«Развитие музыкальных способностей детей посредством фольклора»
консультация на тему
Если ребенок родился и рос на родной стороне, среди русских берез, слышал русские песни, колядки, справлял с светлым праздником Пасхи родных и поздравлял. Был воспитан в труде, милосердии, добре в уважении к старшим, родным и Земле .Эту заповедь предков в душе сбережет только радость и счастье с собой принесет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_roditelyam-_oktyabr.docx | 22.17 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
«Развитие музыкальных способностей детей посредством фольклора»
Если ребенок родился и рос на родной стороне, среди русских берез. Слышал русские песни, колядки справлял с светлым праздником Пасхи родных поздравлял. Был воспитан в труде, милосердии, добре, в уважении к старшим, родным и Земле .Эту заповедь предков в душе сбережет только радость и счастье с собой принесет.
Музыка занимает особое, уникальное место в воспитании детей дошкольного возраста. Это объясняется и спецификой этого вида искусства, и психологическими особенностями дошкольников. Музыку называют «зеркалом души человеческой», « эмоциональным познанием» (Б.Т. Теплов), « моделью человеческих эмоций» (В.В.Медушевский): она отражает отношение человека к миру, ко всему, что происходит в нем и в самом человеке. А наше отношение - это, как известно, наши эмоции. Значит, эмоции являются главным содержанием музыки, что и делает ее одним из самых эффективных средств формирования эмоциональной сферы человека, прежде всего ребенка.
Эмоциональная сфера является ведущей сферой психики в дошкольном детстве. Она играет решающую роль в становлении личности ребенка, регуляции его высших психических функций, а также поведения в целом. Только полноценное формирование эмоциональной сферы дает возможность достичь гармонии личности, « единства интеллекта и аффекта» (Л.С.Выготский).
Музыка и музыкальная деятельность, где чувства и эмоции составляют главное содержание, особенно привлекательны для детей раннего возраста.
Детям этого возраста свойственно особое отношение к мелодии, ритму, сопровождающим музыку движениям, что обусловлено спецификой и
интенсивностью социализации. И именно ритм, и певучесть фольклорной ткани близка детям. Малые фольклорные формы - это прекрасный материал, на основе которого у ребенка очень рано начинает обрабатываться понимание текста, приобретается смысловое содержание, развивается речь, музыкально- сенсорные способности, возникает цепь слуховых реакций, накапливается опыт разнообразных движений, в том числе мелкой моторики и все это на ориентировочной и эмоциональной основе.
Маленьким детям еще недоступно в полном объеме понятие о Родине, но мы знаем,что именно в раннем детстве зарождается любовь к ней.
Для ребенка Родина- это мама, близкие, родные люди, окружающие его. Это дом,где он живет, двор, где он играет, его воспитатели, друзья. От того, что видит и слышит ребенок с детства, зависит формирование его сознания и отношения к окружающему.
Ребенку доступно и понятно народное творчество, а значит и интересно. А при соответствующем обучении, в тесном контакте с воспитателями, от детей можно добиться высокого усвоения как программных, так и дополнительных знаний.
Анализируя возможности использования темы : «Музыкальный фольклор как средство развития музыкальных способностей малышей», подобрала средства воспитания и развития , систематизировала и
соответствующе оформила фонотеку фольклорных произведений, папку сценариев развлечений и занятий, картотеку музыкального репертуара, разработала и изготовила с помощью коллег костюмы и атрибуты к пляскам и играм.
Построенная система работы по знакомству детей с различными видами музыкальной деятельности с использованием фольклорных произведений, приводит к тому, что эмоциональная отзывчивость ребенка приобретает новое качество - она становится результатом.
Работа музыкального руководителя многогранна – дети учатся петь, танцевать, слушать, играть. .У детей формируется установка на творчество с первых шагов музыкального развития, потому, что занятия музыкой должны приносить детям только радость. Для этого занятия должны строится в форме игры, маленького сюрприза, сказки. Так, знакомя детей с песней «Петушок», вносится яркая иллюстрация, а когда песня выучена, предлагается узнать ее по мелодии, исполненной на металлофоне. После того, когда дети узнали песню, появляется петушок игрушка папье-маше, выполненная в народной манере. Игрушка радует детей, они с удовольствием повторяют песенку несколько раз, стараясь петь ласково и протяжно. Затем используется эта песня в ролевой игре. Когда ребенку надевается шапочка петушка, говорится:
Как у Пети - петушка,
Шапка выше гребешка,
Сапоги сафьяновые,
Шпоры оловянные.
Голосок у Пети
Громче всех на свете.
Ребенок двигается важно, высоко поднимая ноги, показывая шпоры, под пение взрослых и детей.
