Зимние физкультминутки "Мороз"
план-конспект занятия (старшая группа) на тему
Одна из приорететных задач ДОУ сохранение и укрепления здоровья детей дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 35.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Зимние подвижные разминки
На календаре последние дни января — самое время крещенских морозов. И хоть с каждым годом мы замечаем, что зимы становятся всё теплее, и мороз уже не так господствует в природе, но всё равно ни одна зима в нашей стране не обходится без ясных морозных дней. Сразу вспоминаются знакомые всем строчки А.С. Пушкина «Мороз и солнце; день чудесный!..», а перед глазами появляются прекрасные картины с искрящимся на солнце снегом, запорошенными инеем деревьями, неповторимыми узорами на окнах.
А ещё бывает так, что мы торопимся морозным утром в садик, но деревья вокруг так прекрасны, и так хочется подольше полюбоваться этой необыкновенной красотой. И, несмотря на то, что мороз щиплет щёчки и что мы опаздываем на утреннюю зарядку, мы всё равно останавливаемся возле белоснежных деревьев, рассматриваем покрытые инеем веточки, трогаем их, беседуем и рассуждаем, и обязательно стряхиваем друг на друга с веточек снежок. Знакомая картина, правда? Думаю, такие прогулки очень любимы ребятишками и надолго остаются в их памяти.
И хоть морозная погода совсем не располагает к активным уличным прогулкам, но мы можем провести подвижное морозное занятие дома и хорошенько разогреться. Для сегодняшней физкультминутки не потребуется никаких дополнительных предметов (кроме небольшого коврика для упражнений на полу) – мы будем просто много двигаться.
Подвижное занятие «Мороз»
Пусть малыш сначала отгадает любую из предложенных загадок (а можно загадать все):
«Он катки для нас устроил,
Снегом улицы занёс,
Изо льда мосты построил,
Кто же это?» (Дед Мороз)
(Из сборника «Большая книга Деда Мороза»)
«Все его зимой боятся —
Больно может он кусаться!
Прячьте уши, щёки, нос —
Ведь на улице …» (Мороз)
«Чьи рисунки на окне,
Как узор на хрустале?
Щиплет всякого за нос
Зимний дедушка…» (Мороз)
«Молодцы! Правильно отгадали! — продолжайте разговор с детьми. — Малыш, а как вы думаете, что нам поможет не замёрзнуть в морозную погоду? Ну, конечно, надо просто побольше двигаться. А давайте прямо сейчас встретимся с дедушкой Морозом, поиграем с ним и повеселим его, чтобы он стал добрее и не так сильно морозил людей, животных и птичек!»
Первая физкультминутка по стихотворению «Мороз»
Скрипит мороз.
(«Маршируем» по кругу, высоко поднимая колени — показываем, что к нам пришёл суровый мороз)
Сердит мороз.
(Руки прямые вдоль туловища, кулачки сжаты и сильно потопаем ногами — вот так сердится мороз)
И снег
Сухой и колкий.
(Теперь прыгаем с ножки на ножку, как будто снег колется)
И вяз озяб.
(Обнимаем руками себя за плечи и крутим туловище из стороны в сторону)
И дуб замёрз.
(Руки опускаем вдоль туловища, подпрыгиваем на двух ногах вместе, одновременно поднимая и опуская плечи)
Насквозь
Продрогли ёлки.
(Руки также вдоль туловища, ладошки параллельно полу — слегка приседаем и одновременно по очереди поворачиваем тело вправо и влево — так ёлочки пытаются согреться)
И солнце в небе,
Как желток…
(Поднимаем прямые руки вверх, делаем ладошками маленький круг и тянемся за ним как можно выше)
И до того
Мороз
Жесток.
(Как можно сильнее обхватываем спину руками и перепрыгиваем с ноги на ногу, высоко поднимая колени, — так сильно мы замёрзли и хотим согреться)
Что через поле
Птица
Перелететь
Боится!
(Делаем большие взмахи руками-«крылышками» и одновременно быстро бежим по кругу — птичка пытается поскорее перелететь через поле)
(Автор стихотворения — Т. Волжина)
«Ну и суровый мороз нам повстречался сейчас — еле согрелись! Правда, ребята? — поговорите с детками после разминки. — Но мы всё равно не сдадимся и поиграем с дедушкой Морозом ещё. Согласны? Тогда начинаем!»
Вторая физкультминутка по стихотворению «Мороз»
«Бураны, вьюги и метели…
(Произвольно изображаем снежную вьюгу — можно покружиться, размахивать руками из стороны в сторону, сделать «снежный вихрь» круговыми движениями вытянутых рук перед собой и т.п.)
