Групповая консультация для родителей на тему: "Возрастные периоды у детей"
консультация на тему
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 59 «КАЛЕЙДОСКОП»
Групповая консультация для родителей
тема:
«Возрастные периоды детей»
Подготовила: педагог – психолог С. Н. Янина. 01.12.2017 г. |
декабрь
2017– 2018 учебный год
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 59 «КАЛЕЙДОСКОП»
Подготовила педагог – психолог С.Н. Янина 1декабря 2017 г. МБДОУ д/с № 59 «Калейдоскоп» г. о. Химки |
Характеристика возрастных периодов психического и личностного развития ребенка
Возрастная периодизация
Возрастная периодизация – это попытка выделить общие закономерности, которым подчиняется жизненный цикл человека. Разделение жизненного пути на периоды позволяет лучше понять закономерности развития и специфику отдельных возрастных этапов.
Физиологическая периодизация принятая в 1965 году на Международном симпозиуме по возрастной физиологии выделяет семь периодов развития в детстве и юношестве:
- Период новорожденности (с 1 по 10 день после рождения).
- Грудной возраст (с 11 дня до года).
- Раннее детство (с 1 года до 3 лет).
- Первый период детства (с 3 лет до 8 лет).
- Второй период детства (у мальчиков с 8 до 12 лет, у девочек – с 8 до 11 лет).
- Подростковый возраст (у мальчиков с 13 до 16 лет, у девочек – с 12 до 15 лет).
- Юношеский возраст (у юношей от 17 до 21 года, а у девушек – от 16 до 20 лет).
Психологические периодизации в зависимости от критерия выделяются разные периоды в жизни человека. Однако, не смотря на разные основания периодизаций развития, большинство теорий выделяют одни и те же возрастные этапы.
Закономерности и периодизация детского развития по Выготскому
Российский, советский психолог Л.С. Выготский (1896—1934) установил четыре основные закономерности, или особенности, детского развития:
1) Цикличность. Развитие имеет сложную организацию во времени, темп и содержание развития изменяются на протяжении детства. Подъем, интенсивное развитие сменяется замедлением, затуханием. Ценность месяца в жизни ребенка определяется тем, какое место он занимает в циклах развития: месяц в младенчестве не равен месяцу в подростничестве.
2) Неравномерность развития. Разные стороны личности, в том числе психические функции, развиваются неравномерно. Есть периоды, когда функция доминирует, — это период ее наиболее интенсивного, оптимального развития, а остальные функции оказываются на периферии сознания и зависят от доминирующей функции. Каждый новый возрастной период знаменуется перестройкой межфункциональных связей — в центр выдвигается другая функция, устанавливаются новые отношения зависимости между остальными функциями.
3) «Метаморфозы» в детском развитии. Развитие не сводится к количественным изменениям, это не рост, а цепь качественных преобразований. Психика ребенка своеобразна на каждой возрастной ступени, она качественно отлична от того, что было раньше, и того, что будет потом.
4) Сочетание процессов эволюции и инволюции в развитии ребенка. Процессы инволюции закономерно включены в прогрессивное развитие. То, что сложилось на предыдущем этапе, отмирает или преобразуется. Например, ребенок, научившийся говорить, перестает лепетать.
Согласно Выготскому движущая сила (фактор) психического развития — обучение. Не всякое обучение выполняет роль движущей силы развития, может случиться и так, что оно будет бесполезно или даже затормозит развитие. Чтобы обучение было развивающим, оно должно ориентироваться не на уже завершившиеся циклы развития, а на возникающие, на зону ближайшего развития ребенка. Зона ближайшего развития определяется Выготским как разница, «расстояние» между уровнем актуального умственного развития ребенка и уровнем возможного развития. Уровень трудности задач, решаемых ребенком самостоятельно, обозначает актуальный уровень развития. Уровень трудности задач, решаемых под руководством взрослого, определяет потенциальный уровень. В зоне ближайшего развития находится психический процесс, формирующийся в совместной деятельности ребенка и взрослого; после завершения этапа становления он становится формой актуального развития самого ребенка.
