консультация для родителей "Характеристика речи шестилетнего ребёнка"
консультация (подготовительная группа) на тему

Швендых Лилия Павловна

Для успешного освоения грамоты и  чтения ребёнком дошкольного возраста родители должны знать основы речевого общения, особенности речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Характеристика речи шестилетнего ребёнка. Основные показатели его готовности к освоению чтения и письма.

   На седьмом году жизни ребёнок свободно общается со взрослыми и сверстниками, может поддерживать разговор на любую доступную его возрасту тему. В ходе общения он ясно и точно выражает свои мысли и чувства с помощью слов, начинает использовать в своей речи отвлечённые  понятия и сложные слова. Дошкольнику становятся доступнее средства языковой выразительности: многозначность слов, эпитеты, метафоры, сравнения; в речи используются синонимы и антонимы.

   К началу школьного обучения ребёнок овладевает сложной системой грамматики, что усваиваемый язык становится для него дейсвительно родным. Большое влияние на формирование у детей грамматически правильной речи оказывает уровень речевой культуры окружающих людей, прежде всего взрослых. На седьмом году речь ребёнка становится более точной, развёрнутой, логически последовательной. Разнообразные игры требуют соблюдения и объяснения правил, поэтому дети начинают пользоваться объяснительной речью, передачи последовательности действий.

   Произносительная сторона речи ребёнка достигает высокого уровня, используются разнообразные средства речевой и языковой выразительности, внятно произносятся все слова и фразы. Дети начинают постепенно осваивать нормы литературного произношения.

   К началу школьного возраста должны быть сформированы предпосылки освоения письменной речи – грамоты. По мнению русского педагога К.Д. Ушинского «хороший, ясный выговор слова такой, чтобы каждый из звуков, составляющих слово, был слышен, и чуткое ухо в различении этих звуков – вот главные освоения правописания».

   Фонематический слух ребёнка формируется на основе речевого общения. Уже к концу раннего возраста дети различают по смыслу слова, отличающиеся одним звуком. Однако способность производить звуковой анализ слов формируется гораздо позже. Этому способствует осознание словесного состава речи. У детей появляются попытки осмыслить значение слов, объяснить их происхождение, сопоставить с другими созвучными словами. Дети упражняются в сочинении рифм, намеренно видоизменяют слова, «изобретают» новые слова. Звуковая оболочка языка становится предметом деятельности ребёнка: словотворчества, стихосложения. Постененно развивающееся языковое чутьё, умственная работанад языком приводит к осознанному отношению к речи. Перед школой важно научить ребёнка составлять предложения по картинке, на заданную тему, по опорным словам, вычленять предложения из потока речи, вычленять слова из предложения, определять количество слов в нём, называть слова по порядку.

    Ребёнок должен освоить звуко-слоговой анализ слов: научиться определять количество и последовательность звуков и слогов в односложных и двусложных  словах, место каждого звука в слове; сравнивать слова по звуко-слоговому составу, а также преобразовывать  слова. Эти умения формируются при специальном обучении и имеют важное значение в овладении чтением и письмом.

   В этом возрасте завершается дошкольный период развития ребёнка, основными результатами которого являются освоение предметного и социального окружения, роли дошкольника, а также готовность к систематическому обучению. В играх и занятиях с детьми седьмого года важно воспитывать уважение к старшим, заботливое отношение к младшим, доброжелательность в общении со взрослыми и сверстниками, самостоятельность и дисциплинированность. Развивая у ребёнка интерес к познанию окружающего мира предметов и вещей, машин, природы, людей, взрослым следует обращать внимание и на формирование навыков учебной деятельности, среди которых наиболее важными являются умение слушать и запоминать, понимать задание и действовать по определённым правилам, умение действовать по плану и способность к оценке своей деятельности, умение преодолевать трудности и неудачи и принимать помощь взрослого и сверстника, умение связно выражать в речи свои мысли и чувства и культурно общаться в среде сверстников и взрослых.

    В шесть лет дети обучаемы, готовы к систематическому обучению. Это проявляется и в процессе первоначального овладения грамотой, чтением. Дошкольник проявляет интерес к книгам, спрашивает: «Что написано? Какая это буква? Как пишется моё имя?» Всё это следует учесть, чтобы вовремя удовлетворить познавательный интерес ребёнка и направить его желание  и волю на овладение важными для школьного обучения  умениями.



Предварительный просмотр:

Характеристика речи шестилетнего ребёнка. Основные показатели его готовности к освоению чтения и письма.

   На седьмом году жизни ребёнок свободно общается со взрослыми и сверстниками, может поддерживать разговор на любую доступную его возрасту тему. В ходе общения он ясно и точно выражает свои мысли и чувства с помощью слов, начинает использовать в своей речи отвлечённые  понятия и сложные слова. Дошкольнику становятся доступнее средства языковой выразительности: многозначность слов, эпитеты, метафоры, сравнения; в речи используются синонимы и антонимы.

