советы родителям
консультация на тему

Бабурова Ольга Владимировна

советы для родителей по развитию мелкой моторики

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_melkoy_motoriki.docx31.83 КБ

Предварительный просмотр:

      Развитие мелкой моторики

 «Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга»

                                                  И.П.Павлов

В течение дошкольного детства ребенок практически овладевает речью. Но, к сожалению, существует много причин, когда его речь не сформирована должным образом, и одна из них: плохо развитая мелкая моторика рук.

Родители детей дошкольного возраста обязательно должны знать о важности развития мелкой моторики и координации движения пальцев рук.

Мелкая моторика- это согласованные движения пальцев рук, умение ребенка « пользоваться» этими движениями - держать ложку и карандаш, застегивать пуговицы, рисовать, лепить. Неуклюжесть пальчиков «говорит» о том, что мелкая моторика еще недостаточно развита.

Известный исследователь детской речи М.Кольцова отмечала, что кисть руки надо рассматривать как орган речи. Если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной.

Как же сделать пальчики ловкими и проворными?

Прежде всего надо активизировать  те точки на руках малыша, которые непосредственно влияют на развитие высших корковых функций (головной мозг) и соответственно дают толчок их дальнейшему развитию. Находятся они на кончиках пальцев. Затем развивать гибкость кисти.  И еще малыш должен научиться делать какую-то работу  одной рукой независимо от другой.

Развитие мелкой моторики важно для всех детей без исключения, но если у ребенка наблюдался повышенный или, наоборот, пониженный мышечный тонус, с ним надо заниматься обязательно. Ведь вам не хочется, чтобы он, через несколько лет пойдя в школу, начал отставать в учебе.

Дома самостоятельно можно провести эксперимент. Если в 4 года ребенок не умеет доносить в пригоршне воду до лица, не разливая её, значит, у него отстает в развитии мелкая мускулатура. После 5 лет дети могут изобразить движения «ЛАДОНЬ-КУЛАК - РЕБРО».  Если затрудняются, то это говорит об определенных нарушениях. Обнаружив отставания у ребенка, не огорчайтесь, но и не оставляйте всё как есть, надеясь, что со временем ваш ребенок догонит сверстников. Это ошибочная позиция. Ему необходима ваша помощь. Займитесь пальчиковой гимнастикой, играми и упражнениями для развития руки.

 №1.                                               Тема « ОСЕНЬ»

1.Развитие мелкой моторики.

Если  листья пожелтели,                            (Сжимать-разжимать кисти рук.)

Дождь холодный моросит,                       (Совершать легкие колебательные

                                                                            движения  пальцами.)

Птицы к югу полетели,                             Ладони повернуть к себе, большие пальцы              

                                                                          выпрямить и переплести- « птички»,          

                                                                           остальными пальцами совершать    

                                                                           колебательные движения.)

Значит, осень к нам спешит.                     (Хлопнуть в ладоши и вытянуть руки

                                                                               вперед  ладошками вверх.)

№2.                                                     Тема « ОВОЩИ»

1.Развитие мелкой моторики.

Созрели овощи на грядке:                            ( Сжимать – разжимать кисти рук.)             

Картошка, репка, кабачок,                           (Соединять указательный, средний и

                                                                               безымянный пальцы правой руки по          

                                                                                очереди   с большим.)

Фасоль, капуста, перец                         (Соединять мизинец правой руки с большим, сладкий,                                                          затем указательный и средний пальцы

                                                                         левой    руки с большим.)

Лук и гороховый стручок.                      ( Соединить безымянный палец и мизинец

                                                                         левой руки с большим.)

№3.                                                 ТЕМА « ФРУКТЫ»

1.Развитие мелкой моторики.

Раз, два, три, четыре, пять -                    (Сжимать – разжимать кулачки.)

Будем фрукты собирать.                         (Имитировать сбор фруктов.)

На деревьях мандарины,                       (Поднять ладони вверх с широко        

                                                                        расставленными пальцами–«деревья»;

                                                                        соединить указательный палец правой

                                                                          руки с большим.)    

