музыкальные игры
консультация на тему
игры, развивающие музыкальное творчество детей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
muzykalnye_igry.docx | 413.89 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
ИГРЫ, РАЗВИВАЮЩИЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО ДЕТЕЙ
Врожденных музыкальных способностей нет - они развиваются в процессе слушания музыки. Ученые предполагают, что решающим в этом обучающем процессе являются первые пять лет жизни ребенка.
Позднее обучение звуковой дифферентации будет затруднительным, и ребенку будет намного труднее распознавать звуки по высоте и по тону. Таким образом, именно в этот период имеет смысл вооружать ребенка музыкальными знаниями, которые пригодятся ему в дальнейшем.
Один из лучших музыкальных инструментов для формирования музыкальных способностей - ксилофон. Постарайтесь остановить свой выбор на инструменте с деревянными пластинами. Качество звучания очень важно, так как любая фальшивая нота или аккорд мешают музыкальному развитию ребенка.
1. Ребенок сидит рядом и внимательно наблюдает, как медленно и отчетливо взрослый ударяет по пластинке ксилофона. Попросите малыша показать пластинку, по которой вы только что ударили. Если это окажется трудным для него, попробуйте снять большинство пластинок ксилофона, оставив несколько. Лучше всего начать обучение со средней «си».
2. Теперь ударьте по пластинке, звук которой выше, и проверьте, сможет ли ребенок ее вам указать. Спросите его, одинаково ли звучали нотки. Чтобы помочь ему, проиграйте их еще раз, но не более четырех раз подряд.
3. Когда малыш научится различать звуки по высоте, настанет черед для музыкального стана. Для образности можно смастерить лесенку со ступеньками. Они должны быть достаточно большими, чтобы поместился игрушечный медвежонок или любая другая игрушка ребенка. Для этой цели можно также использовать обычную лесенку или ступеньки. Пусть ребенок перемещает медвежонка, начиная с нижней ступеньки, проходя поочередно через все. На каждую ступеньку приходится одна нотка. Одновременно с передвижением игрушки вы начинаете играть с нижней нотки, не пропуская ни одной, доходите до самой верхней. Повторите эту забаву вместе с ребенком несколько раз. Затем используйте этот прием в новой игре, но начиная уже с верхней нотки и постепенно спускаясь вниз. И, наконец, попробуйте перепрыгивать с медвежонком с верхней на среднюю и наоборот.
4. Самое сложное задание для ребенка - найти для медвежонка ту ступеньку, которая бы соответствовала звуку пластинки, по которой вы ударяете. Это достаточно трудное задание, даже если ребенок видит, по какой именно пластинке вы ударили. Можно облегчить это задание для ребенка, предварительно разрисовав соответственно ступеньки и планочки в разные цвета или расклеив картинки на них.
Чередуйтесь с малышом в выполнении этих заданий. Дополнительно можно пропевать нотки. Наряду с умением различать звуки по-высоте, важно научить ребенка различать качество звучания.
Здесь может пригодиться ксилофон. Вам нужно лишь изготовить несколько молоточков из различных материалов — дерева, пробки, резинки, металла и т.д. С их помощью, меняясь ролями с ребенком, вы можете угадывать, какой именно молоточек ударил только что по пластинке ксилофона.
ПРЕДЛАГАЕМ СЛЕДУЮЩИЕ РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ:
1. «Пузырь» (5-6 лет). Это развлечение трудно назвать музыкальным, но оно вполне подойдет для этой цели. Наполните водой большое ведро. Пусть ребенок попробует гудеть, опустив в него соломинку. Еще лучше, если вы дадите ему резиновый шланг или пластиковую трубку и позволите заниматься этим во время купания в ванне.
2. «Бумага и расческа». Это старинное развлечение, но большинство детей любят его и сегодня. Не забывайте, что ребенок должен гудеть, а не дуть.
3. «Бумажный тамбурин» (бубен). Пробейте гвоздиком дырочки в пробках от пивных бутылок. Пусть ребенок свяжет их попарно и закрепит по окружности бумажной тарелки.
Ценность перечисленных игр заключается в слуховом различии звуков и мускульном контроле.
4. «Музыкальные банки». Даже взрослые получают удовольствие от помешивания ложкой в стакане воды, от получаемого музыкального эффекта. Маленьким детям нравится это вдвойне. Во-первых, они в восторге от производимого шума, во-вторых, от чувства первооткрывателя этого явления. Но если вы предложите ребенку 10-12 одинаковых бутылок, поставленных вряд (бутылок из под молока или банок из под варенья), и несколько разных барабанных палочек и кувшин с водой, у него будет возможность для собственных систематических экспериментов, меняя при этом уровень воды в бутылках. Если при этом немного покрасить жидкость вареньем или соком, то будет еще интереснее! Развлекаясь, ребенок постигает различную высоту звуков в соответствии с наполненностью бутылки.
РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ В ПЕНИИ
Каждый человек, родившись, получает от матушки - природы драгоценный и великий дар - особого качества музыкальный инструмент - голос. Некоторые педагоги считают, что именно он может стать основой, фундаментом всей музыкальной культуры человека в будущем. Необходимо лишь научиться правильно владеть этим инструментом.
Обучать ребенка пению лучше всего используя для этого свой собственный голос. Слушая песню, малыш сам начинает подпевать, старательно подражая выразительным интонациям голоса взрослого. Чем младше ребенок, тем более легким должен быть песенный репертуар. Помните, что объем детского голоса невелик. Голосовые связки у малышей тонкие и хрупкие. Поэтому весь голосовой аппарат ребенка требует очень осторожного и бережного отношения.
При обучении пению всегда идите от простого к более сложному, словно постепенно поднимаетесь по лесенке к вершинам исполнительского мастерства.
МЕТОДИКА РАЗУЧИВАНИЯЯ ПЕСЕН
1.Мелодию лучше начинать разучивать без текста, на какой-нибудь слог, например «ля» (в таком случае все внимание ребенка будет сосредоточено на звуковысотной линии).
2. Подвижные песни сначала необходимо пропевать в замедленном темпе, чтобы ребенок успевал хорошо, правильно проговаривать все слова, особенно трудные для произношения.
3. Сложные по ритмическому рисунку и мелодии фрагменты песни необходимо поучить отдельно. Чтобы ребенок наглядно понял, куда движется мелодия и куда направить голос, пользуйтесь жестом ( рука следует вверх и вниз, скачком или плавно, в зависимости от движения мелодии). Такты с трудным ритмическим рисунком нужно прохлопать, затем одновременно прохлопать и пропеть на какой - либо слог.
4. Чтобы звук во время пения имел красивую окраску, следите за губами ребенка. Он всегда должен иметь округлую форму. Этому помогает и хорошо открывающийся рот.
5. Дышать нужно спокойно, не поднимая плеч и не делая шумных вдохов перед каждой новой фразой песни. Сохранять воздух в легких желательно до окончания фразы, экономно расходуя его. Научиться этому можно, поиграв, например, со свечей (дуйте на пламя свечи как можно дольше, наблюдая, как оно при этом отклоняется в сторону) или с белыми пушинками - парашютиками знакомого всем одуванчика.
6. Перед пением голос должен быть «разогрет». Для этого используются небольшие, на трех - пяти звуках, распевки. Это может быть «Музыкальная лесенка», которую желательно пропевать от разных ступенек, постепенно повышая голос или какие-нибудь другие короткие пропевки, например «Две трети», «Птица и птенчики» и др.
7. Правильное положение корпуса ребенка во время пения помогает исполнению песни. Сидеть нужно прямо, без напряжения, расправив плечики, руки спокойно положить на колени ближе к корпусу, голову вниз опускать не следует. Если песня исполняется стоя, то спина при этом должна быть также прямой, руки желательно спокойно опустить вдоль туловища. При таком положении корпуса вся дыхательная система, весь голосовой аппарат гармонично настроены на процесс пения.
Музыканты - педагоги при оценке пения детей часто используют термин «чистота интонирования». Говорят, например, интонация у ребенка не чистая, или « чистота интонирования оставляет желать лучшего». Что это означает?
Чисто интонировать или, что одно и то же, «чисто» петь - это значит, петь без фальши, не фальшивить во время пения.
Не стоит расстраиваться, если сразу не получается исполнить песню чисто. Для успеха требуется время, упражнения в развитии звуковысотного слуха и, конечно, регулярные занятия пением. И всегда помните:
Прежде чем проинтонировать (пропеть) звук песни, важно правильно услышать его и точнейшим образом повторить голосом.
ПРФИЛАКТИКА НАРУШЕНИЙ ГОЛОСА У ДЕТЕЙ
У детей младшего дошкольного возраста голосообразующий аппарат еще полностью не сформирован, поэтому им не рекомендуются публичные выступления, требующие форсирования голоса в не свойственном ребенку диапазоне.
Первоначальными признаками нарушения голоса могут быть легкая хрипота и быстрая его истощаемость, вызванные небольшим расстройством функции гортани. Однако, если данные отклонения вовремя не устранить, это приведет к стойким изменениям в гортани и, следовательно, утяжелит голосовой дефект.
Большинство нарушений голоса являются приобретенными в процессе развития детского организма и его речевой функции. Исключение составляют нарушения, связанные с врожденным дефектом твердого и мягкого нёба и с нарушением слуха. Нарушения голоса могут быть самостоятельным дефектом или одним из компонентов речевого дефекта при дизартрии, ринолалии, нарушениях речи слабослышащих и глухих.
Для предупреждения различных голосовых расстройств очень важна охрана и воспитание голоса с раннего детства.