Как много с ними канители,
Как много шума, толкотни!
(Изображаем шум и толкотню — сначала пошумим, стуча ногами по полу и повыше поднимая колени, а затем потолкаемся — руки согнуты в локтях на уровне пояса, делаем отрывистые движения одновременно двумя локтями назад и в стороны)
Как надоели мне они!» —
Так проворчал мороз угрюмый,
(Ладошками держим голову около висков и осторожно наклоняем голову вправо и влево — «мороз недоволен и устал от шума»)
И речку лёд сковал без шума,
(Опускаемся на пол, садимся на колени, тянемся туловищем и вытянутыми руками вперёд как можно сильнее, скользим вытянутыми руками по полу из стороны в сторону — «речку покрыл лёд»)
Деревья скрыла седина,
И наступила тишина.
(Плавно поднимаем туловище, по-прежнему сидим на коленях. Потихоньку и осторожно опускаем голову вниз, растягивая шею, и обхватываем себя руками за плечи — в таком положении посидим тихо и неподвижно какое-то время. Вот так «деревья скрылись под инеем» и в природе «наступила тишина»)
(Автор стихотворения — В.Д. Берестов)
И напоследок, если малыши хорошо разыграются и захотят продолжения, ещё одна совсем небольшая, но очень весёлая морозная разминка.
Третья физкультминутка по стихотворению «Мороз»
В лесу мороз
ощупывал деревья…
(Пусть малыш будет деревом, а взрослый — морозом. Произносим первую фразу стихотворения и начинаем «морозить» ребёнка своими прикосновениями, а он должен стараться отбегать, отпрыгивать и увёртываться от вас. Лучше заранее обозначить игровое пространство пределами, например, одной комнаты. Для разнообразия можно меняться ролями)
(Заканчиваем игру)
Но главное, что я увидел сам, —
(Стоим прямо, руки вдоль туловища — медленно отклоняем голову назад, хорошо вытягивая шею, и несколько секунд смотрим вверх. Также плавно возвращаемся в исходное положение)
Как белый дым
Над чёрною деревней
(Изображаем, как дым из трубы поднимается вверх: вытянутые руки поднимаем вверх над головой, соединяем ладошки, поднимаемся на цыпочки, смотрим вверх и тянемся всем телом как можно выше)
Он приморозил
К синим небесам.
(Оставаясь в этом же положении, «замираем» на какое-то время — так «дым из трубы примёрз к небу»)
(Автор стихотворения — А. Климов)
Сегодняшняя морозная физкультминутка подошла к концу. Но, возможно, деткам захочется ещё поиграть с морозом. И я бы с радостью предложила отправиться на улицу и вспомнить другие подвижные игры. Но вполне естественно, что в морозы совершенно не хочется гулять, да и в такую погоду просто невозможно долго находиться на свежем воздухе, а тем более с малышом. Но это не повод просто остаться дома и сетовать на мороз. Давайте лучше порадуем наших деток и займёмся интересным занятием. Например, проведём творческое занятие «Морозные узоры»
Для подготовки материала использовались следующие сборники стихотворений:
- «Большая книга Деда Мороза»
- «Волшебница Зима»
- Валентин Берестов «Как хорошо уметь читать…»
Творческое занятие «Морозные узоры»
Как жаль, что повсеместно установленные в наших квартирах пластиковые окна лишают нас возможности, как в былые времена, любоваться зимой великолепными морозными узорами. Но мы не будем расстраиваться, а просто попробуем сами создать эту природную красоту на окнах. Думаю, что вашему малышу придётся по душе идея сделать морозные рисунки.
Есть множество разнообразных вариантов создания «морозных узоров» — их легко можно найти и попробовать. На мой взгляд, самый простой и доступный из них — с использованием зубной пасты. Сначала добавьте в кружку с водой немного зубной пасты и хорошо размешайте. Получившийся раствор перелейте в бутылку с пульверизатором и просто разбрызгайте на окно — получится как бы слегка замороженное окошко.
Теперь выдавливаем пасту в небольшую мисочку и начинаем рисовать кисточкой любые узоры, линии и орнаменты (кисточку желательно взять потолще и пошире). Рисовать можно и просто пальчиками — детки точно будут в восторге. Подойдут для рисования пастой и бумажные шаблоны.
Если есть опасения, что потом придётся долго и трудно отмывать «морозные» окна — не переживайте, зубная паста легко смывается обычной мокрой тряпочкой, да и будет прекрасный повод в середине зимы освежить окно. Мы с сынишкой украшали такими узорами окна уже несколько раз — получается очень красиво. Обязательно попробуйте!
