Круглый стол для родителей
материал по теме

Познакомить родителей с играми, направленными на развитие речевых и моторных навыков у детей. Соединить в коллективной работе детей и взрослых.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Круглый стол для родителей детей первой младшей группы

<<Фольклор в игре ребенка >>

Круглый стол для родителей

«Фольклор в игре ребенка»

Подготовила и провела: воспитатель Золина Е.Н.

Цель: Познакомить детей и родителей с русскими традициями, играми, загадками. Расширить поведенческий репертуар родителей в воспитании детей. Показать родителям степень понимания ими своего ребенка на игровом содержании. Познакомить родителей с играми, направленными на развитие речевых и моторных навыков у детей. Научить элементам фольклорной пальчиковой гимнастики, для развития внимания, памяти. Соединить в коллективной работе детей и взрослых.

Материал: ванночки с водой, шарики, мягкая игрушка кошка, бумажные салфетки.

Ход: Здравствуйте уважаемые родители. Я рада видеть вас. Родителям предлагается расположиться на заранее приготовленные места для них за столами. Рядом стоят стульчики для детей. Тема нашей встречи за круглым столом «Фольклор в игре ребенка». Но прежде чем мы приступим к теме нашей встречи, я предлагаю вам поучаствовать в ответах, для того чтобы немножко отвлечься от повседневных забот и настроиться на предстоящее общение.

- Вспомните что такое фольклор?

- А как вы думаете, для чего нужен фольклор?

- Что мы можем узнать из фольклора?

     

Нет сомнений в том, что вы, уважаемые мамы, даже не имея педагогического образования, являетесь первыми и главными воспитателями для своих детей. И наверняка каждый из вас представляет себе, каким хотелось бы видеть ребенка в будущем. Конечно, какая мать, какой отец не хотят, чтобы их дети были счастливы в жизни, успешны, пользовались бы уважением и любовью окружающих?

Дорогие родители! Мы покажем вам фольклорные игры, направленные на развитие речи и мелкой моторики. Пожалуйста, выполняйте игры по нашему показу вместе с ребенком, поощряйте малыша к проговариванию своих действий, называнию предметов, будьте внимательны и активны!

Игра  «Давайте познакомимся».

  Этот пальчик – дедушка,

  Этот пальчик – бабушка,

  Этот пальчик – папочка,

  Этот пальчик – мамочка,

  Этот пальчик – я,

  Вот и вся моя семья.

Дети вместе с родителями, проговаривая текст, поочередно дотрагиваются пальцами левой руки до пальца правой (показывают его), начиная с большого (дедушка), и кончая мизинцем (я). На последние слова разжимают и зажимают ладони в кулак (вот и вся моя семья).

Воспитатель: - А теперь мы поедем в поезде. Занимайте места!

Все выстраиваются «паровозиком» - впереди воспитатель, за ним родители с детьми (ребенок впереди мамы или папы) и «едут» по группе, меняя направление, преодолевая препятствия. Потом «поезд» возвращается (дети и родители рассаживаются за столы).

Воспитатель: Для  детей  важен процесс, а не результат, поэтому, если он не хочет заниматься тем, что вы ему предлагаете, не настаивайте, смените вид деятельности, а потом вернитесь опять к предыдущему заданию, либо совсем прекратите занятие и перенесите его на другое время. Поэтому сейчас мы отвлечемся и сделаем пальчиковую гимнастику. Мелкая моторика пальцев рук оказывает положительное влияние на развитие активной речи ребенка. Это необходимо использовать, поиграйте  с детьми.

Игра  «Пропавший малыш».

  У меня пропали руки.                                     (руки за спиной)

  Где вы, рученьки мои?

  Раз, два, три, четыре, пять –

  Покажитесь мне опять.                                (показывают руки)

  У меня пропали уши.                                       (уши закрывают ладонями)

  Где вы, ушеньки мои?

  Раз, два, три, четыре, пять –

  Покажитесь мне опять.                                (показывают уши)

  У меня пропали глазки.                                   (глаза закрывают ладонями)

  Где вы, глазоньки мои?

