советы родителям
консультация на тему
советы для родителей по развитию мелкой моторики
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_melkoy_motoriki.docx | 31.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие мелкой моторики
«Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга»
И.П.Павлов
В течение дошкольного детства ребенок практически овладевает речью. Но, к сожалению, существует много причин, когда его речь не сформирована должным образом, и одна из них: плохо развитая мелкая моторика рук.
Родители детей дошкольного возраста обязательно должны знать о важности развития мелкой моторики и координации движения пальцев рук.
Мелкая моторика- это согласованные движения пальцев рук, умение ребенка « пользоваться» этими движениями - держать ложку и карандаш, застегивать пуговицы, рисовать, лепить. Неуклюжесть пальчиков «говорит» о том, что мелкая моторика еще недостаточно развита.
Известный исследователь детской речи М.Кольцова отмечала, что кисть руки надо рассматривать как орган речи. Если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной.
Как же сделать пальчики ловкими и проворными?
Прежде всего надо активизировать те точки на руках малыша, которые непосредственно влияют на развитие высших корковых функций (головной мозг) и соответственно дают толчок их дальнейшему развитию. Находятся они на кончиках пальцев. Затем развивать гибкость кисти. И еще малыш должен научиться делать какую-то работу одной рукой независимо от другой.
Развитие мелкой моторики важно для всех детей без исключения, но если у ребенка наблюдался повышенный или, наоборот, пониженный мышечный тонус, с ним надо заниматься обязательно. Ведь вам не хочется, чтобы он, через несколько лет пойдя в школу, начал отставать в учебе.
Дома самостоятельно можно провести эксперимент. Если в 4 года ребенок не умеет доносить в пригоршне воду до лица, не разливая её, значит, у него отстает в развитии мелкая мускулатура. После 5 лет дети могут изобразить движения «ЛАДОНЬ-КУЛАК - РЕБРО». Если затрудняются, то это говорит об определенных нарушениях. Обнаружив отставания у ребенка, не огорчайтесь, но и не оставляйте всё как есть, надеясь, что со временем ваш ребенок догонит сверстников. Это ошибочная позиция. Ему необходима ваша помощь. Займитесь пальчиковой гимнастикой, играми и упражнениями для развития руки.
№1. Тема « ОСЕНЬ»
1.Развитие мелкой моторики.
Если листья пожелтели, (Сжимать-разжимать кисти рук.)
Дождь холодный моросит, (Совершать легкие колебательные
движения пальцами.)
Птицы к югу полетели, Ладони повернуть к себе, большие пальцы
выпрямить и переплести- « птички»,
остальными пальцами совершать
колебательные движения.)
Значит, осень к нам спешит. (Хлопнуть в ладоши и вытянуть руки
вперед ладошками вверх.)
№2. Тема « ОВОЩИ»
1.Развитие мелкой моторики.
Созрели овощи на грядке: ( Сжимать – разжимать кисти рук.)
Картошка, репка, кабачок, (Соединять указательный, средний и
безымянный пальцы правой руки по
очереди с большим.)
Фасоль, капуста, перец (Соединять мизинец правой руки с большим, сладкий, затем указательный и средний пальцы
левой руки с большим.)
Лук и гороховый стручок. ( Соединить безымянный палец и мизинец
левой руки с большим.)
№3. ТЕМА « ФРУКТЫ»
1.Развитие мелкой моторики.
Раз, два, три, четыре, пять - (Сжимать – разжимать кулачки.)
Будем фрукты собирать. (Имитировать сбор фруктов.)
На деревьях мандарины, (Поднять ладони вверх с широко
расставленными пальцами–«деревья»;
соединить указательный палец правой
руки с большим.)
Сливы, груши, апельсины, (Последовательно соединять остальные
пальцы правой руки с большим.)
Киви, яблоки, гранат, - (Последовательно соединять пальцы левой
руки большим.)
Ах, какой чудесный сад! (Хлопнуть в ладоши, развести руки в
стороны; сжать кулачки, поднять
большие пальцы вверх.)
№4. ТЕМА « ЯГОДЫ. ГРИБЫ»
1.Развитие мелкой моторики.
Поищу на грядке я, ( Соединять все пальцы правой руки по
очереди с большим.)
Где клубничка сладкая. ( Соединять все пальцы левой руки по
очереди с большим.)