Очень важно знать, что развитие детского голоса идет постепенно, что детский голосовой аппарат еще слаб и форсирование голоса может нанести непоправимый вред. Крикливое пение в диапазоне, не соответствующем детскому голосу, вызывает перенапряжение голосового аппарата, что может привести к функциональным и органическим нарушениям. Дети с раннего возраста должны слышать мягкие мелодичные голоса с точными и выразительными интонациями. Обладая большой подражательностью, они легко усваивают интонацию и способ голосоподачи окружающих их взрослых.
Основными профилактическими мерами предупреждения патологии голоса являются закаливание организма, овладение навыками наиболее рационального диафрагмального дыхания и мягкой атаки голосоподачи.
КАК ИГРАТЬ С ТИШИНОЙ ?
Чуткость и искренность детей поразительна! Давайте спросим себя, что будет делать любой ребенок, если перед ним положить бубен? Конечно, он возьмет его и будет изучать. А если дома нет бубна? Или игрушки (в том числе и музыкальные) ребенку надоели или давно изучены? Как развить в детях способность фантазировать и находить затеи даже из тишины? Вы скажете, это невозможно?
И будете предлагать ребенку вновь и вновь порисовать или слепить фигурку из пластилина..... и думать, что же придумать этакого, чтобы ребенок не скучал и одновременно развивал свои способности?
Идея 1. Создать условия, при которых бытовые впечатления ребенка можно было перевести в эстетические.
- попросите детей прислушаться к тихим звукам, окружающим его;
- поразмышляйте с ребенком, что такое "тишина", "покой", "пауза", "умиротворение";
- обратите внимание детей на жизненные ситуации, которые можно назвать "тихими": ночь, раннее утро, поздний вечер;
- создайте морально - этические и нравственные ситуации, в которых необходимо "тихое поведение";
- учите детей невербальному общению, особенно в игровых ситуациях, покажите пантомиму, развивайте в нем пантомимические способности на собственном примере;
Идея 2. Сделайте вместе с ребенком оркестр тихих инструментов.
- возьмите бумагу разной плотности, гладкую и смятую, также подойдет целлофан: пошуршите с ребенком по очереди, сочините "песенку- шуршалочку" (например про мышку). В такой "песенке" нет ни мелодии, ни слов, но ребенку интересно и полезно будет услышать различные шорохи, прислушаться к ним, научить идентифицировать их с какими-либо образами;
- научите его тихонько стучать по различным предметам в комнате, устройте соревнование, чей звук будет тише;
- озвучьте на любых предметах (стаканах, ложках, табуретах - все, что найдется рядом) стихотворение:
Было тихо, очень тихо: | Было тихо, очень тихо,- |
Идея 3. Танец тишины.
- ребенок может повторять движения, которые вы ему покажете, по принципу "показ - повтор". Проведите игру в полной тишине. Движения должны быть очень простыми, но красивыми. Поменяйтесь ролями с ребенком, теперь он лидер, а вы повторяете за ним;
- включите спокойную музыку, пусть ребенок танцует под нее. Остановите проигрывание музыки, убавив громкость - ребенок должен замереть в красивой позе. Продолжите проигрывание музыки, и т.д.
Для чего это нужно, спросите Вы?
При помощи таких простых игр Вы разовьете и обогатите музыкально-интеллектуальный кругозор детей, их эмоциональный потенциал, способность к невербальному общению; способствуете развитию слухового внимания и слухового восприятия, воображения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Музыкальная игра-сказка, как средство формирования музыкальных основ музыкальной культуры у детей дошкольного возроста.
Сказка по мотивам А.С.Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке"...
Авторские тематические музыкальные игры для детей среднего и старшего дошкольного возраста Краснослободцева Н.В, музыкальный руководитель
Авторские тематические музыкальные игры для детей среднего и старшего дошкольного возрастаКраснослободцева Н.В, музыкальный руководитель...
Консультация музыкального руководителя для родителей Тема: «Музыкальные игры в семье»
Консультация музыкального руководителя для родителей Тема: «Музыкальные игры в семье»Уважаемые мамы и папы!Музыкальное воспитание в детском саду осуществляется в основном на музыкальных занятиях, где ...
Музыкальная игра - как ведущий вид музыкальной деятельности дошкольников
В данной презентации рассмотрена связь игры и музыки, выделены принципы и задачи ,прведены примеры....
Музыкальная игра для детей среднего возраста " Игра с музыкальными игрушками-самоделками"
Игра с погремушками расчитана для детей среднего возраста.Цель игры: развитие координации движений, слуха, памяти, чувства ритма, формирования навыков игры на...
Музыкальные игры в семье.Музыкальная игра - как средство развития музыкальной деятельности ребенка.
Уважаемые родители!Сегодня всем, кто имеет такую возможность, важно остаться дома. Это поможет сдержать распространение вируса и уберечь себя и окружающих. Дома можно и нужно проводить время с пользой...
Музыкальная игра на развитие музыкального мышления "Танцующие музыкальные инструменты".
Цель: развитие музыкального мышления, танцевального творчества,эмоциональной отзывчивости на инструментальную музыку....