  Раз, два, три, четыре, пять –

  Покажитесь мне опять!                                 (убирают ладошки от глаз)

Игра «Как живете?»

Как живете? Вот так!                            (Показывают большой палец руки).

Как в детский сад

С родителями идете? Вот так!              (Взявшись за руки шагают на месте).

Как смеетесь? Вот так!                          (Смеются). 

Как шалите? Вот так!                             (Взявшись за руки шагают на месте).

Как ночью спите? Вот так!                     (Ладоши к уху).

Как берете? Вот так!                               (Вытягивают одну руку).

Как даете? Вот так!                                 (Вытягиваю вторую руку).

Как грозите? Вот так!                              (Показывают указательный палец).

Как папу и маму любите? Вот так!         (Обнимаются, целуются).

 

Воспитатель: От родителей не требуются специальные знания и умения. Главное – разделить чувства и впечатления ребенка, проявить интерес к его игре!

Игра «Вышла курочка гулять»

  Вышла курочка гулять,

  Свежей травки пощипать,

  А за ней ребятки,

  Желтые цыплятки.

  Ко-ко-ко, ко-ко-ко,

  Не ходите далеко,

  Лапками гребите,

  Зернышки ищите.

  Съели толстого жука,

  Дождевого червяка,

  Выпили водицы

  Полное корытце.

  На пригорке у окошка

  Разлеглась и дремлет кошка.

  Кошка глазки открывает

  И ребяток догоняет.

На последние слова дети убегают от кошки и садятся рядом с родителями.

Воспитатель: Детки, кошечка у нас хорошая, добрая, ее не надо бояться, давайте с ней поиграем. Киска очень любит играть с клубочками, давайте и мы поиграем.

Игра «Достань клубок».

  Дети подпрыгивают, пытаясь достать привязанный к палочке клубок.

Игра «Подуй на пушок».

  Дети дуют на привязанный к нитке «пушок».

Игра «Стираем платочки».

   Дети с мамами выполняют упражнения в пальчиковом бассейне в соответствии с текстом:

  Мама и дочка стирают платочки                 (движения ладонями по дну)

  Вот так, вот так.                                           (вперед-назад)

  Мама и дочка полоскали платочки

  Вот так, вот так.                                           (движения слева направо)

  Мама и дочка сушили платочки                     (вверх – вниз над бассейном)

  Вот так, вот так.

Упражнение «Носик»

  Родители и дети щекочут друг другу носы.

  В мой курносый носик

  Забралась смешинка.

  Хи-хи-хи! Ха-ха-ха!

  Забралась смешинка.

  Забралась смешинка,

  Всех развеселила,

  Хи-хи-хи! Ха-ха-ха!

  Всех развеселила.

  Я смешинки не боюсь,

  Я чихаю и смеюсь!

  Ап –чхи!

В заключении хочется отметить, что детям фольклор близок и интересен. А мы взрослые помогаем, приобщиться к нему, играть и играть, набираться уму-разуму, становиться добрее, понимать шутки, радоваться, общаться со сверстниками. Детский фольклор помогает нам в установлении контакта с детьми, создание благоприятного условия для обучения детей выразительной речи и выразительных движений.

- Сегодня Вы могли увидеть чему научились ваши дети и как они выросли.

Я желаю вам удачи, играйте много.

Спасибо за внимание и активную работу!

Анкета для родителей

  1. Ф.И.О.  Родителя  ____________________________________________

     2.  Возраст ребенка _____________________________________________

    3.  Какие потешки вы знаете?______________________________________

     4.  Какие используете с детьми?____________________________________

          _____________________________________________________________

    5.  С какой целью? _______________________________________________

            ____________________________________________________________

    6.  Загадываете ли вы детям загадки?________________________________

     7.  Как часто?____________________________________________________

8.  Поете ли вы своим детям колыбельные песни?_____________________

    9.  Какие?_______________________________________________________

  10.  Как Вы считаете, какое значение имеют малые формы фольклора в

         жизни  ребенка?______________________________________________

          ____________________________________________________________

   11.  Знаете ли вы пальчиковые игры?________________________________

   12.  Играете в них с ребенком?_____________________________________



Предварительный просмотр:

Круглый стол для родителей и педагогов

«Развитие речи детей дошкольного возраста в условиях семьи и ДОУ»

Подготовила: воспитатель  Золина  Е.Н.