А потом ещё малинку ( Соединять все пальцы правой руки по
очереди с большим.)
Соберу в свою корзинку. ( Соединять все пальцы левой руки по
очереди с большим.)
Урожай несу из сада - ( Соединять все пальцы правой руки по
очереди с большим.)
Мама будет очень рада! . ( Соединять все пальцы левой руки по
очереди с большим.)
№5. ТЕМА « ОДЕЖДА. ОБУВЬ»
1.Развитие мелкой моторики.
Раз, два, три, четыре, пять - ( Последовательно соединять одноименные
пальцы обеих рук, начиная с больших.)
Будем вещи мы стирать: ( Пальцы обеих рук сжать в кулаки,
потереть кулачками, имитируя стирку.)
Платье, брюки и носочки, ( Последовательно соединять пальцы
правой руки с большим.)
Юбку, кофточку, платочки. ( Последовательно соединять пальцы
левой руки с большим.)
Шарф и шапку не забудем, ( Последовательно соединять пальцы
правой руки с большим.)
Их стирать мы тоже будем. : ( Пальцы обеих рук сжать в кулаки,
потереть кулачками, имитируя стирку.)
№6. ТЕМА « ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ И ИХ ДЕТЁНЫШИ»
1.Развитие мелкой моторики.
Я в деревне отдыхаю, (Руки на столе, ладошки вниз. Разводить
и соединять пальцы правой руки.)
Вам животных называю: (Разводить и соединять пальцы левой
руки.)
Кролик, лошадь и коза, ( Называя животное, поднимать и
удерживать на весу каждый пальчик
правой руки, начиная с большого.)
Кот, корова и свинья, (Поднимать и удерживать на весу
оставшиеся пальчики правой руки,
а затем левой, начиная с большого.)
А ещё баран с овцой, ( Поднимать и удерживать на весу
оставшиеся пальчики левой руки.)
Да верный пёс - ( Поднять и удержать на весу мизинец
левой руки.)
Помощник мой. (Большой палец правой руки поднять
наверх, указательный согнуть,
остальные вытянуть вперёд и
прижать друг к другу – « собака».)
№7. ТЕМА « ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ И ИХ ДЕТЁНЫШИ»
1.Развитие мелкой моторики.
Дикие животные (Последовательно соединять
Есть у нас в лесу: пальцы правой руки с большим.)
Здесь ты можешь встретить ( Последовательно соединять
Зайца и лису, пальцы левой руки с большим.)
Белку и медведя, Последовательно соединять
Волка, кабана - пальцы правой руки с большим.)
Прячет всех надёжно ( Последовательно соединять
Лесная тишина. пальцы левой руки с большим.)
№8. ТЕМА « ДОМАШНИЕ ПТИЦЫ»
1.Развитие мелкой моторики.
Вдалеке стоит забор, (Руки на столе, правая – ладошкой вниз,
левая – сжата в кулачок. Произнеся
поочерёдно менять положение рук.)
Окружая птичий двор. ( Повторять предыдущие движения.)
Тут галдёж и суета ( Ударять правой рукой, сжатой
в кулачок, по ладошке левой руки,
а затем менять положение рук.)
Начинается с утра: ( Повторять предыдущие движения.)
Кукарекают, гогочут, ( Последовательно соединять
указательные и средние пальцы
обеих рук с большим.)
Громко крякают, болбочут ( Последовательно соединять
безымянные пальцы и мизинцы
обеих рук с большим.)
Гуси, утки, индюки, (Соединять одноименные пальцы
рук, начиная с большим.)
№9. ТЕМА « ЗИМА»
1.Развитие мелкой моторики.
Ветер холодный пригнал (Последовательно соединять
облака, пальцы правой руки с большим.)
И затянуть всё небо с утра. ( Последовательно соединять
пальцы левой руки с большим.)
Лужи замерзли, ( Последовательно соединять
притихла земля… пальцы обеих рук с большим.)
Пошёл первый снег, ( Последовательно соединять
Наступила зима! пальцы обеих рук с большим.)
№10. ТЕМА «НОВЫЙ ГОД. ЗИМНИЕ ЗАБАВЫ»
1.Развитие мелкой моторики.
Раз, два, три, четыре, пять - (Соединять одноименные пальцы
рук, начиная с больших.)
