Родительское собрание в средней группе. Тема: «Возрастные особенности развития, воспитания и обучения детей 4 - 5 лет».
материал (средняя группа) по теме
Вашему вниманию предлагается конспект проведения первого родительского собрания в группе вновь пришедших детей. Главной темой его является ознакомление родителей с особенностями развития, воспитания и обучения детей данного возраста. Данный шаблон собрания можно использовать для всех групп.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
roditelskoe_sobranie.docx | 17.81 КБ |
vozrastn._osoben_4_-_5_let_-_kopiya.pptx | 1.63 МБ |
Предварительный просмотр:
Содержание собрания:
- Игра «Клубочек». Проводит воспитатель группы.
- Выступление воспитателя о возрастных особенностях развития, воспитания и обучения детей 4 – 5 лет.
- Освещение итогов наблюдения за детьми.
- Организационные моменты.
- Выбор родительского комитета.
- Заключительное слово.
Цель:
- Познакомить родителей друг с другом, объединить их единой целью, которой является воспитание детей, подготовка их к обучению в школе, к жизни в этом сложном мире взрослых.
- Раскрыть значение семьи в воспитании детей.
- Приобщить родителей к участию в жизни группы и детского сада.
Задачи:
- Создать комфортную, доверительную обстановку общения.
- Повысить уровень педагогической культуры родителей;
- Создать в группе условия для совместной деятельности детей и их родителей.
Материал:
Клубочек, презентация «Возрастные особенности детей 4 -5 лет»
Предварительная работа:
Анкетирование родителей, наблюдение за детьми, проведение дид /игр и НОД.
Ход:
- Игра «Клубочек»:
Воспитатель сообщает родителям правила: наматывая нитку на палец, сообщить, как зовут и чей он родитель. Затем педагог говорит о том, что клубочек, обойдя всех, вернулся к началу, сделав круг и замкнув его.
- С того момента, как вы привели детей в эту группу, образовалась наша семья, объединённая одной целью: воспитанием детей, оказанием им помощи. По всем правовым документам (Конституция, Закон об образовании, Конвенция о правах ребёнка) главными воспитателями детей являются их родители, а педагоги призваны оказывать им помощь в этом трудном деле. Для того, чтобы этот процесс имел успех, «семья» должна быть дружной и прочной, все дела должны решаться совместно, если возникли конфликтные ситуации, нужно учиться разрешать их мирном путём внутри своей «семьи».
(педагог образно показывает, как может разрушиться семья: просит одного из родителей подняться высоко вверх, другого присесть, третьего оборвать нитку и выйти)
- В семье всё должно быть сделано для того, чтобы, прежде всего, было хорошо детям, и комфортно другим её членам.
Затем родители снимают нитку с клубка, повторяя ещё раз своё имя, и сматывают клубок.
- Воспитатель приглашает родителей присесть:
- А теперь, мы поговорим о возрасте наших детей. Возраст 4 – 5 лет – относится к дошкольному и является периодом затишья, располагающимся между двумя кризисами, 3-х и 7-и лет. Это период возрастающей самостоятельности и любознательности, правление «почемучек». Возрастная периодизация, существующая и по сей день, была предложена Л.С.Выготским, который указывал на то, что знание возрастных особенностей ребёнка необходимо для понимания его возможностей и предъявления требований к нему. Эти знания нужны для правильного воспитания и организации помощи малышу. Но это также очень важный период в жизни каждого человека, ещё и потому, как считал А.С.Макаренко, что именно до 5 лет происходит закладка самого ценного в ребёнка, что в последующие голы просто тяжело восполнить.
СМ. Презентацию.
- Далее педагог знакомит с результатами наблюдений за детьми, знакомит с основными разделами рабочей программы, сообщает:
Задачи воспитания и обучения:
- Продолжать работу по укреплению здоровья детей, закаливанию организма и совершенствованию его функций, формировать умения и навыки правильного выполнения основных движений. Приучать детей следить за осанкой во всех видах деятельности. Развивать самостоятельность и творчество в двигательной активности. Воспитывать культурно-гигиенические навыки.
- Развивать наблюдательность и любознательность детей, продолжая знакомить их с предметами и явлениями общественной жизни и природы. Учить выделять отдельные части и характерные признаки (цвет, форма, величина) предметов, продолжать развивать умение сравнивать и группировать их по этим признакам. Формировать обобщенные представления о предметах и явлениях, умение устанавливать простейшие связи между некоторыми из них.
- Удовлетворять потребность детей в обсуждении с педагогами информации, выходящей за пределы конкретной ситуации. Быть снисходительными к суждениям детей.
- Продолжать воспитывать любовь к родному дому, краю, детскому саду.
