш сначала отгадает любую из предложенных загадок (а можно загадать все):

«Он катки для нас устроил,
Снегом улицы занёс,
Изо льда мосты построил,
Кто же это?» (Дед Мороз)
(Из сборника «Большая книга Деда Мороза»)

«Все его зимой боятся —
Больно может он кусаться!
Прячьте уши, щёки, нос —
Ведь на улице …» (Мороз)

«Чьи рисунки на окне,
Как узор на хрустале?
Щиплет всякого за нос
Зимний дедушка…» (Мороз)

«Молодцы! Правильно отгадали! — продолжайте разговор с детьми. — Малыш, а как вы думаете, что нам поможет не замёрзнуть в морозную погоду? Ну, конечно, надо просто побольше двигаться. А давайте прямо сейчас встретимся с дедушкой Морозом, поиграем с ним и повеселим его, чтобы он стал добрее и не так сильно морозил людей, животных и птичек!»

Первая физкультминутка по стихотворению «Мороз»

Скрипит мороз.
(«Маршируем» по кругу, высоко поднимая колени — показываем, что к нам пришёл суровый мороз)

Сердит мороз.
(Руки прямые вдоль туловища, кулачки сжаты и сильно потопаем ногами — вот так сердится мороз)

И снег
Сухой и колкий.
(Теперь прыгаем с ножки на ножку, как будто снег колется)

И вяз озяб.
(Обнимаем руками себя за плечи и крутим туловище из стороны в сторону)

И дуб замёрз.
(Руки опускаем вдоль туловища, подпрыгиваем на двух ногах вместе, одновременно поднимая и опуская плечи)

Насквозь
Продрогли ёлки.
(Руки также вдоль туловища, ладошки параллельно полу — слегка приседаем и одновременно по очереди поворачиваем тело вправо и влево — так ёлочки пытаются согреться)

И солнце в небе,
Как желток…
(Поднимаем прямые руки вверх, делаем ладошками маленький круг и тянемся за ним как можно выше)

И до того
Мороз
Жесток.
(Как можно сильнее обхватываем спину руками и перепрыгиваем с ноги на ногу, высоко поднимая колени, — так сильно мы замёрзли и хотим согреться)

Что через поле
Птица
Перелететь
Боится!
(Делаем большие взмахи руками-«крылышками» и одновременно быстро бежим по кругу — птичка пытается поскорее перелететь через поле)

(Автор стихотворения — Т. Волжина)

«Ну и суровый мороз нам повстречался сейчас — еле согрелись! Правда, ребята? — поговорите с детками после разминки. — Но мы всё равно не сдадимся и поиграем с дедушкой Морозом ещё. Согласны? Тогда начинаем!»

Вторая физкультминутка по стихотворению «Мороз»

«Бураны, вьюги и метели…
(Произвольно изображаем снежную вьюгу — можно покружиться, размахивать руками из стороны в сторону, сделать «снежный вихрь» круговыми движениями вытянутых рук перед собой и т.п.)

Как много с ними канители,
Как много шума, толкотни!
(Изображаем шум и толкотню — сначала пошумим, стуча ногами по полу и повыше поднимая колени, а затем потолкаемся — руки согнуты в локтях на уровне пояса, делаем отрывистые движения одновременно двумя локтями назад и в стороны)

Как надоели мне они!» —
Так проворчал мороз угрюмый,
(Ладошками держим голову около висков и осторожно наклоняем голову вправо и влево — «мороз недоволен и устал от шума»)

И речку лёд сковал без шума,
(Опускаемся на пол, садимся на колени, тянемся туловищем и вытянутыми руками вперёд как можно сильнее, скользим вытянутыми руками по полу из стороны в сторону — «речку покрыл лёд»)

Деревья скрыла седина,
И наступила тишина.
(Плавно поднимаем туловище, по-прежнему сидим на коленях. Потихоньку и осторожно опускаем голову вниз, растягивая шею, и обхватываем себя руками за плечи — в таком положении посидим тихо и неподвижно какое-то время. Вот так «деревья скрылись под инеем» и в природе «наступила тишина»)

(Автор стихотворения — В.Д. Берестов)

И напоследок, если малыши хорошо разыграются и захотят продолжения, ещё одна совсем небольшая, но очень весёлая морозная разминка.

