Мои публикации
статья (средняя группа) по теме
Педагог должен много знать и уметь. Он должен познакомить детей с разнами видами искусства. Я хочу, чтобы дети жили в мире красоты, игры, сказки, музыки, творчества.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ СКАЗКИ
УДК 37
Болотова Ж.Н.
воспитатель
МБОУ Средняя школа № 78 «Дошкольное отделение»
Г. Красноярск, Российская Федерация
Грицына И.С.
педагог – психолог
МБОУ Средняя школа № 78 «Дошкольное отделение»
Г. Красноярск, Российская Федерация
Аннотация
В статье будет рассмотрено духовно – нравственное воспитание детей дошкольного возраста, при помощи сказки. Методы и этапы ознакомления детей со сказкой.
Ключевые слова
Духовно-нравственное воспитание, сказка, дошкольный возраст.
В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представления о нравственных качествах: о доброте, милосердии, справедливости. Зная возрастные особенности детей дошкольного возраста, мы заметили, что не все дети умеют общаться друг с другом, некоторые проявляют склонность к враждебности, нежелание делиться игрушками, помочь товарищу в трудной ситуации. У детей слабо развиты навыки сочувствия, сопереживания. Именно с раннего возраста идет формирование и развитие нравственных качеств человека.
Духовно - нравственное воспитание – это формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоничное развитие человека, включающее в себя воспитание чувства долга, справедливости, ответственности и других качеств, способных придать высокий смысл делам и мыслям человека. Любое общество заинтересовано в сохранении и передаче накопленного опыта, иначе невозможно не только его развитие, но и само существование. Сохранение этого опыта во многом зависит от системы воспитания и образования, которая, в свою очередь, формируется с учетом особенностей мировоззрения и социально-культурного развития данного общества.
Для решения данной проблемы мы выбрали работу по ознакомлению детей со сказками, так как считаем, что сказки прочно вошли в детский быт малыша, и по своей сущности сказка вполне отвечает природе маленького ребенка; близка его мышлению, представлению. Сказка сопровождает ребенка с самого раннего возраста. Сказка, созданная в давние времена, живет до сих пор, увлекает детей и содержанием, и художественной формой.
Сказка — повествовательное, обычно народно - поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил.
Сказки независимо от пола и возраста их героев, имеют большое психологическое значение для детей разного возраста. Малыш легко входит в непривычную для него сказочную обстановку, мгновенно превращается «в доброго героя» и вместе с тем, так же свободно возвращается в реальность. Он интуитивно чувствует, что сказки нереальны, но в то же время допускает, что это могло происходить и в действительности. Так появляется действительность литературных переживаний ребенка: ощущение сказочности в реальном, обыденном и реального в сказочном, волшебном.
Сухомлинский В. А. теоретически обосновал и подтвердил практикой, что «сказка неотделима от красоты, способствует развитию эстетических чувств, без которых немыслимо благородство души, сердечная чуткость к человеческому несчастью, горю, страданию. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем». По его мнению, сказка благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине. Сложная картина жизни представляется детям в сказке в виде простой, наглядной схемы борющихся принципов, руководствуясь которой легче разобраться в самой действительности.[4, с. 137]
Цель сказки - не только развлечение, но и извлечение урока. Поэтому нужно понять «намек» сказки и правильно донести ее смысл до маленьких слушателей. Сказки помогают детям разобраться, что хорошо, а что плохо, отличить добро и зло. Из сказки дети получают информацию о моральных устоях и культурных ценностях общества. Расширяют кругозор, развивают речь, фантазию, воображение. Сказки развивают в детях нравственные качества, доброту, щедрость, трудолюбие, правдивость. Важно научить дошкольника общаться, взаимодействовать с окружающими. Но есть такие явления, понятия, которые очень трудно осознать ребёнку дошкольного возраста. Малыши нуждаются в ярких, интересных событиях для построения качественного обучения и воспитания. Тут и приходит на помощь сказка, которая помогает обучать и воспитывать ребёнка так, чтобы он об этом даже и не догадывался.
Методы по ознакомлению дошкольников со сказкой
Самый распространенный метод ознакомления со сказкой – чтение педагога, т. е. дословная передача текста. Сказки, которые невелики по объему, мы рассказываем детям наизусть, потому что при этом достигается наилучший контакт с детьми. Большую же часть произведений читаем по книге. Бережное обращение с книгой в момент чтения является примером для детей.
