Консультация для родителей «Роль сюжетно-ролевой игры в развитии речи детей»
консультация на тему
Сюжетно-ролевая игра - это основной вид игры ребенка дошкольного возраста. Характеризуя ее, С. JI. Рубинштейн подчеркнул, что эта игра есть наиболее спонтанное проявление ребенка, и вместе с тем она строится на взаимодействии ребенка со взрослыми. Ей присущи основные черты игры: эмоциональная насыщенность и увлеченность детей, самостоятельность, активность, творчество.
Сюжетно-ролевая игра по своему характеру - деятельность отражательная. Основной источник, питающий игру ребенка, - это окружающий его мир, жизнедеятельность взрослых и сверстников.
Игра как отражательная деятельность является вторичным этапом в познании ребенком действительности. Однако в сюжетно-ролевой игре знания, впечатления ребенка не остаются неизменными: они пополняются и уточняются, качественно изменяются, преобразовываются. Это делает игру формой практического познания окружающей действительности.
Основной особенностью сюжетно-ролевой игры является наличие в ней воображаемой ситуации. Воображаемая ситуация складывается из сюжета и ролей, которые принимаю на себя дети в ходе игры, включает своеобразное использование вещей и предметов.
Сюжет игры - это ряд событий, объединенных жизненно мотивированными связями. В сюжете раскрывается содержание игры - характер тех действий и отношений, которыми связаны участники событий.
Роль является основным стержнем сюжетно-ролевой игры. Чаще всего
ребенок принимает на себя роль взрослого. Наличие роли в игре означает,
что в своем сознании ребенок отождествляет себя с тем или иным человеком
и действует в игре от его имени: соответствующим образом используя те
или иные предметы (ведет машину, как шофер; ставит градусник, как
медсестра), вступает в разнообразные отношения с другими играющими
(наказывает или ласкает дочку, осматривает больного). Роль выражается в
действиях, речи, мимике, пантомиме. К роли дети относятся избирательно:
они принимают на себя роль тех взрослых или детей (старших, а иногда и
сверстников), действия или поступки, которых произвели на них наибольшее эмоциональное впечатление, вызвали наибольший интерес. Чаще всего это мама, воспитатель, учитель, врач, летчик, моряк, шофер. Интерес ребенка к тот или иной роли связаны с тем местом, которое занимает данная роль в развертываемом сюжете игры, в какие взаимоотношения - равноправия, подчинения или управления - вступает с другими играющий, принявший на се "я ту или иную роль.
В сюжете дети используют два вида действий: оперативные и
изобразительные - «как будто». Наряду с игрушками в игру включаются разнообразные вещи, при этом им придается воображаемое, игровое значение.
Как товарищи в игре дети вступают в реальные организационные орошения (договариваются о сюжете игры, распределяют роли и т.п.). Но между ними одновременно устанавливаются сложные ролевые отношения (например, мамы и дочки, капитана и матроса, врача и пациента и т.д.).
Отличительной особенностью игровой воображаемой ситуации является то, что ребенок начинает действовать в мысленной, а не видимой ситуации: действие определяется мыслью, а не вещью. Однако мысль в игре еще нуждается в опоре, поэтому часто одна вещь заменяется другой (палочка заменяет лошадь), которая позволяет осуществить требуемое по замыслу действие.
Творческой сюжетно-ролевой игре присущи специфические мотивы. Наиболее общий мотив - стремление ребенка к совместной социальной жизни со взрослыми. Это стремление сталкивается, с одной стороны, с неподготовленностью ребенка к его осуществлению, с другой - с растущей самостоятельностью детей. Возникающее противоречие разрешается в
сюжетно-ролевой игре: в ней ребенок, принимая на себя роль взрослого,
всё производит его жизнь, деятельность и отношения. Непосредственно
мотивы игры с возрастом детей меняются, определяя содержание игр. Если
у младшего дошкольника основная побудительная причина игры - действие
с привлекательными для него предметами, то для ребенка старшего дошкольного возраста основной мотив - воспроизведение отношений, в которые вступают друг с другом изображаемые в игре взрослые.