Сливы, груши, апельсины,                      (Последовательно соединять остальные        

                                                                        пальцы   правой руки с большим.)      

Киви, яблоки, гранат, -                          (Последовательно соединять пальцы левой  

                                                                      руки  большим.)    

Ах, какой чудесный сад!                           (Хлопнуть в ладоши, развести руки в

                                                                         стороны; сжать кулачки, поднять

                                                                        большие  пальцы вверх.)

№4.                                                           ТЕМА « ЯГОДЫ. ГРИБЫ»

1.Развитие мелкой моторики.

Поищу на грядке я,                                  ( Соединять все пальцы правой руки по

                                                                      очереди с большим.)

Где клубничка сладкая.                         ( Соединять все пальцы левой руки по  

                                                                        очереди с большим.)

А потом ещё малинку                             ( Соединять все пальцы правой руки по

                                                                      очереди с большим.)

Соберу в свою корзинку.                        ( Соединять все пальцы левой руки по  

                                                                        очереди с большим.)

Урожай несу из сада -                           ( Соединять все пальцы правой руки по

                                                                      очереди с большим.)

Мама будет очень рада! .                        ( Соединять все пальцы левой руки по  

                                                                        очереди с большим.)

№5.                                                      ТЕМА « ОДЕЖДА. ОБУВЬ»

1.Развитие мелкой моторики.

Раз, два, три, четыре, пять -                ( Последовательно соединять одноименные

                                                                          пальцы обеих рук, начиная с больших.)

Будем вещи мы стирать:                         ( Пальцы обеих рук сжать в кулаки,    

                                                                        потереть  кулачками, имитируя стирку.)

Платье, брюки и носочки,                     ( Последовательно соединять пальцы    

                                                                      правой руки с большим.)

Юбку, кофточку, платочки.                     ( Последовательно соединять пальцы    

                                                                         левой руки с большим.)

Шарф и шапку не забудем,                    ( Последовательно соединять пальцы    

                                                                         правой руки с большим.)

Их стирать мы тоже будем. :                   ( Пальцы обеих рук сжать в кулаки,    

                                                                        потереть  кулачками, имитируя стирку.)

№6.                                       ТЕМА « ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ И ИХ ДЕТЁНЫШИ»

1.Развитие мелкой моторики.

Я в деревне отдыхаю,                            (Руки на столе, ладошки вниз. Разводить    

                                                                        и соединять пальцы правой руки.)      

Вам животных  называю:                         (Разводить и соединять пальцы левой

                                                                           руки.)      

Кролик, лошадь и коза,                            ( Называя животное, поднимать и      

                                                                          удерживать   на весу каждый пальчик

                                                                          правой руки, начиная с большого.)

Кот, корова и свинья,                                   (Поднимать и удерживать на весу  

                                                                             оставшиеся пальчики правой руки,          

                                                                             а затем левой, начиная с большого.)

А ещё баран с овцой,                                    ( Поднимать и удерживать на весу

                                                                              оставшиеся пальчики левой руки.)

Да верный пёс -                                             ( Поднять и удержать на весу мизинец

                                                                               левой руки.)

Помощник мой.                                             (Большой палец правой руки поднять

                                                                             наверх, указательный согнуть,

                                                                             остальные вытянуть вперёд и                

                                                                              прижать  друг к другу – « собака».)

№7.                              ТЕМА « ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ И ИХ ДЕТЁНЫШИ»

1.Развитие мелкой моторики.

Дикие животные                                            (Последовательно соединять

Есть у нас в лесу:                                             пальцы правой руки с большим.)

Здесь ты можешь встретить                        ( Последовательно соединять

Зайца и лису,                                                     пальцы левой руки с большим.)

Белку и медведя,                                             Последовательно соединять

Волка, кабана -                                                    пальцы правой руки с большим.)

Прячет всех надёжно                                     ( Последовательно соединять

Лесная тишина.                                                    пальцы левой руки с большим.)

№8.                                     ТЕМА « ДОМАШНИЕ ПТИЦЫ»

1.Развитие мелкой моторики.

