Организация жизни ребенка с РАС в семье
статья (старшая группа) на тему

Гилигашвили Любовь Юрьевна

Важно в организации жизни ребенка в семье продуманный режим дня. При склонности к стереотипному поведению несложно его выполнять, при этом ребенок стремится к точности его выполнения. Предложенная организация дня становится нормой и способствует к физическому развитию, воспитанию дисциплинированности, соблюдению правил, без чего нереально представить процесс социализации. Распорядок дня составляется в соответствии с уровнем развития психического состояния ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл organizatsiya_zhizni_rebenka_s_ras_v_seme.docx48.67 КБ

Предварительный просмотр:

Организация жизни ребенка с РАС в семье

На родителей возлагается большая ответственность по организации и  проведению коррекционной работы с ребенком в домашних условиях. Первая и очень важная задача семьи – установление эмоционального контакта. Взрослый должен избегать прямого взгляда в глаза ребенка, громкой речи, резких движений, не следует проявлять настойчивости при предъявлении требований, взаимоотношения с ним желательно строить с опорой на его интересы, предпочтения. Помогают вступлению в эмоциональный контакт с ребенком необычные действия: пускание мыльных пузырей, игры с воздушными шарами, игры различного содержания с мячом (мяч периодически менять, что придает игре элемент новизны), изготовление поделок из конструкторов различного направления, мозаики, строительного материала, игры на музыкальных инструментах, калейдоскоп и др. так как дети избегают прямого речевого контакта, в процессе опосредованного общения можно использовать зеркало, в котором видят себя участники игры. Взрослый доброжелателен, не оказывает давления на ребенка, не стремиться добиваться желаемого любым путем.

Очень важно в организации жизни ребенка в семье продуманный режим дня. При склонности к стереотипному поведению несложно его выполнять, при этом ребенок стремится к точности его выполнения. Предложенная организация дня становится нормой и способствует к физическому развитию, воспитанию дисциплинированности, соблюдению правил, без чего нереально представить процесс социализации. Распорядок дня составляется в соответствии с уровнем развития психического состояния ребенка. В обязательном порядке в режиме дня включаются целевые прогулки, которые дают широкую возможность для ознакомления с окружающем миром, способствуют удовлетворению двигательных потребностей, развитию таких психических процессов как восприятие, внимание, память, речь, воображение. Правильно организованный режим имеет огромное значение для развития и навыков самообслуживания. Ребенок привлекается к самостоятельному уходу за собой – одеванию, раздеванию, умыванию и пр.

Для каждого возрастного периода рекомендуется режим, учитывающий физиологические потребности и физические возможности детей данного возраста. Он соблюдается родителями в будни и выходные дни. Следует соблюдать определенную последовательность их чередования: сон, кормление, бодрствование. Вот некоторые рекомендации по организации режимных процессов.

Сон. Необходимо создавать условия для глубокого и продолжительного сна. Комнату, где спит ребенок перед сном обязательно проветривать или в спальне с открытыми окнами, вне помещения в теплое время года рекомендовано спать на веранде.

Подготовка ко сну, укладывание, подъем. При укладывании детей спать формировать у них положительное отношение к этому процессу. Создавать положительную установку на сон, произносить: «Бай-бай», негромко петь колыбельную песнь и т.п. для некоторых детей эффективным средством для засыпания является чтение сказок. Имеются как сторонники этого метода так и противники. Родители же выбирают способ на свое усмотрение.

Обязательно нужно учитывать индивидуальные особенности (может нужен более длительный сон, укладывать раньше, поднимать позже. Особое внимание уделять детям с повышенной двигательной активностью. С первых дней жизни приучать засыпать без дополнительных воздействий (укачивание, соска и т.п), поднимать детей только по мере пробуждения. обеспечивать их эмоционально-положительное состояние  (неторопливые движения взрослых, ласка, приветливая речь).  Соблюдать последовательное одевание. Дать возможность выполнять знакомые действия: подтянуть колготки, застегнуть молнию, пуговицу, надеть тапочки, туфли. Обращать внимание детей на правильно надетую обувь, одежду, формировать аккуратность, опрятность.

Проведение гигиенических процедур. Формировать положительную установку на водные процедуры. Обращать внимание ребенка на чистоту лица, рук; умывать лицо и мыть руки по мере загрязнения; приучать мыть руки перед едой. Формировать понимание речи взрослого в процессе водных процедур. Привлечь внимание ребенка к купанию, умыванию помогут игры с водой, художественное слово. Поддерживать  речевые и двигательные реакции ребенка в процессе мытья рук, умывания. Родители  совершают ошибку, если полностью сами осуществляют процедуры умывания, одевания ребенка.

Приучать детей к опрятности, аккуратности. К 2 годам учить с помощью взрослого пользоваться носовым платком, приводить в порядок одежду, ставить на место обувь. Учить бережно относиться к вещам. Обращать внимание детей на порядок в комнате. Способствовать выработке навыка регулировать собственные физиологические отправления (к 2 годам).

Воспитание культурно-гигиенических навыков (5 – 6 лет). Воспитывать привычку следить за чистатой тела, опрятностью одежды, прически; самостоятельно чистить зубы, следить за чистотой ногтей; при кашле и чихании закрывать рот платком, отворачиваться в сторону.

Научить быстро, аккуратно одеваться и раздеваться, соблюдать порядок в своем шкафу (раскладывать одежду в определенные места), опрятно убирать постель. Продолжать совершенствовать навыки еды: правильно пользоваться столовыми приборами (вилкой, ножом); есть аккуратно, бесшумно, сохраняя правильную осанку за столом.

