Игра - ведущий вид деятельности ребёнка дошкольника
учебно-методический материал на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igravedushchiy_vid_deyatelnosti.docx | 18.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Игра - ведущий вид деятельности ребенка дошкольника
В конце раннего детства ребёнок включается в разные виды игр – подвижные, дидактические, сюжетно-ролевые. Игра становится основным видом деятельности дошкольника, отвечающим главной его потребности – войти в мир взрослых, вступить с ними в сотрудничество. Играя, ребёнок может приобретать новые знания, умения, навыки, развивать способности, подчас не догадываясь об этом. В игре ребёнок моделирует сначала действия с предметами, а затем взаимоотношения между людьми. Этот сложный вид деятельности состоит из многих компонентов: игровые действия, игровые предметы, ролевые взаимоотношения. Основная единица игры – роль взрослого, которую выполняет ребёнок. Игра оказывает огромное влияние на все стороны психики детей, а главным образом на развитие личности. В игре ребёнок учится устанавливать взаимоотношения со сверстниками, планировать свои действия, оценивать своё поведение и поведение партнёра, контролировать его. В игре развивается интеллект ребёнка, в частности знаково-символическая функция сознания, как умение замещать один предмет другим.
В развитии игровой деятельности выделяются два периода: предметно-игровая деятельность ребёнка раннего возраста, содержанием которой являются действия с предметами, и ролевая игра дошкольника, содержанием которой является общение.
Ранний возраст – возраст зарождения сюжетно-ролевой игры. Первоначально игра возникает в предметной деятельности ребёнка, когда некоторые предметные действия начинают выполняться с предметами для этого не предназначенными. Но это ещё не сюжетно-ролевая игра. В ней нет ни сюжета, ни ролей и она называется изобразительной игрой. Первый шаг в развитии изобразительной игры состоит в том, что ребёнок начинает переносить показанные ему действия с игрушками или те действия, которые он научился выполнять с настоящими вещами, на другие предметы («моет руки» кубиком, «измеряет температуру» карандашом). Предметы-заместители используются вместо настоящих предметов. Постепенно ребёнок начинает в изобразительной игре ставить себя на место другого человека, принимает на себя его роль. Сначала ребёнок выполняет действия другого человека, но называет себя своим собственным именем. Потом возникает словесное обозначение роли, но только после того, как ребёнок уже изобразил действия другого человека. Переход изобразительной игры в сюжетно-ролевую завершается, когда ребёнок принимает на себя роль раньше, чем начинает игровые действия.
Для младших дошкольников наиболее характерны игры, связанные главным образом с бытовыми, семейными сюжетами. Детям интересны действия взрослых, которые находят отражения в играх. Игры малышей кратковременны, сюжеты очень неустойчивы и однообразны. Обычно они состоят из одной, реже двух сюжетных линий. Имитируя предметную деятельность (режут хлеб, трут морковку, моют посуду), они поглощены самим процессом выполнения действий и подчас забывают о результате - для чего и для кого они это сделали. Сами действия при этом максимально развернуты, они не могут быть сокращёнными, и не могут заменяться словами.
У младших дошкольников роль подсказывается самим предметом, игрушкой или атрибутом, попавшим в поле зрения и привлёкшим внимание (если у ребенка в руках кастрюля, то он – мама, а если ложка - он ребёнок). Основные конфликты возникают из-за обладания предметом, игрушкой, с которыми должно производиться игровое действие. Могут наблюдаться несколько персонажей с одинаковыми видами действий в одной предметной ситуации (на машине едут два «шофера», а обед готовят несколько «матерей»). Дети усваивают эмоционально-выразительные ролевые действия и высказывания.