Следующий метод – рассказывание, т. е. более свободная передача текста.
При рассказывании допускаются сокращение текста, перестановка слов, включение пояснений и так далее. Главное в передаче рассказчика – выразительно рассказывать, чтобы дети заслушивались. Для закрепления знаний полезны такие методы, как дидактические игры на материале знакомых сказок, литературные викторины. Примерами дидактических игр могут служить игры “Отгадай мою сказку”, “Один начинает – другой продолжает”, “Откуда я?” (описание героев) и другие.
Этапы работы со сказкой
- Знакомство детей со сказкой – чтение, рассказывание, беседы по содержанию, рассматривание иллюстраций – с целью развития эмоционального отношения к действиям и героям сказки.
- Эмоциональное восприятие сказки детьми – пересказ детьми содержания сказки, настольный театр, подвижные игры с персонажами сказок – с целью закрепления содержания сказок. Данные формы работы над сказкой позволяют узнать, как дети поняли суть сказки.
- Художественная деятельность – отношение к герою сказки в лепке, рисовании, аппликации, конструировании – позволяют детям выразить свое отношение к героям сказки, воплотить свои переживания, развивают навыки сопереживания, сочувствия, к судьбе и поступкам героев сказки.
- Подготовка к самостоятельной деятельности – разыгрывание сюжетов из сказок, театрализованные игры, драматизация сказок, творческая игра с использованием персонажей, сюжетов из сказок – метод превращения детей в героев сказок способствует не только развитию симпатии, но и пониманию нравственных уроков сказки, умению оценивать поступки не только героев сказки, но и окружающих людей.
Для отслеживания результатов нашей работы с детьми, мы подобрали диагностический материал, который показывает уровень воспитания нравственных качеств детей на примере героев русских народных сказок. Диагностика Н.В. Нижегородцевой «Нравственная лесенка», критерии определения отзывчивости детей при помощи проблемных ситуаций.
И так, можно сказать, что ценность сказок заключается в их влиянии на всестороннее развитие ребенка, а в особенности на нравственное воспитание. Именно поэтому, велико значение сказок в воспитании детей, ибо они занимают ум, чувства, воображение и тем самым закладывают духовно-нравственное начало.
Список использованной литературы:
1. Алябьева, Е.А. Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками. Москва: ТЦ Сфера, 2004. -
2. Мулько, И.Ф. Социально-нравственное воспитание дошкольников 5-7 лет. Москва: 2004. -
3.Козлова, С.А. Нравственное воспитание детей в современном мире //Дошкольное воспитание № 9. - с.98-100.
4. Сухомлинский, В.А. - Сердце отдаю детям. Киев: 1972. -137с.
© Ж.Н.Болотова, И.С. Грицына, 2017
Предварительный просмотр:
Болотова Жанна Николаевна
МБОУ СШ №78 «Дошкольное отделение» г. Красноярск
Театрализованная деятельность, как средство речевого развития у детей дошкольного возраста
Требования ФГОС ДО к результатам освоения программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования: ребенок должен хорошо владеть устной речью, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств, желания. Речевое развитие по-прежнему остается наиболее актуальным в дошкольном возрасте. Мой опыт работы, наблюдения дают мне основание сделать вывод: у многих дошкольников плохо развита связная монологическая речь, они с трудом рассказывают о событиях своей жизни, не могут пересказать литературные произведения. Мною было замечено, что интенсивному речевому развитию служит именно игровая деятельность, которая включает в себя не только само действие детей с кукольными персонажами или собственные действия по ролям, но также и художественно-речевую деятельность. Поэтому при решении проблем речевого развития, при поиске эффективных технологий и методик решила связать игру и театр.
Театр – это всегда игра. Это возможность не только увидеть героя, но и самому стать им. Из робкого мальчика превратиться в сильного Медведя, смелого Петушка, а из капризной девочки – в трудолюбивую Машеньку. Ребенку необходимо хотя бы ненадолго стать героем, поверить в себя, услышать первые аплодисменты.
