Счастливые люди в детском саду.
занимательные факты (младшая группа) на тему

Минченко Юлия

Адаптационный период - как сделать его проще для ребенка и родителя!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Мама я хочу идти в детский сад791.13 КБ

Предварительный просмотр:

МАМА, Я ХОЧУ ИДТИ В ДЕТСКИЙ САД

 Мы, каждый, отвечаем за развитие и эмоциональный комфорт этого пока еще маленького человека.

Дошкольно-образовательное учреждение, являясь первой ступенью образования, выполняет множество функций. Среди задач, стоящих перед детским садом, главной является всесторонне развитие личности ребенка, но так же приоритетным направлением является личностно - ориентированное взаимодействие с родителями. Период адаптации ребенка, является серьезным испытанием для всех. Часто выход ребенка в детский сад, является толчком для полной реорганизации укладов и ролей данной семьи.

Основной задачей воспитателя является формирование чувство уверенности в окружающим. В достижение данной цели воспитателю поможет:

•        Знакомство детей и родителей группы, их сближение  друг с другом;

•        Знакомство с группой и детским садом, «освоение» их;

•        Знакомство со всем персоналом детского сада;

•        Установление отношений основанных на доверии.

C:\Users\Юлия\Desktop\DSC_0158.JPG

Внутренняя тревожность и неуверенность родителя, его переживания и сложности замедляют процесс адаптации. Воспитателю необходимо снизить нервно – психическую нагрузку, для этого иногда достаточно просто проявить искреннюю заинтересованность к семье воспитанника. Теплое приветствие, выражение одобрения и даже небольшие отступления от правил детского сада, позволит вам расположить к себе родителя. А как следствие и ребенка, так как они имеют очень тесную связь. Ребенок будет с удовольствием ходить в детский сад, если мама чувствует доверие к данному месту и людям.

 Хороший воспитатель, как будто вступает в ряды семьи на период пребывание ребенка в детском саду и является им надежной опорой и поддержкой. Это помогает  преодолеть ряд трудностей не только возникающих у ребенка, но и трудности родителей и педагога, связанных с процессом адаптации.

C:\Users\0E3B~1\AppData\Local\Temp\20160323_104012.jpg

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №60 «Пчелка»

Щелковского муниципального района Московской области

« Адаптация ребенка

в учреждении системы дошкольного образования»

http://cs7055.vk.me/c7006/v7006959/26bc0/P8lSUY2D004.jpg

Подготовила и провела воспитатель

МАДОУ д/c  №60 «Пчелка» ЩМР  МО

Минченко Юлия Викторовна

Гусева Надежда Ивановна

Щелково - 2017

Мы, каждый, отвечаем за развитие и эмоциональный комфорт этого пока еще маленького человека.

Введение

Дошкольно-образовательное учреждение, являясь первой ступенью образования, выполняет множество функций. Среди задач, стоящих перед детским садом, главной является всесторонне развитие личности ребенка. На занятиях, предусмотренных программой обучения и воспитания в детском саду, ребенок получает специальные сведения, расширяется система знаний, умений, навыков, необходимых для всестороннего развития ребенка. В детском саду дети помимо специальных, учебных умений, приобретают первый опыт жизни в коллективе сверстников. Таким образом, в ДОУ в течение всего периода дошкольного детства происходит планомерное, целенаправленное, педагогически обоснованное всестороннее развитие ребенка. Так как же сделать процесс вхождения в новые условия для ребенка  наиболее комфортным, ведь от решения этой задачи зависит успешность последующего обучения и развития детей.

1. Адаптация

Адаптация - медико-социальное понятие, обозначающее многоуровневый процесс приспособления человека к комплексу факторов окружающей среды и условий жизнедеятельности. Полная успешная адаптация обеспечивает возможность благоприятного протекания процессов роста и развития ребенка, получения им общего и профессионального образования, успешной интеграции в общественные отношения.

Само рождение человека - яркое проявление биологической адаптации организма. Переход из внутриутробного существования к внеутробному требует конкретной перестройки в деятельности всех основных систем. У здорового ребенка эта готовность находиться на должном уровне, и он достаточно быстро приспосабливается к существованию в новых условиях.

