Полезные советы родителям "Чем занять гиперактивного ребёнка"
материал на тему
Полезные советы родителям "Чем занять гиперактивного ребёнка"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 20.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 2 «Ласточка» станицы Выселки муниципального образования Выселковский район
ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ
«Чем занять гиперактивного ребенка»
Подготовила воспитатель
Демченко Елена Алексеевна
2017г.
Гиперактивный ребенок- это малыш, страдающий чрезмерной двигательной подвижностью.
Гиперактивного ребенка занять тяжело. Во-первых, он не будет заниматься тем, чем ему скучно (например, рисованием). Во-вторых, ему нужно больше движения!
Гиперактивный ребенок по своей природе подвижен, возбужден, реактивен, постоянно находится в движении, поэтому игры должны быть тщательно подобраны.
Подбирая игры (особенно подвижные) для гиперактивных детей, необходимо учитывать следующие особенности таких детей: дефицит внимания, импульсивность, очень высокую активность, а также неумение длительное время подчиняться групповым правилам, выслушивать и выполнять инструкции (заострять внимание на деталях), быструю утомляемость. В игре им трудно дожидаться своей очереди и считаться с интересами других. Поэтому включать таких детей в коллективную работу целесообразно поэтапно: начинать можно с индивидуальной работы, затем привлекать ребенка к играм в малых подгруппах и только после этого переходить к фронтальным видам работы, прежде всего к играм с чёткими правилами, способствующие развитию внимания.
Тренировку отклоняющихся от нормы особенностей поведения тоже следует проводить поэтапно. На первых порах надо подбирать такие упражнения и игры, которые способствуют развитию одной особенности, например, только внимания или только умения контролировать свои импульсивные действия и двигательную активность. Отдельным этапом в работе может стать использование игр, которые помогут ребенку приобрести навыки контроля двигательной активности. Поработав с одной особенностью и получив результаты, можно подбирать игры на тренировку сразу двух функций. Начинать лучше с индивидуальных форм работы, чтобы ребенок мог четко усвоить требования педагога, а затем постепенно вовлекать его в коллективные игры. При этом надо увлечь ребенка, сделать так, чтобы ему было интересно.
В своих отношениях с ребенком придерживайтесь «позитивной модели». Хвалите его в каждом случае, когда он этого заслужил, подчеркивайте даже незначительные успехи. Помните, что гиперактивные дети игнорируют выговоры и замечания, но чувствительны к малейшей похвале. Поощряйте ребенка за все виды деятельности, требующие концентрации внимания.
Не прибегайте к физическому наказанию. Ваши отношения с ребенком должны основываться на доверии, а не на страхе. Он всегда должен чувствовать вашу помощь и поддержку. Совместно решайте возникшие трудности.
Чаще говорите «да», избегайте слов «нет» и «нельзя». Говорите сдержанно, спокойно, мягко.
Поручите ему часть дел, которые необходимо выполнять ежедневно, и ни в коем случае не выполняйте их за него.
Введите бальную или знаковую систему вознаграждения (можно каждый хороший поступок отмечать звездочкой).
Избегайте завышенных или, наоборот, заниженных требований к ребенку. Старайтесь ставить перед ним задачи, соответствующие его способностям.
Определите для ребенка рамки поведения – что можно и чего нельзя. Вседозволенность однозначно не принесет никакой пользы. Несмотря на наличие определенных недостатков, гиперактивные дети должны справляться с обычными для всех подрастающих детей проблемами. Эти дети не нуждаются в том, чтобы их отстраняли от требований, которые применяются к другим.
Не навязывайте ему жестких правил. Ваши указания должны быть указаниями, а не приказами. Требуйте выполнение правил, касающихся его безопасности и здоровья, в отношении остальных не будьте столь придирчивы.
Игры, которые можно использовать для занятий с гиперактивным ребенком
2-3 года:
Постарайтесь подыграть ребенку. Если ребенок танцует и поет, то можно включить музыку и сказать, что он - артист, выступающий для игрушек. Или если дети бегают и прыгают, то можно поиграть вместе с ними, представляя себя охотником, а их - зайцами. Главная задача - направлять и вовремя организовывать деятельность так, чтобы она не была бесцельной. В этом возрасте полезны будут игры с пластилином, различными крупами и водой, конечно, под присмотром взрослого.
4-5 лет:
Игра "Раз, два, три говори!". Взрослый задает детям простые вопросы, но отвечать на них можно только тогда, когда они услышат команду: «Раз, два, три - говори!» Вопросы могут быть такими: «Назови домашнее животное»; «Какой это цвет»; «Что эта за игрушка».
Очень хорошо снимают напряжение игры-этюды.
Игра «Снеговик». Ребенок изображает снеговик - разводит напряженные руки в сторону, надувает щеки. Взрослый изображает солнышко, которое греет и поглаживает ребенка. Снеговик таит и медленно опускается на пол.
Игра «Шарик». Дети представляют себя разноцветными воздушными шарами. Взрослый изображает насос, от движений которого шарики надуваются. Потом наступает хлопок руками, шарики лопаются и медленно опускаются на пол.
Различные игры и упражнения на внимание «Это лишнее»; «Найди отличия на картинке»; «Дотронься до цвета или предмета».
6-7 лет
Упражнение «Волшебный клубочек». Тренирует саморегуляцию. Ребенку во время игры нужно наматывать на руку клубок яркой пряжи. Детям рассказывается о том, что клубочек обладает необыкновенной силой, и то, кто его наматывает на руку, быстро успокаивается.
