Статья "5 путей к сердцу ребенка"
консультация на тему
Проводя время со своими детьми, мы иногда действуем односторонее, даже не подозревая, что наш ребенок может нас не понимать. Как это исправить, подскажет эта статья.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_5_putey_k_serdtsu_rebenka.docx | 994.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей и не только….
Подготовила воспитатель д/с 97 г. Рыбинска
Трепачева В.В.
2017 г.
Вы уверены, что ребенок чувствует Вашу любовь? Удовлетворяете ли вы потребность Вашего ребенка в любви?
«Счастье- лучший университет»
А.С.Пушкин
Правда в том, что дети ощущают любовь совсем иначе, чем взрослые. А родители, не зная этого, могут сделать своего ребенка несчастным вопреки своему намерению. и если Ваш ребенок не поймет Вашей любви, ему трудно будет стать полноценным взрослым.
Как узнать, какая именно любовь нужна Вашему малышу? Дело в том, что не все дети «говорят» на одинаковом «языке» любви. Как и в ситуации со взрослыми, в мире детей существует «5 языков любви».
1-ый язык любви: прикосновения.
2-ой язык любви: слова поощрения.
3-ий язык любви: время.
4-ый язык любви: подарки.
5-ый язык любви: помощь.
Ваша задача, как родителей, узнать, какой способ выражения любви понятнее всего вашему ребенку.
Если в семье несколько детей, не всегда их языки любви совпадают. У детей разные характеры, и любовь они понимают по-разному.
Чтобы заниматься воспитанием и обучением детей, сначала надо наполнить сердце ребенка уверенностью в том, что мы его любим.
Мы любим ребенка, каким бы он ни был, даже если он звезд с неба не хватает, и, что самое сложное, мы любим его, что бы он ни сделал. Это не значит, что его любой поступок мы одобряем. Просто ребенок, когда чувствует, что его любят, скорее прислушается к Вам.
Дети- необычайно эмоциональные создания. Через эмоции они познают мир. Уже в утробе ребенок реагирует на эмоциональное состояние матери. дети способны распознавать с поразительной точностью эмоциональное состояние родителей! Они видят нас насквозь!
Какой же из пяти языков любви Ваш малыш понимает лучше остальных? Это не будет означать, что вы должны выражать свою любовь только одним способом. До пяти лет пока еще трудно определить, каким путем идти к его сердцу, поэтому говорите с ним на всех «языках»: приласкайте его (прикосновение), подбадривайте (слова поощрения), уделяйте ему свое время (время), внимание и заботу (помощь), дарите подарки (подарки).
Чем больше способов выражения любви они узнают, тем легче им будет найти общий язык с друзьями, с будущим супругом. Одно из качеств зрелого человека- способность отдавать и воспринимать любовь на любом «языке» : языке прикосновений, времени, поощрения, подарков и помощи. Немногие взрослые способны на такое : в лучшем случаем мы осваиваем какие- нибудь два пути.
Итак, рассмотрим подробно все пять языков любви.
Путь № 1: прикосновение.
Мама, усадив своего малыша на колени, читает ему сказку. Отец подбрасывает в воздух сынишку., кружит по комнате дочь, и они хохочут от радости. Всё это способы выразить свою любовь через прикосновение. Казалось бы, что может быть естественней? Однако исследования показывают, что многие родители прикасаются к своим детям лишь по необходимости: когда одевают, переходят улицу, укладывают спать. Они словно не понимают, как ребенку нужна их ласка. Но ведь не нужно много времени, чтобы пригладить ребенку волосы, похлопать его по плечу.
Недавние исследования подтверждают: младенцы, которых часто берут на руки, обнимают, целуют, физически и эмоционально развиваются быстрее, чем те, кто подолгу остается один.
Прикосновение- один из самых «громких» способов любви. Иногда вместо слов «Я тебя люблю» - достаточно просто прикоснуться к человеку.
Возможно, окажется, что язык прикосновений – не основной , по которому Вам надо идти к сердцу ребенка. Тем не менее, ласка нужна каждому ребенку, и мудрые родители во все века знали это. Причем к малышу должны прикасаться не только отец и мать, но и бабушки и дедушки, педагоги- все, кто играет в жизни ребенка не последнюю роль.
Ласка одинаково нужна и мальчикам, и девочкам. И все же мальчики получают намного меньше нежности, чем девочки. Родители опасаются, что ласка сделает их мальчиков изнеженными, женоподобными созданиями. Это- заблуждение. Факты доказывают следующее: если ребенок уверен в любви окружающих, у него формируется здоровая самооценка и правильная половая ориентация.
Помните: ребенку нужна ласка обоих родителей. Это справедливо для детей любого возраста.