Третья физкультминутка по стихотворению «Мороз»

В лесу мороз
ощупывал деревья…
(Пусть малыш будет деревом, а взрослый — морозом. Произносим первую фразу стихотворения и начинаем «морозить» ребёнка своими прикосновениями, а он должен стараться отбегать, отпрыгивать и увёртываться от вас. Лучше заранее обозначить игровое пространство пределами, например, одной комнаты. Для разнообразия можно меняться ролями)

(Заканчиваем игру)

Но главное, что я увидел сам, —
(Стоим прямо, руки вдоль туловища — медленно отклоняем голову назад, хорошо вытягивая шею, и несколько секунд смотрим вверх. Также плавно возвращаемся в исходное положение)

Как белый дым
Над чёрною деревней
(Изображаем, как дым из трубы поднимается вверх: вытянутые руки поднимаем вверх над головой, соединяем ладошки, поднимаемся на цыпочки, смотрим вверх и тянемся всем телом как можно выше)

Он приморозил
К синим небесам.
(Оставаясь в этом же положении, «замираем» на какое-то время — так «дым из трубы примёрз к небу»)

(Автор стихотворения — А. Климов)

Сегодняшняя морозная физкультминутка подошла к концу. Но, возможно, деткам захочется ещё поиграть с морозом. И я бы с радостью предложила отправиться на улицу и вспомнить другие подвижные игры. Но вполне естественно, что в морозы совершенно не хочется гулять, да и в такую погоду просто невозможно долго находиться на свежем воздухе, а тем более с малышом. Но это не повод просто остаться дома и сетовать на мороз. Давайте лучше порадуем наших деток и займёмся интересным занятием. Например, проведём творческое занятие «Морозные узоры»

Для подготовки материала использовались следующие сборники стихотворений:

  • «Большая книга Деда Мороза»
  • «Волшебница Зима»
  • Валентин Берестов «Как хорошо уметь читать…»

Творческое занятие «Морозные узоры»

Как жаль, что повсеместно установленные в наших квартирах пластиковые окна лишают нас возможности, как в былые времена, любоваться зимой великолепными морозными узорами. Но мы не будем расстраиваться, а просто попробуем сами создать эту природную красоту на окнах. Думаю, что вашему малышу придётся по душе идея сделать морозные рисунки.

Есть множество разнообразных вариантов создания «морозных узоров» — их легко можно найти и попробовать. На мой взгляд, самый простой и доступный из них — с использованием зубной пасты. Сначала добавьте в кружку с водой немного зубной пасты и хорошо размешайте. Получившийся раствор перелейте в бутылку с пульверизатором и просто разбрызгайте на окно — получится как бы слегка замороженное окошко.

Теперь выдавливаем пасту в небольшую мисочку и начинаем рисовать кисточкой любые узоры, линии и орнаменты (кисточку желательно взять потолще и пошире). Рисовать можно и просто пальчиками — детки точно будут в восторге. Подойдут для рисования пастой и бумажные шаблоны.

Если есть опасения, что потом придётся долго и трудно отмывать «морозные» окна — не переживайте, зубная паста легко смывается обычной мокрой тряпочкой, да и будет прекрасный повод в середине зимы освежить окно. Мы с сынишкой украшали такими узорами окна уже несколько раз — получается очень красиво. Обязательно попробуйте!

Подвижная игра-разминка «Зимний лес»

Зимний лес необыкновенно прекрасен! Белоснежные полянки, серебристый иней на заснеженных деревьях, искрящийся на солнце снег, таинственная тишина вокруг… И как здорово, что всю эту зимнюю красоту могут увидеть и почувствовать наши детки — во время прогулок по паркам или скверам, слушая и напевая замечательные зимние песенки, а также за совместным чтением чудесных художественных произведений о зимнем времени года.

Сегодняшнее подвижное занятие не только познакомит малышей с новыми великолепными стихотворениями русских авторов, но и позволит с пользой для здоровья провести весёлую игровую разминку.