Вдалеке стоит забор,                                  (Руки на столе, правая – ладошкой вниз,

                                                                            левая – сжата в кулачок. Произнеся  

                                                                           поочерёдно менять положение рук.)

Окружая птичий двор.                                 ( Повторять предыдущие движения.)

Тут галдёж и суета                                         ( Ударять правой рукой, сжатой                        

                                                                            в кулачок, по ладошке левой руки,                  

                                                                              а затем менять положение рук.)

Начинается с утра:                                         ( Повторять предыдущие движения.)

Кукарекают, гогочут,                                       ( Последовательно соединять

                                                                               указательные и средние пальцы

                                                                               обеих рук с большим.)

Громко крякают, болбочут                               ( Последовательно соединять  

                                                                                   безымянные пальцы и мизинцы

                                                                                  обеих рук с большим.)

Гуси, утки, индюки,                                            (Соединять одноименные пальцы    

                                                                                   рук, начиная с большим.)

№9.                                       ТЕМА « ЗИМА»

1.Развитие мелкой моторики.

Ветер холодный  пригнал                                        (Последовательно соединять      

        облака,                                                                 пальцы правой руки с большим.)

И затянуть всё небо с утра.                                     ( Последовательно соединять

                                                                                         пальцы левой руки с большим.)

Лужи замерзли,                                                          ( Последовательно соединять

 притихла земля…                                                        пальцы обеих  рук с большим.)

Пошёл первый снег,                                                   ( Последовательно соединять

Наступила зима!                                                            пальцы обеих  рук с большим.)

№10.                                         ТЕМА «НОВЫЙ ГОД. ЗИМНИЕ ЗАБАВЫ»  

1.Развитие мелкой моторики.

Раз, два, три, четыре, пять -                                  (Соединять одноименные пальцы    

                                                                                       рук, начиная с больших.)

Будем ёлку украшать:                                             (Переплести пальцы рук,                      

                                                                                       показать « ёлку».)

Бусы, шарики, игрушки,                                          (Сгибать большой, указательный      

                                                                                         и  средний пальцы правой руки.)

Дождик, звёздочки, хлопушки.                             (Сгибать безымянный палец и    

                                                                                         мизинец правой руки и большой

                                                                                           палец левой руки.)

Ель в сиянии огней -                                                   (Руки согнуть в локтях, пальцы    

                                                                                          рук   сложить в « щепоть».

                                                                                          Выпрямить пальцы, а затем

                                                                                           снова сжать в  « щепоть».

                                                                                           Повторить несколько раз.)

Можно приглашать гостей!                                    (Хлопнуть, а затем вытянуть

                                                                                        руки  вперёд, ладошками вверх.)

№11                                     Тема « Зимующие птицы»

1.Развитие мелкой моторики.

Зимовать у нас остались                                            (Руки на столе, ладошками вниз;

                                                                                          разводить пальцы в стороны и        

                                                                                           соединять.)

Дятлы, совы, воробьи,                                                   (Последовательно поднимать    

                                                                                             большой, указательный,    

                                                                                             средний пальцы правой руки.)  

Галки, голуби, синицы…                                               (Поднимать безымянный палец,    

                                                                                           мизинец правой руки и

                                                                                            большой палец левой руки.)    

Прилетели снегири.                                                 (Ладони повернуть к себе, большие

                                                                                         пальцы выпрямить и переплести –

                                                                                            «птичка», остальными пальцами

                                                                                           совершать колебательные

                                                                                                   движения.)      

№12                                           Тема « Посуда»

1.Развитие  мелкой моторики.

Мы с мамой в магазине                                               (Руки на столе, ладошками вниз;

                 посуду покупали,                                             разводить пальцы в стороны и      

                                                                                                соединять.  

Тарелки,                                                                           (Поднять большой палец правой      

                                                                                              руки, ладонь на столе.)

                 блюдца,                                                          (Поднять указательный палец.)

                                 чашки                                               (Поднять средний палец правой  

                                                                                                 руки.)