На протяжении младшего и среднего дошкольного возраста происходит значительное изменение сюжетно-ролевой игры. Это, прежде всего, переход от одиночных игр к совместным, включающим двух и более участников. Дети 3 лет чаще играют в одиночку, при этом во вторую половину 4 года жизни уже фиксируются игровые объединения по 2-3 ребёнка. Продолжительность такого объединения – от 3-5 минут вначале до 15 минут в дальнейшем, причём дети одной группы могут присоединиться в игре к другим группам и переключиться на что-то другое. Совместная игра создаёт необходимость в развитии реальных взаимоотношений между играющими детьми. Они должны научиться договариваться между собой, разрешать возникающие споры, недоразумения. Однако в 3-4 года это вызывает у детей существенные трудности, из-за которых может нарушаться ход игры. Поэтому большое значение имеет руководство игрой со стороны взрослого. Но это руководство должно заключаться не в навязывании детям готовых рецептов (во что и как играть), а в организации обсуждения и решения вопросов, возникающих по ходу игры, самими детьми.
Для детей младшего дошкольного возраста необходимо личное игровое оснащение (мебель, ширмы, строитель, атрибуты для ролевых игр, игрушки, предметы-заместители, дидактические игры), дающие опыт разнообразного использования объекта. Дети этого возраста использует готовую предметно-игровую среду, подбирая атрибуты по ходу игры, для них важна внешняя привлекательность атрибутов игры.
Средние дошкольники по мере освоения новых областей жизни начинают использовать в своих играх более сложные сюжеты - профессиональные, социальные и др. Дети планируют сюжет до начала игры в соответствии со своими интересами. При этом игра на один и тот же сюжет постепенно становится более устойчивой, длительной. На протяжении игры прослеживается несколько сюжетных линий (мама не только ухаживает за дочкой, но и водит её в детский сад, шьёт ей платье), наблюдаются объединение игр с разными сюжетами (например, мастерская игрушек, магазин и детский сад).
Основным содержанием игры средних дошкольников становятся взаимодействия и отношения между людьми, отражаемые в ролях, которые дети на себя взяли. При этом роли ярко очерчены и выделены, называются детьми до начала игры. Главные ссоры из-за ролей - кто кем будет, предпочтения отдаются главным ролям.
Выделяются игровые действия, передающие отношения к другим участникам игры. Действия, производимые ребёнком, становятся короче, не повторяются, одно действие сменяется другим. Игровые действия выполняются уже не ради них самих, а ради осуществления определённого отношения к другому играющему в соответствии с взятой на себя ролью. Дети нуждаются в партнёрах, которые играли бы вместе с ними, договариваются с другими детьми, вместе организовывают игру, включающую несколько ролей, согласовывают свои действия с действиями других. В совместной игре средние дошкольники учатся вступать в ролевой диалог от лица разных персонажей, используя выразительность движений, жестов, мимику.
В 4-5 лет игровые объединения охватывают от 2 до 5 детей и более, продолжительность совместной игры от 15 до 40-50 минут. При этом обычно игра начинается одним ребёнком, а затем к нему присоединяются другие, предложение одного ребёнка находит отклик у других детей, на основе чего возникают игры с общим сюжетом. В среднем дошкольном возрасте дети уже могут согласовывать свои действия, распределять роли и обязанности. Игра обычно носит групповой характер. Группа играющих детей выступает по отношению к каждому отдельному участнику как организующее начало, санкционирующее и поддерживающее выполнение взятой ребенком роли. При этом в игре выделяются ролевые (отношения в соответствии с принятыми ролями) и реальные отношения детей (между участниками игры).
В группах среднего дошкольного возраста основными атрибутами предметно-игровой среды помимо игрушек и атрибутики для ролевых игр становятся предметы-заместители, т. к. в это время ребёнок учится отражать роль словесно, без опоры на реальный предмет. Средние дошкольники используют готовую предметно-игровую среду, дополняя и изменяя её по ходу игры в соответствии с развитием сюжета.
Старшие дошкольники используют всё многообразие сюжетов – бытовые, профессиональные, социальные, общественно-культурные и др. Для детей становятся важными взаимодействия и взаимоотношения взрослых, «правильность» их отражения в играх. Замыслы игры старших дошкольников интереснее, разнообразнее и устойчивее, возрастает количество игровых задач, которые ставят и решают дети, усложняется содержание игры. Воссоздаваемая в играх старших дошкольников сфера реальности продолжает расширяться, появляются также сказочные сюжеты (любимых сказок и кинофильмов), которые могут переплетаться с реальными.