Воспитание элементарных навыков культуры поведения. Продолжать формировать поведение детей, соответствующе нормам и правилам: садится за стол с чистыми руками,  правильно вести себя за столом; спокойно разговаривать, не шуметь; слушать взрослого, выполнять его указания, откликаться на его просьбы, требования.  Продолжать учить детей слово «нельзя», «можно», «нужно» и действовать в соответствии с их значением; приучать здороваться, прощаться, благодарить.

Примерный режим дня (можно взять на группе)

Примечание. Режим дня  составляется в зависимости от возможностей каждой семьи. Перевод ребенка на новый режим осуществляется с учетом возраста, состояния здоровья и симптомов поведения. Недопустимы ранний перевод ребенка на режим для более старшей возрастной категории, а также задержка на режиме для более младших детей.  Показателями соответствия режима возрастным индивидуальным возможностям ребенка является его деятельность, активное поведение во время бодрствование, хороший аппетит, глубокий и достаточный по времеми сон.

Утренняя гимнастика способствует общей моторики. Если ребенок плохо включается в выполнение общеразвивающих упражнений, то сначала можно использовать игры с перевоплощением (ребенок ходит, подражает петушку, изгибает спинку как проснувшаяся кошечка, прыгает, как воробушек, высоко поднимает колени при ходьбе как цапля.

К сожалению, многие родители недооценивают значение соблюдения режима дня для аутичного ребенка. А он является одним из важнейших условий адаптации ребенка для того, чтобы он чувствовал себя в безопасности. Причем, желательно, чтобы основные режимные моменты не только проговаривались и соблюдались взрослыми, но и были изображены в виде понятных ребенку пиктограмм в удобном для него месте.

Родители ребенка должны помнить, что аутичный ребенок крайне консервативен, что любое, даже маленькое, изменение в режиме, в обстановке, в одежде может вызвать самоагрессию. Для этого необходимо поддерживать привычный для ребенка порядок. Очень полезно для аутичного ребенка создание семейных ритуалов – для обеспечения его спокойствия и уверенности в себе. Например, следующие один за другом  вечерние ритуалы – прогулка, чаепитие, совместное чтение, массаж – подготавливает аутичного ребенка к процедуре укладывания в постель и обеспечивает спокойный сон.

Ежедневно общаясь со своим ребенком, родителям необходимо уделять особое внимание воспитанию навыков общения. Многократное повторение, проговаривание, проигрывание определенных, важных для ребенка, ситуаций способствуют созданию у него новых стереотипов, которые помогут ему в дальнейшей жизни.   Если родителям известны особенности развития их ребенка и  если действуют они в тесном контакте с дефектологом и психологом, продвигаясь в одном направлении, то и помощь ребенку может оказаться более действенной.

Правильно проводимая коррекционая и развивающая работа специалистов и родителей – это единственная возможность оказать помощь аутичному ребенку в сложном для него мире. Сложная и многогранная, это работа должна принести свои плоды. Ребенок научиться общаться с окружающими и освоить программу массовой школы.

Первоочередные направления коррекционной работы с дошкольниками.

 Развитие речи детей с аутизмом в семье ребенка.

Для детей с РАС характерны следующие особенности речевого развития: нарушение коммуникативной функция речи, эхолалии, отсутствие или позднее появление в речи личных местоимений, неразвитость диалога, своеобразное нарушение просодики, неологизмы, склонность к автономной речи.

Основные задачи работы по развитию у детей с РАС таковы: установление эмоционального контакта с ребенком, активизация речевой деятельности, формирование и развития спонтанной речи в быту и в игре, развитие речи в обучающей ситуации.

С целью активизации речевой деятельности родителям в игровой и обучающей ситуациях нужно создавать элементы эмоционального подъема, вовлекать в речевую деятельность. Содержание этой работы зависит от его индивидуальных особенностей.

У детей, страдающих РАС, свободное речевое общение ни в быту, ни в игре, ни в других ситуациях не реализуется и сами по себе не формируются, поэтому коррекцию речи надо начинать как можно раньше.

Примерные задания для детей по развитию речи

Предлагаемые задания помогут детям закрепить знания,| будут содействовать установлению между ребенком и родителями взаимопонимания, чувства ответственности, что в конечном итоге поможет устранению имеющегося речевого нарушения.

Задание № 1. Рассмотрите с ребенком игрушки, которые есть у вас дома. Правильно назовите каждую.

  • Назовите вместе с ребенком игрушки ласково (мишка — мишутка, кукла — куколка и т.д.).
  • Назовите ласково кукол по именам (Таня — Танечка,| Света — Светочка и т.д.).
  • Рассмотрите и назовите с ребенком части туловища игрушечных зверей (нос — носик, хвост — хвостик и т.д.), а также кукол (лоб — лобик, палец — пальчик и т.д.).

Наклейте в папку для индивидуальных занятий картинки, на которых изображены игрушки.

 Задание № 2. Назови куклу ласков

Какие у Танечки глазки, щечки, волосики, ротик, носик, лобик, бровки, реснички? —Во что одета Танечка? — что на ножках у Танечки? (Туфельки, сапожки.) Что на головке? (Шапочка, бантик.)

Учить отвечать на        вопросы  полными предложениями.

Задание № 3. Наклейте в папку картинку «Семья» и фотографии всех Членов семьи с бабушкой и дедушкой.

  • Кто ты маме? Папе? Брату? Сестре? Бабушке? Дедушке? Кто тебе  Ирина Васильевна? Кто тебе Любовь Юрьевна?
  • Назови ласково: брат — братик , дед - дедушка и т.д.