   К началу школьного обучения ребёнок овладевает сложной системой грамматики, что усваиваемый язык становится для него дейсвительно родным. Большое влияние на формирование у детей грамматически правильной речи оказывает уровень речевой культуры окружающих людей, прежде всего взрослых. На седьмом году речь ребёнка становится более точной, развёрнутой, логически последовательной. Разнообразные игры требуют соблюдения и объяснения правил, поэтому дети начинают пользоваться объяснительной речью, передачи последовательности действий.

   Произносительная сторона речи ребёнка достигает высокого уровня, используются разнообразные средства речевой и языковой выразительности, внятно произносятся все слова и фразы. Дети начинают постепенно осваивать нормы литературного произношения.

   К началу школьного возраста должны быть сформированы предпосылки освоения письменной речи – грамоты. По мнению русского педагога К.Д. Ушинского «хороший, ясный выговор слова такой, чтобы каждый из звуков, составляющих слово, был слышен, и чуткое ухо в различении этих звуков – вот главные освоения правописания».

   Фонематический слух ребёнка формируется на основе речевого общения. Уже к концу раннего возраста дети различают по смыслу слова, отличающиеся одним звуком. Однако способность производить звуковой анализ слов формируется гораздо позже. Этому способствует осознание словесного состава речи. У детей появляются попытки осмыслить значение слов, объяснить их происхождение, сопоставить с другими созвучными словами. Дети упражняются в сочинении рифм, намеренно видоизменяют слова, «изобретают» новые слова. Звуковая оболочка языка становится предметом деятельности ребёнка: словотворчества, стихосложения. Постененно развивающееся языковое чутьё, умственная работанад языком приводит к осознанному отношению к речи. Перед школой важно научить ребёнка составлять предложения по картинке, на заданную тему, по опорным словам, вычленять предложения из потока речи, вычленять слова из предложения, определять количество слов в нём, называть слова по порядку.

    Ребёнок должен освоить звуко-слоговой анализ слов: научиться определять количество и последовательность звуков и слогов в односложных и двусложных  словах, место каждого звука в слове; сравнивать слова по звуко-слоговому составу, а также преобразовывать  слова. Эти умения формируются при специальном обучении и имеют важное значение в овладении чтением и письмом.

   В этом возрасте завершается дошкольный период развития ребёнка, основными результатами которого являются освоение предметного и социального окружения, роли дошкольника, а также готовность к систематическому обучению. В играх и занятиях с детьми седьмого года важно воспитывать уважение к старшим, заботливое отношение к младшим, доброжелательность в общении со взрослыми и сверстниками, самостоятельность и дисциплинированность. Развивая у ребёнка интерес к познанию окружающего мира предметов и вещей, машин, природы, людей, взрослым следует обращать внимание и на формирование навыков учебной деятельности, среди которых наиболее важными являются умение слушать и запоминать, понимать задание и действовать по определённым правилам, умение действовать по плану и способность к оценке своей деятельности, умение преодолевать трудности и неудачи и принимать помощь взрослого и сверстника, умение связно выражать в речи свои мысли и чувства и культурно общаться в среде сверстников и взрослых.

    В шесть лет дети обучаемы, готовы к систематическому обучению. Это проявляется и в процессе первоначального овладения грамотой, чтением. Дошкольник проявляет интерес к книгам, спрашивает: «Что написано? Какая это буква? Как пишется моё имя?» Всё это следует учесть, чтобы вовремя удовлетворить познавательный интерес ребёнка и направить его желание  и волю на овладение важными для школьного обучения  умениями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Роль семьи в развитие правильной речи у ребёнка»

Воспитание правильной и чистой речи у ребенка - одна из важнейших задач в системе образования....

Буклет. Как развивать речь шестилетнего ребенка дома

В буклете представлены игры разного характера: как развивать артикуляционную моторику, фонематический слух, словарь, грамматический строй речи. Он будет полезен родителям, воспитателям, логопедам....

Психологический портрет шестилетнего ребёнка

Многие родители вспоминают о своем милом и сговорчивом пятилетнем ребенке, когда ему исполняется шесть и уравновешенность исчезает. Теперь уже не он владеет своими чувствами, а чувства подчиняют его с...

Консультация для родителей "Речь вашего ребёнка"

Чтобы научиться чётко и правильно произносить звуки, слова, ребёнок должен, прежде всего, слышать их....

Речь шестилетнего ребенка

О развитие речи шестилетнего ребенка...

Умственное развитие шестилетнего ребёнка

Уважаемые родители! На время самоизоляции предлагаю вам эти  сайты, которые помогут вам провести время с пользой.Умственное развитие шестилетнего ребёнка –  это очень значимый и важный...