Адаптация социальная — постоянный процесс интеграции индивида в общество, процесс активного приспособления индивида к условиям среды социальной, а также результат этого процесса. Хотя адаптация социальная идет непрерывно, это понятие обычно связывается с периодами кардинальных изменений деятельности индивида и его окружения.

Традиционно под адаптацией понимается процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособления к ее условиям. Адаптация является активным процессом, приводящим или к позитивным (адаптированность, т. е. совокупность всех полезных изменений организма и психики) результатам, или негативным (стресс).

Адаптация включает широкий спектр индивидуальных реакций, характер которых зависит от психофизиологических и личностных особенностей ребенка, от сложившихся семейных отношений, от условий пребывания в дошкольном учреждении. Таким образом, каждый ребенок привыкает по- своему. Однако, можно отметить некоторые закономерности, про которые хотелось бы рассказать родителям.

Адаптационный период - серьезное испытание для малышей раннего возраста: из знакомой семейной обстановки он попадает в новые для него условия, что неизбежно влечет:

•        изменение поведенческих реакций ребенка,

•        расстройство сна и аппетита.

В ходе комплексного исследования, проведенного учеными в разных странах (“Социальная адаптация детей в дошкольных учреждениях” / Под ред. Р. В. Тонковой-Ямпольской, Е. Шмидт-Кольмер, А. Атанасовой-Буковой.— М., 1980), было выделено три фазы адаптационного процесса:

1)        острая фаза, которая сопровождается разнообразными колебаниями в соматическом состоянии и психическом статусе, что приводит к снижению веса, частым респираторным заболеваниям, нарушению сна, снижению аппетита, регрессу в речевом развитии (длится в среднем один месяц);

2)        подострая фаза характеризуется адекватным поведением ребенка, т. е. все сдвиги уменьшаются и регистрируются лишь по отдельным параметрам на фоне замедленного темпа развития, особенно психического, по сравнению со средними возрастными нормами (длится 3—5 месяцев);

3)    фаза компенсации характеризуется убыстрением темпа развития, в результате дети к концу учебного года преодолевают указанную выше задержку темпов развития.

Различают три степени тяжести прохождения острой фазы адаптационного периода:

•        легкая адаптация — сдвиги нормализуются в течение 10—15 дней, ребенок прибавляет в весе, адекватно ведет себя в коллективе, болеет не чаще обычного. У ребёнка преобладает радостное или устойчиво-спокойное эмоциональное состояние; он активно контактирует со взрослыми, детьми. Окружающими предметами, быстро привыкает к новым условиям (незнакомый взрослый, новое помещение, общение с группой сверстников).

•        адаптация средней тяжести — сдвиги нормализуются в течение месяца, при этом ребенок на короткое время теряет в весе, может наступить заболевание длительностью 5—7 дней, есть признаки психического стресса. Эмоциональное состояние ребёнка нестабильно, новый раздражитель способствует отрицательным эмоциональным реакциям. При поддержке взрослого ребёнок проявляет познавательную и поведенческую активность, легче привыкает к новой ситуации.

•        тяжелая адаптация длится от 2 до 6 месяцев, ребенок часто болеет, теряет уже имеющиеся навыки, может наступить как физическое, так и психическое истощение организма. У ребёнка преобладают агрессивно-разрушительные реакции, направленные на выход из ситуации (двигательный протест, агрессивные действия); активное эмоциональное состояние (плач, негодующий крик); либо отсутствует активность при более или менее выраженных отрицательных реакциях (тихий плач, хныканье, пассивное подчинение, подавленность, напряжённость).

Показателями окончания адаптационного периода являются:

  • спокойное, бодрое, веселое настроение ребенка в момент расставания и встреч с родителями;
  • уравновешенное настроение в течение дня, адекватное отношение к предложениям взрослых, общение с ними по собственной инициативе;
  • умение общаться со сверстниками, не конфликтовать;
  • желание есть самостоятельно, доедать положенную норму до конца;
  • спокойный дневной сон в группе до назначенного по режиму времени;
  • спокойный ночной сон, без просыпаний до утра.

Советы родителям:

□        Готовьте ребенка к общению с другими детьми и взрослыми: посещайте с ним детские парки и площадки, приучайте к игре в песочницах, на качелях. Наблюдайте, как он себя ведет: стесняется, уединяется, конфликтует, дерется или же легко находит общий язык, контактирует со сверстниками, тянется к общению, раскован.

