Актуальность использования литературно – занимательного материала для развития познавательного интереса к математике у дошкольников
статья на тему
Актуальность использования литературно – занимательного материала для развития познавательного интереса к математике у дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 18.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Актуальность использования литературно – занимательного материала для развития познавательного интереса к математике у дошкольников.
Проблема развития у детей дошкольного возраста познавательного интереса является одной из актуальных тем.
Интерес относится к сложным психологическим явлениям, природа которого недостаточно ясна. Изучение проблемы интереса в психологии и педагогике имеет свою историю. Внимание к ней в разные годы проявляли: Б. Г. Ананьев, П. П. Болонский, Л. С. Выготский, И. Г. Морозова, С. Л. Рубинштейн, Л. И. Божович, Л. М. Маневцова, Г. И. Щукина и другие. Н. А. Добролюбов и Н. Г. Чернышевский считали, что только воспитание, опирающееся на разумную свободу ребенка, развивает его интересы и любознательность, укрепляет его ум и волю. С этих позиций Н. А. Добролюбов высоко оценивал школы Р. Оуэна, где учителя поддерживали и развивали интерес детей к учению. В то же время Н. А. Добролюбов выступал против занимательных фантазий, которые уводят детей от реальной жизни, чтобы забавлять детей.
С марксистских позиций рассматривала проблему интереса Н. К. Крупская. Практическое применение, прогрессивные идеи по проблеме интереса в обучении нашли отражение в опыте педагогов А. С. Макаренко и С. Т. Шацкого. С. Т. Шацкий уделял самое серьезное внимание проблеме интереса в обучении. Но и он не избежал противоречий: с одной стороны, он считал, интерес – важный фактор активного усвоения ребенком социального опыта, с другой – роль интереса он видел в приспособлении ребенка к окружающей среде. Этой проблеме посвящены многие статьи, разнообразные исследования: П. Я. Гальперин, Н. Ф. Талызина, Г. И. Щукина, А. К. Маркова.
Математика всегда была трудным предметом для изучения, абстрактность данной науки, ее прочные внутренние логические связи, необходимость последующего изучения создавали своеобразные трудности для ее усвоения детьми. Многие считают эту науку «сухой» мало интересной.
К сожалению, такой взгляд на математику не изжит и сегодня. Поэтому очень важно чтобы, воспитатель детского сада не только хорошо знал содержание дошкольной математики, но и владел не только приемами и средствами, вызывающими интерес к ее познанию. Трудности воспитателей часто возникают с самого начала: как научить ребенка, как добиться, чтобы счет был для них не набором знаков, заученных в определенном порядке. А основывался бы на понимании смысла числа. В этом может помочь занимательный математический материал, который влияет на интересы ребенка, и мотивы, подталкивает его к математической деятельности. В основном содержание материала представлен, как опыт работы педагогов, с конкретным примером и рекомендацией. Но, к сожалению очень мало литературы по данной теме, а точнее по использованию занимательного материала при обучении детей математике. Использование элементов занимательного материала на занятии по математике, вносит разнообразие в учебную деятельность, способствует усвоению знаний, повышает познавательный интерес к математике. Занимательный материал является одним из дидактических средств, способствующих формированию математических представлений у детей. Для успешного усвоения элементарных математических представлений необходимо развивать у детей интерес к занятиям, формировать самостоятельность и сообразительность, учить делать простейшие выводы, доказывать правильность тех или иных суждений.
В работе с детьми дошкольного возраста для развития познавательного интереса к математике рекомендуется использовать: головоломки, игры – забавы, стихи, сказки, загадки, потешки, считалки мыслительного содержания. Но к сожалению нет специальных исследований, доказывающих влияние литературно – математического материала на развитие познавательного интереса. Но, проанализировав психолого – педагогическую литературу современных педагогов и психологов, можно высказать следующее мнение по данной проблеме: для развития интереса необходима связь предмета с чем – либо интересующим нас, чем – то уже знакомым, и вместе с тем он должен нести в себе новые формы деятельности. Познавательный интерес развивается в деятельности, он положительно влияет на результат и процесс деятельности. Под его влиянием приобретают особую активность такие психические процессы, как внимание, мышление, логика. Воспитание познавательного интереса одно из важнейших условий эффективности воспитательного и учебного процесса.
При правильной организации деятельности дошкольников, целенаправленной воспитательной работе он может стать устойчивой чертой личности ребенка. Активировать познавательную деятельность дошкольника без развития познавательного интереса практически невозможно, именно поэтому познавательный интерес является важнейшим мотивом воспитания и обучения. Систематическое применение занимательного материала – одно из эффективных средств повышения у детей заинтересованности к математике.
Элементы занимательности вносят разнообразие в воспитательную и учебную деятельность, способствует лучшему усвоению материала, развивает интерес к предмету, дают возможность оценить себя на фоне других. И таким средством является
литературно – занимательный материал.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА К МАТЕМАТИКЕ КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
Известно, что многие дети испытывают затруднения при усвоении математических знаний. «Математика всегда остаётся для учеников работой», - утверждал почти полтора века назад Д.И. Писарев. ...
Консультация для родителей «Игровой занимательный материал как средство развития познавательного интереса к математике».
Предложенный материал способствует развитию познавательного интереса, умения искать творческие решения поставленных задач....
Опыт работы по теме: «Использование занимательного материала в развитии познавательных способностей воспитанников старшего дошкольного возраста на примере развития элементарных математических представлений»
Современные дети живут и развиваются в эпоху информационной цивилизации, новых компьютерных технологий. В этих условиях математическое развитие дошкольника не может сводиться к обучению сч...
Учебно- методическое пособие: Лэпбук по использованию занимательного материала в развитии познавательной активности воспитанников старшего дошкольного возраста « Занимательная математика»
Лепбук по математике...
Выступление для педагогов на тему: Развитие познавательного интереса к математике как одно из условий формирования познавательных процессов старших дошкольников.
Известно, что многие дети испытывают затруднения при усвоении математических знаний. «Математика всегда остаётся для учеников работой», - утверждал почти полтора века назад ...
«Использование занимательного материала в развитии познавательных способностей воспитанников старшего дошкольного возраста на примере развития элементарных математических представлений»
На первом этапе мы создали естественную, комфортабельную, уютную,рациональную, организованную обстановку, насыщенную разнообразнымидидактическими средствами и игровыми материалами. Условно эти...
Примеры использования малых фольклорных жанров в обучении математике старших дошкольников с целью ознакомления и закрепления математических представлений, развития познавательного интереса к математике.
Используя малые фольклорные жанры на занятиях и в повседневной жизни, воспитатель сможет успешно решать вопросы активизации познавательной деятельности детей, формировать интерес к математике, развива...