Начиная именно со 2 младшей группы нужно неустанно заботиться о том, какое впечатление оказывает тот или иной спектакль на детей, т. к. в возрасте трёх лет у ребёнка появляется первый интерес к роли, являющийся зеркалом, в котором отражаются взаимоотношения между людьми.
Во второй младшей группе воспитатель старается пробудить интерес детей к театрализованной игре, создавать эмоционально благоприятную ситуацию для её проведения.
В работе с малышами используются маленькие этюды, потешки, знакомые стихи для обыгрывая, основные виды театра. Включаются в занятия пальчиковые гимнастики, упражнения на звукоподражание. На этих занятиях закрепляются знания детей по сенсорике, навыки по конструированию, изобразительному искусству, развитию движений. Это очень нравится детям.
В старшем дошкольном возрасте театрализованная игра объединяет детей общей идеей, переживаниями, позволяет каждому ребенку проявить свои активность, творчество, индивидуальность. Театр позволяет формировать умение следить за развитием действия в играх-драматизациях и кукольных спектаклях, созданных собственными силами и силами взрослого; развивает умение имитировать характерные действия персонажей; знакомит детей с приёмами вождения настольных кукол, марионеток; учит сопровождать движения песенкой; вызывает желание действовать с элементами костюмов и атрибутами; играть роли; развивает стремление импровизировать на несложные сюжеты сказок; вызывает желание выступать перед куклами или сверстниками, обустраивая место для выступления самостоятельно.
Театральная игра стимулирует активную речь за счёт расширения словарного запаса, совершенствуется артикуляционный аппарат. Ребёнок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства. Используя выразительные средства и интонации, соответствующие характеру героев и их поступков, старается говорить чётко, чтобы его все поняли.
Используя метод моделирования ситуаций в старшей группе, который является инновационным, Можно создавать сюжеты-модели, ситуации-модели, этюды, пантомимы, метод «расскажи стихи руками», в которых дети осваивают способы художественно-творческой деятельности.
При обучении детей средствам речевой выразительности, используются знакомые и любимые произведения. После прочтения текста и беседы с детьми, необходимо вновь вернуться к тексту, привлечь к проговариванию его отдельных фрагментов. Однако, когда текст хорошо усвоен, можно постепенно задания усложнять.
Родители детей дошкольного возраста являются не только зрителями, но и участниками театрализованной деятельности: помощь в изготовлении различных театров, костюмов, атрибутов, подбору нужной литературы, организации представлений для детей с личным участием.
В работе по развитию речи через театр у детей старшего дошкольного возраста важна эмоционально благоприятная обстановка, систематичность и усложнение как условие предупреждения трудностей при обучении в школе.
Предварительный просмотр:
ВЛИЯНИЕ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ НА РАЗВИТИЕ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ
Ж.Н. Болотова,
воспитатель МБОУ СШ №78 «Дошкольное отделение»
г. Красноярск
В связи с модернизацией образования важной задачей дошкольных образовательных учреждений становится совершенствование образовательного процесса и повышение развивающего эффекта самостоятельной деятельности детей в предметно- развивающей среде, обеспечивающей воспитание каждого ребенка, позволяющей ему проявить собственную активность и наиболее полно реализовать себя. Это не может не повлиять на развитие предметно- развивающей среды как части образовательного пространства и компонента образовательного процесса.
Предметно- развивающая среда детского сада не существует сама по себе, без детей и взрослых, которые меняют ее в соответствии со своими потребностями и интересами взаимодействия. Насыщенная предметно- развивающая и образовательная среда становится основой для развития способностей каждого ребенка организации увлекательной и содержательной жизни.
Среда развивает ребенка только в том случае, если она представляет для него интерес. Она является своего рода катализатором в процессе самореализации личности и в ее организации педагогу необходимо учитывать “зону ближайшего развития” каждого ребенка. Происходит направленное формирование у ребенка образа мира, в котором все насыщено вкусами, запахами, тактильными ощущениями и звуками.
При организации предметной среды учитываются коммуникативные особенности, уровни речевого развития детей, способность творчески осваивать новые способы деятельности. Происходит речевое (символическое) обозначение, маркировка многообразных предметов, объектов, действий.
Необходимо гибкое и вариативное использование пространства с учетом интересов, возраста, целей и задачей совместной игровой деятельности.