Если 1 путь (прикосновения)- основной способ выражения любви Вашего ребенка, то:
- это для него важнее, чем похвалы, совместное времяпровождение, помощь или подарки. Если родители не прикасаются к ТАКОМУ ребенку, им никогда не вселить в его сердце уверенность в своей любви.
-если вы пользуетесь с таким ребенком языком прикосновений, чтобы выразить ему свою неприязнь (оттолкнуть, дать пощечину), Вы нанесете ему тяжелую психическую травму.
Родители легко могут определить, является ли язык прикосновений родным для их ребенка. Такой ребенок постоянно сам прикасается к родным людям: ущипнет, дернет за руку, обнимет, закроет глаза своими ладонями, растреплет Вам волосы, поборется с отцом.
Говорят дети:
« Я знаю, что мама меня любит, потому что она всегда целует и обнимает меня».
«Утром мама меня целует на прощание, а папа обнимает. Мне это необходимо, мен это согревает внутри».
Путь № 2 : слова поощрения.
Похвала, благодарность, ласковая поддержка выражают свою любовь и заботу. Всю жизнь ребенок будет хранить в душе ваши ласковые слова. Быть резким и грубым с ребенком недопустимо. Он теряет веру в себя.
Соломон не преувеличивал, сказав : «Смерть и жизнь- во власти языка…»
Ребенок видит ласковый взгляд, слышит нежный голос, слова : «Я тебя люблю», «Ты у меня самый лучший сын (дочь)».
Ласковые слова напоминают похвалу, но ЭТО НЕ ОДНО И ТО ЖЕ. Ласково разговаривая с ребенком, мы благодарим его просто за то, что он есть, за те качества и способности, с которыми он родился.
Когда мы хвалим ребенка, мы благодарим его за то, что он сделал, чего добился сам. Не нужно хвалить слишком часто. Помните: каждая похвала должны быть обоснованной и искренней. Иначе ребенок поймет, что ему льстят, а возможно, даже решит, что его обманывают.
Каждый день малышу приходится сталкиваться с чем- то новым. ему столько нужно узнать, столькому научиться. ту немудрено растеряться. Говорите ему ободряющие слова : «Молодец! Попробуй еще раз. Уже лучше.! Вот умница!» «Как хорошо, что ты поделился игрушкой (шоколадкой). Всегда поступай так».
Ободряющие слова приносят наибольшую пользу в соединении с похвалой. Ни один добрый поступок вашего ребенка не должен остаться без внимания.
Наставления – одна из важных тропинок, когда вы осваиваете 2-ой путь к сердцу ребенка. Однако будьте осторожны! Наставляя ребенка, важно выбрать правильный тон. Наставления - это добрые советы. Иначе они только вредят. Есть и другая проблема. Многие родители считают, что наставления – это, прежде всего, запреты . («Не шуми!», «Не пачкайся».)
А на самом деле- это мудрые наказы, которые Вы обсуждаете с малышом для того, чтобы он понимал, что такое «хорошо» и что такое «плохо».
Если 2 путь (слова поощрения) – основной способ выражения любви Вашего ребенка, то Вы увидите, как он оживляется от Ваших слов. Ни подарки, ни ласка , ни помощь, и ни вместе проведенное время так не будут вселять в него уверенность, поднимать настроение и подвигать на новые достижения.
Тому ребенку, для которого слова поощрения – путь доказательства родительской любви, критика противопоказана. Только мудрые наставления!
Если ребенок ждет похвал, то он все время спрашивает: «Мама, тебе понравилась моя картинка?», «Я хорошо пою?», «Мне идет это платье?» - очевидно, что слова поощрения – его родной «язык»( в случае, если он этого просит чаще, чем всего остального.)
Именно от такого ребенка вы услышите: «Мамочка, какая вкусная каша! Спасибо», «Я так тебя люблю, папа!», «Мама, ты такая красивая!»
Путь № 3.: время.
Даже если Ваш ребенок лучше понимает другие языки общения, ему все равно необходимо почаще бывать с Вами. Он может начать совершать проступки только для того, чтобы мама и папа обратили на него внимание: быть наказанным все же лучше, чем быть заброшенным.
Многие дети страдают от недостатка внимания. Всем нам не хватает времени. Очень часто ребенок требует внимания к себе как раз тогда, когда мы, родители, устали и раздражены. Помните: Время- это Ваш подарок ребенку. Вы словно говорите ему: «Ты нужен мне. Мне нравится быть с тобой». Проводить время вместе – значит, отдать ребенку все свое внимание на какое- то время целиком.