- Продолжать работу по обогащению, уточнению и активизации словаря, совершенствованию звуковой культуры речи. Помогать детям активно участвовать в беседе на заданную тему, составлять рассказы из личного опыта, об игрушке, по сюжетной картине.
- Знакомить детей с профессиями близких людей, подчеркивая значимость их труда. Совершенствовать их собственные трудовые умения.
- Воспитывать исполнительность, стремление доводить начатое дело до конца, умение участвовать в выполнении коллективных трудовых поручений, понимать значение результатов своего труда для других.
- Воспитывать скромность, доброжелательность, желание быть справедливым, сильным и смелым; приучать испытывать чувство стыда за неблаговидный поступок. Избегать публичной оценки неблаговидного поступка ребенка, так как дети пятого года жизни обидчивы. Чаще хвалить детей, объяснять, чем они порадовали и удивили взрослого.
- Учить бережно относиться к вещам, игрушкам, книгам.
- Развивать у детей эстетическое восприятие окружающего, нравственно-эстетические чувства в общении с природой, в быту, играх.
- Развивать умение понимать содержание произведений искусства, внимательно слушать музыку, сказку, рассказ.
- Воспитывать устойчивый интерес к различным видам художественной деятельности. Подводить детей к созданию выразительного образа в рисунке, лепке, игре - драматизации. Учить выразительно читать стихи, петь; красиво двигаться под музыку.
4. Решение организационных моментов.
5. Выбор родительского комитета.
6. Заключительное слово:
Воспитатель: мы с нашей стороны будем очень рады оказать вам помощь в воспитании и развитии ваших детей. А вы помогите нам в решении наших насущных вопросов. Мы приглашаем вас совместно решать все важные дела и участвовать в мероприятиях группы и детского сада.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Знаменитый педагог советских времён А.С. Макаренко утверждал, что детей можно воспитывать только до 5 лет, а потом их приходится перевоспитывать. Возраст от 4 до 5 лет – период относительного затишья (между кризисами 3 и 7 лет). Ребёнок в целом становится спокойнее, послушнее, покладистее и самостоятельнее. Возрастает интерес к окружающему миру. Сильна потребность в друзьях.
Двигательная сфера Период интенсивного роста и развития организма, его органов и систем: Масса тела – на 1,5 – 2 кг (19 – 20 кг). Рост – на 6 – 7 см (110 см). Увеличивается сопротивляемость заболеваниям. Активно созревает головной мозг, появляется новая функция – обобщения. Развивается крупная и мелкая моторика, ловкость, координация движений. Движения становятся целенаправленными, мотивированными и управляемыми. Дети способны удерживать равновесие, перешагивать через предметы, рука увереннее держит предметы и орудует ими.
Происходит усвоение моральных норм (что можно, что нельзя). Пользуются вежливыми словами. Совершенствуются культурно – гигиенические навыки.
Мышление - от наглядно – действенному переходит к наглядно – образному. Дети способны объединять предметы в группы по единому признаку (величине, цвету…). Совершенствуется ориентировка в пространстве. Используют простые схемы в решении задач. Развивается предвосхищение (предвидеть последствия своего поступка). Характерен феномен Пиаже: восприятие буквально (выползаем из лифта), невозможность постичь некоторые характеристики (верёвка короче, если ее сложить)
Активно развивается практико - познавательная деятельность: 4-5 лет - возраст «почемучки». Ребенок начинает изучать предметы, пытаясь проникнуть в их устройство и сущность - «экспериментирует», понимает некоторые причинно – следственные связи. Но ему мало этих сведений, он обращается к взрослым, которые являются для него источником информации.
Память - это новообразование дошкольного возраста У детей 4 – 5 лет она непроизвольная, непосредственная, механическая, зрительно – эмоциональная. Возрастает объём памяти (небольшое стихотворение, поручение). Продуктивным становится запоминание (до 7 – 8 предметов, особенно в игре)
Внимание Непроизвольное, но увеличивается его устойчивость, сосредоточенность (НОД - 15 – 20 мин). Ребёнок способен удерживать в памяти при выполнении каких-либо действий несложное условие.
Воображение Репродуктивное (воссоздающее – использование уже существующего) и пассивное, но начинает интенсивно развиваться, особенно в игре. Появляется произвольность. Творческое воображение является новообразованием дошкольного возраста (Л.С. Выготский) и зависит от опыта, эмоций.