В структуре игровой деятельности сюжет как основной компонент игры включает персонаж, жизненную ситуацию, действия и отношения персонажей. Сюжетно-ролевая игра в своей развитой форме, как правило, носит коллективный характер. Это не означает, что дети не играют в одиночку. Но наличие детского общества - наиболее благоприятное условие для развития сюжетно-ролевых игр. Если же в игре отражаются отношения между людьми, то наличие товарищей обеспечивает более полную реализацию сюжета. Так само содержание создает у детей потребность в совместной, коллективной игре. Потребности и умения надо воспитывать: они сами не формируются.
Содержание игр вводит ребенка в широкую сферу моральных
отношений: заботы, взаимопомощи, ответственности и т.д. Осваивая в игре
правила ролевого поведения, ребенок осваивает и моральные правила,
заключенные в роли. Дети осваивают мотивы и цели деятельности взрослых,
их отношение к своему труду, к событиям и явлениям общественной жизни,
к людям, вещам: в игре формируется положительное отношение к образу
жизни людей, к поступкам, нормам и правилам поведения в обществе. В
силу того сюжетно-ролевая игра выступает и как средство формирования
культуры общения. В игре происходит развитие важных особенностей
мотивационной сферы личности ребенка: во-первых, формируется
>
соподчинение мотивов - подчинение ситуативных мотивов более общим и в* сокам; во-вторых, формируются сами общественно-значимые мотивы (например, ребенок принимает на себя малоинтересную для него роль для того чтобы игра состоялась, не распалась); в-третьих, в игре возникает психологическая форма мотивов - обобщенных и в известной степени осознанных мотивов. Наличие в игре внутренних правил, которые ребенок выполняет добровольно, воспитывает умение сдерживать себя, формирует волевые черты характера.
Сюжетно-ролевая игра - одно из средств умственного воспитания. Ребенок, отражая в игре явления и события окружающей жизни, воспроизводит их. При этом он оперирует образами и представлениями. Знания об изображаемых явлениях ребенок выражает в суждениях, что свидетельствует о переходе от косвенного предмета к мысли о нем.
Воображаемая ситуация игры оказывает постоянное влияние на развитие
умственной деятельности дошкольника. Так, в тот момент, когда ребенок
даёт предмету название в соответствии с игровым замыслом и действует с
этим предметом, он совершает переход из плана реального действия с
материальными предметами в план умственных действий. Первоначально
это возможно только при опоре на предмет (игрушку). Постепенно в игре
возникает особый план умственных действий, непосредственно не
совпадающий с планом практических действий. В игре происходит углубление анализа отображаемых явлений, его
перемещение от отображения действия к отражению взаимоотношений
людей и их моральных качеств. Игра не простое копирование явлений. Из
имеющихся знаний отбирается именно то, что имеет непосредственное
отношение к игровому замыслу. Реализация игровых действий нередко приводит ребенка к установлению пробелов в своих знаниях о тех или других явлениях. Это вызывает разнообразные вопросы, которые удовлетворяются в самом ходе игры путем обмена мнениями между ее участниками, в результате разъяснения взрослого или стимулируют самостоятельное наблюдение детей вне игр. Имеющиеся у ребенка знания благодаря их неоднократному, практически-действенному воспроизведению в игре приобретают более прочный и более осознанный характер.
Большое значение имеет сюжетно-ролевая игра для развития воображения детей. Создание игровой, воображаемой ситуации (комбинирование событий сюжета, отбор изобразительных средств при выполнении ролей, преобразование материалов, обстановки), есть результат активной деятельности воображения, что и является условием его интенсивного развития. Приобретают дети и эмоциональный опыт: переживания и
сопереживания разнообразных чувств в игре накладывает отпечаток на характер ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_roditeley_rol_igr.docx | 28.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №23
Консультация для родителей
«Роль сюжетно-ролевой игры в развитии речи детей»
Воспитатель Ι кв. категории
Мочалова Надежда Ивановна
г. Арзамас 2015
Сюжетно-ролевая игра - это основной вид игры ребенка дошкольного возраста. Характеризуя ее, С. JI. Рубинштейн подчеркнул, что эта игра есть наиболее спонтанное проявление ребенка, и вместе с тем она строится на взаимодействии ребенка со взрослыми. Ей присущи основные черты игры: эмоциональная насыщенность и увлеченность детей, самостоятельность, активность, творчество.
