Консультация для родителей
консультация (младшая группа) на тему
"Художественное развитие детей дошкольного возраста"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_roditeley.docx | 18.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
"Художественное развитие детей дошкольного возраста"
Взрослых давно волнует вопрос о том как организовать процесс восприятия произведений изобразительного искусства детьми так, чтобы, с одной стороны, сохранить детскую непосредственность во всей её наивной первозданности, а с другой – научить их рассматривать художественные произведения.
Николай Андреевич Тырса, живописец, станковый и книжный график, в своём выступлении по поводу этого сказал так:
«Я потребитель искусства с четырёхлетнего возраста . Когда был ребёнком . я очень любил рассматривать картинки . Мои бедные родители сумели мне, семилетнему ребёнку, показать Эрмитаж. У меня трое детей, я люблю детей вообще так, что в этом отношении у меня есть какой то опыт . И вот в чём тут дело. Важно научиться рассматривать художественное произведение. А как получается на практике? Я наблюдал, как часто рассматривают рисунки. Рассматривают иллюстрации, рассматривают изображения как сумму каких-то смысловых обозначений.
От ребёнка требуют рассказать, почему старик лежит. Почему мальчик сидит, в какой одежде, в какое время года, в какое время дня, что у них в руках, что они делают и т.д. Этим всё и ограничивается. А где же искусство, почему оно не доходит до ребёнка? Почему об этом не говориться?
Надо считаться с неодинаковостью детского восприятия. Оно очень разное у детей. Надо считаться с разницей детских натур и родителям, и художникам, и писателям- нужно хорошенько войти в искусство, чтобы понимать изображения, видеть их как художественные произведения».
Мы полностью согласны с данной точкой зрения и считаем, что в процессе диалогического общения взрослого и ребёнка искусство самоценно.
В первую очередь необходимо того, чтобы дети поняли, что в любом произведении искусства не только рассказывается о чём-либо. Но и обязательно присутствует определённое настроение. Но показать эту важнейшую особенность искусства можно только на произведениях со специальным содержанием. Так, например, маленькие дети не в состоянии понять те произведения живописи, в которых передана борьба добра со злом. Для них будет весьма сложно постигнуть духовное противостояние героев живописного полотна, в котором разыгралась любовная драма или даны сложные аллегории. Вместе с тем общеизвестно, что малыши очень рано начинают интересоваться изображением детей, животных. Их увлекают иллюстрации в книгах, отдельные произведения живописи, скульптуры.
В результате специального наблюдения нами было установлено, что эмоциональный отклик у детей, не достигших четырёх лет, вызывают те произведения искусства, в которых переданы чувства и отношения, наиболее близкие и понятные ребёнку этого возраста (мать и дитя и их взаимоотношения). Не менее привлекателен для малышей и мир книжной графики.
Детей старшего дошкольного возраста уже можно познакомить с основными жанрами живописи (пейзаж, портрет, натюрморт) и помочь им понять, как художники, используя средства выразительности, передают в художественной поэтической форме своё восприятие мира, своё понимание его.
Так например, в работах Е. Чарушина у каждого зверя свой характер, своё настроение, состояние. Зверь может быть настороженным, спокойным или расслабленным. Может быть в плохом настроении, а может радоваться и безмятежно наслаждаться своей долей звериного счастья. Он может быть приветлив и хмур, растерян и уверен в себе. Создавая свои произведения, Чарушин мечтал о том, что дети поймут его зверят, их мимику, движения и почувствуют их настроение, постигнут глубину индивидуальности каждого персонажа.
Но, к сожалению, уже первый педагогический опыт работы с детьми разочаровал художника, потому что некоторые родители вовсе не понимают животное. В качестве примера художник приводит случай , который произошёл в его присутствии с одним его знакомым, демонстрирующим ребёнку рисунок, на котором была изображена собака в прекрасном расположении духа и даже «улыбалась». Несмотря на дружелюбный вид собаки, отец «объяснил» сыну этот рисунок так: « Смотри какая злющая собака. Смотри, как она рычит!». Но сын с ним не согласился: « Да нет- утверждал мальчик- она не злая, совсем и не рычит,- видишь рот раскрыла».
Можно сделать вывод, что взрослым не следует навязывать детям свою точку зрения.
Произведения для эстетического восприятия детей должны быть художественными, доставлять наслаждение своей красотой и передавать чувства, настроение, мысли, доступные детям. Рисунки в книге являются одним из первых произведений изобразительного искусства, с которым встречаются дети в семье. Они вызывают у детей эмоциональный отклик, помогают понять содержание сказки, песенки, потешки, лучше представить внешность героев и их характер. Но не все иллюстрации в детских книгах целесообразно использовать для эстетического воспитания дошкольников. Во-первых, ребёнок с первого взгляда должен понимать картинку. Но при всей своей простоте иллюстрация должна заключать в себе множество подробностей ( не в ущерб ясности изложения), только в этом случае её интересно рассматривать. Во-вторых иллюстрации должны быть выразительными. Благодаря выразительности изображения ребёнок воспринимает настроение героев, разделяет их чувства.
Для работы с детьми дома использовать следующие иллюстрации:
- Ю.Васнецов. Иллюстрации к потешкам «Мыши», «Кисонька», «Конь», «Коза-хлопота», «Петушок», «Пошёл котик на Торжок», «Котинька- коток», «Ладушки», «Гуси».
- Е. Чарушин, Иллюстрации к авторской сказке «Теремок».
- В. Конашевич. Иллюстрации к сказкам К.Чуковского «Муха-цокотуха», «Тараканище» и др.
- Е.Рочев. Иллюстации к русским народным сказкам «Волк и семеро козлят», «Маша и медведь», «Заюшкина избушка», «Лиса и заяц» и др.
Родители дошкольников так же могут воспользоваться иллюстрациями, которые представлены в учебно-наглядных пособиях: ( Т.Н Дронова «дошкольникам об искусстве»).
Важно помнить, что любое произведение искусства - это рассказ не только через изображение фигуры и предмета, но и через цвет, линию, композицию, технику и материалы изображения.
Постижение ребёнком средств выразительности происходит постепенно. Вначале важно вызвать просто эмоциональный отклик, помочь почувствовать настроение, состояние героев, предоставить возможность просто «войти» в картинку. Сопереживание, сострадание, идентификация себя с героями произведений изобразительного искусства возникают у детей, когда они проникаются человеческими чувствами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".
Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...
Консультация для родителей из цикла: «Правила безопасности для детей. Безопасность на дорогах» Подготовила и провела: Воспитатель группы №5: Дудорова Т.Е..; Консультация для родителей из цикла: «Дорожная азбука» Подготовила и провела: Воспит
Консультация для родителей из цикла:«Правила безопасности для детей.Безопасность на дорогах» Подготовила и провела:Воспитатель группы №5:Дудорова Т.Е.....
1.Консультация для родителей «Использование театральной деятельности в работе с неуверенными детьми» 2.Консультация для родителей «Развитие детей в театрализованной деятельности».
Как привлечь детей к театральным играм.Игры....
Консультация для родителей на тему: "Речевая готовность ребёнка к школе — консультация для родителей"
Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Пе...
Консультация для родителей «Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители». Консультация для родителей
«Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители».Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, ...
Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе. Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»
Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе.Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»...
Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»
Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...