и ложки выбирали.                                                              (Удержать предыдущее

                                                                                                     положение руки.)

Красивую кастрюлю,                                                       (Поднять безымянный палец

                                                                                              правой руки, ладонь на столе.)

        молочник                                                                (Поднять мизинчик правой руки.)

                  и солонку,                                                       ( Поднять большой палец левой

                                                                                                            руки.)

Набор ножей и вилок,                                              (Поднять указательный и средний

                                                                                       пальцы левой руки, ладонь  столе.)

                               шумовку                                          (Поднять безымянный палец

                                                                                            левой руки.)      

                                     и маслёнку.                               (Поднять мизинчик левой руки.)        

№ 13                                      Тема «Транспорт»  

1.Развитие мелкой моторики.   

Ракеты летают,                                                         (Подушечки одноименных пальцев обеих рук сомкнуть. Ладошки немного округлить; движение сомкнутых рук вверх.)     

Плывут корабли,                                                 ( Соединить руки, соприкасаясь                        краями  ладоней и мизинцев –           « лодочка»; двигать руками из стороны в сторону.) 

И едут по трассе                                                      ( Руки перед собой согнуть в локтях, пальцы сжать в кулачки, имитировать управление рулём.)

Грузовики.

В метро под землёй                                                (Соединять последовательно пальцы обеих рук с большими.)

Электрички гудят,

По кругу спешат                                                          (Соединять руки, развести их в стороны, описывая круг.)

То вперёд, то назад.                                                   ( Руки согнуть в локтях перед грудью, двигать руками вперёд, затем назад.)

№14                                         Тема « Инструменты»

1.Развитие мелкой моторики.

Молоток, рубанок, шило,                                       ( Последовательно соединять               большие, указательные и средние пальцы обеих рук.)

Пассатижи и пилу-                                                  (Соединить безымянные пальцы и         мизинцы.)

Вот бы мама мне купила…                                      ( Разъединять пальцы, начиная с мизинцев.)

Все я в доме починю.                                                     (Постучать кулачком правой руки о кулачок левой и наоборот.)

№ 15                                         Тема « Мебель»

1.Развитие мелкой моторики.

Эту мебель надо знать:                                                  ( Сжимать – разжимать кулачки обеих рук.)

Стол, комод, диван, кровать.                                        (Соединять последовательно пальцы обеих рук с большими.)

На диване полежу,                                                  ( Последовательно соединять пальцы правой руки с большим.)

В шкаф одежду положу,                                                   ( Последовательно соединять пальцы левой руки с большим.)

На кровати буду спать,                                                       (Последовательно соединять пальцы правой руки с большим.)

За столом могу писать,                                                       (Последовательно соединять пальцы левой руки с большим.)

Если стану уставать,                                                         (Сжимать – разжимать кулачки обеих рук.)

Сяду в кресло отдыхать.                                                   ( Сжать левую руку в кулак, приложить к ладошке правой руки – « кресло».)

№16                                          Тема «23 февраля»   

  1. Развитие мелкой моторики.                    

Праздник защитников                                                  (Соединять пальцы правой руки        

              Родины нашей                                                        с большим.)

Будет страна в этот день отмечать,                               ( Соединять пальцы левой      

                                                                                                        руки с большим.)

Хочется воинам  смелым, отважным                          ( Соединять пальцы обеих рук                

                                                                                                       с  большими.)

Мирного неба в стране пожелать.                                ( Соединять пальцы обеих рук

                                                                                                                     с большими.)

№17                                 Тема «Весна. Мамин праздник»

1.Развитие мелкой моторики.

Снова солнце в небе улыбается,                              (Соединять пальцы правой руки с                

                                                                                              большим.)

Снег растаял, ручейки звенят,                                   (Соединять пальцы левой руки с

                                                                                              большим.)

И подснежник первый пробивается,                      (Ладони повернуть вверх, пальцы    

                                                                                           сложить лодочкой, запястья рук

                                                                                              прижать друг к другу;    

                                                                                           разъединить пальцы, постепенно

                                                                                            отодвигая их друг от друга.)