цель: систематизировать знания педагогов и родителей  по данной теме.

материал: листы с высказываниями, листы – условия для успешного развития речи детей.(приложение 1)

предварительная работа: повторить методику развития речи детей

План проведения

  • Актуальность проблемы речевого развития детей дошкольного возраста;
  • Условия успешного речевого развития детей;
  • Развитие речи детей в условиях ДОУ и семьи.

1.  Актуальность проблемы речевого развития

Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы пользуемся речью как средством передачи своих мыслей. Речь для нас является одной из главных потребностей и функций человека. Именно речь отличает человека от других представителей животного мира. Именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность.

Судить о начале развития личности ребёнка дошкольного возраста без оценки его речевого развития невозможно. В психическом развитии ребёнка речь имеет исключительное значение. С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех основных психических процессов. Проблема развития речи является одной из актуальных.

Процесс обучения в школе во многом зависит от уровня развития устной  речи. Высокий уровень речевого развития у детей подготовительной к школе группы, если дети:

  • владеют литературными нормами и правилами родного языка, свободно пользуются лексикой и грамматикой при выражении своих мыслей и составлении любого типа высказывания;
  • умеют вступать в контакт со взрослыми и сверстниками: выслушать, спросить, ответить, выразить, объяснить;
  • Знают нормы и правила речевого этикета, умеют пользоваться ими в зависимости от ситуации;
  • умеют читать.

Причины низкого уровня развития

  1. Некомпетентность педагогов по проблемам становления речи. Воспитатель знает методику, но не технологию. При проведении занятия видит себя и приёмы, но не видит ребёнка. Не знает уровня развития речи.
  2. Речевое развитие рассматривается как изолированный психологический процесс в отрыве от мышления, воображения, эмоций.
  3. Рассматривают развитие речи как подражание и забывают про формирование языковых обобщений;
  4.  При обучении воспитатели ориентируются на средний уровень развития ребёнка и используют фронтальные методы;
  5. Работа по развитию речи кропотливая, ежеминутная, результата сразу не видно и воспитатель не хочет ею заниматься;
  6. Родители не понимают своей функции – общение с ребёнком должно начинаться с рождения и до его появления на свет, в пренатальный период.

Обсуждение педагогами

2. Условия для успешного развития речи

  • Интересно организовать жизнь ребёнка;
  • Постоянно побуждать ребёнка говорить;
  • Создавать соответствующую обстановку, среду. У хорошо говорящих родителей не всегда говорят дети;
  • Не забывать про одаренных детей, речью мы определяем судьбу ребёнка. Из всех талантов самый главный талант – общение.
  • Дать детям одинаковые стартовые возможности.

Обсуждение педагогами

Речевое развитие ребёнка в ДОУ

  • В ДОУ должны быть созданы условия для развития речи детей в общении со взрослыми и сверстниками:

- побуждать детей обращаться к взрослым с вопросами, суждениями, высказываниями.

  • Педагоги задают детям образцы правильной литературной речи (речь чёткая, ясная, красочная, полная, грамматически  правильна);
  • Сотрудники обеспечивают развитие звуковой культуры речи со стороны детей в соответствии с их возрастными особенностями (следят за правильным произношением, организуют звукоподражательные игры, используют скороговорки, чистоговорки, загадки, стихотворения);
  • Педагоги обеспечивают детям условия для обогащения их словаря с учётом возрастных особенностей (игра и предметная деятельность, помогают детям овладеть названиями предметов и явлений, их свойств, рассказывать о них, развивают образную сторону речи, знакомят с синонимами, антонимами, омонимами);
  • Педагоги развивают грамматический  строй речи, связную речь;
  • Воспитатели создают условия для развития планирующей и регулирующей функции речи детей в соответствии с их возрастными особенностями;
  • Приобщают детей к культуре чтения художественной литературы;
  • Поощряют детское словотворчество.