Подвижная игра-разминка «Зимний лес»
Зимний лес необыкновенно прекрасен! Белоснежные полянки, серебристый иней на заснеженных деревьях, искрящийся на солнце снег, таинственная тишина вокруг… И как здорово, что всю эту зимнюю красоту могут увидеть и почувствовать наши детки — во время прогулок по паркам или скверам, слушая и напевая замечательные зимние песенки, а также за совместным чтением чудесных художественных произведений о зимнем времени года.
Сегодняшнее подвижное занятие не только познакомит малышей с новыми великолепными стихотворениями русских авторов, но и позволит с пользой для здоровья провести весёлую игровую разминку.
К предлагаемой физкультминутке необходимо заранее немного подготовиться. Что нам потребуется:
- коврик для упражнений на полу;
- имеющиеся золотинки и фантики от конфет или пищевая фольга, которые необходимо порезать или порвать на небольшие кусочки, — это будет «иней на деревьях»;
- несколько листов пергаментной бумаги (их необходимо заранее нарезать небольшими листочками и слегка скомкать) и/или шелестящие пакеты — это будет «хрустящий снежок»;
- корзинка или коробка с маленькими шариками для сухих бассейнов (или просто с бумажными комочками) в качестве шишек;
- тазик, обруч, корзинка или большая коробка в качестве мишени.
Для начала скажите ребятам (можно даже для создания атмосферы таинственности прошептать), что сегодняшнее подвижное занятие будет особенным — мы отправимся в сказочный зимний лес. Зимой лес выглядит совсем по-другому. Там мы увидим волшебную красоту снежной природы, «почитаем» следы на снегу и поиграем с лесными зверятами и птичками, которые не отправились осенью в зимнюю спячку. Как только дети будут готовы, можно начинать подвижное путешествие по зимнему лесу.
Физкультминутка по стихотворению «Зимний лес»
Был рыжим лес ещё вчера,
(Поднимаем вытянутые руки вверх над головой и начинаем медленно их опускать до пола перед собой, делая плавные движения прямыми руками из стороны в сторону — изображаем падающие осенние листья)
От дождика рябило.
(Поднимаем туловище вверх и изображаем капающий дождик — делаем ногами «бег на месте», а вытянутые перед собой руки поочерёдно опускаем и поднимаем)
Сегодня — в блёстках серебра
Берёза и рябина.
(Ребёнок изображает дерево — вытянутые руки подняты вверх и немного разведены в стороны. Малыш начинает кружиться вокруг себя, а взрослый посыпает его сверху «блёстками серебра» (заранее приготовленными небольшими кусочками золотинки или фольги)
Мороз фонарики зажёг,
Вокруг — светло и пусто.
(Ребёнок останавливается. Теперь разводим вытянутые руки в стороны на уровне груди и начинаем кружиться в другую сторону — показываем, как красиво искрится снег и как просторно вокруг)
(Останавливаемся. Взрослый раскидывает на полу перед ребёнком заготовки из скомканных листов пергаментной бумаги или шелестящие пакетики — это будет «хрустящий снежок»)
А под ногой хрустит снежок —
И весело от хруста.
(Ставим руки на пояс и начинаем быстро ходить по раскиданному «снежку», издавая «хрустящие» звуки)
(Убираем «снежок» в сторону)
Забыт осенних листьев шум,
(Руки всё также держим на поясе и начинаем ходить по кругу, поднимая вверх прямые ноги, как будто идём по осенним листьям и раскидываем их ногами)
Сугробы — как подушки.
(Останавливаемся. Опускаемся на пол и садимся на колени. Тянемся туловищем вперёд, а вытянутые перед собой руки поднимаем от пола и опускаем поочерёдно, как будто взбиваем руками «снежные подушки»)
(Поднимаемся на ноги)
И сколько ёлок — столько шуб
Белеет на опушке.
(Изображаем заснеженные ёлочки — вытянутые руки поднимаем через стороны вверх и начинаем медленно, делая кистями рук плавные движения, опускать их вниз также через стороны. Снова поднимаем руки вверх через стороны и повторяем упражнение)
(Автор стихотворения — М.С. Пляцковский)
— Замечательно мы с вами зимний лес изобразили, правда? — обратитесь к ребёнку. — Малыш, как ты думаешь, а что ещё можно увидеть в зимнем лесу на снегу? Конечно же, следы жителей леса! Давайте попробуем превратиться в некоторых лесных зверят и птиц и оставим на снежке загадочные следы!
Физкультминутка по стихотворению «Снежная книга»
Снег, как белая страница.
