Помощь ребёнку в период кризиса 3 лет.
методическая разработка (младшая группа) по теме

Харина Светлана Михайловна

Кризис 3-х лет- это бунт и протест против авторитарного воспитания. Кризис происходит в период перестройки социальных взаимоотношений личности ребёнка и окружающих его людей. Кризис 3-х лет -это нормальное явление в развитии и становлении личности ребёнка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл krizis_3_let.docx20.01 КБ

Предварительный просмотр:

Симптомы, характерные для кризиса 3-х лет

 Сам по себе кризис является естественным явлением.

Лев Семенович Выготский в своей книге «Вопросы детской психологии» указывает на семизвездие основных симптомов кризиса 3 лет:

1.     негативизм - ребенок перестает делать то, что Вы просите не потому, что он не хочет делать это, а потому, что именно Вы (как взрослый) его об этом просите. Например, авторитарный взрослый говорит: «Это платье – черное». А ребенок в ответ: «Нет, оно белое». А когда говорят: «Оно – белое». В ответ: «Оно – черное». Здесь проявляется социальная тенденция - негативизм направлен против взрослого, который побуждает сейчас ребенка к тому или иному действию.

2.     упрямство - малыш начинает настаивать на своем, не потому, что ему этого сильно хочется, а потому что он этого потребовал. Например: ребенка зовут со двора домой, но он отказывается. Ему приводят доводы, которые его убеждают, но потому, что он уже отказался раннее, он и не идет. Мотив упрямства – ребенок связан своим первоначальным решением. Здесь проявляется тенденция личностного отношения к самому себе.

3.     строптивость - выражается в детском недовольстве «да, ну!», которым ребенок отвечает на все, что ему предлагают  и что делают. Здесь – тенденция  направлена против образа жизни, против норм воспитания, установленных и сложившихся для ребенка до 3 лет.

4.     своеволие - ребенок стремится к самостоятельности, он все хочет делать сам.

5.     протест-бунт – «война» со взрослыми, когда конфликты в семье становятся регулярными.

6.     деспотизм – малыш достаточно жестоко и деспотично проявляет над всеми свою власть, диктуя, что он будет есть, что не будет, что он оденет, а что не оденет, можно маме уйти из дома или нет. То есть, ребенок старается вернуть то состояние, которое было в раннем детстве, когда фактически исполнялись все его желания, и стать господином положения. Ревность, когда есть другие дети в семье, - это та же тенденция к господству, деспотизму и власти.

7.     обесценивание – ребенок трех лет перестает интересоваться тем, что было привычно и интересно раньше, чем дорожил малыш до кризиса трех лет (например, начинает ругаться).

Кризис 3-х лет – это бунт и протест ребенка против авторитарного воспитания и взрослого, предлагающего опеку, образ жизни и нормы поведения, установленные на протяжении первых трех лет, и требующего самостоятельности. А кризис происходит в результате перестройки социальных взаимоотношений личности ребенка и окружающих его людей. А нам, взрослым, родителям, нужно понять и принять, что кризис 3-х летнего возраста – это нормальное явление в развитии и становлении личности ребенка.

Насколько быстро и благополучно он минует, зависит от поведения взрослых.

  • Конфликты по разным поводам в данный возрастной период неизбежны.
  • Если в столкновениях со взрослыми всегда побеждает ребёнок, он начинает переоценивать себя и свои возможности.
  • Если сильная воля родителей во всём подавляет развивающую волю малыша, можно получить невротика.
  • Больше всего дети в кризисный период нуждаются в поддержке, понимании и терпении любящих взрослых.
  • Если родители поощряют желание ребёнка самостоятельно принимать решения и предоставляют ему возможность свободного выбора, он быстрее начинает вести себя более ответственно.
  • Терпение не означает вседозволенности, а поддержка- беспрерывного восхваления любых детских проявлений.
  • «Нельзя»: запретов должно быть немного, чтобы у ребёнка оставалась возможность выбора форм поведения и развития функции самоконтроля; запреты должны быть согласованы между всеми членами семьи (маме и папе нужно выступать единым фронтом, не внося сумятицу в сознание ребёнка); запреты нужно высказывать доброжелательно, но твёрдо, не позволяя ребёнку использовать шантаж для достижения своих целей (лучше всего это сделать, переключив внимание ребёнка на что-нибудь  другое).
  • Успешно преодолев кризис 3 лет, ребёнок становится относительно независимым от  окружающей его среды.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

" Семизвездие симптомов", характерных для поведения ребёнка в период кризиса 3 лет

Кризис 3 лет - это прежде всего " кризис социальных отношений ребёнка, он происходит по оси перестройки социальных взаимоотношений личности ребёнка и окружающих людей"....

7 проблем, характерных для поведения ребёнка в период кризиса 3 лет

Кризис протекает остро только в том случае, если взрослые не замечают или не хотят замечать у ребёнка стремление к самостоятельности, когда они пытаются во что бы то ни стало сохранить прежний тип вза...

"Семизвездие симптомов", характерных для поведения ребёнка в период кризиса 3 лет"

quot;Семизвездие симптомов", характерных для поведения ребёнка в период кризиса 3 лет" - это негативизм, упрямство, строптивость, своеволие, протест против окружающих, обесценивание ребёнко...

Памятка для родителей "Как НАДО вести себя родителям ребёнка в период кризиса 3 лет"

Запомните, что малыш страдает от кризиса сам. Но кризис 3 лет – это важный этап в психическом развитии ребёнка, знаменующий переход на новую ступеньку детства. Поэтому, если вы увидели, что ваш ...

Консультация "Симптомы поведения ребёнка в период кризиса 3-х лет"

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"28542111","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]...

консультация для родителей "Кризис трёх лет. Как взаимодействовать с ребёнком в период кризиса трёх лет".

Ребенок постоянно развивается, а всякому процессу развития (помимо медленных, постепенных перемен) свойственны скачкообразные переходы – кризисы. Они необходимы, это – движущая сила развит...