Когда вы вместе, чаще старайтесь смотреть ребенку в глаза. Исследования показали : в основном, родители используют взгляд как наказание : либо когда ругают, либо когда наставляют.
Делитесь с ребенком мыслями и чувствами. Вы не просто что- то делаете вместе, вы знакомитесь другу с другом. В любом возрасте детям необходимо беседовать с родителями и другими взрослыми. Беседы с Вами в будущем сослужат им хорошую службу, если вы научите их правильно вести разговор. Им будет легче построить отношения с людьми. От вас они учатся выражать собственные мысли, высказывать свое мнение легко, уважая чувства собеседника.
Если ваше общение ограничивается наставлениям, если вы уделяете детям время, только для того, чтобы прочесть нотацию, вы не удовлетворите их потребность в любви. Они вырастут, думая, что привлечь к себе внимание можно лишь натворив чего- то.
Дела, которые кажутся неотложными, на самом деле не так уж много значат. А вот время, которое вы потратите на детей, не пропадет даром.
Если 3-ий путь (время)- родной «язык» любви Вашего ребенка, то если вы ему не уделяете достаточно времени и внимания, он решит, что вы на самом деле не любите его, эта гнетущая мысль будет изводить его постоянно.
Если дочке или сыну нравится играть вместе с Вами, гулять, читать книжки и если они Вас постоянно просит об этом, им необходимо безраздельное внимание. Они разговаривают на «языке времени».
Говорят дети:
«Мама и папа меня очень любят. мы часто ходим куда-нибудь всей семьей».
«Папа меня любит. Я знаю это, потому что он всегда со мной. мы что-нибудь делаем вместе. Мама, наверное, меня тоже любит, но мы редко бываем вместе – она устает на работе.»
Путь № 4 :(подарки).
Для некоторых детей именно это- единственный верный путь. Говорить только на «языке подарков» нельзя, необходимо сочетать его с остальными доказательствами.
Подарки- явление универсальное. Настоящий подарок дается ни за что, просто так. Даритель хочет доставить радость другому человеку, выразить ему свою любовь и расположение. Однако в нашем обществе часто подарки – это способ манипулировать человеком : отблагодарить за что- то или подкупить. Это распространяется и на отношения родителей с детьми. Если отец дает сыну что- нибудь за то, что он сделал уборку у себя в комнате – это плата за услугу. Если мать обещает дочери мороженое за то, что девочка полчаса посидит спокойно, мороженое- не подарок, а обычная взятка, с помощью которой ребенком манипулируют.
Как и что дарить. Стоимость подарка чаще всего безразлична ребенку. Главное- внимание и любовь. В подарок можно превратить даже самую обычную вещь. Главное- упаковать эту вещь (апельсин, карандаш, игрушку), чтобы вызвать у малыша ощущение праздника (сюрпризный момент).
Не делайте бессмысленных подарков, которыми Вы пытаетесь заменить ребенку свое присутствие и внимание. Дети быстро выучат, что любовь можно заменить подарком. Во всём нужно знать меру.
Подарки не обязательно покупать. Их можно находить (красивый камушек), делать самим.
Если 4-ый путь (подарки)- главный способ выражения любви Вашего ребенка, вы заметите это, потому что у него к ним особое отношение. Несколько дней ребенок будет носиться с этим подарком по всему дому и всем его показывать. Для подарков он отведет особое место на виду. Когда он смотрит на него, он вспоминает, что родители его любят. Чаще всего, дети хранят эти подарки всю жизнь.
Говорят дети:
«Воспитательница у нас очень добрая. Вот, смотри, что она мне подарила…»
«Смотрите, мама меня очень любит. Она мне подарила книжку.»
«Разве мои родители подарили бы мне столько подарков, если бы не любили меня?»
Путь № 5 : помощь.
Материнство и отцовство- это профессии, и нелегкие. Считайте, что Вы поступили на службу по меньшей мере на восемнадцать лет, и рабочий день у Вас ненормированный. Поэтому мы должны следить за своим здоровьем (соблюдать режим, правильно питаться, не забывать о спорте), так как наша забота нужна детям каждый день.
Если ребенок слишком часто просит о помощи или подарков, призадумай-тесь. Может быть, не стоит потакать ему. Велик риск того, что Вы вырастите эгоиста. Но если вы научились помогать ребенку, воспитывая в нем ответственность и трудолюбие – это будет Ваше выражение любви к нему. Когда мы делаем для него то, что он сам делать еще не умеет, мы не только преподаем ему необходимые навыки, мы подаем пример служения.
Кроме того, Вы должны помнить, сколько Вашему ребенку лет. Делайте за него только то, что он сам делать еще не может. Помогать - не значит обслуживать. Если Вы любите малыша и заботитесь о его будущем, Вы научите его многому. Чем старше становятся дети, тем яснее они осознают, сколько для них сделали родители.
