Адаптация
консультация на тему
Адаптация к условиям детского сада
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
adaptatsiya_k_detskomu_sadu.pptx | 2.35 МБ |
roditelskoe_sobranie_microsoft_office_word_5.docx | 27.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Адаптация – это процесс вхождения в новую среду и приспособление к ее условиям. 2
3 1. У детей происходит смена выработанных условных рефлексов. 3. Ослабевает иммунная система организма. Особенности адаптации : 2. Ребенок переживает стресс. Наблюдаются изменения в поведении.
Выделяют три степени адаптации. Тяжелую Средней тяжести Легкую
При легкой адаптации отрицательное эмоциональное состояние длится недолго. В это время малыш плохо спит, теряет аппетит, неохотно играет с детьми. Но в течение первого месяца после поступления в детский сад по мере привыкания к новым условиям все нормализуется. Ребенок как правило не заболевает в период адаптации. 5
При адаптации средней тяжести эмоциональное состояние ребенка нормализуется более медленно и на протяжении первого месяца после поступления он болеет, как правило, острыми респираторными инфекциями. Заболевание длится 7-10 дней и завершается без каких-либо осложнений. 6
Самой нежелательной является тяжелая адаптация, когда эмоциональное состояние ребенка нормализуется очень медленно (иногда этот процесс длится несколько месяцев). В этот период ребенок либо переносит повторные заболевания, часто протекающие с осложнениями, либо проявляет стойкие нарушения поведения. Тяжелая адаптация отрицательно влияет как на состояние здоровья, так и на развитие детей. 7
Трудность засыпания, беспокойный сон. Усталость, плаксивость, обидчивость, агрессивность, рассеянность, беспокойство, упрямство. Нарушение аппетита. Признаки психоэмоционального напряжения:
Чтобы снизить напряжение необходимо переключить внимание малыша на деятельность, которая приносит ему удовольствие. Это, в первую очередь, игра. Игра «Наливаем, выливаем, сравниваем». Игра «Рисунки на песке». Игра «Разговор с игрушкой». 9
От чего же зависит характер и длительность адаптационного периода? 10 Индивидуальные особенности
Советы: Чтобы привыкание к ДОУ было максимально безболезненным для ребёнка, нужно сделать его постепенным (у каждого ребенка проходит индивидуально); В течении 1-й недели ребёнок посещает детский сад 1-2 часа; Расскажите родным и знакомым в присутствии ребёнка, что вы уже ходите в детский сад. Какой он молодец. В период адаптации нежелательно разрушать любые привычки, в том числе и вредные, т.к. это осложнит процесс. Покупайте вещи для детского сада вместе с ребенком. Рассказывайте о детском саде, отвечайте на вопросы. Соблюдайте режим. Ваше вежливое и приветливое обращение к сотрудникам детского сада, расположит малыша к общению с ними. 11
«Будешь плохо вести себя – не заберу из сада…» «Вот пойдешь в садик- тебя там воспитатель накажет…» «..Как же ты будешь там без меня кушать, одеваться, спать…» «Если пойдешь в сад, то я тебе куплю…»
Предварительный просмотр:
МАДОУ детский сад «Радуга» р.п. Ветлужский
Собрание для родителей детей будущих воспитанников детского сада.
Тема: «Адаптация детей к условиям детского сада».
Подготовила:
старший воспитатель
Бурданова Анна Дмитриевна
2016 г.
Что же такое адаптация?- это процесс вхождения в новую среду и приспособление к ее условиям.
Детский сад - новый период в жизни ребенка, детский садик несомненно является новым, еще неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями.
Адаптация включает широкий спектр индивидуальных реакций, характер которых зависит от психофизиологических и личностных особенностей ребенка, от сложившихся семейных отношений, от условий пребывания в дошкольном учреждении. Т.е., каждый ребенок привыкает по-своему.
Однако, можно отметить некоторые закономерности, про которые хотелось бы рассказать.
1.У детей происходит смена выработанных условных рефлексов.
2. Ребенок переживает стресс.
Наблюдаются изменения в поведении.
3.Ослабевает иммунная система организма.
1.При поступлении в дошкольное учреждение у малышей происходит ломка стереотипов: из знакомой семейной обстановки ребенок попадает в непривычную среду детского сада. Четкий режим дня, новые требования, другой стиль общения, постоянный контакт со сверстниками становятся для него источником стрессовых ситуаций. Резкое предъявление нового помещения, новых игрушек, новых людей, новых правил жизни, отрыв от дома и близких могут стать для ребенка серьезной психологической травмой.