Будем ёлку украшать: (Переплести пальцы рук,
показать « ёлку».)
Бусы, шарики, игрушки, (Сгибать большой, указательный
и средний пальцы правой руки.)
Дождик, звёздочки, хлопушки. (Сгибать безымянный палец и
мизинец правой руки и большой
палец левой руки.)
Ель в сиянии огней - (Руки согнуть в локтях, пальцы
рук сложить в « щепоть».
Выпрямить пальцы, а затем
снова сжать в « щепоть».
Повторить несколько раз.)
Можно приглашать гостей! (Хлопнуть, а затем вытянуть
руки вперёд, ладошками вверх.)
№11 Тема « Зимующие птицы»
1.Развитие мелкой моторики.
Зимовать у нас остались (Руки на столе, ладошками вниз;
разводить пальцы в стороны и
соединять.)
Дятлы, совы, воробьи, (Последовательно поднимать
большой, указательный,
средний пальцы правой руки.)
Галки, голуби, синицы… (Поднимать безымянный палец,
мизинец правой руки и
большой палец левой руки.)
Прилетели снегири. (Ладони повернуть к себе, большие
пальцы выпрямить и переплести –
«птичка», остальными пальцами
совершать колебательные
движения.)
№12 Тема « Посуда»
1.Развитие мелкой моторики.
Мы с мамой в магазине (Руки на столе, ладошками вниз;
посуду покупали, разводить пальцы в стороны и
соединять.
Тарелки, (Поднять большой палец правой
руки, ладонь на столе.)
блюдца, (Поднять указательный палец.)
чашки (Поднять средний палец правой
руки.)
и ложки выбирали. (Удержать предыдущее
положение руки.)
Красивую кастрюлю, (Поднять безымянный палец
правой руки, ладонь на столе.)
молочник (Поднять мизинчик правой руки.)
и солонку, ( Поднять большой палец левой
руки.)
Набор ножей и вилок, (Поднять указательный и средний
пальцы левой руки, ладонь столе.)
шумовку (Поднять безымянный палец
левой руки.)
и маслёнку. (Поднять мизинчик левой руки.)
№ 13 Тема «Транспорт»
1.Развитие мелкой моторики.
Ракеты летают, (Подушечки одноименных пальцев обеих рук сомкнуть. Ладошки немного округлить; движение сомкнутых рук вверх.)
Плывут корабли, ( Соединить руки, соприкасаясь краями ладоней и мизинцев – « лодочка»; двигать руками из стороны в сторону.)
И едут по трассе ( Руки перед собой согнуть в локтях, пальцы сжать в кулачки, имитировать управление рулём.)
Грузовики.
В метро под землёй (Соединять последовательно пальцы обеих рук с большими.)
Электрички гудят,
По кругу спешат (Соединять руки, развести их в стороны, описывая круг.)
То вперёд, то назад. ( Руки согнуть в локтях перед грудью, двигать руками вперёд, затем назад.)
№14 Тема « Инструменты»
1.Развитие мелкой моторики.
Молоток, рубанок, шило, ( Последовательно соединять большие, указательные и средние пальцы обеих рук.)
Пассатижи и пилу- (Соединить безымянные пальцы и мизинцы.)
Вот бы мама мне купила… ( Разъединять пальцы, начиная с мизинцев.)
Все я в доме починю. (Постучать кулачком правой руки о кулачок левой и наоборот.)
№ 15 Тема « Мебель»
1.Развитие мелкой моторики.
Эту мебель надо знать: ( Сжимать – разжимать кулачки обеих рук.)
Стол, комод, диван, кровать. (Соединять последовательно пальцы обеих рук с большими.)
На диване полежу, ( Последовательно соединять пальцы правой руки с большим.)
В шкаф одежду положу, ( Последовательно соединять пальцы левой руки с большим.)
На кровати буду спать, (Последовательно соединять пальцы правой руки с большим.)
За столом могу писать, (Последовательно соединять пальцы левой руки с большим.)
Если стану уставать, (Сжимать – разжимать кулачки обеих рук.)
Сяду в кресло отдыхать. ( Сжать левую руку в кулак, приложить к ладошке правой руки – « кресло».)
№16 Тема «23 февраля»
- Развитие мелкой моторики.