Дети должны Усвоить слова: сын, дочь, внук, внучка, сестра брат, семья.

Задание № 4. Рассмотрите вместе  с ребенком посуду на кухне.

  • Уточните названия предметов посуды. Спросите у ребенка, для чего нужны чашка, ковшик, сковорода, кастрюля, чайник, поварешка, тарелка, блюдце, ложка, вилка, кружка, нож. Составьте предложение с каждым словом.

Рассмотрите вместе с ребенком и назовите части посуды, ручка, крышка, носик, дно, стенки.

Сходите с ребенком в магазин, где продают посуду. Рассмотрите и обсудите, какую посуду там продают.

Наклейте в папку картинки по теме «Посуда».

Обсудите, из чего сделана посуда (железная - из железа, стеклянная - из стекла, глиняная - ……, деревянная - …..,  фаянсовая — ...).

Обсудите, для чего нужна посуда (в кастрюле варят суп, па сковороде жарят рыбу, из тарелки едет и т.д.)

Задание № 5. — Какая бывает посуда? – Виды посуды. Например, для чая - чайная ложка, чашка и т.д.; для обеда -  столовая, ложка, тарелка.

Назови ласково (чашка — чаше — ложечка и т.д.)

 «Один — много» (чашки - много чашек, ложка — много ложек и т.д.). Обратите  внимание детей на окончания слов| (одна чашка — много чашек).

Задание № 6. Составьте рассказ по картинке «Все за работой».

  • Составьте предложение о каждом члене семьи (Мама варит суп в кастрюле. Папа чисти т рыбу ножом.)
  • Объедините предложения в связный рассказ.

Обратите внимание ребенка на то, что слова жарит, варит, чистит должны быть включены и рассказ.

Задание 7. Наклейте в папку или нарисуйте картинки с изображениями одежды: детская, женская, мужская;  зимняя, летняя, осенняя, спортивная, рабочая, домашняя. Вместе рассмотрите одежду ребенка. Обсудите. К какому виду она относится.

  • Подберите картинки к глаголам, которые дети постоянно путают: шьет, вяжет, штопает, вышивает.
  • Попросите ребенка составить предложения по этим картинкам. Покажите ребенку эти действия.

Сходите с ребенком в магазин «Одежда», расскажите детям и обсудите, какую одежду там продают.

Обсудите с ребенком, какие части, детали есть у рубашки, платья. Учите употреблять в речи следующие слова: рукава, манжеты, пуговицы, воротник, петли, карманы,  оборки, пояс, складки.

Рассмотрите, из какого материала сшита одежда. Учите ребенка образовывать прилагательные от существительных:

из меха — меховая;

из шерсти — шерстяная;

из шелка — шелковая;

из ситца — ситцевая;

из кожи — кожаная.

  • Повторите предложения, используя картинки. Составьте предложения со следующими словами: стирает, полощет, выжимает, развешивает, отжимает, гладит,  убирает в шкаф, складывает, чистит щеткой, вяжет спицами, шьет иголкой, шьет на машинке, вышивает, штопает, зашивает, пришивает, подшивает.

Покажите эти действия ребенку и одновременно проговорите с ним.

Задание 8. Наклейте в папку картинки с изображенном обуви.

Попросите ребенка назвать и четко проговорить слова по теме «Обувь»: сапоги, ботинки, туфли, босоножки, сандали, валенки. Вместе рассмотрите ту обувь, которая есть у ребенка.

Обсудите с ребенком, когда и где какую обувь носят:

летом — летнюю (босоножки);

зимой — зимнюю (валенки);

осенью — осеннюю (сапоги);

дома — домашнюю (тапки);

на улице — уличную (туфли).

Сходите с ребенком в обувной магазин, покажите, какую обувь там продают. Как называется этот магазин? (Обувной.)

«Мой, моя, мое, мои». Попросите ребенка показать свои игрушки, одежду, обувь, назвать их, добавляя слова мой, моя, мое, мои, четко выделяя окончания. Например: мой мяч, моя куртка, мои сапоги, мое пальто.

Задание № 9. Наклейте в папку картинки по теме «Овощи».  Тренируйте ребенка в умении составлять словосочетания, правильно согласовывая слова. Учите его правильно называть: форму; цвет; размер (большой или маленький); тактильное ощущение (твердый или мягкий); вкус (горький, сладкий, кислый); сочность; запах.

  • Капуста круглая и зеленая. Она большая, твердая, хрустящая, сочная, без запаха.

Сходите с ребенком в овощной магазин. Обсудите с ним, почему магазин называют овощным. (Там продают овощи.)

 Купите овощи, рассмотрите их с ребенком. Покажите, как моют, чистят, режут, трут, варят, жарят, тушат овощи. Дайте попробовать их ребенку в сыром, вареном, жареном виде. Пусть он определит их на вкус. Расскажите и покажите, какие овощи кладут в суп, борщ, щи, какие жарят, какие тушат, какие едят в сыром виде.

Объясните ребенку, что овощи растут в огороде (в земле, на земле, на кустиках). Какие овощи как растут? (Капуста растет на земле. Редиска растет в земле. Помидоры  растут  на кустиках).  Расскажите ребенку, как и где растут овощи.  Как ухаживают за овощами? Как убирают овощи? Какие овощи выдергивают? Какие — срезают? Какие — выкашивают? Какие — снимают?