Нельзя забывать о праве каждого ребенка на речевое развитие в собственном темпе, на свободу выбора предметов и игрушек.
Очень важно, чтобы ребенок чувствовал себя совершенно безопасно и комфортно в предметно- развивающей среде, мог проявить свои творческие задумки, исследовать и изменять ее по своему желанию. Безопасность предметно – развивающей среды это не только качественно сделанные игрушки из безопасных для ребенка материалов, но и понимание и принятие личности малыша, учет его точек зрения и умение взрослого понять чувства и эмоции ребенка, то есть психологическая безопасность среды.
Необходимо учитывать интересы мальчиков и девочек, то есть гендерный подход при построении и обогащении предметно- развивающей среды.
В своей группе мы постоянно совершенствуем организацию предметно- развивающей среды и воспитательно-образовательный процесс в целом, стремясь к тому, чтобы предметно-пространственная среда в группе и на участке соответствовала возрасту детей.
В нашей группе имеется достаточное количество дидактических игр, пособий, развивающие игры, модели, игрушки с магнитами, настольно- печатного материала, способствующего социальному и эмоциональному воспитанию, предметы для опытно-поисковой деятельности, материалы по сенсорному развитию, карточки для определения эмоций и чувств человека. Хорошо оформлены речевой центр, в котором есть дидактические и настольные игры, центр художественно- продуктивной деятельности, центр чтения художественной литературы, центр конструирования, центр сюжетно-ролевых и драматической игры/ театр. Оформление «центров» и занятия в них стимулируют познавательные интересы, формируют интеллектуальные и сенсорные способности детей, способствуют развитию у детей логического мышления, творческого воображения. Необходимо помнить, что игровое поведение – один из фундаментальных видов инстинктивного поведения.
Предметно- развивающая среда необходима детям, она выполняет по отношению к ним информационную функцию. Каждый предмет несет определенные сведения об окружающем мире, становится средством передачи социального опыта.
Произведения народного, декоративно- прикладного искусства обеспечивают художественное восприятие, которое впоследствии становится основой эстетического вкуса. Совместно с детьми и родителями мы собрали вещи, предметы старины и народного искусства. И теперь в нашей группе появился уголок «Народного искусства». Где ребята могут рассмотреть и потрогать предметы старины.
Предметы театрализованной и музыкальной деятельности открывают дорогу в мир сцены, песни, музыки. В нашей группе мы продолжаем знакомить ребят с куклами разных театров, приучаем слушать музыку, и пробуем импровизировать с музыкальными инструментами. А еще наши дети очень любят играть в кукольный театр «Теремок», «Колобок», «Маша и медведь», «Три медведя» и т. д. Особенно им нравится перевоплощаться в разных героев. Театральная деятельность помогает детям развивать творческие способности, разговорную речь и умение общаться друг с другом.
Не меньшее значение имеет и стимулирующая функция среды. Среда развивает ребенка только в том случае, если она представляет для него интерес, подвигает его к действиям, исследованию. Застывшая среда не может активизировать ребенка, вызвать у него желание действовать в ней, такая среда отрицательно влияет на ребенка. Развивающая среда в нашей группе мобильна и динамична. В организации среды мы учитываем не только возрастные и индивидуальные особенности ребенка, но и его потребности и способности.
А ведь предметно- развивающая среда, воздействуя и на эмоции детей, побуждает их к деятельности. Так, спортивное оборудование, инвентарь приобщают к физической, оздоровительной деятельности. У ребенка вырабатывается положительное отношение к своему здоровью, гигиене тела, двигательным умениям и навыкам. Зарядка после сна, босохождение по массажным дорожкам помогает дошкольникам постепенно проснуться и активизировать биологически активные точки стопы. Различные материалы: мелки, краски, кисти, карандаши, фломастеры, солёное тесто, ватман, ткань, позволяют в продуктивной деятельности отражать собственное художественное восприятие, видение мира. Чтобы дети могли учитывать чувства и интересы других, мы учим их сопереживать самым близким людям – родителям, сверстникам, понимать их настроение. С этой целью у нас в группе есть альбом с картинками, фотографиями людей разного возраста, пола, в разных эмоциональных состояниях.