Игра «Дорисуй картину». Взрослый на доске рисует любую часть картинки. После этого дети по очереди подходят к доске и дорисовывают ту часть, которой не хватает на картинке. Таким образом получится совместная картина.
«Птичка». Ребенку в руки дается любой пушистый и мягкий предмет, рассказывается сказка. Задача ребенка - согреть птичку своим теплом и дыханием.
Игра «Кричу – шепчу – молчу». Нужно вырезать 3 отпечатка ладони из разноцветного картона: красный, желтый и синий. Они будут изображать команды-сигналы. Взрослый поднимет красную ладонь - можно бегать, кричать, сильно шуметь; желтую - можно тихо передвигаться и шептать; синюю - дети должны замереть на месте.
"Найди отличие"
Цель: развитие умения концентрировать внимание на деталях.
Ребенок рисует любую несложную картинку (котик, домик и др) и передает ее взрослому, а сам отворачивается. Взрослый дорисовывает несколько деталей и возвращает картинку. Ребенок должен заметить, что изменилось в рисунке. Затем взрослый и ребенок могут поменяться ролями.
Игру можно проводить и с группой детей. В этом случае дети по очереди рисуют на доске какой-либо рисунок и отворачиваются (при этом возможность движения не ограничивается). Взрослый дорисовывает несколько деталей. Дети, взглянув на рисунок, должны сказать, какие изменения произошли.
"Ласковые лапки"
Цель: снятие напряжения, мышечных зажимов, снижение агрессивности, развитие чувственного восприятия, гармонизация отношений между ребенком и взрослым. Взрослый подбирает 6—7 мелких предметов различной фактуры: кусочек меха, кисточку, стеклянный флакон, бусы, вату и т.д. Все это выкладывается на стол. Ребенку предлагается оголить руку по локоть; воспитатель объясняет, что по руке будет ходить "зверек" и касаться ласковыми лапками. Надо с закрытыми глазами угадать, какой "зверек" прикасался к руке — отгадать предмет. Прикосновения должны быть поглаживающими, приятными.
Вариант игры: "зверек" будет прикасаться к щеке, колену, ладони. Можно поменяться с ребенком местами.
"Разговор с руками"
Цель: научить детей контролировать свои действия. Если ребенок подрался, что -то сломал или причинил кому-нибудь боль, можно предложить ему такую игру: обвести на листе бумаги силуэт ладоней. Затем предложите ему оживить ладошки — нарисовать им глазки, ротик, раскрасить цветными карандашами пальчики. После этого можно затеять беседу с руками. Спросите: "Кто вы, как вас зовут?", "Что вы любите делать?", "Чего не любите?", "Какие вы?". Если ребенок не подключается к разговору, проговорите диалог сами. При этом важно подчеркнуть, что руки хорошие, они многое умеют делать (перечислите, что именно), но иногда не слушаются своего хозяина. Закончить игру нужно "заключением договора" между руками и их хозяином. Пусть руки пообещают, что в течение 2-3 дней (сегодняшнего вечера или, в случае работы с гиперактивными детьми, еще
более короткого промежутка времени) они постараются делать только хорошие дела: мастерить, здороваться, играть и не будут никого обижать.
Если ребенок согласится на такие условия, то через заранее оговоренный промежуток времени необходимо снова поиграть в эту игру и заключить договор на более длительный срок, похвалив послушные руки и их хозяина.
В заключение хочется отметить, что в первую очередь нужно понимать важность и ответственность работы с разными детьми, особенно склонными к гиперактивности. Ребенок до 10 лет – это «плавкий материал», из которого можно вылепить идеальную скульптуру. Поэтому важно заметить все особенности ребенка, чтобы своевременно помочь ему избавиться от каких-либо недостатков или отклонений. Главное - любите детей, пусть они почувствуют, что родители и воспитатели верят в них, искренне любят их и поддерживают!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/05/14/picture-254852-1368537754.jpg)
В помощь родителям "Гиперактивный ребёнок" (советы психолога)
Состояние чрезмерной двигательной активности (гиперактивность) у детей выделяют как самостоятельное заболевание. Но чаще всего гиперактивность сопровождается синдром нарушения (или де...
![](/sites/default/files/pictures/2014/08/03/picture-467246-1407014667.jpg)
Гиперактивный ребёнок. Советы для родителей
Несколько советов по работе с гиперактивным ребёнком по материалам книг Г.В.Болотовского, Л.С Чутко. «Гиперактивный ребёнок», Сиротюк А.Л. «Нейропсихологическое и психофизическое сопровожд...
![](/sites/default/files/pictures/2018/03/04/picture-1018475-1520186206.jpg)
Полезные советы родителям гиперактивных детей
Часто гиперактивные дети талантливы. Так давайте вместе поможем проявить им свои таланты!...
![](/sites/default/files/pictures/2019/04/18/picture-950824-1555575866.jpg)
Полезные советы. Чем занять ребёнка.
Каждая мама, которой нужно провести некоторое время за компьютером или сделать что-то по дому, сталкивается с проблемой, чем занять ребенка, чтобы он 15 минут посидел спокойно и дал маме поработать. И...
![](/sites/default/files/pictures/2022/01/08/picture-1375836-1641631303.jpg)
Полезные советы родителям гиперактивных детей, предложенных доктором Д. Реншоу.
Полезные советы родителям гиперактивных детей, предложенных доктором Д. Реншоу....