Задание N°10. Наклейте в папку или нарисуйте картинки на тему «Фрукты». Запомнить их названия. Учите  детей называть признаки каждого фрукта. Например: Мой лимон желтый, овальный, кислый, твердый, душисты: Моя вишня круглая, красная, мягкая, сладкая.

— Где растут фрукты? (Наклейте картинку «Сад».) Учить с ребенком названия деревьев, изменять существительные по числам. Например: груша — груши, яблоко — яблоки.

«Как называется?»

Сок из яблок — яблочный, из груш — ..., из лимонов — ..., из апельсинов — ..., из винограда..., из слив — ..., из вишен — ..., из бананов — ... .

Варенье (повидло) из вишен — вишневое, из яблок — ..., из груш — ..., из слив — ..., из апельсинов — ... .

Сходите в отдел соков, покажите ребенку, какие соки там продают, как они называются. Вечером дома спросите ребенка, какие соки он видел, какие любит пить. Обсудите, из каких фруктов и ягод получают эти соки.

Задание № 11. Наклейте в папку картинки с изображениями лошади, кошки, коровы, козы, собаки, овцы, баран быка, осла,  кролика, слона, оленя, свиньи, верблюда. Учит детей называть каждое животное в единственном и множественном числах (одна кошка — кошки — много кошек). «Кто как голос подает?»

Собака лает. — Собаки лают.

Свинья хрюкает. — Свиньи ... .

Кошка мяукает. — Кошки ....

Слон  трубит. — Слоны ... .

Бык  ревет. — Быки ... .

Корова мычит. — Коровы ... .

Овца блеет. — Овцы ... .

Ребенок  должен четко проговаривать окончания глаголов.

«Кто как ест?»

Кролик грызет морковку.

Собака грызет косточку.

Кот лакает молоко.

Верблюд жует колючки.

Олень жует мох.

Корова, бык, коза, овца, баран жуют траву.

Учите детей рассказывать о каждом животном по плану: Как называется животное?

Как передвигается?

Как голос падает?

Чем и как питается?

Например: — Это коза. Коза — домашнее животное. Коза ходит. Коза блеет. Коза жует листья и траву.

Части туловища домашних животных.

Спросите у ребенка: у кого есть грива, рога, копыта, хобот, морда, клыки, хвост, пятачок, шерсть, щетина, вымя, ноги, лапы?

Образец ответа: — У коня грива. У коня густая грива.

Какую пользу приносят человеку домашние животные?

Корова дает молоко. Овца дает шерсть.

Олень дает шерсть, мех. Кролик дает шерсть.

Из этих животных получают мясо. Коза дает шерсть, молоко.

Осел возит грузы. Верблюд возит грузы, дает шерсть, молоко. Кот ловит мышей. Собака сторожит дом. Лошадь возит грузы.

Попросите ребенка ответить на вопросы, используя существительные во множественном числе.

На ком люди ездят?

Люди ездят на ... .

На ком возят грузы? 

Грузы возят на... .

Кто дает молоко?

Молоко дает... .

От каких животных получают мясо?

Мясо получают от... .

Кто дает шерсть?

Шерсть дают... .

Детеныши животных.

— Спросите у ребенка:

Кто у коровы? (теленок, телята);

Кто у козы? (козленок, козлята);

Кто у кошки? (котенок, котята);

Кто у собаки? (щенок, щенята);

Кто у слона? (слоненок, слонята);

Кто у верблюда? (верблюжонок, верблюжата);

Кто у овцы? (ягненок, ягнята);

Кто у кролика? (крольчонок, крольчата);

Кто у лошади? (жеребенок, жеребята);

Кто у свиньи? (поросенок, поросята);

Кто у оленя? (олененок, оленята).

Составление рассказов-описаний о животных.

Назвать животное. (Это корова. Корова домашнее животное.)

Назвать, какие части туловища есть у животного. (У коровы есть ...)

Как передвигается животное? (Корова ходит.)

Как и что ест животное (Корова жует траву.)

Как подает голос животное? (Корова мычит.)

Как называются его детеныши? (У коровы теленок.)

Где живет? (Корова живет в хлеву.)

Какую пользу приносит человеку? (Крова дает мясо, молоко.)

Задание №12. Наклейте в папку картинки с изображениями животных и их детенышей: волк,  медведь, лиса, заяц, еж, лось, кабан, лев, тигр, зебра, жираф.

Сосчитать до пяти, правильно согласовывая слова: один медведь, два медведя, три медведя, четыре медведя, пять медведей. Использовать при счете и названия других животных.

Жилища диких животных.

Сделайте рисунки или наклейте в папку картинки: нора,  берлога, дупло, гнездо, логово. Составьте предложения с данными словами: нора (Лиса живет в норе); берлога (Медведь спит в берлоге); дупло (Белка живет в дупле); куст (Заяц спит под кустом). Выделяйте предлоги.

Части туловища диких животных.

Познакомить детей с названиями частей туловища диких животных (грива, копыта, рога, ноги, лапы, шерсть) и уметь подбирать определения к названию каждой части туловища.

Например: — У льва короткая шерсть, густая грива, длинный тонкий хвост с кисточкой, мягкие сильные лапы.

Образование притяжательных прилагательных от названий животных:

нора лисы — лисья нора, лапы лисы — лисьи лапы, хвост лисы — лисий хвост, шуба из лисы — ..., уши лисы — ..., нос лисы — ...;

шкура белки — беличья шкурка, лапы белки — ..., хвост белки — ..., уши белки — ...;

берлога медведя — медвежья берлога, хвост медведя — ..., уши медведя — ..., лапы медведя — ...

Чем питаются дикие животные?