2. У детей в период адаптации могут нарушаться аппетит, сон, эмоциональное состояние. Неустойчивость и нарушения эмоционального состояния (напряженность, беспокойство или заторможенность). Дети-флегматики ведут себя заторможено, холерики излишне возбуждены, часто плачут. Повышение температуры тела. Снижение уровня речевой активности. У некоторых малышей наблюдается потеря уже сложившихся положительных привычек и навыков. Например, дома просился на горшок, в детском саду этого не делает, дома ел самостоятельно, а в детском саду отказывается.
3.Понижение аппетита, сна, эмоционального состояния приводит к снижению иммунитета, к ухудшению физического развития, потере веса, иногда к заболеванию.
Виды адаптации:
Легкая:
При легкой адаптации отрицательное эмоциональное состояние длится недолго. В это время малыш плохо спит, теряет аппетит, неохотно играет с детьми. Но в течение первого месяца после поступления в детский сад по мере привыкания к новым условиям все нормализуется. Ребенок, как правило, не заболевает в период адаптации.
Средняя:
При адаптации средней тяжести эмоциональное состояние ребенка нормализуется более медленно и на протяжении первого месяца после поступления он болеет, как правило, острыми респираторными инфекциями. Заболевание длится 7-10 дней и завершается без каких-либо осложнений.
Тяжелая:
Самой нежелательной является тяжелая адаптация, когда эмоциональное состояние ребенка нормализуется очень медленно (иногда этот процесс длится несколько месяцев). В этот период ребенок либо переносит повторные заболевания, часто протекающие с осложнениями, либо проявляет стойкие нарушения поведения. Тяжелая адаптация отрицательно влияет как на состояние здоровья, так и на развитие детей.
Дети в течение периода адаптации испытывают психоэмоциональное напряжение для детей это стресс, поэтому психологи особое внимание уделяют следующим признакам. И при поступлении воспитатели ведут карты адаптации в которых отмечают течение адаптационного периода.
Признаки психоэмоционального напряжения:
- Трудность засыпания, беспокойный сон.
- Усталость, плаксивость, обидчивость, агрессивность, рассеянность, беспокойство, упрямство.
- Нарушение аппетита.
Чтобы снизить напряжение необходимо переключить внимание малыша на деятельность, которая приносит ему удовольствие.
Это, в первую очередь, игра.
- Игра «Наливаем, выливаем, сравниваем»
В таз с водой опускаются игрушки, поролоновые губки, трубочки, бутылочки с отверстиями. Можно заполнить миску с водой пуговицами, небольшими кубиками и т.д. и поиграть с ними:
взять как можно больше предметов в одну руку и пересыпать их в другую;
собрать одной рукой, например, бусинки, а другой – камушки;
приподнять как можно больше предметов на ладонях.
После выполнения каждого задания ребенок расслабляет кисти рук, держа их в воде. Продолжительность упражнения – около пяти минут, пока вода не остынет. По окончании игры руки ребенка следует растирать полотенцем в течении одной минуты.
- Игра «Рисунки на песке»
- Рассыпьте манную крупу на подносе. Можно насыпать ее горкой или разгладить. По подносу проскачут зайчики, потопают слоники, покапает дождик. Его согреют солнечные лучики, и на нем появится рисунок. А какой рисунок, вам подскажет ребенок, который с удовольствием включится в эту игру. Полезно выполнять движения двумя руками.
- Игра «Разговор с игрушкой»
- Наденьте на руку перчаточную игрушку. На руке ребенка тоже перчаточная игрушка. Вы прикасаетесь к ней, можете погладить и пощекотать, при этом спрашиваете: «Почему мой … грустный, у него мокрые глазки; с кем он подружился в детском саду, как зовут его друзей, в какие игры они играли» и т.д. Побеседуйте друг с другом, поздоровайтесь пальчиками. Используя образ игрушки, перенося на него свои переживания и настроения, ребенок скажет вам, что же его тревожит, поделится тем, что трудно высказать.
Исследования педагогов, медиков показывают, что характер адаптации зависит от следующих факторов:
1. возраст ребенка. Труднее адаптируются к новым условиям дети в возрасте от 10-11 месяцев до 2-х лет. После 2-х лет дети значительно легче могут приспосабливаться к новым условиям жизни. Это объясняется тем, что к этому возрасту они становятся более любознательными, хорошо понимают речь взрослого, у них более богатый опыт поведения в разных условиях.
2.Состояния здоровья . Здоровый, хорошо развитый ребенок легче переносит трудности социальной адаптации.
3. Сформированности предметной деятельности. Такого ребенка можно заинтересовать новой игрушкой, занятиями.