(Стоим прямо, руки вдоль туловища, ноги на ширине плеч. Опускаем туловище вниз, вытянутыми руками тянемся к полу и водим ладошками по полу из стороны в сторону — «прикасаемся к снегу». Если трудно делать упражнение на прямых ногах, можно их немного согнуть в коленях)
Что написано на ней?
(Находясь в этом же положении, прижимаем ладони друг к другу и «пишем» кончиками пальцев на полу любое короткое слово (например, «снег»). Малыш пусть повторяет за вами движения пальчиками по полу либо просто водит ими в разные стороны, как будто пишет таинственные слова)
(Выпрямляем туловище)
Вышла из лесу лисица…
(Превращаемся в лисичку: опускаемся на пол, встаём на четвереньки, медленно и величаво походим по комнате)
Рядом виден след саней.
(«Лисичка» поворачивает голову в любую сторону и видит «след саней». Плавно опускаемся на колени, держа перед собой на полу вытянутые руки. Начинаем тянуться туловищем вперёд, а затем возвращаемся назад, вытянутые руки скользят по полу, как будто оставляя «след саней». Стараемся потянуться как можно дальше вперёд, растягивая мышцы спины. Упражнение можно сделать несколько раз)
(Возвращаемся в положение на четвереньках)
На снегу оставив знаки,
Пробежали две собаки.
(Изображаем бегущих собачек: поочерёдно отрываем от пола сначала правые руку и ногу, затем левые руку и ногу — переваливаемся таким образом с одной стороны на другую несколько раз)
Вот — свалился кто-то с лыж.
(Продолжаем стоять на четвереньках и заваливаемся плавно на любой бочок)
Вот — зерно искала мышь.
(Поднимаемся с пола и снова встаём на четвереньки. Теперь превращаемся в мышку: слегка присаживаемся на колени, туловище тянем к полу, лицо также направлено к полу, руки согнуты в локтях, ладошки перед собой на полу рядом с лицом — в таком положении «походим» по полу — «мышка ищет зёрнышки»)
(Поднимаемся на ноги, руки вдоль туловища, ноги на ширине плеч)
Прочитаем дальше строки:
(Снова опускаем туловище вниз, вытянутыми руками тянемся к полу и «чертим» кончиками пальцев соединённых ладошек на полу извилистые линии справа налево — «читаем строчки книги». Можно слегка согнуть колени)
Здесь скакали две сороки.
(Туловище по-прежнему наклонено к полу, вытянутые руки перед собой на полу. Теперь изображаем скачущую сороку: опираемся на пальцы вытянутых рук и делаем небольшие прыжки слегка согнутыми ногами вперёд. Так немного «поскачем» по комнате)
(Поднимаемся на ноги)
Следом — прыгал воробей…
Почерк мельче и слабей.
(Теперь становимся воробышком: опускаемся на корточки, руки по бокам, кончиками пальцев касаемся пола. В таком положении попрыгаем на носочках, каждый раз поворачивая колени в разные стороны)
На сосне сидела белка
(Продолжаем сидеть на корточках, вытянутые руки перед собой, кончики пальцев касаются пола — превратились в белочку. Крутимся на носочках вправо и влево — так белочка «хвастается» своим пушистым хвостиком)
(Ставим рядом с ребёнком корзинку или коробку с маленькими шариками для сухих бассейнов (или просто с бумажными комочками). А прямо перед ним, на небольшом расстоянии, размещаем тазик, обруч, корзинку или большую коробку — это мишень)
И бросала шишки в снег…
(Малыш берёт из стоящей рядом корзинки шарики и пытается попасть в мишень — примерно так белочка «бросает шишки в снег». Чтобы ножки ребёнка не устали, можно присесть на одно колено)
(После игры с шариками поднимаемся на ноги)
Сказки этой Книги белой
Я читал бы целый век.
(Вытянутые руки поднимаем вверх перед собой, встаём на носочки, хорошенько тянемся телом вверх за вытянутыми руками. Затем опускаемся на полную ступню, а руки через стороны плавно опускаем до уровня груди и сильно отводим их назад, лопатки тянутся друг к другу — вот так мы «растянули время» вверх и вширь)
Только свет небесный тает.
(Опускаем руки вдоль туловища, присаживаемся на корточки, сильно обхватываем руками колени, туловище прижимаем к согнутым ногам — «наступила ночь»)
Вьюга снежный том листает…
(Плавно поднимаемся на ноги, руки вдоль туловища. Начинаем водить вытянутыми руками перед собой из стороны в сторону, одновременно опуская туловище вниз, к полу — изображаем вьюгу. Проводим ладонями по полу вправо и влево — «листаем странички снежной книги»)
Не беда. Мы завтра днём
Книгу новую прочтём!
