Адаптация к детскому саду. Как избежать ошибок.
статья (младшая группа) на тему

Потанькина Анна Юрьевна

Способность к социально-психологической адаптации не дана человеку от природы. Она формируется с самого раннего детства, в семье, а затем развивается по мере включения в более широкий круг общения. Сначала ребенок адаптируется к своим членам семьи (родителям, братьям, сестрам, бабушкам, дедушкам), затем появляются новые связи, увеличивается диапазон адаптации. 

В раннем дошкольном возрасте ребенок еще не обладает необходимыми коммуникативными навыками, желание общаться с другими детьми только начинает формироваться. Для большинства детей это первый опыт общения в незнакомом обществе.   Малыши нередко болеют и после болезни нуж­даются в повторной адаптации (да и пополнение группы вновь поступающими детьми может продолжаться на протяжении всего года обучения).  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_adaptatsiya.docx18.66 КБ

Предварительный просмотр:

АДАПТАЦИЯ К САДИКУ. КАК ИЗБЕЖАТЬ ОШИБОК?


Способность к социально-психологической адаптации не дана человеку от природы. Она формируется с самого раннего детства, в семье, а затем развивается по мере включения в более широкий круг общения. Сначала ребенок адаптируется к своим членам семьи (родителям, братьям, сестрам, бабушкам, дедушкам), затем появляются новые связи, увеличивается диапазон адаптации.

Адаптация обычно протекает сложно, с массой негативных сдвигов в детском организме. Эти сдвиги происходят на всех уровнях, во всех системах. Выражаются в капризах, страхах, отказ от еды, частых болезнях, агрессии и т.д. Если выраженность стресса минимальна, то в скором времени можно позабыть о негативных изменениях в поведении ребенка.

В раннем дошкольном возрасте ребенок еще не обладает необходимыми коммуникативными навыками, желание общаться с другими детьми только начинает формироваться. Для большинства детей это первый опыт общения в незнакомом обществе.   Малыши нередко болеют и после болезни нуждаются в повторной адаптации (да и пополнение группы вновь поступающими детьми может продолжаться на протяжении всего года обучения).  

Ребенка можно считать адаптированным к детскому саду при двух условиях: 
1. Ребенок усвоил правила поведения в ДОУ, владеет необходимыми навыками самообслуживания и коммуникационными навыками. 
2. Ребенку психологически комфортно пребывание в детском саду 

Иногда ошибочно считают, что процесс адаптации успешно завершен только при выполнении первого условия. Ребенок послушен, самостоятелен, «удобен». Не демонстрирует агрессивность, конфликтность, не плачет. И упускают из внимания факт психологического дискомфорта, хотя ребенок замкнут, подавлен, часто болеет, не включается в игры со сверстниками, испытывает состояние тревоги. Хорошо, когда ребенок, придя в садик, умеет сам держать ложку, но более важно – если он умеет справляться с внутренней тревогой.

Сегодня мы поговорим о том, каких ошибок нужно избегать родителям, чтоб ребенок успешно адаптировался к садику.

Ошибка №1 Недооценивание важности периода адаптации, резкое погружение ребенка в среду ДОУ. Это когда мать, вопреки рекомендациям психолога, стремится оставить ребенка сразу на целый день и уехать далеко по делам. 

Что делать: В это время предпочтительно маме находиться в непосредственной близости от детского сада и быстро явиться по срочному вызову (непрекращающийся плач, повышение температуры) 
Как долго должно длиться первое пребывание ребенка в детском саду? У меня нет категоричного ответа на этот вопрос. Все зависит от конкретного ребенка. Это может быть один час непрекращающегося панического плача, а может быть полдня интересной деятельности и удивленный детский вопрос: «Бабушка, а ты зачем так рано пришла? Я еще хочу поспать с ребятами» Я предпочитаю ориентироваться не на прописанные нормы, а на психологический комфорт ребенка. 

Ошибка №2 Нарушение принципа систематичности, последовательности (сегодня пойдем в садик, завтра не пойдем, потому что проспали, лень, просто маме не хочется, «он сегодня так плачет, что боюсь оставлять»)

Что делать: Если вы приняли решение посещать садик, делайте это регулярно. Даже, если это на 2 часа в день, даже если Вас попросили срочно забрать ребенка, т.к. он плачет и не может остановиться, НА СЛЕДУЮЩИЙ ДЕНЬ – В САДИК!

Ошибка №3 Внезапное исчезновение при прощании, когда мать старается отвлечь ребенка и уйти незаметно, считая, что тем самым она избегает стресса расставания.

Что делать: Лучше всего придумать ритуал прощания, который будет повторяться каждый день. Пусть ребенок приносит в садик игрушку из дома, мамин носовой платочек и т.д. Помните, если мама исчезает, то во время завтрака, то во время прогулки – формируется недоверие к маме, к миру, страх, что мама может исчезнуть в любой момент даже дома.

Ошибка №4 Несоответствие питания и режима дня.

Что делать: Приучать ребенка к раннему подъему необходимо еще до поступления в сад. В идеале, ребенок должен сам просыпаться в нужное время – это поможет избежать дополнительного стресса, капризов, вызванных недосыпанием и переутомлением. Ознакомьтесь с меню садика и старайтесь сделать домашнюю пищу похожей. Ребенок, получающий дома только протертую пищу, приходит в садик с несформированным навыком жевания. Ребенок, привыкший есть только макароны и пельмени, вероятно, будет отодвигать садичное овощное рагу и запеканку. 