Предметно- развивающая среда в нашей группе меняется в зависимости от возрастных особенностей детей, программы. Пространство группы позволяет ребятам заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу. Среда даёт возможности девочкам и мальчикам проявить свои склонности в соответствии с принятыми в нашем обществе эталонами мужественности и женственности через сюжетно-ролевые игры «Дом», «Парикмахерская», «Магазин», «Больница», «Автобус».
Создавая предметно- развивающую среду, мы ставим перед собой следующие задачи: сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей, заботиться об эмоциональном комфорте детей; общаться с детьми на познавательные темы, способствовать развитию речи, любознательности и инициативности; создавать условия для развития сюжетно-ролевых игр, для экспериментирования; формировать у детей интерес к художественному творчеству. Каждый уголок группы учит, воспитывает и развивает дошкольников. Принцип динамичности предметной среды побуждает детей к преобразованию, исследованию нового. В своей группе мы меняем элементы интерьера, приносим в группу что-то новое, выставляем в центры новые игрушки, предметы. Всё это стимулирует познавательную и двигательную активность, развивает игровую деятельность, творческое воображение. Мебель и оборудование в нашей группе расположено так, чтобы оставалось достаточно места для свободной двигательной активности детей. Дошкольники имеют возможность ходить, бегать, возить машины, катать коляски, строить из крупного строительного материала. Мебель полки надёжно закреплены и безопасны для детей. Игры и игрушки расположены на низких полках, чтобы дети могли свободно брать и самостоятельно класть на место, не подвергая себя опасности. Дети приучаются отвечать за использование, хранение и бережное отношение к материалам и оборудованию.
Пространство нашей группой комнаты условно поделено на центры. Игры, направленные на развитие сенсорного восприятия, мелкой моторики собраны в интеллектуально-сенсорном центре. Играя, дошкольники производят разнообразные действия: рассматривают, сравнивают по цвету, ощупывают (игры «Отгадай, какая цифра спряталась», «Посади бабочку на цветок», «Собери бусы», «Геометрическое лото», «Что лежит в мешочке?»). Здесь же собраны игры, сделанные своими руками из подручного материала. «Ёжики» – игра с прищепками и разные геометрические фигуры для творческого преобразования их с помощью прищепок в предметы и объекты (круг – солнышко, треугольник – ракета, морковка, овал – жучок и т. д.). Игра «Узнай на ощупь, какой на ощупь» – это чудо-коробочка с разными по весу и твёрдости шарики; длинные и короткие ленты; большие и маленькие пуговицы. Мозаика, шнуровки, пуговицы разного размера и цвета, крупы, семена – для развития мелкой моторики рук.
Центр художественно-эстетического развития включает в себя мини-центр художественного творчества, музыкального развития, театральной деятельности, уголок ряженья и книги.
Разнообразие средств в центре художественного творчества открывают ребёнку возможность творить, фантазировать, давать жизнь маленькому кусочку пластилина, оживлять красками скучные белые картинки. Наборы карандашей, пластилин, краски, кисти, трафареты, ватные палочки, мелки восковые, формочки – представлены в этом центре. Большинство ребят в нашей группе любят рисовать. Девочки предпочитают рисовать кукол, а мальчики – машины. Дети получают удовольствие от взаимодействия с разными материалами, тем самым обогащая свой тактильный опыт. Целью центра является формирование творческих способностей детей, эстетического восприятия, воображения, самостоятельности, активности.
Центр театральной деятельности создан для знакомства детей с разными видами театра (настольный, плоскостной, пальчиковый, театр масок). Театр – это всегда игра, а игра ведущий вид деятельности детей. Театрализованная игра помогает удовлетворить потребности ребёнка в положительных эмоциях, новых впечатлениях, позволяет самовыражаться. Дети сами разыгрывают несложные сказки «Теремок», «Репку», «Колобок», сопровождают движения простой песенкой. Рядом расположен уголок ряженья. Можно нарядиться и проявить свои артистические способности в игре.
Книжный уголок вызывает у детей интерес к книгам, рассматриванию иллюстраций, помогает формировать потребность в чтении. Наши ребята сосредоточенно разглядывают, с интересом обсуждают такие журналы, как «Непоседа», «Тридевятое царство», «Маленькие академики». Мы часто читаем познавательную литературу «Динозавры», «Кто в море живет», «Морские сказки», рассматриваем книги вместе. Еще они приносят много своих книг из дома, например: «Дядя Федор, пес и кот», «Крокодил Гена и его друзья», «Смешные рассказы для детей», «Приключения Незнайки и его друзей», которые мы с удовольствием читаем.