(Находясь в этом же положении, снова соединяем ладони и начинаем «читать книгу» — «чертим» кончиками пальцев на полу извилистые линии справа налево)
(Автор стихотворения — А.А. Усачёв)
Мне кажется, наше сегодняшнее подвижное занятие, действительно, получилось очень сказочным и одновременно таким задорным. Очень надеюсь, что вашим деткам физкультминутка в зимнем лесу пришлась по душе.
Будет здорово, если у вас есть возможность всей семьей съездить на пару часиков в настоящий зимний лес. Сколько впечатлений, новых открытий и потрясающих эмоций получит ваш малыш от такой поездки! А какая замечательная фотосессия может получиться в зимнем лесу!
Но если у вас нет возможности выехать на лесную прогулку, то вы смело можете устроить путешествие по зимнему лесу в ближайшем парке или сквере. Чтобы прогулка получилось особенно интересной и незабываемой, можно заранее к ней немножко подготовиться.
Подвижные игры на улице со следами
Давайте сделаем своими руками для деток следы лесных зверей. В интернете можно легко найти картинки с изображением следов разных привычных нам животных и птиц — медведя, зайца, белки, волка, лисицы, лося, вороны и др.
Для изготовления следов потребуется картонная коробка (желательно из многослойного картона — для устойчивости и прочности), которую необходимо разрезать на отдельные картоночки. Затем на них надо нарисовать по образцу примерные парные следы разных зверей и вырезать их по контуру — главное, чтобы следы были со всех сторон немного побольше зимней обуви вашего ребёнка.
По бокам картонных следов подальше от края делаем дыроколом или шилом отверстия и привязываем к ним резиночку с двух сторон. Следы «невиданных зверей» готовы! Теперь можно смело идти на неисхоженную снежную полянку и играть.
Надевайте малышу на ножки следы разных зверей — пусть он выложит несколько дорожек разными следами, а потом вместе можно их рассматривать и угадывать, чьи это следы. Ещё один вариант — заранее распечатать или нарисовать искалку с изображением таких же следов и отыскивать их на снегу, делая отметки на листочке. Поиграйте в любые известные вам подвижные игры с персонажами лесных жителей, изображайте разных животных, догоняйте друг друга (например, «волк» догоняет «зайчика») и т.д.
Вот так весело и увлекательно можно завершить зимнюю лесную физкультминутку.
Для подготовки материала использовались следующие стихотворные сборники:
- Михаил Пляцковский «Дружба начинается с улыбки…»
- Андрей Усачёв «Битва на подушках»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/04/10/picture-61982-1428655624.jpg)
Проектная деятельность зимних построек в подготовительной (логопедической) к школе группе "Зимняя сказка"
Разработка проектной деятельности построек из снега в подготовительной (логопедической) к школе группе....
Сценарий зимнего спортивного праздника в средней группе "Зимние забавы".
В сценарии зимнего спортивного праздника "Зимние забавы" включены веселые игры, эстафеты, аттракционы, сюрпизные моменты, стихи, загадки, встречи со сказачными героями....
![](/sites/default/files/pictures/2012/04/24/picture-80422.jpg)
Сценарий зимнего физкультурного праздника «Зимние забавы».
Данный физкультурный праздник проводился уже несколько раз и очень понравился и детям и их родителям....
![](/sites/default/files/pictures/2024/10/23/picture-89280-1729707107.jpg)
Сценарий зимнего спортивного праздника « Зимние забавы».
Цели: показать детям привлекательность зимних месяцев года; развивать интерес к зимним видам спорта посредством эстафет и конкурсов. Задачи...
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/24/picture-176766-1359038155.jpg)
Конспект зимнего развлечения по музыкальному развитию для подготовительной к школе группы «Однажды зимним вечером»
Конспект зимнего развлечения для старшего дошкольного возраста по музыкальному развитию на основе русского народного фольклора....
![](/sites/default/files/pictures/2017/08/10/picture-101723-1502344992.jpg)
Зимний праздник "Зимние чудеса" 3-4 года
Зимний спортивный праздникдля детей младшего дошкольного возраста"Зимние чудеса"(3-4 года) Составил:Инструктор ФКЕрмакова Е.В....
![](/sites/default/files/pictures/2017/08/10/picture-101723-1502344992.jpg)
Зимний праздник "Зимнее путешествие" 5-6 лет
Зимний спортивный праздникдля детей старшего дошкольного возраста"Зимнее путешествие "(5-6 лет) Составил:Инструктор ФКЕрмакова Е.В....