□        Перед посещением садика соблюдайте его режим: часы приема пищи, сна, прогулок. Посещая детский сад, даже в выходные дни для наилучшей адаптации придерживайтесь режима.

□        К началу посещения детского сада прививайте ребенку элементарные навыки самообслуживания: малыш должен уметь самостоятельно мыть руки с мылом, вытирать их; ходить в туалет; пользоваться ложкой и вилкой; частично одеваться.

□        Поиграйте с ребенком домашними игрушками в детский сад, где какая-то из них будет самим ребенком. Понаблюдайте, что делает эта игрушка, что говорит, вместе с ребенком помогите найти ей друзей и решайте проблемы вашего ребенка через нее, ориентируя игру на положительный результат!

Памятка родителям по сопровождению процесса адаптации

ребёнка.

Как вести себя с ребёнком:

•        Показать ребёнку его новый статус (он стал большим);

•        Не оставлять его в детском саду на длительные сроки в первые дни;

•        Обратить внимание на положительный климат в семье;

•        Следует снизить нервно - психическую нагрузку;

•        Сообщить заинтересованным специалистам о личностных особенностях ребёнка, специфике режимных моментов и т. д.;

•        При выраженных невротических реакций не посещать учреждение несколько дней.

Заключение

Условием обеспечения адаптации к учреждению ДОУ является включенность всех субъектов процесса. Только сотрудничество специалистов и семьи способствует сокращению периода адаптации. Комплексная работа поможет преодолеть ряд трудностей не только возникающих у ребенка, но и трудности родителей и педагога, связанных с процессом адаптации ребенк

 Список литературы:

1.        Головин С. Ю. Словарь практического психолога (около 2000 терминов, 1998 г.) по материалам сайта www.myword.ru

2.        Макшанцева Л.В. Тревожность и возможность ее снижения у детей,

начинающих посещать детский сад // Психологическая наука и образование.        -        1998.        -        №2.

3.        Образцова Л.Н. Не хочу идти в детский сад. - М: ACT, 2006

4.        Калинина Р. Ребенок пошел в детский сад... К проблеме адаптации детей к условиям жизни в дошкольном учреждении// Дошкольное воспитание, 1998 № 4. - с. 2-9

5.        Организация и содержания работы по адаптации детей в ДОУ: практ. пособие / Кирюхина Н.В. - 2-е изд. - М.: Айрис-прес, 2006

6.        Заводчикова О.Г. Адаптация ребенка в детском саду: взаимодействия ДОУ и семьи - М.: Просвещение, 2007


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический совет "Счастливая дорога от детского сада до домашнего порога"

Педагогический совет на тему безопасности детей на дороге, в быту, в доме. Полезно для старших воспитателей при проведении педагогического совета....

Педсовет «Счастливая дорога от детского сада до домашнего порога»

Цель данного педагогического совета -  систематизировать знания педагогов о правилах дорожного движения, развивать практические умения при применении этих правил, создавать условия для взаимодейс...

Педсовет – деловая игра «Счастливая дорога от детского сада до домашнего порога»

Педсовет – деловая игра «Счастливая дорога от детского сада до домашнего порога»...

Деловая игра по ПДД"Счастливая дорога от детского сада до домашнего порога"

Деловая игра разработана для педагогов ДОУ.  Была проведена в рамках тематического педагогического совета "Счастливая дорога от детского сада до домашнего порога"...

Фильм: "Счастливое детство в детском саду "Дюймовочка"

Конспект выпускного праздника в детском саду....

Деловая игра "Счастливая дорога от детского сада до домашнего порога"

Систематизация знаний педагогов ДОУ о правилах дорожного движения, пожарной безопасности, развитие  практических умений при применении этих правил. ...

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ (круглый стол) на тему «Счастливая дорога из детского сада домой» МДОУ «Детский сад «Дружба» р.п. Дергачи Саратовской области

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ  (круглый стол)на тему «Счастливая дорога из детского сада домой»МДОУ «Детский сад «Дружба»р.п. Дергачи Саратовской области Подготовила и ...