Сюжетно-ролевая игра по своему характеру - деятельность отражательная. Основной источник, питающий игру ребенка, - это окружающий его мир, жизнедеятельность взрослых и сверстников.
Игра как отражательная деятельность является вторичным этапом в познании ребенком действительности. Однако в сюжетно-ролевой игре знания, впечатления ребенка не остаются неизменными: они пополняются и уточняются, качественно изменяются, преобразовываются. Это делает игру формой практического познания окружающей действительности.
Основной особенностью сюжетно-ролевой игры является наличие в ней воображаемой ситуации. Воображаемая ситуация складывается из сюжета и ролей, которые принимаю на себя дети в ходе игры, включает своеобразное использование вещей и предметов.
Сюжет игры - это ряд событий, объединенных жизненно мотивированными связями. В сюжете раскрывается содержание игры - характер тех действий и отношений, которыми связаны участники событий.
Роль является основным стержнем сюжетно-ролевой игры. Чаще всего
ребенок принимает на себя роль взрослого. Наличие роли в игре означает,
что в своем сознании ребенок отождествляет себя с тем или иным человеком
и действует в игре от его имени: соответствующим образом используя те
или иные предметы (ведет машину, как шофер; ставит градусник, как
медсестра), вступает в разнообразные отношения с другими играющими
(наказывает или ласкает дочку, осматривает больного). Роль выражается в
действиях, речи, мимике, пантомиме. К роли дети относятся избирательно:
они принимают на себя роль тех взрослых или детей (старших, а иногда и
сверстников), действия или поступки, которых произвели на них наибольшее эмоциональное впечатление, вызвали наибольший интерес. Чаще всего это мама, воспитатель, учитель, врач, летчик, моряк, шофер. Интерес ребенка к тот или иной роли связаны с тем местом, которое занимает данная роль в развертываемом сюжете игры, в какие взаимоотношения - равноправия, подчинения или управления - вступает с другими играющий, принявший на се "я ту или иную роль.
В сюжете дети используют два вида действий: оперативные и
изобразительные - «как будто». Наряду с игрушками в игру включаются разнообразные вещи, при этом им придается воображаемое, игровое значение.
Как товарищи в игре дети вступают в реальные организационные орошения (договариваются о сюжете игры, распределяют роли и т.п.). Но между ними одновременно устанавливаются сложные ролевые отношения (например, мамы и дочки, капитана и матроса, врача и пациента и т.д.).
Отличительной особенностью игровой воображаемой ситуации является то, что ребенок начинает действовать в мысленной, а не видимой ситуации: действие определяется мыслью, а не вещью. Однако мысль в игре еще нуждается в опоре, поэтому часто одна вещь заменяется другой (палочка заменяет лошадь), которая позволяет осуществить требуемое по замыслу действие.
Творческой сюжетно-ролевой игре присущи специфические мотивы. Наиболее общий мотив - стремление ребенка к совместной социальной жизни со взрослыми. Это стремление сталкивается, с одной стороны, с неподготовленностью ребенка к его осуществлению, с другой - с растущей самостоятельностью детей. Возникающее противоречие разрешается в
сюжетно-ролевой игре: в ней ребенок, принимая на себя роль взрослого,
всё производит его жизнь, деятельность и отношения. Непосредственно
мотивы игры с возрастом детей меняются, определяя содержание игр. Если
у младшего дошкольника основная побудительная причина игры - действие
с привлекательными для него предметами, то для ребенка старшего дошкольного возраста основной мотив - воспроизведение отношений, в которые вступают друг с другом изображаемые в игре взрослые.
В структуре игровой деятельности сюжет как основной компонент игры включает персонаж, жизненную ситуацию, действия и отношения персонажей. Сюжетно-ролевая игра в своей развитой форме, как правило, носит коллективный характер. Это не означает, что дети не играют в одиночку. Но наличие детского общества - наиболее благоприятное условие для развития сюжетно-ролевых игр. Если же в игре отражаются отношения между людьми, то наличие товарищей обеспечивает более полную реализацию сюжета. Так само содержание создает у детей потребность в совместной, коллективной игре. Потребности и умения надо воспитывать: они сами не формируются.
