Что такое мелкая моторика, и зачем ее нужно развивать
консультация по теме
Развитие мелкой моторики рук. Игры и упражнения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Что такое мелкая моторика, и зачем ее нужно развивать | 20.01 КБ |
Памятка для родителей | 169.16 КБ |
Предварительный просмотр:
«Что такое мелкая моторика и зачем её нужно развивать?»
В последние годы наблюдается увеличение роста детей с недостаточно развитой общей моторикой и слабо развитой мелкой моторикой руки, общей неготовностью некоторых детей к письму при поступлении в школу, с проблемами речевого развития. В чем же причина такого положения?
Выявляется следующая закономерность: если у ребенка нарушена речь, то существуют и проблемы с моторикой. Учеными доказано, что уровень развития речи у детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Это связано с тем, что в головном мозге человека есть зоны, отвечающие за речевые навыки, а также за образное и пространственное мышление, за концентрацию внимания, зрительную и двигательную память.
Работу по развитию мелкой моторики нужно начинать с самого раннего возраста. Уже грудному малышу можно массировать пальчики (пальчиковая гимнастика), воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, так же не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания (застегивание и расстегивание пуговиц, завязывание шнурков и т. д.). Ну и конечно, в старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений рук должна стать важной частью подготовки к школе, в частности, к письму.
Нам взрослым, воспитателям и родителям необходимо превратить обучение в игру, так как игра является основным видом деятельности для ребёнка дошкольника.
Почему же так важно для детей развитие мелкой моторики рук? Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь.
Однако даже если у ребенка речь в норме – это вовсе не значит, что ребенок хорошо управляется со своими руками. К сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой моторикой рук большинство родителей узнают только перед школой. Это оборачивается огромной нагрузкой на ребенка, кроме усвоения новой информации, приходится еще учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш. Маленький ребёнок больше всего на свете хочет двигаться, для него движение – это способ познания мира. Значит, чем точнее и четче будут детские движения, тем глубже и осмысленнее знакомство ребенка с миром. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок с высоким уровнем развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты внимание, память, связная речь. Учителя отмечают, что первоклассники часто испытывают серьезные трудности с овладением навыками письма. Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания.
Для овладения навыком письма необходима определенная функциональная зрелость коры головного мозга. Неподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики, внимания, зрительного восприятия, может привести к возникновению негативного отношения к учебе, тревожного состояния ребенка в школе. Поэтому в дошкольном возрасте важно развить механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.
Поэтому огромное значение для развития дошкольника имеют игры на развитие мелкой моторики. Уважаемые родители, вы должны понять, чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно не забывать хвалить ребенка. Предлагаю вашему вниманию игры на развитие мелкой моторики, которыми можно заниматься дома.
Игры и упражнения:
Массаж – ежедневный массаж кистей рук: мягкие массирующие движения и разминания каждого пальчика, ладошки, наружной стороны кисти, а также предплечья. Очень полезное и приятное занятие, великолепно активизирующее речевые центры мозга. Кроме того, такой массаж имеет позитивное влияние на иммунитет, на общее развитие и контакт между мамой и ребенком. Особенно важно уделять много внимания массажу, если у ребенка явные отставания в речевом развитии. Он дает отличные результаты.
Лепка из различных материалов (обычное тесто, соленое тесто, пластилин, глина). Кроме очевидного творческого самовыражения, малыш также развивает гибкость и подвижность пальцев, что способствует улучшению речи.
«Сухой бассейн» – в миску или коробку нужно насыпать фасоль или горох, бросить туда мелкие игрушки (от киндер сюрпризов) и размешать. Ребёнок запускает руки в фасоль и выискивает игрушки. Эффекты: массаж, развитие координации пальцев.
Игры с крупами: перебирать в разные емкости перемешанные горох и фасоль, а затем и более мелкие крупы (рис, гречку), пересыпать и перемешивать крупы.
Мозаика – игры с разными мозаиками (крупными, мелкими) также улучшают мелкую моторику, развивают сообразительность и творческие способности.
Пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры – этим веселым занятиям посвящены многие книги. Народная мудрость принесла нам из глубины веков «Сороку-сороку», «Ладушки», «Козу - рогатую» и многое другое. А современные исследователи дополнили ассортимент увлекательных игр. Игры и гимнастика для пальчиков способствует не только речевому, но и всестороннему развитию. А еще можно устроить пальчиковый театр.
