"Воспитание привычек у ребенка".
статья на тему
Статья будет полезна для родителей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vospitanie_privychek_u_rebenka.docx | 14.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Воспитание привычек у ребенка.
Особая трудность воспитания в том, что его ошибки, неправильности становятся заметными не сразу. Привычки возникают в детстве вместе с навыками и умениями. Навыки приобретаются каждодневно (это автоматизация действий). Привычка – потребность выполнять данное действие так, как научили (тихо притворять дверь, здороваться, читать, убирать за собой игрушки, посуду и многое другое).
Навык прокладывает путь привычке, облегчает ее возникновение: ребенок, научившись играть, организует себе досуг; научившись владеть иглой, создает привычку быть аккуратным; научившись готовить – привычку обеспечивать себя завтраком, ужином.
Многие дурные привычки возникают в связи с неправильно закрепленным либо плохо усвоенным навыком (например, привычка неправильно держать карандаш, неправильно говорить).
Когда и в какой последовательности возникают новые привычки? Помните, что воспитание привычек нужно начинать как можно раньше. К 3-4 годам у ребенка возникает множество стихийно сложившихся привычек, влияющих и на здоровье ребенка (не ест, хотя голоден, так как привык к определенному вкусу пищи, не может уснуть, так как нарушены привычные условия засыпания и т.д.). Так незаметно для родителей образуется некоторый фундамент будущей личности ребенка.
Ребенок 3-4 лет должен уметь сам раздеваться и иметь привычку аккуратно складывать свои вещи, ставить на месть обувь. К 7-9 голам убирать за собой после еды и мыть посуду. К 10-13 годам овладеть видами физкультуры (утренняя зарядка, лыжи, коньки, плавание) и иметь устойчивую привычку заниматься спортом самостоятельно, без напоминания.
Привычки формируются тогда, когда впервые возникает новый вид деятельности ребенка, когда впервые у него появляются новые вещи, новые обязанности и т.д. Взрослые должны очень внимательно относится ко всем тем действиям и обстоятельствам, которые возникают в жизни ребенка впервые. Не позаботятся родители вовремя заложить хорошую привычку – и вместо нее может стихийно возникнуть другая, часто вредная привычка.
Привычки воспитываются делами. Действие превращается в привычку, если результат приводит к удовольствию (одобрению, похвале, помощи, поддержке). Неудачи, неприятности мешают образованию привычки. Большинство действий носит бытовой характер (например, уход в семье за животными или растениями), приносит детям большое удовлетворение, и благодаря наглядному положительному результату эти действия быстро становятся привычными.
Родители должны лишь позаботится о том, чтобы результат был хорошо заметен самим детям. Для выработки привычки особенно важны первые впечатления, связанные с выполнением или не выполнением действия.
Ребенка нельзя принуждать к еде. Впоследствии это может привести к тому, что ребенок не сумеет отличить свои, истинные желания от чьих-то посторонних (сложилась привычка подчиняться вопреки своим ощущениям). Позднее взрослые недоумевают: почему он курит? Ведь это так вредно! Почему она ни к чему не стремится? А потому что детство – время бессознательных обобщений: отрицательное отношение к еде легко переходит в негативное отношение ко всему и всем.
Дома ребенку необходимы не игрушки, не мороженое, не «мультики», а мама и папа, общение в чистом виде и событие! Учиться вместе с ребенком превращать «надо» в «хочется». Уборку, готовку и т.д. можно превратить в домашнюю лотерею с призом-сюрпризом. Игра – это единственный способ для ребенка стать взрослым, оставаясь ребенком. Для взрослых – это единственный способ снова стать детьми, оставаясь взрослыми.
Искоренение вредных привычек. От привычки одним обещанием «больше так не делать» - не избавиться. Во-первых, следует определить причину привычки и упорно ее устранять; во-вторых, дело часто не в безволии, а в неумении найти средство противодействия дурной привычке.
Распространено заблуждение: привычку надо разрушить, искоренить. Каждая привычка отвечает какой-то потребности. С течением жизни меняются потребности, и жизненный опыт подсказывает, что некоторые привычки с годами исчезают, привычки не вечны. Потому что когда исчезает потребность, лежащая в основе привычки (либо она удовлетворяется, либо перестает быть актуальной), привычка бесследно исчезает. Наказание очень редко приводит к исчезновению привычки.
Воспитание привычек не должно происходить изолированно от воспитания нравственных качеств. Хорошие привычки лишь тогда являются основой сильного характера, когда они воспитываются в единстве с нравственными убеждениями и духовными интересами. Привычки следует рассматривать как средство достижения какой-либо цели воспитания, но не как самоцель (например, воспитание вежливости не для того нужно, чтобы ребенок «производил впечатление», а потому что это делает совместную жизнь комфортной и приятной).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Воспитание привычек у ребенка"
Рекомендации для родителей по воспитанию привычек у ребенка....
Рекомендации для родителей:"Воспитание привычек у ребенка"
В данной статье описано как правильно формировать привычки у детей 2-3 лет....
Консультация для родителей «Воспитание привычек у ребенка»
Консультация для родителей...
Консультация для родителей «Воспитание привычек у ребенка»
Консультация для родителей«Воспитание привычек у ребенка»...
Воспитание привычек у ребенка
Большинство привычек возникают в детстве и сопутствуют человеку всю его сознательную жизнь. Основные привычки человека возникают в детстве вместе с навыками и умениями. Навыки приобретаются ...
Конспект родительского собрания во второй младшей группе в форме проведения круглого стола, по теме: «Воспитание привычек у ребенка»
Цель: Раскрыть воспитательные возможности семьи в формировании привычек у детей.Форма проведения: круглый столОборудование: компьютер, мульти-медийная установка, столы, стулья по кругу для всех участн...
Воспитание привычек у ребенка
Особая трудность воспитания в том, что его ошибки, неправильности становятся заметными не сразу. Привычки возникают в детстве вместе с навыками и умениями....