«Значение драматизации стихотворений для развития речи ребенка»
статья на тему

Коваленко Ольга Витальевна

Статья для родителей на тему "Значение драматизации стихотворений для развития речи ребенка"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_dlya_roditeley.docx18.33 КБ

Предварительный просмотр:

Статья для родителей на тему:

«Значение  драматизации стихотворений для развития речи ребенка»

Игра-драматизация, это такая игра, которая строится с опорой на сюжетную схему какого либо литературного произведения или сказки; передача в лицах произведения с использованием некоторых средств выразительности.  Драматизация - это один из видов деятельности детей. Ему предавали большое значение   последователи изучения творческого чтения в начале 20 годов 20 века: Абакумов С.И., Бархин К.Б., Соловьёва Е.Е. 

Грамотные родители стараются формировать и совершенствовать характер малыша, через воспитание искусством. Мягко, ненавязчиво прививают ему нравственные навыки, учат взаимодействовать с миром. Такое воспитание может идти при помощи любых видов искусств. Мы с вами рассмотрим одно из них --  искусство слова. А точнее, поэзию. Ребенок  3-6 лет умеет тонко чувствовать, сопереживать, фантазировать, у него великолепно развито образное мышление. На эти способности, которые есть у каждого малыша, и стоит опираться на занятиях по театрализованной деятельности, цель которых – гармоничное развитие личности ребенка. В возрасте до 7 лет ребенок пластичен физически и особенно восприимчив психологически, а интенсивно используемые им силы подражания выступают в роли познавательных сил и, следовательно, он легко обучаем и открыт для восприятия прекрасного. Предоставляя своим воспитанникам  возможность разыграть маленькое действие по стихотворению, мы сначала даем возможность почувствовать произведение, понять его через воспроизведение прочитанного с помощью некоторых изобразительно-выразительных средств.  Приём драматизации  предполагает наличие некоторых исходных умений и навыков у дошкольников в других творческих видах деятельности. Поэтому можно с уверенностью сказать, что  драматизация одни из самых трудных, но в то же время и самых интересных приёмов. 

  Обучая ребенка приёмам драматизации, мы даем ему возможность перевоплотиться в художественный образ,  прочувствовать, во-первых, глубокое, эмоциональное и логическое осмысление произведения, а во-вторых, представление, разыгрывание его в лицах. Драматизация - это своеобразный итог прочитанного произведения. 

Беря стихотворение для дальнейшей его драматизации, начинаем с его знакомства, литературного анализа  текста: понять основной замысел автора, характер действующих лиц, их взаимоотношения, мотивы поступков. Далее идёт работа над выразительностью передачи: овладение средствами эмоциональной и образной выразительности (основной тон, интонация); расстановка логических ударений, пауз; выработка правильного произношения. Старшие дошкольники легко справляются с этим, так как к 6 годам у них имеется достаточный уровень общекультурного развития, что облегчает понимание художественного произведения, и испытать эмоциональный отклик на него. Далее идет подготовка к восприятию текста, к осмыслению его содержания и формы. Объяснение незнакомых слов - обязательный приём, обеспечивающий полноценное восприятие произведения. Приступая непосредственно к игре, дети в той или иной мере перевоплощаются в определённого героя, проникаются тем или иным «авторским» чувством, учатся эти чувства переживать. 
Приучая детей по внешним приметам судить о внутреннем состоянии другого человека, даём основу для формирования таких качеств, как наблюдательность, чуткость. Интересно, что этот приём помогает создать  естественную речевую ситуацию, повышает коммуникативность речи детей, оказывает положительное влияние вообще на речь — обогащение словаря, правильное синтаксическое построение, выразительность.

Действия, производимые детьми в игре-драматизации, более сложны, чем в сюжетно-ролевой игре при подражании увиденному в жизни. Здесь ребенку необходимо не только воссоздать какой-либо из встречающихся в жизни объектов, но и поставить его в условия, предложенные автором литературного текста. Литературное произведение подсказывает, какие действия следует выполнять, но в нем нет указаний о способах воплощения их - движениях, мимике, интонациях. Это, в свою очередь, инициирует проявление детского творчества при подборе изобразительных и выразительных средств создаваемых образов. Сохраняя замысел автора и основную идею художественного произведения, дети привносят в сюжет свои впечатления об окружающей действительности, реализуют свой жизненный опыт. Чем богаче жизненный опыт ребенка, тем ярче он проявляется в различных видах творческой деятельности. Поэтому так важно с самого раннего детства приобщать маленького малыша к театру, литературе, живописи.

             Помимо сильного воздействия на общее развитие дошкольников, на совершенствование творческих способностей, драматизация стихотворных произведений способствует развитию у детей эмоциональной, нравственной сфер. Этот приём способствует переводу чувств, переживаний в действия, слов в поступки, нравственных убеждений в поведение. 

Что даёт  драматизация  стихов? Во-первых, идет закрепление   речевого материала на уровне автоматизации (не только словесных речевых формул, но  интонации, мимики, жестов). Во-вторых, дети проявляют своё творчество в театрализованной деятельности, и через драматизацию начинают глубже чувствовать художественную ценность произведения. Кстати сказать, что современные комплексные вариативные программы предполагают органично решать проблемы воспитания обучения и развития детей средством игр-драматизаций. В-третьих, разыгрывание ролей детьми позволяет формировать опыт нравственного поведения, умение поступать в соответствии с нравственными нормами (стихотворения социальной направленности), глубже воспринимать природное окружение (стихи о природе), расширять представление о предметной действительности (стихи о предметах), и пр.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние разучивания стихотворений на развитие речи ребёнка.

Консультация полезна для родителей, которые заинтересованы развитием речи своего ребёнка....

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад №19» городского округа город Салават Республики Башкортостан Консультация на тему: «Развитие речи ребенка в условиях внедрения ФГОС» выпол

          В настоящее время в связи с совершенствованием процессов воспитания и обучения в детском саду, с внедрением федеральных государственных образовательных станда...

Информационный стенд для родителей: "Веселые стихотворения для развития речи малышей (животный мир)"

Дошкольники с пребольшим удовольствием любят слушать короткие стихотворения. Они легко воспринимаются и запоминается малышом, наполняют его чуствами и эмоциями, развивают пассивный  и активный сл...

Консультация для родителей: «Влияние разучивания стихотворений на развитие речи ребёнка»

Заучивание стихотворений – это своеобразная, и очень интенсивная, полезная гимнастика для мозга, развивающая память, внимание....

Консультация для родителей: «Влияние разучивания стихотворений на развитие речи ребёнка»

Заучивание стихотворений – это своеобразная, и очень интенсивная, полезная гимнастика для мозга, развивающая память, внимание....