Л.С. Выготский разделяет периоды развития ребенка в соответствии с психологическим возрастом, который определяется складывающейся к началу каждого возрастного периода социальной ситуацией развития — своеобразным, специфическим для данного возраста, неповторимым отношением между ребенком и окружающей его средой, образом жизни ребенка, его «социальным бытием».
Накапливаясь с течением времени, психологические новообразования — продукты возрастного развития и одновременно предпосылки дальнейшего развития — постепенно приходят в противоречие со старой социальной ситуацией развития, ведут к ее слому и построению новых отношений, открывающих новые возможности для развития ребенка в следующем возрастном периоде. Так происходит смена психологических возрастов. Л.С. Выготский различал два типа возрастных периодов, сменяющих друг друга: стабильные и критические.
Периодизация, выстроенная Выготским, включает следующие периоды:
- кризис новорожденности
- младенчество (от 2 месяцев до 1 года)
- кризис 1 года;
- раннее детство (от 1 года до 3 лет)
- кризис 3 лет
- дошкольный возраст (от 3 до 7 лет)
- кризис 7 лет
- школьный возраст (от 8 до 12 лет)
- кризис 13 лет;
- пубертатный возраст (от 14 до 17 лет)
- кризис 17 лет.
Ведущая деятельность и периодизация по Эльконину
Российский, советский психолог Д. Б. Эльконин (1904-1984) использовал понятие ведущая деятельность, разработанное российским, советским психологом A.Н. Леонтьевым (1903-1979), как критерий выделения психологических возрастов. В каждом возрасте имеется система различных видов деятельности, но ведущая занимает в ней особое место. Ведущая деятельность проходит длительный путь становления, развития (под руководством взрослых), а не возникает сразу в готовой форме. Ведущая деятельность — это не та деятельность, которая занимает у ребенка больше всего времени. Это главная деятельность по ее значению для психического развития. Эльконин ассоциирует разные периоды развития ребенка с ведущими видами деятельности.
- Младенчество с непосредственно-эмоциональным общением ребенка и взрослого
- Ранний возраст (от 1 года до 3 лет) с предметной деятельностью
- Дошкольный возраст (от 3 до 7 лет) с ролевой игрой
- Младший школьный возраст (от 8 до 12 лет) с учебной деятельностью
- Подростковый возраст (от 11 до 15 лет) с интимно-личным общением со сверстниками
- Юность
Внутри деятельности возникают и развиваются так называемые психологические новообразования. При смене одной ведущей деятельности другой (когда, например, игровая деятельность дошкольного возраста замещается другой ведущей деятельностью — учебной, характерной уже для младшего школьного возраста) происходит кризис. В зависимости от содержания выделяют кризисы отношений (3 года и 11 лет) и кризисы мировоззрения (1 год, 7 и 15 лет).
Стадии когнитивного развития Пиаже
Швейцарский и французский психолог Ж. Пиаже (1896—1980) взял за основу возрастной периодизации стадии когнитивного развития — состояния интеллекта.
- Сенсомоторный интеллект / период (от рождения до 1,5—2 лет). Ребенок от рождения до 1,5—2 лет характеризуется развитием чувств и двигательных структур: он смотрит, слушает, трогает, нюхает, манипулирует, и делает это из врожденного любопытства к окружающему миру. Ребенок открывает связи между собственным действием и результатом — подтянув пеленку, можно достать лежащую на ней игрушку. У него также появляется представление о независимом и постоянном существовании других предметов. Ребенок начинает отличать себя (субъекта) от остального мира объектов.