Известно, что развивающая предметно-пространственная среда выступает в роли стимулятора, движущей силы в развитие математических способностей дошкольников. Для формирования математических представлений детей важно создать такую среду и такую систему отношений, которые бы стимулировали самую разнообразную его умственную деятельность и развивали бы в ребенке именно то, что в соответствующий момент способно наиболее эффективно развиваться, а также сохранение и укрепление психического и физического здоровья.
В группе создан "Центр математического развития" помещаются дидактические игры, направленные на освоение детьми основных приемов познания, развитие сенсорики, временных и пространственных представлений и так далее. Дидактический материал в "Центре математического развития" доступен для детей и постоянно пополняется новым дидактическим материалом.
В нашей игротеке много интересных игр, привлекающих внимание детей своей занимательностью: "Сложи узор", "Сложи квадрат", "Кубики для всех", "Геометрическая мозаика", "Лего", пазловые мозаики, счетные палочки. Данные игры универсальны и подходят для детей разного возраста, так как они имеют различные степени сложности, поэтому не теряют актуальности для детей постарше. Большим подспорьем в развитии элементарных математических представлений служат игры, сделанные своими руками: "Назови фигуру", "Узнай на ощупь", "Веселый счет", "Собери картинку", "Сложи фигуру", и так далее. Дети совершенствуют умственные действия, выполняя задания с формулировкой: "Разгадай правило, по которому расположены фигуры в каждом ряду", "Найди лишнюю фигуру", "Что изменилось", "Чем похожи? Чем отличаются?" и др. В математической зоне есть тетради на печатной основе, познавательные книги для дошкольников. Полезные игры на развитие умений счетной и вычислительной деятельности, направленные также на развитие психических процессов (внимания, памяти, мышления). В математической зоне используются вещественные и графические модели для формирования у детей старшего дошкольного возраста конструктивно-моделирующего способа деятельности.
В настоящее время уделяется особое внимание направленного на сохранение и укрепление здоровья ребенка, повышение его функциональных возможностей. Для проведения оздоровительных пауз в «Центре математического развития» также помещен методический материал. Длительность оздоровительной паузы составляет 2-3 минуты. Проговаривая слова потешек или прибауток, дети обязательно сочетают их с движениями, направленными на увеличение двигательной активности или с элементами самомассажа, дыхательных и пальчиковых упражнений, гимнастики для глаз, способствующими расслаблению мышц и снятию нервно-эмоционального напряжения. Оздоровительные паузы проводятся с учетом физических нагрузок, эмоционального состояния воспитанников, их потребности в двигательной активности. Организуя оздоровительные паузы с детьми, педагоги могут ввести игровой персонаж, использовать музыкальное сопровождение.
Наибольшее эмоциональное воздействие на ребят оказывают физкультурные минутки, в которых движения сопровождаются стихотворным текстом, песней, музыкой. Содержание некоторых физкультурных минуток связано с формированием элементарных математических представлений: например, сделать столько и таких движений, сколько скажет воспитатель, подпрыгнуть на месте на один раз больше (меньше, чем кружков на карточке; поднять вверх правую руку, топнуть левой ногой три раза и т. д.
Таким образом, особое внимание надо уделять предметно- развивающей среде. При организации предметно- развивающей среды мы должны учитывать образовательные задачи для детей разного возраста. Главная задача обеспечить детям эмоционально положительное самочувствие, поощрять самостоятельность, помогать накапливать опыт предметно-познавательной и коммуникативной деятельности. Построение предметно- развивающей среды должно давать ребенку чувство психологической защищенности, помогать развитию у дошкольников творческих способностей и самостоятельности.
Предварительный просмотр:
Болотова Жанна Николаевна
МБОУ СШ №78 «Дошкольное отделение» г. Красноярск
Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста
В жизнедеятельности человека рука играет важную роль на протяжении всей его жизни. Работа пальцев рук бесконечно разнообразна. Тренировка пальчиков и руки в целом способствует и общему оздоровлению организма ребенка, и благотворно влияет на артикуляционный аппарат, что позволяет ребенку быстрее овладеть правильной речью, чистым произношением звуков.
Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Оказывается, что у большинства современных детей отмечается общее моторное отставание. Работа по развитию тонкой моторики кистей и пальцев рук оказывает благотворное влияние не только на становление речи и ее функций, но и на психическое развитие ребенка. Для решения поставленной задачи я использую наглядный материал и дидактические пособия, которые должны иметь привлекательный внешний вид: картинки яркие, красочные; игрушки целые, не сломанные, приведены в аккуратный вид; яркие и разнообразно окрашенные кубики и кирпичики. Приятная фактура, четкая форма и яркий насыщенный цвет дидактических игр и пособий доставляют детям радость, вызывают желание играть ими, способствуют накоплению сенсорных отношений. Огромное значение в развитии мелкой моторики рук играет ручной труд. Он затрагивает все области развития ребенка: развивает функцию руки и мелкую моторику пальцев, согласованность движений руки и глаза; развивает познавательную активность через расширение запаса знаний и представлений о свойствах материалов; способствует расширению словарного запаса, развитию внимания, мышления и речи; вырабатывает навыки общения в процессе трудовой деятельности; воспитывает самостоятельность, ответственность, привычку к трудовому усилию, осознание собственной личности за счет оценки результатов трудовой деятельности; развивает творческое воображение и художественный вкус.
Массаж рук с использованием разнообразных предметов и материалов: шишки, различные крупы, пробки, шарики и мячи и пр. Движения руки всегда тесно связаны с речью и способствуют её развитию. Тренировка пальцев рук влияет на созревание речевой функции.
Иначе говоря, если у малыша ловкие, подвижные пальчики, то и говорить он научится без особого труда, речь будет развиваться правильно.
Недаром педагог В. Сухомлинский писал: «Ум ребенка находится на кончике его пальцев». Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него развиты память, внимание, связная речь. И эту работу нужно начинать с раннего возраста.
Пальчиковые игры и упражнения - уникальное средство для развития мелкой моторики и речи ребенка в их единстве и взаимосвязи. Кроме того, разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие мышления, внимания, воображения, воспитывает быстроту реакции и эмоциональную выразительность.
На кончиках детских пальчиков расположены нервные окончания, которые способствуют передаче огромного количества сигналов в мозговой центр, а это влияет на развитие ребенка в целом. Именно поэтому, актуальность мелкой моторики бесспорна. Все способы развития мелкой моторики оказывают благотворное воздействие на организм.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Всероссийский семинар с публикацией материалов семинара «Дошкольное образование: развитие на современном этапе» (педагогические идеи развития инициативности, самостоятельности обучающихся) " г. Иркутск публикация материала на тему: «Использование инноваци
Всероссийскийсеминар с публикацией материалов семинара«Дошкольное образование: развитие на современном этапе» (педагогические идеи развития инициативности, самостоятельности обучающихся) ...
Распространение педагогического опыта воспитателя Белолюбской В.В. Наличие публикаций, включая интернет-публикации.
laquo;Утверждаю»:заведующий МБДОУБаягинским детсадом «Ньургуьун»___________ /Мандаров К.К./«___» ____________ 2018 г.М.П. Распространение педопыта воспитателя...
Наличие публикаций, включая интернет публикации.
Научная статья — возможность рассказать коллегам о своем открытии, повысить персональные наукометрические индексы и получить признание в научной среде.Публикации в научн...
Б10. Наличие публикаций, включая интернет публикации
Наличие публикаций, имеющих гриф и выходные данные; публикации в электронной форме на официальных сайтах...
X Критерий. Наличие публикаций, включая интернет-публикации
2017 г. - Методический материал "Создание мини музея в ДОУ" (сайт Prodlenka)2018 г. - Международное сетевое издание "Солнечный свет" статья "Идем по жизни с добротой в сердце...
X Критерий «Наличие публикаций, включая интернет-публикации»
Публикации:2019г. – Участие в эфире детской передачи телеканала НВК «Саха»2020г. -Статья «Патриотическое воспитание посредством музыки» в международном научном журнале &l...
Х. Наличие публикаций, включая интернет-публикации
Х. Наличие публикаций, включая интернет-публикации...