Пазлы – яркие картинки разовьют внимательность, сообразительность, логическое мышление, координирование работы глаз и кистей и нужную нам мелкую моторику.
Катание ладошкой карандашей, шариков по столу или другой поверхности. Такое занятие – дополнительный массаж ладошек и улучшение координации движений кисти.
Рвите, сминайте бумагу. Как ни странно, это тоже хорошо развивает мелкую моторику рук. Научите ребенка опускать предметы в узкие отверстия, например, в горлышко бутылки. Учите одеваться самим. Застегивание пуговиц и завязывание шнурков тоже отличная тренировка.
Рисуйте. Держание карандашей и кисточек в руках – отличный способ развития моторики, не хуже специальных упражнений. Учите ребенка обводить рисунки и предметы по контуру, заштриховывать их. Рисуйте не только кисточками, но и пальцами. Сейчас для этого существуют специальные краски. Вырезайте из бумаги разные фигурки. Начните с простых – треугольник, квадрат, круг, потом можете вырезать сложные картинки.
Шнуровки – сейчас в магазинах развивающих игрушек достаточный ассортимент разнообразных игр – шнуровок. Они отлично развивают мелкую моторику рук, к тому же благодаря им ребёнок овладевает повседневным практическим навыком шнурования обуви. Игры с пуговицами и бусинами – нанизывание на нитку, застёгивание пуговиц на петли, перебирание пальцами бус из пуговиц или бусин. Можно нашить на одну ткань пуговицы разных размеров, а на другую – разные петли. Ребенок будет тренировать пальчики, одновременно развивая сообразительность и осваивая понятия большой - маленький. Моторику развивают и другие простые и привычные занятия – плетение косичек, расчесывание кукол, раскладывание игрушек по местам и многое другое.
Конструирование из различных конструкторов, счетных палочек, бумаги (оригами), также развивают мелкую моторику, внимание, мышление.
На прогулке стройте из песка или камешков горки, замки и другие постройки. А дома можно использовать кинетический песок, который продается в детских развивающих магазинах. Крупный песок и камни развивают ладошки.
Привлекайте ребенка помогать вам по хозяйству – лепка пельменей, замешивание теста, прополка грядок, шитьё, собирание ягод – отличная альтернатива играм. Занятия сопровождайте сказками, придумываемыми по ходу действий. Речевое подкрепление увлекательных действий удвоит эффект. Включайте игры для развития мелкой моторики в свою повседневность: идя с ребенком в детский сад, держа его за руку, немного помассируйте ладошку, на прогулке разрешите ему потереть песок между ладонями и собрать мелкие камешки пальчиками в ведерко, готовите из теста – выделите и ребенку кусочек.
И, конечно же, много говорите с ребенком, обсуждайте всё, что происходит. Совсем скоро он станет полноценным участником диалога! И какое бы Вы не выбрали занятие, важно, чтобы у ребенка осталось впечатление, что оно легкое, тогда он с удовольствием будет выполнять его в следующий раз. Чаще одобряйте и хвалите детей, подбадривайте и обнимайте!!! Результат не заставит себя долго ждать!!!
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей по теме «Что такое мелкая моторика и зачем её нужно развивать?»
Предлагаю вам рекомендацию по теме «Что такое мелкая моторика и зачем её нужно развивать?». Данная информация будет полезна для родителей детей дошкольного возраста, также предлагаются игр...
Консультация. "Что такое мелкая моторика, для чего она нужна и как ее развивать".
Консультация для родителей....
Консультация для родителей "Что такое мелкая моторика и зачем её развивать".
Предлагаю рекомендацию для родителей по теме:" Что такое мелкая моторика и зачем её развивать". Данная информация будет полезна для родителей детей дошкольного возраста....
"Что такое мелкая моторика и зачем её развивать"
Консультация для родителей....
"Что такое мелкая моторика и почему ее нужно развивать"
Консультация для воспитателей и родителей....
Что такое мелкая моторика и зачем ее развивать
Что такое мелкая моторика и зачем ее развивать...
Что такое мелкая моторика и зачем её развивать
Консультация для родителей Что такое мелкая моторика и зачем её развивать....