Если в руках муз. руководителя зайчик, то обязательно читает стихотворение или потешку, или загадываетя загадка о нем, дети слушают музыку (как он скачет, убегает от лисы), затем зайчик пляшет под русскую плясовую, играет на каком- либо инструменте ( бубне, погремушке), в конце занятия он обязательно играет с детьми в догонялки, прятки, ладушки-ладошки и т.д. Эта структура занятия остается, когда к детям приходит с куклой, мишкой, петрушкой, матрешкой. На занятия приносятся альбомы: « Кошкин дом », «День рождения», « К нам гости пришли», где есть красочные иллюстрации по мотивам сказок; просто загадки- отгадки о домашних животных, любимых игрушках. А сколько радости доставляют детям заводные игрушки: курочка с цыплятками, утята, лягушата, медведь с бочкой меда, заяц-музыкант.
Детей знакомят с песнями различного характера: лирическими, хороводными, шуточными; текст песен подбираю небольшой, выразительный, интересный, понятный, пользуясь правилами постепенного перехода от усвоенного к незнакомому. Чтобы песня звучала эмоциональнее, даются ритмическое сопровождение: хлопки, топанье, покачивание рук ( «солнышко», « пирожки », « погрозить пальчиком», «постучать каблучком »).
Русская народная песня обладает огромной художественной ценностью: формирует художественный вкус ребенка, обогащает его речь типично народными выражениями ( травушка-муравушка, зимушка- зима, весна -красна, Ванечка-дружок и др.). На занятиях часто используются пение с голоса или добавляются ( как подголосок ) народный инструмент - ложки, свистульки, трещотки. Обилие гласных, простой ритмический рисунок, интересное содержание делает все это незаменимым в работе над протяжным пением, хорошей дикцией.
Простата и доступность музыкальных фольклорных произведений, которые имеют ряд звуков, не превышающих пять тонов, элементы звукоподражания, многократные повторения, способствуют первым успехам в развитии певческих интонаций и первичных вокализаций наших детей .
Для овладения музыкальной деятельности, развиваются у детей музыкально- сенсорные способности. С этой целью обращаем внимание детей к народным музыкальным инструментам - бубен, погремушка, дудочка, ложки, гармошка и музыкальным игрушкам. С интересом, прислушиваясь к звучанию инструментов, дети постепенно, к концу года, начинают различать тембровую окраску, например звучания бубна-колокольчика, барабана -дудочки, совершенствуется и динамически слух ( тихо-громко), звуковысотный слух ( высоко - низко), тихое и громкое звучание инструментов.
Работая с малышами над музыкально- ритмическими движениями, муз. руководитель постоянно обращается к русским народным мелодиям, например: « Из- под дуба», « Ах вы сени», « Как у наших у ворот», «Пойду ль выйду ль я», «Ах ты береза, « Я на горку шла», « Я рассею свое горе». Народные мелодии естественны и потому легки для восприятия и запоминания, а возможность исполнения доставляют малышам настоящую радость. Народные подвижные хороводные игры формируют у детей ориентацию в пространстве, координацию, внимание, умение контролировать свои действия, подчиняться правилам игры. Это такие игры как: « Ходит Ваня», « Заинька», «Кто у нас хороший» и т. д.
Возрастная особенность малышей раннего возраста – в подражательности действиям взрослого, и ее обязательно надо использовать в работе. Наглядно показывая движения, двигаясь вместе с малышами под музыку спокойного, бодрого, маршевого характера, муз. руководитель учит детей простейшим танцевальным движениям:
Все это благотворно влияет на развитие у детей эмоциональной отзывчивости, музыкальной и образной памяти, приумножению слухового опыта, развитию двигательной активности, развитию мелкой моторики рук, ориентировки в пространстве, навыкам владения различными предметами во время движений под музыку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие музыкальных способностей детей посредством музыкально-ритмических движений.
Развитие музыкальных способностей детей посредством музыкально-ритмических движений....
Обобщение опыта работы на тему: "Развитие музыкальных способностей детей посредством использования технологий здоровьесбережения"
Обобщение опыта работы на тему: "Развитие музыкальных способностей детей посредством использования технологий здоровьесбережения"...
Методическая разработка"Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста посредством русского народного фольклора"
в фольклоре содержится жизнь народа,человеческий опыт, духовный мир русского человека....
Статья "Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста посредством народного фольклора"
Включение в педагогический процесс фольклора делает занятие более эмоциональным, творческим и интересным....
Развитие музыкальных способностей детей посредством нетрадиционных музыкальных инструментов
Издавна музыка признавалась важным средством формирования личностных качеств человека, его духовного мира. Аристотель писал: «Музыка – необходимый душевный атр...
Программа по развитию музыкальных способностей детей дошкольного возраста посредством фольклора "Фольклор детям"
Использование программы "Фольклор - детям!" по приобщению дошкольников к русской традиционной культуре в условиях кружковой работе реализуется в рамках вариативной части образовательной прог...