Проявления творчества в игре словотворчестве (К.И.Чуковский «От двух до пяти»: «Гениальные лингвисты») изо деятельности исполнительской деятельности (танцы, пение, музицирование, театр)
Восприятие Начинается интенсивное усвоение сенсорных эталонов: способны назвать форму, на которую похож предмет, упорядочить группы предметов по признаку. Могут последовательно обследовать объект, вычленять в нём части, устанавливать соотношение между ними. И из простых форм воссоздать сложные объекты.
Речь - предмет активности детей. Улучшается произношение звуков и дикция, развивается грамматическая сторона речи (правильное словообразование и построение высказывания). Словарь возрастает до 2000 слов, используют сложные фразы и предложения, обобщающие слова. Развивается интонационная выразительность. Речь становится связной. При взаимодействии друг с другом она носит ситуативный характер, а при общении со взрослым становится внеситуативной .
Воля Пятый год жизни - сензитивный период для развития волевого поведения, что является залогом успешной учебной деятельности в будущем. Ребёнок начитает регулировать свое поведение в соответствии с принятыми в обществе нормами; умеет довести начатое дело до конца.
Деятельность Ведущий вид - ИГРА. Содержание - жизнь взрослых, отношения между ними. Роль обозначается до игры, могут распределять роли между собой. Появляются игровые действия. Используют предметы – заместители. Конструирвание: используют 5-6 деталей, планируют постройку.
Изодеятельность: Рисунок становится предметным и детализированным. Графическое изображение человека характеризуется наличием туловища, глаз, рта, носа, волос, иногда одежды и ее деталей. Совершенствуется техническая сторона. Могут рисовать основные геометрические фигуры. Учатся: вырезать ножницами по прямой, диагонали, округлые формы, наклеивая изображения на бумагу, составлять узор, лепить простейшие предметы круглой, овальной, цилиндрической формы.
Труд: самообслуживание, приобщение к дежурству (по столовой, по занятиям, в уголке природы), хозяйственно - бытовой (протирание игрушек), труд в природе (сгребание снега), ручной труд (элементарные поделки)
Самосознание Дети становятся более внимательными к своему физическому «Я». Им интересно познать особенности строения человеческого организма (частей тела, внутренних органов), узнать об общих принципах их функционирования. Активно усваивают половые стереотипы (у каждого пола своё поведение и требования). Девочки опережают в развитии мальчиков. Сравнивают себя с другими и может дать оценку.
Эмоциональная сфера Зависимость от эмоций сохраняется. Чувства становятся более устойчивыми и глубокими. Открывается чувство юмора. Повышенная чувствительность к реакции взрослого: обидчивость к замечаниям. Недостаточная способность управлять своими эмоциями может привести к истерике. Но отрицательные эмоциональные проявления можно предупредить.
Взаимоотношения От внутрисемейных отношений переход к отношениям с миром: со сверстниками: совместные игры и деятельность, потребность в признании и уважении, избирательность в партнёрах, появление лидеров, конкурентности, симпатии (антипатии), дружбы; со взрослыми: источник знаний, потребность в уважении, любви и внимании.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект родительского собрания в старшей группе Тема: Возрастные особенности развития детей старшего дошкольного возраста.
Формирует у родителей практических умений в области взаимодействия с детьми. ...
Конспект родительского собрания в старшей группе. Тема: Возрастные особенности развития детей старшего дошкольного возраста.
Формирует у родителей практические умения в области взаимодействия с детьми. ...
Конспект родительского собрания в младшей группе Тема: «Возрастные особенности детей 3-4 лет»
Конспект родительского собрания в младшей группеТема: «Возрастные особенности детей 3-4 лет»...
«Нетрадиционное родительское собрание (круглый стол) на тему: "Возрастные особенности развития детей старшего дошкольного возраста"»
Цель: Познакомить родителей с особенностями развития детей 5-6 лет.Задачи:1.Формирование у родителей практических умений в области взаимодействия с детьми.2. Развивать интерес к познанию своего ребенк...
Сценарий родительского собрания в средней группе Тема: «Возрастные особенности детей пятого года жизни. Роль семьи и детского сада в оздоровлении детей»
Цель: повысить педагогическую компетентность родителей.Задачи: рассмотреть возрастные особенности детей пятого года жизни; раскрыть вопрос о роли семьи и детского сада в оздоровлении детей; спос...
Сценарий родительского собрания в средней группе Тема: «Возрастные особенности детей пятого года жизни. Роль семьи и детского сада в оздоровлении детей»
Цель: повысить педагогическую компетентность родителей.Задачи: рассмотреть возрастные особенности детей пятого года жизни; раскрыть вопрос о роли семьи и детского сада в оздоровлении д...
Конспект родительского собрания в старшей группе. Тема: Возрастные особенности развития детей старшего дошкольного возраста.
Цель: Познакомить родителей с особенностями развития детей 5-6 лет....