К предлагаемой физкультминутке необходимо заранее немного подготовиться. Что нам потребуется:

  • коврик для упражнений на полу;
  • имеющиеся  золотинки и фантики от конфет или пищевая фольга, которые необходимо порезать или порвать на небольшие кусочки, — это будет «иней на деревьях»;
  • несколько листов пергаментной бумаги (их необходимо заранее нарезать небольшими листочками и слегка скомкать) и/или шелестящие пакеты — это будет «хрустящий снежок»;
  • корзинка или коробка с маленькими шариками для сухих бассейнов (или просто с бумажными комочками) в качестве шишек;
  • тазик, обруч, корзинка или большая коробка в качестве мишени.

Для начала скажите ребятам (можно даже для создания атмосферы таинственности прошептать), что сегодняшнее подвижное занятие будет особенным — мы отправимся в сказочный зимний лес. Зимой лес выглядит совсем по-другому. Там мы увидим волшебную красоту снежной природы, «почитаем» следы на снегу и поиграем с лесными зверятами и птичками, которые не отправились осенью в зимнюю спячку. Как только дети будут готовы, можно начинать подвижное путешествие по зимнему лесу.

Физкультминутка по стихотворению «Зимний лес»

Был рыжим лес ещё вчера,
(Поднимаем вытянутые руки вверх над головой и начинаем медленно их опускать до пола перед собой, делая плавные движения прямыми руками из стороны в сторону — изображаем падающие осенние листья)

От дождика рябило.
(Поднимаем туловище вверх и изображаем капающий дождик — делаем ногами «бег на месте», а вытянутые перед собой руки поочерёдно опускаем и поднимаем)

Сегодня — в блёстках серебра
Берёза и рябина.
(Ребёнок изображает дерево — вытянутые руки подняты вверх и немного разведены в стороны. Малыш начинает кружиться вокруг себя, а взрослый посыпает его сверху «блёстками серебра» (заранее приготовленными небольшими кусочками золотинки или фольги)

Мороз фонарики зажёг,
Вокруг — светло и пусто.
(Ребёнок останавливается. Теперь разводим вытянутые руки в стороны на уровне груди и начинаем кружиться в другую сторону — показываем, как красиво искрится снег и как просторно вокруг)

(Останавливаемся. Взрослый раскидывает на полу перед ребёнком заготовки из скомканных листов пергаментной бумаги или шелестящие пакетики — это будет «хрустящий снежок»)

А под ногой хрустит снежок —
И весело от хруста.
(Ставим руки на пояс и начинаем быстро ходить по раскиданному «снежку», издавая «хрустящие» звуки)

(Убираем «снежок» в сторону)

Забыт осенних листьев шум,
(Руки всё также держим на поясе и начинаем ходить по кругу, поднимая вверх прямые ноги, как будто идём по осенним листьям и раскидываем их ногами)

Сугробы — как подушки.
(Останавливаемся. Опускаемся на пол и садимся на колени. Тянемся туловищем вперёд, а вытянутые перед собой руки поднимаем от пола и опускаем поочерёдно, как будто взбиваем руками «снежные подушки»)

(Поднимаемся на ноги)

И сколько ёлок — столько шуб
Белеет на опушке.
(Изображаем заснеженные ёлочки — вытянутые руки поднимаем через стороны вверх и начинаем медленно, делая кистями рук плавные движения, опускать их вниз также через стороны. Снова поднимаем руки вверх через стороны и повторяем упражнение)

(Автор стихотворения — М.С. Пляцковский)

— Замечательно мы с вами зимний лес изобразили, правда? — обратитесь к ребёнку. — Малыш, как ты думаешь, а что ещё можно увидеть в зимнем лесу на снегу? Конечно же, следы жителей леса! Давайте попробуем превратиться в некоторых лесных зверят и птиц и оставим на снежке загадочные следы!