Рассказать детям о том, как питаются животные. Потом попросить, чтобы они рассказали вам.

Например: Лось жует мох, кору. Белка грызет орехи, желуди, грибы, шишки. Заяц грызет морковку, капусту, кору осины. Медведь ест малину, мед. Лиса ест рыбу, мышей, зайцев, ворон. Ежик ест букашек, жучков, лягушек, мышей.

Детеныши диких животных.

Дети должны знать детенышей диких животных, уметь употреблять их названия в единственном и множественном числе. Например: У белки бельчонок, бельчата. У зайца зайчонок,  зайчаma.  У медведя?

Учи те детей рассказывать о диком животном по опорной  схеме.

Задание №13. Учить детей задавать вопросы.

Предложить детям поиграть в «Незнайку». Незнайка — ребенок. Показывая на предметы, животных, людей, он задав вопрос «Что это?» (о неживых) или «Кто это?» (о живых).

Взрослый отвечает одним словом.

Например: — Что это? — Елка. Кто это? — Девочка.

Потом взрослый меняется с ребенком ролями.

Показывая ребенку сюжетную картинку, с изображением на ней людей, животных, взрослый спрашивает «Что делает?». Ребенок должен уметь ответить одним словом на ваш вопрос. Например: — Что делает Люда? — Бежит. Что делает Петя? — Читает.

Затем снова меняетесь с ребенком ролями.

Практическое знакомство с предложением.

Ребенок учится составлять предложения из двух слов по картинкам. Например: — Кто это? Что делает? — Птичка летит. — Мальчик стоит. Затем детей учат составлять предложения из трех слов, включая существительные в винительном падеже, по картинкам.

Например: — Девочка моет (что?) — Посуду.

Папа читает (что?) — Газету.

Учить детей отвечать на вопросы: Какой? Какая? Какие?

Ребенок должен подобрать наибольшее количество oпpeделений к данному слову взрослого. Например: Лук. Какой он? (Лук желтый, круглый, горький и т.д.) — Снег. Какой он? (Снег холодный, белый, пушистый и т.д.)

Обращать внимание на то, чтобы окончания слов ребенок проговаривал четко.

Задание №14. Нарисуйте или наклейте в папку картинки с изображением мебели.

Обратите внимание на то, как ребенок произносит слово «мебель», не заменяет ли первый звук «м» на «н»  (многие дети говорят «небель»). Поправляйте ребенка.

Сходите в ребенком в мебельный магазин (мебель — мебельный магазин).

Как называется?

Стол, за которым пишут, — письменный.

Стол, за которым обедают, — обеденный.

Стол, на котором готовят, — кухонный.

Шкаф для книг — книжный.

Шкаф для посуды — посудный.

Шкаф для одежды — платяной.

Шкаф для белья — бельевой.

Полка для книг — книжная.

Полка для обуви — обувная.

Скажи правильно:

стол — столы; стул — стулья; шкаф — шкафы; диван — диваны; полка — полки; кровать — кровати; кресло — кресла; тумбочка — тумбочки.

Задание №15. Подберите и наклейте в папку картинки об осени следующего содержания: серое небо, серые тучи, идет дождь, лужи на земле, желтые листья, желтая трава, уборка урожая с полей; люди одеты тепло: плащи, сапоги, зонты; птицы улетают на юг.

Пронаблюдайте вместе с ребенком за осенними явлениями в природе.

Найдите в парке, на улице осенние листья клена, березы, рябины, дуба и др.

Наклейте их в папку. Попросите ребенка ответить на следующие вопросы:

  • Какое сейчас время года? (осень)
  • Какое осенью небо? (серое, хмурое...)
  • Какой осенью ветер? (сильный, холодный...)
  • Какой осенью дождь? (частый, холодный, моросящий...)
  • Какие листья на деревьях? (желтые, красные...)
  • Что делают осенью люди? (убирают урожай) 

  • делают осенью звери? (готовятся к зиме)
  • Что делают птицы осенью? (улетают на юг)

Пересказ текстов.

Осень.

Наступила осень. По небу гуляют серые тучи. Моросит холодный дождь. Солнце светит мало. Желтые листья падают на землю. Земля похожа на красивый ковер.

Октябрь.

Наступила осень. Люди выкопали картошку. Они убрали с полей и огородов свеклу, капусту, морковь, репу. Пуста стало на полях. Люди собрали большой урожай.

Известно, что уровень развития речи находится в прямой зависимости с состоянием тонкой пальцевой моторики. Поскольку и общая, и тонкая моторика у детей с РАС нарушена, то необходимо вводить занятия по развитию общей  и тонкой моторики, например изобразительную деятельность, физические упражнения. См. Приложения № 2, 4. 

Физкультминутки

Основные требования при проведении физкультминуток.

  • Упражнения должны быть просты по структуре, интересны и хорошо знакомы детям.
  • Упражнения должны быть удобны для выполнения на ограниченной площади.
  • Упражнения должны включать движения, воздействующие на крупные группы мышц.
  • Упражнения должны улучшать деятельность всех органов и систем.
  • Комплекс физкультминутки должны состоять из 2-4 упражнений: для рук и плечевого пояса в виде потягивания — выпрямление позвоночника, расширения грудной клетки; руки в стороны или вверх - в стороны; к плечам, перед собой; для туловища — наклоны, повороты; для ног — приседание, подскоки и бег на месте.

Комплекс 1.

  1. Лебеди летят—                                   — плавные движения руками Крыльями машут.                                         с большой амплитудой.
  2. Прогнулись над водой—                     наклоны вперед.