- Конкретно-операциональный (репрезентативный) интеллект / период конкретных операций (от 1,5—2 лет до 11 лет). Умственные способности ребенка достигают нового уровня. Это начальный этап интериоризации действий, развития символического мышления, формирования семиотических функций, таких, как язык и умственный образ. Складываются мысленные наглядные представления объектов; ребенок обозначает их названиями, а не прямыми действиями. Вначале мышление имеет субъективный, нелогичный характер. Начиная с 7 лет постепенно формируются зачатки логического мышления. Социальное и культурное окружение может ускорить или замедлить скорость прохождения стадии развития в первую очередь за счет того, предоставляет ли оно ему подходящие материалы для занятий, задачи для разрешения и т.д. Передача готового знания (заучивание правильных ответов) неэффективна; развитие происходит, когда совершается собственная активность человека, активное конструирование и саморегуляция познавательных процессов. Также для развития мышления важен обмен идеями, обсуждение и спор со сверстниками. Переход к конкретно-операциональному мышлению перестраивает все психические процессы, моральные суждения и способность к сотрудничеству с другими людьми. Однако все эти логические операции конкретны — применяются только к реальным, осязаемым предметам и действиям с ними, подчинены конкретному содержанию, в котором ребенку представлена реальность.
Педагогическая периодизация базируется на традиционном делении учебных учреждений на дошкольные (ясли, детский сад) и школьные (младшая, средняя и старшая школы) и выделяет шесть возрастных периодов:
- Младенчество (от рождения до года)
- Раннее детство (от 1 до 3 лет)
- Дошкольный возраст (от 3 до 6 лет)
- Младший школьный возраст (от 6 до 10 лет)
- Средний школьный возраст (от 10 до 15 лет)
- Старший школьный возраст (от 15 до 18 лет).
Знание основных этапов индивидуального развития детей и подростков, проблем которые на этих этапах возникают – необходимое условие эффективной образовательной и воспитательной работы по формированию жизненных навыков для сохранения и укрепления здоровья.
Список использованной литературы:
- Белкина Л.В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ. – М., 2006.
- Венгер Л.А., Агаева Е.Л. Психолог в детском саду. – М., 1995. – 64 с.
- Грановская Р.М. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ: Учебное пособие. – М.: Учитель, 2004.
- Давыдова О.И., Майер А.А. Адаптационные группы в ДОУ. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
- Кирюхина Н.В. Организация и содержание работы по адаптации детей в ДОУ. - М., 2006. - 112 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей на тему:«Возрастные особенности детей 5-6 лет».
Все больший интерес ребенка 5-ти лет направляется на сферу взаимоотношений между людьми. Оценки взрослого подвергаются критическому анализу и сравнению со своими собственными. Под воздействием этих оц...
Консультация для родителей на тему: "Возрастные особенности детей младшего возраста, адаптация их к условиям ДОУ"
Тема: Возрастные особенности детей младшего возраста, адаптация их к условиям ДОУ.Цель: информирование родителей детей младшего возраста об особенностях развития и адаптации к услови...
Консультация для родителей на тему :"Возрастные особенности детей дошкольного возраста 6-7 лет"
Консультация для родителей на тему :"Возрастные особенности детей дошкольного возраста 6-7 лет"...
Консультация для родителей на тему;Возрастные особенности детей 4 го года жизни
Младший дошкольный возраст характеризуется высокой интенсивностью физического и психического развития. Повышается активность ребенка, усиливается ее целенаправленность; более разнообразными и координи...
Консультация для родителей на тему;Возрастные особенности детей 4 го года жизни
Три года — это возраст, который можно рассматривать как определенный рубеж развития ребенка с момента его рождения. Кризис трех лет завершает период «слияния» с матерью, малыш все больше начинае...
Консультация для родителей на тему: «Возрастные и психологические особенности детей, воспитывающихся в ДОУ»
Консультация для родителей на тему:«Возрастные и психологические особенности детей,воспитывающихся в ДОУ»...
Консультация для родителей на тему: «Возрастные и психологические особенности детей, воспитывающихся в ДОУ»
Характеристика возрастных особенностей развития детей дошкольного возраста необходима для правильной организации осуществления образовательного процесса, как в условиях семьи, так и в условиях дошколь...