Обсуждение педагогами

Развитие речи в условиях ДОУ и семьи

В последнее время вследствие повсеместного использования технических средств коммуникации (телефонная связь, телевидение, Интернет и т.д.), высокой занятости родителей бытовыми (чаще финансовыми) семейными проблемами наблюдается тенденция снижения качества общения между ребенком и взрослым. Это влечет за собой появление различных по характеру выраженности проблем в формировании коммуникативного поведения подрастающего поколения. Поэтому все большее распространение среди детей дошкольного возраста получают системные нарушения, требующие для их преодоления комплексной, систематической логопедической работы. Работа с детьми, имеющими речевую патологию, должна включать в себя коррекционно-воспитательное воздействие со стороны ДОУ и родителей, многие из которых часто не имеют даже элементарных представлений о том, чем и как они могут помочь в данной ситуации. Не все родители способны грамотно, осознанно и основательно выполнять возложенные на них функции и нести ответственность  за свои действия в процессе логопедической коррекции. Поэтому проблема формирования коррекционно-логопедической компетентности родителей дошкольников с речевой патологией остается одной из самых актуальных.

Родители играют огромную роль в становлении личности и образовании ребенка. Большая роль отводится родителям в коррекционной работе, именно семья дает ребенку эмоционально положительный настрой на коррекционную работу. Члены семьи становятся партнерами в автоматизации поставленных звуков. Их заинтересованность  передается детям. К сожалению, большинство родителей не стремятся оказывать посильную  помощь в коррекционной работе.

Систематическая и целенаправленная помощь семьи ребенку с речевыми нарушениями в сочетании с адекватным использованием рекомендаций логопеда на различных этапах обучения способствует более эффективному формированию речи дошкольника.

Отношение родителей к речевому дефекту, естественно, отражается на отношении ребенка к своей речи, так как родитель является авторитетом. Для того чтобы установки родителей были адекватными, необходимо вести просветительскую работу с ними. Такая работа может включать в себя:

1) ознакомительные беседы;

2) сообщения на стендах;

3) индивидуальные беседы с родителями по вопросам состояния речевого развития их детей;

4) семинары-практикумы и т.д. (педагоги добавляют)

В настоящее время важное значение придается также привлечению родителей к обучению своего ребенка. Показано, что при соответствующей подготовке эффективность их работы в качестве учителей своих детей может быть исключительно высока и крайне полезна как для ребенка, так и для самих родителей.  

Развитие речи в ДОУ

Функции речи:

  1. Речь как средство общения.
  • Возникает при совместной деятельности ребёнка и взрослого:

- предметная деятельность в младенческом возрасте – эмоционально – личностное общение;

- ситуативно – личностное общение;

- ситуативно – деловое (познавательное) общение;

  • Общение со сверстниками

Отличие от общения со взрослыми:

- яркая эмоциональная насыщенность (в 10 раз больше мимических проявлений);

- нестандартность детских высказываний – речевое творчество, потому что ребёнок не придерживается норм общения.

  • Преобладание инициативных высказываний над ответами – говорят о своём, не слушая партнёра.

Обогащение речи  - фантазируют, притворяются.

  1. Познавательная функция речи.

С помощью языка ребёнок получает информацию об окружающем мире.

рис. 1. познание мира через виды детской деятельности

  1. Речь как регулятор поведения  и деятельности. Это руководство при помощи слов действиями («Сейчас будем кушать», «Принеси мне игрушку» - это регуляция со стороны взрослого).

Саморегуляция («Я принесу тебе воды») – стремление к самостоятельности.