Качают головой.

  1. Прямо и гордо умеют держаться, — приседания.

          Очень бесшумно на воду садятся.

Комплекс 2.

Конь меня в дорогу ждет —                            руки за спиной сцеплены в замок.

Бьет копытом у ворот.

На ветру играет гривой —                                покачивания головой.

Пышной, сказочно красивой.

Быстро на седло вскачу —                               поочередное поднимание

                                                                             согнутых в коленях ног.

Не поеду — полечу. —                                     подскоки на месте, руки

Цок-цок-цок-цок — 2 раза,                              согнуты в локтях перед собой.

Там за дальнею рекой

Помашу тебе рукой. —                                   машут рукой.

Комплекс 3.

Медвежата в чаще жили, — круговые движения головой Головой своей крутили. поочередно в разные стороны. Вот так, вот так,

Головой своей крутили,

Медвежата мед искали, — наклоны, в стороны, руки Дружно дерево качали, вперед.

Вот так, вот так,

Дружно дерево качали.

Вперевалочку ходили — ходьба на внешней стороне И из речки воду пили, стопы, наклоны вперед.

Вот так, вот так.

И из речки воду пили,

А потом они плясали, — подскоки на месте, руки вверх Выше лапки поднимали,

Вот так, вот так,

Выше лапки поднимали.

Комплекс 4.

Поднимайте плечики, — энергичные движения плечами. Прыгайте, кузнечики.

Прыг-скок, прыг-скок.

Стоп! Сели.

Травушку покушали, — приседания.

Тишину послушали.

Выше, выше, высоко — прыжки на месте.

Прыгай на носках легко.

Эй, лошадки, все за мной! —руки впереди,

Поспешим на водопой! пружинистые движения ног Вот река, широка и глубока, — плавное раздвижение рук А водица вкусна! Пейте!        в стороны, наклоны

Хороша водица!        вперед.

Постучим копытцем! — притопывание ногой.

Эй, лошадки, все за мной!

Поскакали домой. — прыжки на месте. Гоп-гоп-гоп-гоп-гоп!

Комплекс 5.

Этот комплекс упражнений можно разбить на несколько этапов по усмотрению воспитателя.

Раз — присядка, два — прыжок,

И опять присядка,

А потом опять прыжок —

Заячья зарядка!

Птичка скачет, славно скачет,

Птичка крылышками машет И взлетает без оглядки —

Это птичкина зарядка!

А щенята, как проснутся,

Очень любят подтянуться,

Обязательно зевнут,

Ловко хвостиком махнут!

А котята спинки выгнут

 И неслышно с места прыгнут,

Перед тем, как прогуляться,

Начинают умываться.

Ну, а мишка косолапый,

Широко разводит лапы,

То одну, то обе вместе,

Долго топчется на месте.

А когда зарядки мало,

Начинаем все сначала!

Белки скачут очень быстро,

Машут хвостиком пушистым,

Целый час играют в прятки —

Это беличья зарядка.

«Земляника»

А в лесу растет, гляди-ка,

Сладенькая земляника.

Чтобы ягоду сорвать, — дети приседают и собирают

Надо ниже приседать, разбросанные по полу «ягодки» —плоскостное изображение ягод. Нагулялся я в лесу, — дети переносят наполненные

Корзинку с ягодой несу, корзинки, пакеты, ведерки.

«Белка»

Белка прыгает по ветке.

Прыг да скок, прыг да скок! — прыжки на месте.

Забирается нередко Высоко, высоко!

«Березка»

Во дворе растет береза,

Протянула ветки к солнцу. — поднять руки вверх,

потянуться и опустить руки.

«Кошкины повадки»

Вам покажем мы немножко, — дети идут на цыпочках,

Как ступает мягко кошка. стараясь не производить

Еле слышно: топ-топ-топ, никакого шума.

Хвостик книзу: оп-оп-оп.

Но, подняв свой хвост пушистый, — прыгают на месте

Кошка может быть и быстрой. легко и как можно

Ввысь бросается отважно.        выше.

А потом мяукнет: «Мяу! — дети бегут на свои места.

Я в свой домик убегаю.

«Заячий концерт»

Зайцев целая ватага — дети прыгают друг за другом

Вдоль по краешку оврага на двух ногах.

Развлекают всех прыжками:

Прыг да скок, прыг да скок.

В барабаны ловко бьют:

Тра-та, тра-та, тра-та,

А потом так театрально —        дети имитируют игру

В тарелки музыкальные ударили: на тарелках. Дзинь-ля-ля.

От души всех веселя.

« Гуси на прогулке»

Гуси — домашние птицы. — дети идут за воспитателем.

дружной вереницей.

«Гуси-гуси!» — «Га-га-га!»

Хорошо вам? — «Да-да-да!»

Ну, летите веселей — дети бегут, размахивая руками.

На лужок поскорей.

Гуси важно зашагали, — дети ходят по группе.

Травку быстро пощипали. — дети наклоняются вперед,

вниз.

Лапочки почистили, — дети поднимают колени, Перышки стряхнули. — дети машут руками, приседают.

«Гуси-гуси!» — «Га-га-га!»

Хорошо вам? — «Да-да-да!»

Ну, летите все домой. — дети возвращаются

на свои места.

«Грачи прилетели»

Как-то раннею весною — дети бегут на цыпочках,

чуть подняв, согнутые На опушке, на лесной, в локтях руки.

Появилась стая птиц:

Не скворцы и не синицы,

А большущие грачи. — дети стоят по кругу.

Цвета черного, как ночь. — дети приседают.

