Консультация для воспитателей «Игры-головоломки»
консультация на тему
Головоломки - эти игры известны с незапамятных времен. Иногда их называют геометрическими конструкторами. Долгое время они служили для развлечения взрослых и школьников. Однако исследователи установили, что геометрические конструкторы являются эффективным средством умственного и математического развития детей дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_0.docx | 16.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей
«Игры-головоломки»
Головоломки - эти игры известны с незапамятных времен. Иногда их называют геометрическими конструкторами. Долгое время они служили для развлечения взрослых и школьников. Однако исследователи установили, что геометрические конструкторы являются эффективным средством умственного и математического развития детей дошкольного возраста. Сущность игры в том, чтобы воссоздать на плоскости силуэты предметов по образцу или по замыслу.
Последовательность игры основывается на правиле: от простого к сложному. Овладев одной игрой, ребенок получает «ключ» к освоению следующей игры.
Головоломки имеют развивающие, воспитывающие и обучающее влияние. Они развивают пространственное представления, воображение, конструктивное мышление, комбинаторские способности, сообразительность, смекалку, находчивость, целенаправленность в решении практических и интеллектуальных задач.
Игры «Колумбово яйцо», «Волшебный круг», «Волшебный квадрат», «Сфинкс», «Листик», «Вьетнамская игра», «Архимедова игра», «Головоломка Пифагора», «Пентамино», «Гексалино» - рекомендуются, прежде всего, детям 5-7 лет, которых привлекает в играх занимательность, свобода действий и подчинение правилам, возможность проявить творчество и фантазию, выразить свое отношение к результату, совершенствовать его, общаться со сверстниками или взрослыми в процессе игры. Разнообразие геометрических конструкторов и разная степень их сложности позволяет в них играть детей, учитывая их возрастные и индивидуальные особенности, их склонности, возможности и уровень подготовки.
Возможно, кого – то из ребят эти игры сразу не заинтересуют или привлекут самые простые, возможно, что – то не будет получаться. Не стоит огорчаться из-за этого. Процесс развития ребенка, его интеллектуальных способностей идет неравномерно: то, что одному доступно, интересно и по силам, другой освоит позже.
Каждая игра представляет собой комплект геометрических фигур. Такой комплект получается в результате деления одной геометрической фигуры (например, круга – в «Волшебном круге», квадрата – в игре «Танграм») на несколько частей. Способ деления целого на части дается в описании игры и показан на рисунке. На любой плоскости (пол, стол, кусок картона, т. д.) из геометрических фигур, входящих в набор, выкладывается силуэты.
Все игры результативны: получается плоскостное, силуэтное изображение предмета. Оно условно схематично, но образ легко угадывается по основным характерным признакам предмета, строению, пропорциональному соотношению частей формы. Из любой игры можно составить абстрактные изображения, разнообразной конфигурации, узоры, геометрические фигуры. Если силуэт составленный ребенком интересен, нов и оригинален по характеру и решению, то это свидетельствует о форсированности у ребенка сенсорных процессов, пространственных представлений, наглядного и образного мышления.
Каждая игра имеет свой комплект элементов, отличающихся от комплектов других игр, и обладает только ей присущими возможностями в создании силуэтов на плоскости. Так из деталей «Танграма» можно выкладывать силуэты животных, человека, предметы домашнего обихода, буквы, цифры. Из «Колумбово яйца» - силуэты птиц, а «Листик» даёт возможность составить силуэты различных видов транспорта. Опыт игровой деятельности, самостоятельные поиски решения, творческое воображение помогут детям не только определить оптимальные возможности и особенности той или иной игры, но и значительно расширить эти возможности за счет создания новых разнообразных силуэтных изображений предметов, форм, фигур.
Перечисленные выше игры можно приобрести в магазине или изготовить самостоятельно. Используется самый разнообразный материал: плотная бумага, картон, фанера, пластик и т. д. Чертеж целого изображения игры переносится на выбранный материал, и по основным линиям вырезается, далее делится на части по чертежу (разрезается на более мелкие геометрические фигуры). Размер целого изображения игры и его частей можно увеличивать или уменьшать по желанию, соблюдая при этом соотношение между частями. Для коллективных игр на большой плоскости лучше сделать крупные детали, для индивидуальных игр подойдут небольшие по размеру наборы. Окраска объектов с обеих сторон должна быть одинаковая. Желательно иметь несколько комплектов одной игры и разрезанных образцов к ней. Это позволит организовать игру со взрослым, проводить соревнования, составлять силуэты из разных наборов или из одного и того же, но различными способами. Так силуэт «лисы» один дошкольник может выложить из комплекта фигур игры «Танграм», а другой из «Колумбово яйцо», третий из «Волшебного круга». Результат - более глубокое познание возможностей каждой игры.
У некоторых детей возникают затруднение при составлении силуэта, а это вызывает угасание интереса к играм-головоломкам. Поэтому в начале, полезно организовывать увлекательные упражнения с геометрическими фигурами. Цель подобных упражнений способствовать совершенствованию практической ориентировки детей в геометрических фигурах (уметь называть их, вычленять стороны, их пропорциональное соотношение, уметь соединять фигуры с целью получения новой, располагать их в пространстве, предвидеть видоизменение фигур в связи с изменением расположения составляющих частей; развивать воображение, пространственные представления, сообразительность, инициативу). Полезно в процессе игры вести разговор с ребенком о способе составления фигур. Дети называют вновь полученную фигуру, сосчитают стороны, углы, показывают составляющие ее геометрические фигуры, отмечают их количество, видоизменяют, предлагают варианты составления фигур. Такая деятельность развивает сенсорные способности, воображение, приобщает к творчеству.
Необходимо показать детям, как пользуясь схемой или чертежом, можно собрать детали набора после игры.
Важно, чтобы дети усвоили и хорошо запомнили основные правила игры: при составлении силуэтных изображений используют весь комплект целиком, детали конструктора при этом плотно присоединяются друг к другу.
Поддерживать интерес к играм помогают загадки, стихотворения, рассказы, сказки, скороговорки. Их тексты должны быть небольшие по объему, ярко характеризовать объект, соответствовать силуэтным изображениям по содержанию, описываемым признакам. А это способствует развитию и речевого творчества ребенка, побуждает вспомнить знакомые произведения, их героев и то, как они характеризуются в разных ситуациях.
Целесообразно сохранять придуманные и самостоятельно составленные детьми силуэты в альбомы, делать зарисовки. Полезно устраивать конкурсы, выставки лучших работ детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация - парадокс или консультация с запланированными ошибками
Консультация -парадокс "Методика иллюстрирования литературных произведений"...
Консультация для родителей группы НПОЗ. Тема: «Техника проведения артикуляционной гимнастики». Проводит консультацию учитель-логопед Петрова Татьяна Николаевна
Данная консультация знакомит родителей с тем, как организуется и проводится работа по артикуляционной гимнастике в домашних условиях....
Консультация: «О значимости уровня развития мелкой моторики рук для овладения письмом» Консультация: «О значимости уровня развития мелкой моторики рук для овладения письмом»
подготовка руки к письму...
Концультация для воспитателя: ИГРЫ – ГОЛОВОЛОМКИ СО СЧЕТНЫМИ ПАЛОЧКАМИ
Дети старшего дошкольного возраста с удовольствием отгадывают загадки, решают различные головоломки, любят игры на смекалку....
Консультация для воспитателей: "Игры головоломки как средство развития логического мышления у дошкольников".
МБДОУ «Детский сад № 1 «Звёздочка» Консультация для воспитателей«Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста через использование дидактических игр,...
Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»
Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...