Физкультминутка по стихотворению «Снежная книга»

Снег, как белая страница.
(Стоим прямо, руки вдоль туловища, ноги на ширине плеч. Опускаем туловище вниз, вытянутыми руками тянемся к полу и водим ладошками по полу из стороны в сторону — «прикасаемся к снегу». Если трудно делать упражнение на прямых ногах, можно их немного согнуть в коленях)

Что написано на ней?
(Находясь в этом же положении, прижимаем ладони друг к другу и «пишем» кончиками пальцев на полу любое короткое слово (например, «снег»). Малыш пусть повторяет за вами движения пальчиками по полу либо просто водит ими в разные стороны, как будто пишет таинственные слова)

(Выпрямляем туловище)

Вышла из лесу лисица…
(Превращаемся в лисичку: опускаемся на пол, встаём на четвереньки, медленно и величаво походим по комнате)

Рядом виден след саней.
(«Лисичка» поворачивает голову в любую сторону и видит «след саней». Плавно опускаемся на колени, держа перед собой на полу вытянутые руки. Начинаем тянуться туловищем вперёд, а затем возвращаемся назад, вытянутые руки скользят по полу, как будто оставляя «след саней». Стараемся потянуться как можно дальше вперёд, растягивая мышцы спины. Упражнение можно сделать несколько раз)

(Возвращаемся в положение на четвереньках)

На снегу оставив знаки,
Пробежали две собаки.
(Изображаем бегущих собачек: поочерёдно отрываем от пола сначала правые руку и ногу, затем левые руку и ногу — переваливаемся таким образом с одной стороны на другую несколько раз)

Вот — свалился кто-то с лыж.
(Продолжаем стоять на четвереньках и заваливаемся плавно на любой бочок)

Вот — зерно искала мышь.
(Поднимаемся с пола и снова встаём на четвереньки. Теперь превращаемся в мышку: слегка присаживаемся на колени, туловище тянем к полу, лицо также направлено к полу, руки согнуты в локтях, ладошки перед собой на полу рядом с лицом — в таком положении «походим» по полу — «мышка ищет зёрнышки»)

(Поднимаемся на ноги, руки вдоль туловища, ноги на ширине плеч)

Прочитаем дальше строки:
(Снова опускаем туловище вниз, вытянутыми руками тянемся к полу и «чертим» кончиками пальцев соединённых ладошек на полу извилистые линии справа налево — «читаем строчки книги». Можно слегка согнуть колени)

Здесь скакали две сороки.
(Туловище по-прежнему наклонено к полу, вытянутые руки перед собой на полу. Теперь изображаем скачущую сороку: опираемся на пальцы вытянутых рук и делаем небольшие прыжки слегка согнутыми ногами вперёд. Так немного «поскачем» по комнате)

(Поднимаемся на ноги)

Следом — прыгал воробей…
Почерк мельче и слабей.
(Теперь становимся воробышком: опускаемся на корточки, руки по бокам, кончиками пальцев касаемся пола. В таком положении попрыгаем на носочках, каждый раз поворачивая колени в разные стороны)

На сосне сидела белка
(Продолжаем сидеть на корточках, вытянутые руки перед собой, кончики пальцев касаются пола — превратились в белочку. Крутимся на носочках вправо и влево — так белочка «хвастается» своим пушистым хвостиком)

(Ставим рядом с ребёнком корзинку или коробку с маленькими шариками для сухих бассейнов (или просто с бумажными комочками). А прямо перед ним, на небольшом расстоянии, размещаем тазик, обруч, корзинку или большую коробку — это мишень)

И бросала шишки в снег…
(Малыш берёт из стоящей рядом корзинки шарики и пытается попасть в мишень — примерно так белочка «бросает шишки в снег». Чтобы ножки ребёнка не устали, можно присесть на одно колено)

(После игры с шариками поднимаемся на ноги)

Сказки этой Книги белой
Я читал бы целый век.
(Вытянутые руки поднимаем вверх перед собой, встаём на носочки, хорошенько тянемся телом вверх за вытянутыми руками. Затем опускаемся на полную ступню, а руки через стороны плавно опускаем до уровня груди и сильно отводим их назад, лопатки тянутся друг к другу — вот так мы «растянули время» вверх и вширь)

Только свет небесный тает.
(Опускаем руки вдоль туловища, присаживаемся на корточки, сильно обхватываем руками колени, туловище прижимаем к согнутым ногам — «наступила ночь»)

Вьюга снежный том листает…
(Плавно поднимаемся на ноги, руки вдоль туловища. Начинаем водить вытянутыми руками перед собой из стороны в сторону, одновременно опуская туловище вниз, к полу — изображаем вьюгу. Проводим ладонями по полу вправо и влево — «листаем странички снежной книги»)

Не беда. Мы завтра днём
Книгу новую прочтём!
(Находясь в этом же положении, снова соединяем ладони и начинаем «читать книгу» — «чертим» кончиками пальцев на полу извилистые линии справа налево)

(Автор стихотворения — А.А. Усачёв)

Мне кажется, наше сегодняшнее подвижное занятие, действительно, получилось очень сказочным и одновременно таким задорным. Очень надеюсь, что вашим деткам физкультминутка в зимнем лесу пришлась по душе.