Разбежались по опушке, — дети бегут в разные

Прыг-скок, крак-крак! стороны, прыгают,

Тут — жучок, там — червячок! наклоняются вперед,

Крак-крак-крак!        вниз

«Поле одуванчиков»

Одуванчик, одуванчик! —        дети приседают,

Стебель тоненький, как пальчик, потом медленно

Голова — что шар пушистый. поднимаются, руки

вверх.

Если ветер быстрый-быстрый — дети разбегаются

На полянку налетит,        в разные сторон.

Все вокруг зашелестит —

Одуванчики-тычинки — дети берутся за руки

Разлетятся хороводом и идут по кругу.

И сольются с небосводом.

Комплекс 1.

Шел старик дорогою, дорогою, дорогою, — прыжки с ноги на ногу.

Нашел козу безрогую, безрогую, безрогую. — прыжки на двух ногах.

«Давай, коза, попрыгаем,

попрыгаем, попрыгаем!» — ноги поочередно

выбрасывать вперед с въшянутыми носками, руки на поясе.

А коза бодается, бодается, бодается, — плавные наклоны

с вытянутыми руками вниз-вперед.

А старик ругается, ругается, ругается. — погрозить козе пальцем.

Комплекс 2.

Мы — веселые ребята,

Наша песенка крылата.

Всем друзьям она слышна,

Далеко летит она!

Мы зарядку любим очень,

Каждый быть здоровым хочет,

Сильным, смелым вырастать

 И в труде героем стать!

О. Высотская

КомплексЗ. «Обезьянки»

Рано утром на полянке

Так резвятся обезьянки.

Левой ножкой: топ, топ!

Правой ножкой: топ, топ!

Руки вверх,вверх,вверх!

Кто поднимет выше всех?

Руки вниз и наклонились,

На пол ножки положили.

А теперь на четвереньках погуляем хорошенько.

А потом мы отдохнем,

Посидим и спать пойдем!

Н. Голикова

Комплекс 4. «Веселая зарядка»

Под веселые напевы Повернемся вправо, влево.

Руки вверх! Руки вниз!

Вверх! И снова наклонись!

Вправо, влево головою!

Руки вверх перед собою!

Топни правою ногой!

Вправо шаг! На месте стой!

Топни левою ногой!

Влево шаг! И снова стой!

Повернись направо к другу.

Правую дай другу руку.

Н. Голикова

Комплекс 5.

Вот мотор включился, — вращательные движения

Пропеллер закрутился, руками перед собой.

Ж

-Ж-Ж-Ж-Ж-Ж

К облакам поднялись, — поочередное поднимание

И шасси убрались.        коленей.

Вот лес — мы тут — покачивание руками,

Приготовим парашют, повернутыми в стороны.

Толчок, прыжок — прыжок верх, руки в стороны.

Летим, дружок.

Парашюты все раскрылись — приседание,руки в стороны.

 Дети мягко приземлились.

Комплекс 6.

Как головой между листвою — движения головою вверх,

 Дятел деревья долбит,        вниз.

Как на рыбалку и вперевалку — бег на месте,

Гусь за гусыней бежит,        руки в стороны.

Как удивились, остановились — наклоны вперед,

Гуси у самой речки,        руки назад.

Воду попили, крылья раскрыли —руки в стороны,

И потихоньку пошли. плавные движения вверх-вниз.

Комплекс 7.

Эй, лошадки, все за мной! —руки впереди,

Поспешим на водопой! пружинистые движения ног.

Вот река, широка и глубока, — плавноераздвижение рук

А водица вкусна! Пейте!        в стороны, наклоны вперед.

Хороша водица!

Постучим копытцем! — притопывание ногой.

Эй, лошадки, все за мной!

Поскакали домой. — прыжки на месте.

Гоп-гоп-гоп-гоп-гоп!

Комплекс 8.

Елочка

Елочки зеленые на ветру качаются,

На ветру качаются, низко наклоняются.

Сколько елочек зеленых —

Столько сделайте наклонов.

Приседайте столько раз, сколько бабочек у нас.

 Сколько беленьких кружков,

Столько сделайте прыжков.

Мы сегодня рано встали

И зарядку делать стали.

Руки вверх, руки вниз.

Влево, вправо повернись!

А теперь всем детям встать,

Руки медленно поднять,

Пальцы сжать, потом разжать.

Руки вниз — и так стоять.

Раз — согнуться, разогнуться.

Два — высоко потянуться,

Три — в ладоши три хлопка,

Головою три кивка,

На четыре — руки шире,

Пять, шесть — тихо сесть Семь,

восемь — лень отбросим.

Все проснулись на зарядке,

Настроение в порядке.

                                    Пальчиковая гимнастика

«Я сам»

Задачи: развивать мелкую моторику.

Ход упражнения.

Ложка — это ложка,

Ложкой суп едят.

Сжав руку в кулак, подносят ее ко рту —- «едят суп».

Тряпка — это тряпка,

Тряпкой вытру стол.

Вращая кистью руки, «вытирают стол»

Шапка — это шапка,

Оделся и пошел

Двумя руками «надевают шапку на голову»-

«Зайка умывается»

Задачи: развивать мелкую моторику

 Ход упражнения.

Зайка серый умывается,

Видно, в гости собирается.

Вымыл носик, вымыл ухо,

Полотенцем вытер сухо.

Дети имитируют движения умывания и вытирания.

«Умывание»

Задачи: развивать мелкую моторику

 Ход упражнения.

Льется чистая водица,

Мы умеем чисто мыться.

