Консультация "Художественная литература и правовое воспитание".
консультация на тему

Шелковникова Ирина Юрьевна

Материал о взаимосвязи художесатвенной литературы и правового воспитания в дошкольном возрасте.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word.docx16.43 КБ

Предварительный просмотр:

Художественная литература и правовое воспитание.

        Одной из наиболее важных и актуальных социальных проблем сегодня является обеспечение и защита прав человека и, в частности, защита прав детей. Отношение к детям, полнота удовлетворения их нужд не только отражают уровень социального прогресса, гуманность общества, но и свидетельствуют о дальновидности социальной политики государства, которое, заботясь о детях, тем самым, обеспечивает надежный фундамент для своего будущего.

   Известно, что художественная литература – прекрасное средство правового воспитания и обучения правам человека. Художественная литература служит могучим, действенным средством нравственного, умственного и эстетического воспитания детей. 

   В круг чтения на нравственно-правовые темы желательно включать разнообразные по жанру художественные произведения больших и малых форм: повести, рассказы, циклы рассказов, фольклорные и авторские сказки. Большую помощь в правовом воспитании детей оказывают пословицы и поговорки, отражающие плохие и хорошие поступки. На материале сказок детям легче понять цену человеческой жизни, вызвать чувство сожаления по поводу того или иного плохого поступка. Если рассматривать сказку с нравственно-правовой точки зрения, то сразу становится очевидным – мораль сказки формирует нравственные качества и выявляет нарушение правовых норм. 

  • Право на жизнь и свободу: «Красная шапочка» Ш. Перро, русские народные сказки «Колобок», «По щучьему веленью», «Морозко».
  • Право на медицинское обслуживание: «Айболит» К.И. Чуковский.
  • Право на жизнь и свободу выбора: русская народная сказка «Царевна лягушка», «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» А.С. Пушкин.
  • Право на личное имущество, защиту от рабской зависимости, жестокое обращение, эксплуатацию в любой форме: Г.Х. Андерсен «Дюймовочк

Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке».

  • Право на неприкосновенность жилища и имущества: В.С. Михалков «Три поросёнка», М. Пляцковский «Как две лисы нору делили», русские народные сказки «Три медведя», «Заюшкина избушка», Н. Носов «Огурцы».
  • Право свободно передвигаться и выбирать место жительства: В.М. Гаршин «Лягушка путешественница», А.Н. Толстой «Золотой ключик или приключения Буратино», «Двенадцать месяцев», «Морозко», Ш. Перро «Золушка». Право на труд: русская народная сказка «Репка».
  • Право искать убежище от преследования в др. странах: Г.Х. Андерсен «Дюймовочка». Право на личную неприкосновенность, на собственное мнение, на свободу: А.С. ка-путешественница».
  • Право на свободное мнение и уважение другого: М. Пляцковский «Фонтан, который умел плавать», К.Д. Ушинский «Ветер и солнце».

      Все сказки имеют правовой аспект, побуждают ребят доброжелательно относиться к положительным героям и с осуждением к отрицательным персонажам. Знакомство с художественными произведениями и анализ прочитанного позволяют сформировать у дошкольников оценочное отношение к социальным явлениям, фактам, событиям и учат применять полученные знания в разнообразных формах собственной деятельности. Дети начинают понимать смысл нравственно-правовых требований и правил, у них развивается способность предвидеть последствия своих поступков.          Подрастающее поколение должно с детского сада получать хотя бы элементарные представления о демократии, правах человека, ребенка, нормах нравственности. Только в этом случае мы, взрослые, можем надеяться, что наши дети вырастут свободными, талантливыми, образованными гражданами новой России.  Процесс чтения сказок – это не только познавательный, интересный, процесс, но и полезный.

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для воспитателей "Работа ДОУ по правовому воспитанию". Организация работы с воспитателями и родителями ДОУ по правовому воспитанию старших дошкольников.

Концептуальным фактором в современной ситуации российского детства должна стать защита прав ребёнка, в первую очередь, защита права  на адекватное его природным задаткам развитие и реализацию при...

ИГРА – ЗАНЯТИЕ ПО ПРАВОВОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ «ПРАВОВОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ ПО СКАЗКАМ»

Дать детям общее представление об их правах. Способствовать развитию правового мировоззрения и нравственных представлений. Совершенствовать знания, умения в игре «Танграм». Закрепить названия и авторо...

КАРТОТЕКА МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ТЕМЕ «ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ»

КАРТОТЕКА МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ТЕМЕ «ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ»...

КАРТОТЕКА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ТЕМЕ «ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ»

КАРТОТЕКА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ТЕМЕ «ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ»...

Педагогический опыт «Модель организации правового воспитания в целях повышения уровня правовой культуры всех участников педагогического процесса в доу»

Правовое воспитание, представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность педагогов и родителей по формированию правового мышления....

Консультация для воспитателей Правовое воспитание дошкольников через художественную литературу

В консультации представлены цели и задачи правового воспитания дошкольников, направления работы по данной проблеме, которые будут полезны для воспитателей...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА И ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ»

Одной из наиболее важных и актуальных социальных проблем сегодня является обеспечение и защита прав человека и, в частности, защита прав детей. Отношение к детям, полнота удовлетворения их нужд не тол...