4. Индивидуальных особенностей.
Дети одного и того же возраста по разному ведут себя в первые дни пребывания в детском саду. Одни дети плачут, отказываются есть, спать, на каждое предложение взрослого реагируют бурным протестом. Но проходит несколько дней, и поведение ребенка меняется: аппетит, сон восстанавливаются, ребенок с интересом следит за игрой товарищей. Другие, наоборот, в первый день внешне спокойны. Без возражения выполняют требования воспитателя, а в последующие дни с плачем расстаются с родителями, плохо едят, спят, не принимают участия в играх. Такое поведение может продолжаться несколько недель. Мальчики более уязвимы в плане адаптации, чем девочки, поскольку в этот период они больше привязаны к матери и более болезненно реагируют на разлуку с ней.
5.Биологические и социальные факторы. К биологическим факторам относятся токсикозы и заболевания матери во время беременности, осложнения при родах и заболевания малыша в период новорожденности и первых трех месяцев жизни. Частые заболевания ребенка до поступления в дошкольное учреждение также оказывают влияние на степень тяжести адаптации.
Неблагоприятные влияния социального плана имеют существенное значение. Они выражаются в том, что родители не обеспечивают организацию ребенку правильного режима, соответствующего возрасту, достаточное количество дневного сна, не следят за правильной организацией бодрствования и др. Это приводит к тому, что ребенок переутомляется, задерживается его нервно-психическое развитие, формирование тех навыков и личностных качеств, которые соответствуют возрасту.
6.Условий жизни в семье. Это создание режима дня в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями, формирование у детей умений и навыков, а также личностных качеств (умение играть с игрушками, общаться со взрослыми и детьми, самостоятельно обслуживать себя и т.д.). Если ребенок приходит из семьи, где не были созданы условия для его правильного развития, то, естественно, ему будет очень трудно привыкать к условиям дошкольного учреждения. Конечно, каждый ребенок по-разному реагирует на новую ситуацию, однако, есть и общие черты. Всегда нелегко привыкают к детскому саду или яслям единственные в семье дети, особенно чрезмерно опекаемые, зависимые от матери, привыкшие к исключительному вниманию, неуверенные в себе.
7. Опыта общения со сверстниками и взрослыми. Тренировка механизмов не происходит сама по себе. Необходимо создавать условия, которые требуют от ребенка новых форм поведения. Малыши, которые до поступления в детский сад неоднократно попадали в разные условия (посещали родственников, знакомых, выезжали на дачу и т.п.), легче привыкают к дошкольному учреждению. Важно, чтобы в семье у ребенка сложилось доверительные отношения со взрослыми, умение положительно относится к требованиям взрослых.
Советы:
- Чтобы привыкание к ДОУ было максимально безболезненным для ребёнка, нужно сделать его постепенным (у каждого ребенка проходит индивидуально);
- В течении 1-й недели ребёнок посещает детский сад 1-2 часа;
- Расскажите родным и знакомым в присутствии ребёнка, что вы уже ходите в детский сад. Какой он молодец.
- В период адаптации нежелательно разрушать любые привычки, в том числе и вредные, т.к. это осложнит процесс.
- Покупайте вещи для детского сада вместе с ребенком.
- Рассказывайте о детском саде, отвечайте на вопросы. Расскажите ребенку, что такое детский сад, зачем туда ходят дети, почему вы хотите, чтобы он пошел в сад.
- Например: детский сад – это красивый дом, куда мамы и папы приводят своих детей. Я хочу, чтобы ты познакомился и подружился с другими детьми и взрослыми. В саду все приспособлено для детей. Там маленькие столики и стульчики, маленькие кроватки, маленькие шкафчики, много интересных игрушек. Ты все это сможешь посмотреть, потрогать, поиграть со всем этим. В саду дети кушают, гуляют, играют. Я очень хочу пойти на работу, и мне это интересно. И я очень хочу, чтобы ты пошел в детский сад, чтобы тебе тоже было интересно. Проходя мимо детского сада, с радостью напоминайте ребенку, как ему повезло – скоро он сможет пойти сюда. Рассказывайте родным и знакомым в присутствии малыша о своей удаче, говорите, что гордитесь своим ребенком, ведь его приняли в детский сад.
- Соблюдайте режим. Подобно расскажите ребенку о режиме детского сада: что, как и в какой последовательности он будет делать. Чем подробнее будет ваш рассказ и чем чаще вы будете повторять, тем спокойнее и увереннее будет чувствовать себя ваш ребенок, когда пойдет в детский сад. Малышей пугает неизвестность. Когда ребенок видит, что ожидаемое событие происходит, как и было обещано, он чувствует себя увереннее. Постепенно домашний режим подстраивайте под режим детского сада (даже выходные дни).