Виды речи

Внутренняя

                

То, что мы произносим

 в мыслях, не проговаривая вслух

Внешняя

                

Диалогическая                         Монологическая

Эгоцентрическая          Письменная

Педагоги дают значение видов речи

Основная задача речевого развития ребёнка дошкольного возраста – это овладение нормами и правилами родного языка, определяемыми для каждого возрастного этапа, и развитие их коммуникативных способностей.

В ДОУ развитие речи осуществляется по следующим направлениям:

  1. развитие связной речи (диалогическая, монологическая);
  • монологическая речь (описание, повествование, рассуждение);
  1. развитие словаря дошкольника.

Обогащение, расширение и активизация словарного запаса – главная задача.

Осуществляется через работу:

  • с тематическим рядом или при помощи семантического поля. Здесь одно слово выступает как ядро, к которому «прирастают» слова: слово игла, как ядро – игла – дерево – ствол – зелёная – опадает – хвоя;
  • синонимический ряд;
  • антонимические пары;
  • многозначные слова.
  1. Формирование грамматического строя речи.

Это формирование навыков образования и употребление грамматических форм:

  • морфология – части речи и изменение слов по родам, числам и падежам;
  • словообразование – образование слов по аналогии с помощью приставки, суффикса, окончаний;
  • синтаксис – соединение слов в словосочетания,  предложения разных типов и их эмоциональная окраска (повествовательное, побудительное, вопросительное).
  1. Развитие звуковой культуры речи

Способность слышать, распознавать фонологические средства языка:

  • знакомство с линейными звуковыми единицами:

        звук – слог – слово – фраза – текст;

  • просодические единицы: ударение, интонация (мелодика речи, сила голоса, темп и тембр речи).

Формирование этих сложных речевых навыков требует повторяемости фонетических упражнений, связной речи.

  1. Развитие образной речи.

Это составная часть воспитания культуры речи в широком смысле слова.



Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

центр развития ребенка детский сад «Аленький цветочек»

 

Круглый стол

для родителей

«Правильный выбор развивающих игр

и игрушек для детей»

                                 Подготовила:

                                                   воспитатель Золина Е.Н.

Цели:

- дать родителям знания о значении игрушки, ее роли в игре ребенка;

- вооружить знаниями о целесообразном педагогическом подборе игрушек;

- научить распознавать вредную игрушку.

Предварительная работа:

1. Провести с детьми тест "Несуществующее животное", "Кактус"

2. Попросить родителей принести 2-3 любимые игрушки ребенка.

Уважаемые родители! Вы уже наверняка знаете и слышали о том, что ребенку-дошкольнику нужна игра. Игра детей неотделима от игрушек. У большинства из нас детство связано с любимыми игрушками, которые остались в памяти как близкие друзья. Игрушки для ребенка - та "среда", которая позволяет исследовать окружающий мир, формировать и реализовывать творческие способности, выражать чувства; игрушки учат общаться и познавать себя. Подбор игрушек - дело серьезное и ответственное. От успешного решения этой проблемы зависят настроение ребенка и прогресс в его развитии. Чтобы вы могли сориентироваться в необъятной стихии рынка игрушек, мы поговорим о наиболее ценных из них и полезных.

Для начала поговорим о том, какие бывают игрушки, для чего они нужны и что каждая из них может дать для развития. Существуют разные виды игрушек для детей дошкольного возраста.

Сюжетные или образные.

Центральное место отводится кукле. К этой группе игрушек относятся и сказочные персонажи и те, что изображают зверей, домашних животных; предметы домашнего обихода.

Технические игрушки.

Транспорт, конструкторы, всевозможные технические агрегаты. Особой популярностью у детей пользуются разнообразные конструкторы "Лего", развивающие мелкую моторику, ориентировку в пространстве, мышление, творчество.

Игрушки-забавы.

Это смешные фигурки зверей, животных, человечков, например зайчик, играющий на барабане, или повар, готовящий яичницу. В основе их лежит движение, сюрприз, неожиданность. Их назначение - позабавить детей, вызвать смех, сопереживание, радость, воспитать чувство юмора.