У старших дошкольников содержанием игры становится выполнение правил, вытекающих из взятой на себя роли. Игра начинается с договора, совместного планирования, как нужно играть, а главные споры ведутся вокруг того «бывает так или не бывает». Старшие дошкольники способны брать на себя трудные роли, хотя роль для ребенка тем легче, чем более очевидными для него особенности, нормы и способы поведения изображаемого персонажа. Исполняя ту или иную роль, дети 6-7 лет внимательно следят, насколько соответствуют их действия и действия их партнёров общепринятым правилам поведения («Врач так не делает», «Суп после второго не подают»), правильность выполнения этих правил ими жёстко контролируется.
Игровые действия постепенно теряют своё первоначальное значение, собственно предметные действия сокращаются и обобщаются, а иногда вообще замещаются речью («Они уже поели. Можно идти гулять»). Старшие дошкольники вступают в ролевой диалог от лица разных персонажей, сопровождая его выразительностью движений, жестов, мимики.
Игровые объединения старших дошкольников охватывают 3-5 и более человек, иногда всю группу детей, когда разные сюжеты детских игр объединены в одну игру. Дети 6-7 лет способны играть в одну и ту же игру по несколько часов подряд, а некоторые игры у них растягиваются на несколько дней.
В старшем дошкольном возрасте ведущее место игрового пространства занимают опорные сигнальные игрушки и полифункциональные предметы (бросовый и природный материал). При этом нет необходимости в большом количестве атрибутов для ролевых игр, т. к. старший дошкольник самостоятельно моделирует предметно-игровую среду, изменяя её в ходе развития сюжета.
У детей старшего дошкольного возраста, наряду с совместной сюжетно-ролевой игрой получает развитие другая её разновидность – режиссёрская игра. Это одиночная игра, но как бы впитывающая опыт совместной. В ней ребёнок не берёт на себя роль, а выступает как режиссёр в театре. Он раздаёт роли игрушкам, а сам ограничивается тем, что передвигает их, придумывая происходящие с ними события.
Помимо сюжетно-ролевой игры в старшем дошкольном возрасте большое значение приобретают другие виды игр – подвижная и дидактическая. Такие игры не возникают в совместной деятельности детей. Их придумывают и предлагают взрослые в целях совершенствования движений или выработки у детей различных знаний и навыков. Общая особенность подвижной и дидактической игр состоит в том, что это – игры с правилами. Их основной смысл для ребёнка сводится к строгому выполнению правил и выигрышу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игра - ведущий вид деятельности младшего дошкольника
Статья посвящена развитию игровой деятельности детей 3-4 лет....
"Игра - ведущий вид деятельности ребёнка"
родительское собрание...
КОНСУЛЬТАЦИЯ для родителей «Игра – ведущий вид деятельности ребёнка дошкольного возраста дома»
Развитие детей старшего дошкольного возраста через игру в домашних условиях....
Игра – ведущая форма деятельности ребёнка.
В статье рассматривается игра как ведущая форма деятельности ребёнка, детей с ограниченными возможностями здоровья. Недостаточность развития речевых средств и познавательной ак...
Консультация для воспитателей Игра – ведущий вид деятельности ребёнка- дошкольника при формировании у него основ безопасности собственной жизнедеятельности
Дидактическая игра-явление многоплановое и сложное. Это и метод обучения, и самостоятельная деятельность дошкольников, и средства всестороннего развития личности. Она входит в целостный педагогический...
Доклад " Игра - ведущий вид деятельности ребёнка в дошкольном возрасте"
Светлые воспоминания о детстве связаны именно с играми. Слово "игра"ассоциируется с чем - то неповторимым, радостным. Игра - это умение весело и непринуждённо учиться. Учиться видеть и...
Консультация для педагогов: "«Игра-ведущий вид деятельности у дошкольников. Планирование и организация игровой деятельности»
Игровая активность — это организованная деятельность, предполагающая направление умственных, физических и эмоциональных усилий детей на достижение поставленной игровой задачи.Согласно Федерально...