Ошибка №5 Несоблюдение единства требований дома и в ДОУ. Например, кормление дома «на ходу», перед телевизором приводит к тому, что ребенок в садике убегает из-за стола; без концентрации внимания на мультике, не может долго сидеть на одном месте. Часто встречающаяся ситуация: ребенок, засыпающий дома только в процессе укачивания – становится настоящей проблемой для воспитателей в тихий час. 

Что делать: Прислушивайтесь к советам воспитателей, старайтесь исключить все отвлекающие внимание факторы (телевизор, компьютер), приучайте ребенка самостоятельно одеваться, пользоваться столовыми приборами. Читайте детям! Это развивает внимание и как не странно речь ребенка.

Ошибка №6 Невнимание к социализации.

Что делать: Ребенка необходимо заранее готовить к общению с другими детьми и взрослыми, наблюдать за особенностями его поведения (стесняется, уединяется, конфликтует, дерется или же легко находит общий язык, контактирует со сверстниками, тянется к общению, раскован). Ребенка нужно приучить, что мама и папа могут уйти по делам, но через какое-то время обязательно вернутся. До садика у ребенка должен быть опыт разлуки с мамой хотя бы на несколько часов. 

Ошибка №7 Неправильный настрой ребенка на посещение детского сада. Некоторые родители рисуют малышу некую идиллию его пребывания в детском саду. Другие угрожают ребенку детским садом как наказанием за непослушание.

Что делать: Лучше всего занять позицию осознанной необходимости. Формированию неправильного настроя способствует высказывание взрослыми негатива, недовольства садиком и его сотрудниками в присутствии ребенка. Стоит избегать разговоров о слезах малыша с другими членами семьи в его присутствии. Но обязательно показывать значимость его нового статуса. 

Ошибка №8 Чрезмерная тревожность, озабоченность. Если мать с опаской ждет, что ребенок заболеет, он непременно заболеет, чтобы оправдать ее надежды. Если мать долго прощается с ребенком с обеспокоенным выражением лица, а, приходя за ним, тревожно осматривает на предмет ушибов, покраснений, симптомов недомогания – ее тревога, несомненно, перейдет и ребенку.

Что делать: Прежде всего, в такой ситуации свое внутреннее состояние должна изменить мама. Если Вам нужна поддержка в этот без всяких сомнений трудный период не только в жизни малыша, но и всей семьи, смело обращайтесь за помощью к психологу.

Ошибка №9 Неготовность родителей к негативной реакции ребенка на дошкольное учреждение. Ребенок плачет, а родители переживают тревогу и чувство вины, только усугубляя ситуацию.

Что делать: Настроиться на то, что адаптация – это марафон и его нужно выдержать и не сойти с дистанции.  Как бы это странно не звучало, но плач при адаптации – это норма. И чем громче плач, тем скорее он закончится. Ребенку нужно время и возможность «отгоревать», пережить потерю каких-то удовольствий домашней жизни. Позаботьтесь в этот период о себе. Обратитесь за помощью и поддержкой. Помните, что психолог в детском саду в том числе и для родителей.

Ошибка №10 Стремление развлечь ребенка в этот трудный для него период походами в цирк, зоопарк, кафе. Этим еще сильнее нагружается нервная система ребенка.

Что делать: Лучше больше проводить времени в привычной домашней обстановке, играя и разговаривая с малышом.

И, самое главное: идеальных родителей не бывает! Все мы совершаем ошибки. Не нужно корить себя за них. Просто признайте и исправьте свое несовершенство. Самое важное для малыша – это любовь родителей. Я уверенна, что у Вас она в избытке. Щедро делитесь ей! Это позволит сохранить теплые отношения на долгие годы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптацию к детскому саду. Как избежать ошибок.

Период адаптации очень сложен, как  для детей, а иногда и для родителей. Надеюсь эти советы и рекомендации помогут ролителям все понять, принять,  применять, избежать ошибок и пройти адаптац...

Как избежать ошибок? Адаптация к детскому саду.

Рекомендация для родителей.Как избежать ошибок? Адаптация к детскому саду.Ребенка можно считать адаптированным к детскому саду при двух условиях:       Ребенок усвоил пра...

Методические рекомендации. Адаптация к детскому саду. Как помочь ребенку? Как избежать ошибок?

Ребенка можно считать адаптированным к детскому саду при двух условиях:Ребенок усвоил правила поведения в ДОУ, владеет необходимыми навыками самообслуживания и коммуникационными навыками.Ребенку психо...

Адаптация к детскому саду. Как избежать ошибок?

Данный материал может помочь Вам и Вашему ребенку с легкостью адаптироваться в Детском Саду. А также вы узнаете как избежать ошибок в период адаптации ребенка....

АДАПТАЦИЯ К ДЕТСКОМУ САДИКУ. КАК ИЗБЕЖАТЬ ОШИБОК? 

Детям любого возраста непросто начинать посещять детский сад.Каждый из них проходит период адаптации.Ребенка можно считать адаптированным к ДОУ при двух условиях:ребенку психологически комфортно; ребе...

Адаптация к детскому саду! Как избежать ошибок!

Ребенка можно считать адаптированным к детскому саду, когда ребенку психологически комфортно.Ошибки родителей в период адаптации.1) Недооценивание важности периода адаптации, резкое погружение ребенка...

Адаптация к детскому саду. Как избежать ошибок.

Адаптация в детском саду – это процесс привыкания ребенка к новым условиям его жизни: помещение, распорядок дня, педагоги и другие дети вокруг. В детском саду новые требования и правила, к котор...