Праздник защитников (Соединять пальцы правой руки
Родины нашей с большим.)
Будет страна в этот день отмечать, ( Соединять пальцы левой
руки с большим.)
Хочется воинам смелым, отважным ( Соединять пальцы обеих рук
с большими.)
Мирного неба в стране пожелать. ( Соединять пальцы обеих рук
с большими.)
№17 Тема «Весна. Мамин праздник»
1.Развитие мелкой моторики.
Снова солнце в небе улыбается, (Соединять пальцы правой руки с
большим.)
Снег растаял, ручейки звенят, (Соединять пальцы левой руки с
большим.)
И подснежник первый пробивается, (Ладони повернуть вверх, пальцы
сложить лодочкой, запястья рук
прижать друг к другу;
разъединить пальцы, постепенно
отодвигая их друг от друга.)
С юга птицы с песнями летят. (Ладони повернуть к себе,
большие пальцы выпрямить и
переплести – « птичка», остальными
пальцами совершать
колебательные движения.)
№ 18 Тема « Перелётные птицы»
1.Развитие мелкой моторики.
Из дальних стран, спеша домой, ( Постепенно соединять все
пальцы обеих рук с большими.)
Летят, курлыча, журавли. (Ладони повернуть к себе,
большие пальцы выпрямить и
переплести – « птичка», остальными
пальцами совершать
колебательные движения.)
Их крик несётся над землёй, (Постепенно соединять все
пальцы обеих рук с большими.)
Весну приветствуют они. (Сжать руки в рукопожатии.)
№19 Тема « Животные Севера»
1.Развитие мелкой моторики.
Белые медведи мороза не боятся, (Руки на столе, ладошками вниз;
разводить пальцы правой руки в
стороны и соединять.)
Нравится им в море ледяном купаться. (Руки на столе, ладошками вниз;
разводить пальцы левой руки в
стороны и соединять.)
На рыбу и тюленей охотятся они. ( Поднимать пальцы правой руки
по одному, начиная с большого.)
№ 20 Тема « Животные Жарких стран»
1.Развитие мелкой моторики.
Если в жаркую страну ( Сжимать – разжимать кулачки.)
Я случайно попаду,
То увижу там шакала, ( Соединить все пальцы обеих рук с
большими, образуя « бинокль»,
поднести к глазам.)
Кенгуру, гиппопотама, (Раскрыть большой и указательный
пальцы правой руки.)
Обезьяну, тигра, льва, ( Раскрыть средний, безымянный
пальцы и мизинец.)
Крокодила и слона. ( Раскрыть большой и указательный
пальцы левой руки.)
Хорошо живётся им - (Раскрыть средний ,безымянный
пальцы и мизинец левой руки.)
Не бывает снежных зим. (Хлопнуть в ладошки, развести
руки в стороны.)
Желаем успехов!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Советы родителям Заповеди для родителей – Советы и правила для родителей
Советы родителям Заповеди для родителей –Советы и правила для родителей 1.Изучайте особенности своих детей. Принимайте их такими, какие они есть, с их достоинствами и недостатками, цените и...
Советы для родителей: «10 советов родителям будущих первоклассников».
Школа – это светлый дом,Мы учиться будем в нём.Там научимся писать,Складывать и умножать!...
Советы психолога Советы родителям будущих первоклассников
Почему необходимо определить готовность ребенка к школе в самом начале обучения, а еще лучше – до поступления в школу? Что такое «готовность к школе»? Для чего это нужно ...
Советы родителям:«Будь внимателен!” Советы пешеходам
Уважаемые родители! Наши рекомендации помогут вам уберечь детей от опасностей на дороге....
Советы родителям от педагога-психолога Советы родителям дошкольников:
как надо вести себя с маленьким лгунишкой● Попытайтесь выявить основную причину лжи и проанализировать ее.● Выявите, малыш солгал безвинно или преднамеренно.● Если преднамеренно, то почему? В чем вино...
Методическая разработка для организации работы с родителями, направленные на подготовку родителей будущего первоклассника (Кафедра родителя будущего первоклассника) "Практические советы родителям будущих первоклассников учителя-логопеда"
Правильная речь является важнейшим условием для успешного обучения ребенка в школе. У многих детей наблюдается отставание в речевом развитии, которое в дошкольном возрасте обычно не привле...