Содержание игр вводит ребенка в широкую сферу моральных
отношений: заботы, взаимопомощи, ответственности и т.д. Осваивая в игре
правила ролевого поведения, ребенок осваивает и моральные правила,
заключенные в роли. Дети осваивают мотивы и цели деятельности взрослых,
их отношение к своему труду, к событиям и явлениям общественной жизни,
к людям, вещам: в игре формируется положительное отношение к образу
жизни людей, к поступкам, нормам и правилам поведения в обществе. В
силу того сюжетно-ролевая игра выступает и как средство формирования
культуры общения. В игре происходит развитие важных особенностей
мотивационной сферы личности ребенка: во-первых, формируется
>
соподчинение мотивов - подчинение ситуативных мотивов более общим и в* сокам; во-вторых, формируются сами общественно-значимые мотивы (например, ребенок принимает на себя малоинтересную для него роль для того чтобы игра состоялась, не распалась); в-третьих, в игре возникает психологическая форма мотивов - обобщенных и в известной степени осознанных мотивов. Наличие в игре внутренних правил, которые ребенок выполняет добровольно, воспитывает умение сдерживать себя, формирует волевые черты характера.
Сюжетно-ролевая игра - одно из средств умственного воспитания. Ребенок, отражая в игре явления и события окружающей жизни, воспроизводит их. При этом он оперирует образами и представлениями. Знания об изображаемых явлениях ребенок выражает в суждениях, что свидетельствует о переходе от косвенного предмета к мысли о нем.
Воображаемая ситуация игры оказывает постоянное влияние на развитие
умственной деятельности дошкольника. Так, в тот момент, когда ребенок
даёт предмету название в соответствии с игровым замыслом и действует с
этим предметом, он совершает переход из плана реального действия с
материальными предметами в план умственных действий. Первоначально
это возможно только при опоре на предмет (игрушку). Постепенно в игре
возникает особый план умственных действий, непосредственно не
совпадающий с планом практических действий.
В игре происходит углубление анализа отображаемых явлений, его
перемещение от отображения действия к отражению взаимоотношений
людей и их моральных качеств. Игра не простое копирование явлений. Из
имеющихся знаний отбирается именно то, что имеет непосредственное
отношение к игровому замыслу. Реализация игровых действий нередко приводит ребенка к установлению пробелов в своих знаниях о тех или других явлениях. Это вызывает разнообразные вопросы, которые удовлетворяются в самом ходе игры путем обмена мнениями между ее участниками, в результате разъяснения взрослого или стимулируют самостоятельное наблюдение детей вне игр. Имеющиеся у ребенка знания благодаря их неоднократному, практически-действенному воспроизведению в игре приобретают более прочный и более осознанный характер.
Большое значение имеет сюжетно-ролевая игра для развития воображения детей. Создание игровой, воображаемой ситуации (комбинирование событий сюжета, отбор изобразительных средств при выполнении ролей, преобразование материалов, обстановки), есть результат активной деятельности воображения, что и является условием его интенсивного развития. Приобретают дети и эмоциональный опыт: переживания и
сопереживания разнообразных чувств в игре накладывает отпечаток на характер ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Роль устного народного творчества в развитии речи детей"
Речь - чудесный дар природы -не дается человеку от рождения. Должнопройти время, чтобы малыш начал говорить. А взрослые должны приложитьнемало усилий, чтобы речь ребенка развивалась...
Консультация для родителей "Роль устного народного творчества в развитии речи детей"
Речь - чудесный дар природы - не дается человеку от рождения!...
Консультация для родителей "Роль настольно-печатных игр в развитии речи детей
Материал полезен для воспитателей детских садов, родителей. Настольно-печатные игры - интересное занятие для детей....
Консультация для родителей "Роль татарского народного творчества в развитии речи детей"
Национальная культура татарского народа, как и других народов, создавалось в течение многих веков. Одной из ее частей являются разнообразные виды и жанры поэтического творчества. Фольклор каждого наро...
Консультация для педагогов «Использование сюжетно-ролевых игр как средства развития речи детей дошкольного возраста»
Консультация для педагогов «Использование сюжетно-ролевых игр как средства развития речи детей дошкольного возраста»...
Консультация для педагогов «Использование сюжетно-ролевых игр как средства развития речи детей дошкольного возраста»
Консультация для педагогов «Использование сюжетно-ролевых игр как средства развития речи детей дошкольного возраста»...