Пасту для зубов берем,

Крепко щеткой зубы трем.

Моем шею, моем уши,

После вытремся посуше.

Дети имитируют движения по тексту.

«Похлопаем, потопаем»

Задачи: развивать мышцы рук, ног; умение соотносить движения с текстом.

Ход упражнения.

Мы топаем ногами,

Мы хлопаем руками,

Киваем головой.

Мы руки поднимаем,

Мы руки опускаем

И крутимся потом.

Мы топаем ногами:

Топ-топ-топ

Мы руки поднимаем:

Хлоп-хлоп-хлоп.

Мы руки разведем

И побежим кругом.

Движения выполняются согласно тексту.

«Жадный пес»

Задачи: развивать мышцы рук, ног; умение соотносить движения с текстом. Упражнять детей в договаривании строчек текста: гам-гам-гам.

Ход упражнения.

Жадный пес Дров принес,

Воды наносил, тесто замесил,

Пирогов напек, спрятал в уголок,

И съел сам: гам-гам-гам.

Движения выполняются согласно тексту.

Упражнения за столом.

1.«Червячки шевелятся».  Поочередно поднимать и опускать пальцы (ладони лежат на столе).

2.Имитация игры, на фортепьяно.

3.Разводить пальцы и сводить их вместе (ладони на столе). «Бегают человечки». Указательным и средним пальцами, сначала правой, затем левой, потом обеих рук быстро «бежать» по столу.

4.«Дождик идет». Руки лежат на столе. Кисти слегка приподняты, пальцы полусогнуты. Ногтями ударять по столу.

5.«Пальчики танцуют». Три пальца (любые) обеих рук одновременно легкими движениями передвигаются в разных направлениях.

6.Поочередно сгибать пальцы обеих рук.

7.«У киски Царапки мягкие лапки». Руки — на столе. Расслабиться, растопырить пальцы, напрячь их, собрать в кулак.

8.«Пальчики здороваются». Поставить локти на стол, ладони прижать друг к другу. Не размыкая их, сближать пальцы навстречу друг другу.

9.Показывать пальцами и кистями рук «гнездышко», «лодочку», «крышу», «очки», «флажок», «солнечные лучи», «козу», «ножницы», «замок», «мостик» и т.д.

10.«Кулак кольцо». Пальцы одной руки сжать в кулак, пальцами другой (указательный, средний, безымянный, мизинец) по очереди образовывают кольцо с большим пальцем. Затем то же, но руки поменять.

11.«Домик».

На полянке дом стоит,

Ну а к дому путь закрыт.

Мы ворота открываем,

В домик всех вас приглашаем.

Произвольные движения, соответствующие содержанию текста.

12.«Повстречались».

Повстречались два котенка — мяу-мяу,

Два щенка — ав-ав,

Два жеребенка — иго-го

Два тигренка — р-р-р,

Два быка — му-у-у-у!

Смотри, какие рога!

На каждую фразу одновременно соединять одноименные пальцы правой и левой рук по одному, начиная с мизинца. На последнюю фразу показать рога, одновременно выпрямив указательные пальцы и мизинцы.

13.«Раз, два, три, четыре, пять».

Раз, два, три, четыре, пять!

Будем пальчики считать:

Крепкие, дружные,

Все такие нужные!

На другой руке опять:

Раз, два, три, четыре, пять!

Пальчики быстрые,

Хотя не очень... чистые.

На первую фразу по очереди загибать пальцы на правой руке. На следующую фразу — ритмично сжимать и разжимать кулачки. На третью — по очереди загибать пальцы на левой руке. На последнюю фразу — помахать пальцами обеих рук.

14.«Коза и козленок».

Идет коза рогатая,

Идет коза бодатая.

За ней козленочек бежит,

Колокольчиком звенит.

На первую фразу указательным пальцем и мизинцем изобразить рога. На вторую — пальцы соединить в щепотку, опустить вниз — колокольчик звенит.

«Пальчики здороваются», «Пальчики бегают», «Дождь идет», «Зайчик», «Ножницы», «Прищепки».

«Король Боровик не в духе»

Задачи: развивать мышцы рук, ног; умение соотносить движения с содержанием текста.

Ход упражнения.

Шел король Боровик

Через лес напрямик.

Он грозил кулаком

И стучал каблуком.

Был король Боровик не в духе:

Его покусали мухи.

Движения выполняются согласно содержанию текста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Построение предметно-развивающей среды для организации жизни ребенка в условиях семьи

Для полноценного развития ребенка необходимо создание вокруг него предметно-развивающей среды, которая позволяла бы ему самостоятельно пользоваться необходимыми предметами, свободно жить и играть в от...

Построение предметно-развивающей среды для организации жизни ребенка в условиях семьи

Для полноценного развития ребенка необходимо создание вокруг него предметно-развивающей среды, которая позволяла бы ему самостоятельно пользоваться необходимыми предметами, свободно жить и играть в от...

Организация жизни и деятельности малыша в семье. Примерный режим дня в домашнем «Доме радости».Н.М.Крылова.

Никогда не забывайте, что особого внимания требует умственное раз­витие ребёнка, особенно его когнитивной сферы. Это особое целостное обра­зование, включающее в себя весь накопленный ребёнком ...

«Роль игры в жизни ребенка. Игровая деятельность в семье»

Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре – важнейшему виду детской деятельности. Игра является эффективным средством формирования личности дошкольника, в игре реализуется п...

Консультация для родителей «Роль игры в жизни ребенка. Игровая деятельность в семье».

laquo;Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра — это искра, зажигающая огонек пыт...