Будет здорово, если у вас есть возможность всей семьей съездить на пару часиков в настоящий зимний лес. Сколько впечатлений, новых открытий и потрясающих эмоций получит ваш малыш от такой поездки! А какая замечательная фотосессия может получиться в зимнем лесу!

Но если у вас нет возможности выехать на лесную прогулку, то вы смело можете устроить путешествие по зимнему лесу в ближайшем парке или сквере. Чтобы прогулка получилось особенно интересной и незабываемой, можно заранее к ней немножко подготовиться.

Подвижные игры на улице со следами

Давайте сделаем своими руками для деток следы лесных зверей. В интернете можно легко найти картинки с изображением следов разных привычных нам животных и птиц — медведя, зайца, белки, волка, лисицы, лося, вороны и др.

Для изготовления следов потребуется картонная коробка (желательно из многослойного картона — для устойчивости и прочности), которую необходимо разрезать на отдельные картоночки. Затем на них надо нарисовать по образцу примерные парные следы разных зверей и вырезать их по контуру — главное, чтобы следы были со всех сторон немного побольше зимней обуви вашего ребёнка.

По бокам картонных следов подальше от края делаем дыроколом или шилом отверстия и привязываем к ним резиночку с двух сторон. Следы «невиданных зверей» готовы! Теперь можно смело идти на неисхоженную снежную полянку и играть.

Надевайте малышу на ножки следы разных зверей — пусть он выложит несколько дорожек разными следами, а потом вместе можно их рассматривать и угадывать, чьи это следы. Ещё один вариант — заранее распечатать или нарисовать искалку с изображением таких же следов и отыскивать их на снегу, делая отметки на листочке. Поиграйте в любые известные вам подвижные игры с персонажами лесных жителей, изображайте разных животных, догоняйте друг друга (например, «волк» догоняет «зайчика») и т.д.

Вот так весело и увлекательно можно завершить зимнюю лесную физкультминутку.

Для подготовки материала использовались следующие стихотворные сборники:

  • Михаил Пляцковский «Дружба начинается с улыбки…»
  • Андрей Усачёв «Битва на подушках»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность зимних построек в подготовительной (логопедической) к школе группе "Зимняя сказка"

Разработка проектной деятельности построек из снега в подготовительной (логопедической) к школе группе....

Сценарий зимнего спортивного праздника в средней группе "Зимние забавы".

В сценарии зимнего спортивного праздника "Зимние забавы" включены веселые игры, эстафеты, аттракционы, сюрпизные моменты, стихи, загадки, встречи со сказачными героями....

Сценарий зимнего физкультурного праздника «Зимние забавы».

Данный физкультурный праздник проводился уже несколько раз и очень понравился и детям и их родителям....

Сценарий зимнего спортивного праздника « Зимние забавы».

Цели: показать детям привлекательность зимних месяцев года; развивать интерес к зимним видам спорта посредством эстафет и конкурсов.  Задачи...

Конспект зимнего развлечения по музыкальному развитию для подготовительной к школе группы «Однажды зимним вечером»

Конспект зимнего развлечения для старшего дошкольного возраста по музыкальному развитию на основе русского народного фольклора....

Зимний праздник "Зимние чудеса" 3-4 года

Зимний спортивный праздникдля детей младшего дошкольного возраста"Зимние чудеса"(3-4 года)      Составил:Инструктор ФКЕрмакова Е.В....

Зимний праздник "Зимнее путешествие" 5-6 лет

Зимний спортивный праздникдля детей старшего дошкольного возраста"Зимнее путешествие "(5-6 лет)      Составил:Инструктор ФКЕрмакова Е.В....