С юга птицы с песнями летят.                                          (Ладони повернуть к себе,

                                                                                                большие пальцы выпрямить и

                                                                                     переплести – « птичка», остальными

                                                                                                   пальцами совершать

                                                                                                  колебательные движения.)

№ 18                             Тема « Перелётные птицы»

1.Развитие мелкой моторики.

Из дальних стран, спеша домой,                              ( Постепенно соединять все

                                                                                            пальцы обеих рук с большими.)

Летят, курлыча, журавли.                                          (Ладони повернуть к себе,

                                                                                         большие пальцы выпрямить и

                                                                                     переплести – « птичка», остальными

                                                                                                             пальцами совершать                              

                                                                                                     колебательные  движения.)

Их крик несётся над землёй,                                    (Постепенно соединять все

                                                                                         пальцы обеих рук с большими.)        

Весну приветствуют они.                                           (Сжать руки в рукопожатии.)

№19                                   Тема « Животные Севера»      

1.Развитие мелкой моторики.

Белые медведи мороза не боятся,                          (Руки на столе, ладошками вниз;

                                                                                            разводить пальцы правой руки в

                                                                                                стороны и соединять.)

Нравится им в море ледяном купаться.                 (Руки на столе, ладошками вниз;

                                                                                           разводить пальцы левой руки в      

                                                                                                   стороны и соединять.)

На рыбу и тюленей охотятся они.                            ( Поднимать пальцы правой руки

                                                                                           по одному, начиная с большого.)

№ 20                                     Тема « Животные Жарких стран»

1.Развитие мелкой моторики.

Если в жаркую страну                                       ( Сжимать – разжимать кулачки.)

Я случайно попаду,

То увижу там шакала,                                         ( Соединить все пальцы обеих рук с

                                                                                      большими, образуя « бинокль»,

                                                                                                            поднести к глазам.)

Кенгуру, гиппопотама,                                        (Раскрыть большой и указательный

                                                                                                   пальцы правой руки.)

Обезьяну, тигра, льва,                                          ( Раскрыть средний, безымянный

                                                                                            пальцы и мизинец.)

Крокодила и слона.                                               ( Раскрыть большой и указательный

                                                                                                пальцы левой руки.)

Хорошо живётся им -                                               (Раскрыть средний ,безымянный

                                                                                             пальцы и мизинец левой руки.)

Не бывает снежных зим.                                           (Хлопнуть в ладошки, развести

                                                                                                  руки в стороны.)

Желаем успехов!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Советы родителям Заповеди для родителей – Советы и правила для родителей

Советы родителям Заповеди для родителей –Советы и правила для родителей 1.Изучайте особенности своих детей. Принимайте их такими, какие они есть, с их достоинствами и недостатками, цените и...

Советы для родителей: «10 советов родителям будущих первоклассников».

Школа – это светлый дом,Мы учиться будем в нём.Там научимся писать,Складывать и умножать!...

Советы психолога Советы родителям будущих первоклассников

Почему  необходимо определить готовность ребенка к школе в самом начале обучения, а еще лучше – до поступления в школу? Что  такое «готовность к школе»? Для чего это нужно ...

Советы родителям:«Будь внимателен!” Советы пешеходам

Уважаемые родители! Наши рекомендации помогут вам уберечь детей от опасностей на дороге....

Советы родителям от педагога-психолога Советы родителям дошкольников:

как надо вести себя с маленьким лгунишкой● Попытайтесь выявить основную причину лжи и проанализировать ее.● Выявите, малыш солгал безвинно или преднамеренно.● Если преднамеренно, то почему? В чем вино...

Методическая разработка для организации работы с родителями, направленные на подготовку родителей будущего первоклассника (Кафедра родителя будущего первоклассника) "Практические советы родителям будущих первоклассников учителя-логопеда"

Правильная речь является важнейшим условием для успешного обучения ребенка в школе. У многих детей  наблюдается  отставание в речевом развитии, которое в дошкольном возрасте обычно не привле...