- Приучайте ребенка быть самостоятельным. В детский сад он должен прийти с определенными навыками.
- Не создавайте у ребенка иллюзий, что все будет исполнено по первому требованию и так, как он хочет. Объясните, что в группе много детей и иногда ему придется подождать своей очереди.
- Научите малыша знакомиться с другими детьми, обращаясь к ним по имени, просить, а не отбирать игрушки, предлагать свои.
- Придумайте с ребенком прощальные знаки внимания (поцеловать друг друга в щечку, обняться) и ему будет проще отпустить вас.
- Помните, что на привыкание к детскому саду может потребоваться до полугода. Рассчитывайте свои силы, возможности и планы.
- Ребенок привыкнет тем быстрее, чем с большим количеством детей и взрослых сможет построить отношения. Помогите ребенку в этом. Познакомьтесь с другими родителями и детьми. Называйте других детей в присутствии вашего ребенка по именам. Спрашивайте дома своего ребенка о Лене, Саше, Сереже. Поощряйте обращение вашего ребенка за помощью и поддержкой к другим людям в вашем присутствии.
- В период адаптации эмоционально поддерживайте малыша. Теперь вы проводите с ним меньше времени. Компенсируйте это качеством общения. Чаще обнимайте ребенка.
Не делайте ошибок!
К сожалению, иногда родители совершают серьезные ошибки, которые затрудняют адаптацию ребенка. Чего нельзя делать ни в коем случае: Нельзя наказывать или сердиться на малыша за то, что он плачет при расставании или дома при упоминании необходимости идти в сад!
Помните, он имеет право на такую реакцию. Строгое напоминание о том, что «он обещал не плакать», – тоже абсолютно не эффективно. Дети этого возраста еще не умеют «держать слово». Лучше еще раз напомните, что вы обязательно придете.
Нельзя пугать детским садом («Вот будешь себя плохо вести, опять в детский сад пойдешь!» «Вот пойдешь в садик- тебя там воспитатель накажет…» «Будешь плохо вести себя – не заберу из сада…» ). Место, которым пугают, никогда не станет ни любимым, ни безопасным.
Говорить фразы «Если пойдешь в сад, то я тебе куплю…», «..Как же ты будешь там без меня кушать, одеваться, спать…» ,
Нельзя плохо отзываться о воспитателях и саде при ребенке. Это может навести малыша на мысль, что сад – это нехорошее место и его окружают плохие люди. Тогда тревога не пройдет вообще.
В период адаптации важно помнить, что все дети индивидуальны и от многих факторов зависит легкое привыкание к детскому саду, поэтому важно заранее начать готовиться к этому важному периоду в жизни ребенка.
При поступлении в детский сад обращайтесь с вопросами к сотрудникам детского сада!
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптация и прогноз адаптации
В этом материале вы найдеёте:- что такое адаптация;- какие существуют типы адаптации;- как оценить течение адаптации ребёнка;- как помочь ребёнку в период адаптации;- развитие ребёнка от 1,6-2 лет;- м...
« Адаптация ребенка к детскому саду. Психологическая подготовка родителей к поступлению ребенка в ДОУ. Помощь ребенку в адаптации к дошкольному учреждению»
Детский сад - это первое социальное учреждение, с которым встречается ребенок. Социальное в том смысле, что ребенок впервые встречается с требованиями общества. Эти требования могут совпадать с требов...
Консультация для родителей. Адаптация детей раннего возраста и «Игры в период адаптации ребенка к детскому саду»
«Игры в период адаптации ребенка к детскому саду»...
Адаптация к детскому саду. Советы родителям по адаптации ребенка
Адаптация – это приспособление к изменяющимся внешним условиям. Изменение окружающей среды выражается во встрече с незнакомыми людьми: взрослыми и большим числом сверстников, и в несовпадении домашних...
Система работы с детьми раннего возраста в период адаптации "Песочная терапия как средство адаптации детей раннего возраста"
Адаптивные возможности ребенка раннего возраста ограничены, поэтому резкий переход малыша в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным на...
Адаптация детей к детскому саду. Степени адаптации. Правила успешной адаптации.
Адаптация к детскому саду. Степени адаптации. Правила успешной адаптации....
Адаптация ребенка к ДОУ: игры в период адаптации. Во что играть дома в период адаптации к ДОУ
Материалы для родителей и педагогов адаптационных групп.1. Игра "Режим дня" с картинками2. Игра "Детский сад" с игрушками...