Если путь 5 (помощь)- «родной язык» Вашего ребенка , то вы можете услышать от него то, что говорят обычно в таком случае дети:
«Я знаю, что мама меня любит. Она помогла сделать мне поделку из бумаги.»
«Мне мама помогает заправлять постель, гладит мои платья, потому что она меня очень любит. Вечером она со мной рисует, читает книги».
Помните: ребенку нужно показывать свою любовь всеми способами, о которых говорилось. И вот почему.
Если мы осваиваем только один способ доказательств любви, забывая об остальных четверых, он будет знать только один способ выражения любви. Если в нашем арсенале все 5 способов, он выучит их все. Он без труда сможет общаться с любым человеком, ведь он станет «универсалом».
Можно использовать еще один способ определения «родного языка» ребенка: дать ребенку выбирать, что ему важнее.
Например, отец говорит сыну: «Куда мы с тобой пойдем сегодня: поиграть в футбол, или в магазин покупать тебе новые кроссовки?» - Ребенок стоит перед выбором: провести вместе время или получить подарок? Вы увидите, что для него важнее.
Мама говорит дочери:»Пойдем вместе погуляем или дошьем тебе юбку для куклы?» Это - выбор между «языком времени» и «языком помощи».
Или: «Сделать тебе массаж (прикосновения) или почитать вслух(время)?»
Каждый раз записывайте, что ребенок выбрал. Через 2-3 месяца его предпочтения станут Вам ясны.
Лишь собрав 20-30 ответов или наблюдений за ребенком, можно будет ясно увидеть его предпочтение. По отдельным ответам и ситуациям нельзя судить ни о чем. Часто они отражают всего лишь минутные желания.
Детская любовь.
1. Как ребенок любит? Не так, как взрослые. Его любовь по-детски эгоистична. Некоторые родители считают, что ребенок должен завоевывать любовь примерным поведением, но это невозможно. Своим поведением ребенок привык испытывать нашу любовь. Ничто не приводит ребенка в такое отчаяние, как недостаток той любви, которая ему нужна. В этом случае бессмысленно требовать от него послушания.
2. Чего он хочет, когда он плохо себя ведет?
Ребенок плохо себя ведет, потому что ему что-то нужно, чего-то не хватает. Маленькие дети не знают, как правильно попросить нас о любви. Они шумят и капризничают для того, чтобы обратить на себя наше внимание.
Также причиной непослушания может быть физическое недомогание, и чем младше ребенок, тем чаще его самочувствие влияет на поведение. Может быть, он хочет пить? или устал? или заболел?
Мы, родители, имеем огромное влияние на жизнь ребенка. Но, объединившись с близкими ребенку людьми, мы в силах наполнить сердце ребенка любовью и позволить ему развиваться так, как должно.
Они станут более восприимчивы и активны интеллектуально, социально, духовно. Будут уверенней в себе и смогут реализовать все хорошее, что в них заложено.
(По материалам книги «5 путей к сердцу ребенка» Гери Чепмен – одного из самых известных американских консультантов по вопросам налаживания стабильных отношений в семьях, и Росс Кемпбелл -психиатра, основной деятельностью которого являются семейные отношения.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Как найти с ребенком общий язык или пять путей к сердцу ребенка
Как найти с ребенком общий языкили пять путей к сердцу ребенка Иногда наши дети говорят на языке, который нам понять нелегко. Однако и они не всегда понимают нас, взрослых, потому, что, раз...
"Пять путей к сердцу ребенка"
Выступление психолога на родительском собрании....
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Пять путей к сердцу ребенка»
«Пять путей к сердцу ребенка» познакомят вас с пятью моделями поведения родителей для того, чтобы помочь определить, какой именно путь приведет вас к сердцу ...
Памятка для родителей "Пять путей к сердцу ребенка"
В памятке указаны пути подхода к ребенку....
Цикл совместных занятий "5 путей к сердцу ребенка"
В каждом образовательном учреждении есть дети, испытывающие трудности в общение со сверстниками, педагогами, родителями, с нарушением в развитии эмоционально-волевой и поведенческой сферы. Эти дети ну...
Информация для родителей "Как найти с ребенком общий язык или пять путей к сердцу ребенка."
Как найти с ребёнком общий язык или 5 путей к сердцу родителей....
Как найти с ребенком общий язык или пять путей к сердцу ребенка
Иногда наши дети говорят на языке, который нам понять нелегко. Однако и они не всегда понимают нас, взрослых, потому, что, разговаривая с ними, мы часто не можем ясно выразить свои мысли. Но что еще х...