Маскарадно-елочные игрушки.

Они связаны с празднованием Нового года. Они напоминают чем-то тот или иной персонаж (хвост, клюв, ушки), но этого достаточно, чтобы дети играли - жили в образе.

Спортивно-моторные игрушки.

Это особый тип игрушек, способствующий повышению двигательной активности детей, развитию координации движений, ориентировки в пространстве (кегли, мячи, обручи).

Театральные игрушки.

Эти игрушки по содержанию являются образными, но имеют особое назначение - служат целям эстетического воспитания, развития речи, воображения. К ним относятся, например, Петрушка, куклы бибабо.

Музыкальные игрушки.

Это погремушки, колокольчики, бубенцы, дудочки; игрушки, изображающие пианино, балалайки и др. музыкальные инструменты.

Строительные игрушки.

Они состоят из геометрических тел.

Дидактические игрушки.

Этим игрушкам принадлежит особое место. С помощью дидактических игр дети знакомятся с цветом, формой, величиной и т. д. К ним относятся разноцветные вкладыши, матрешки, мозаики, пазлы, лото и др. Эти игрушки воспитывают у детей сосредоточенность, настойчивость, целеустремленность, умение доводить дело до конца, а также способствуют развитию мелкой моторику.

Вопрос к родителям.

На что вы опираетесь при покупке игрушки?

(Мнение родителей)

При покупке игрушки трудно извлечь из своей головы абсолютно все критерии её выбора, однако достаточно подумать и просто представить себе как воспримет эту игрушку ребёнок и какие полезные качества она поможет у него сформировать.

Дети воспринимают игрушки эмоционально, а детские психологи требуют, чтобы эти эмоции были позитивными. Поэтому при выборе игрушек нужно обращать самое пристальное внимание на их смысловую направленность.

Каковы же критерии хорошей игрушки?

- Игрушка должна вызывать желание играть с ней, говоря словами специалистов, стимулировать детскую активность, то есть быть такой, чтобы ребенок мог разбирать и собирать ее, передвигать различные части, возить, извлекать звуки, "укладывать спать", "кормить".

- Игрушка должна быть простой по функции и понятной по назначению. Такие популярные во всех поколениях игрушки, как мячи, каталки, куклы, кубики, машинки, именно благодаря своей простоте позволяют играть в разнообразные игры с ними и не могут наскучить ребенку. Следует иметь в виду, что "навороченные" и автоматизированные игрушки, при игре с которыми необходимо просто нажимать кнопки, для целей развития и обучения детей просто бессмысленны, а порой и вредны.

- Еще одно отличительное свойство хорошей игрушки - поощрение ребенка к самостоятельности. Покупая игрушку, обратите внимание, предусмотрена ли в ее конструкции возможность самостоятельного действия малыша с ней.

Например, если в заводной игрушке очень тугой замок или в нем слишком маленькая скважина, то ребенок не сможет самостоятельно завести игрушку или вставить ключ без помощи взрослого. В таком случае самостоятельная игра становится невозможной. То же касается огромных львов, мишек и других крупномасштабных мягких игрушек. Играть с ними малышу неудобно, они могут служить только украшением детской комнаты.

Практическая психология и педагогика советует и настоятельно призывает всех родителей в вопросе выбора игрушек придерживаться правила золотой середины - игрушки должны быть разными, в том числе самостоятельно изготовленными и покупными, главное чтобы они были безопасными и несли необходимую смысловую нагрузку.

Вопрос родителям:

Ваше отношение к игрушкам-монстрам?

(Мнение родителей)

Черепашки Ниндзя, трансформеры-роботы, Бэтман, Человек-паук - эти игрушки способствуют накоплению агрессивных фантазий ребенка, часто реализуемых в жизни по отношению к более слабым - животным или маленьким детям. Например: Семилетний мальчик - любитель подобных игрушек - ловил цыплят и мучил их на глазах четырех-пятилетних малышей, невзирая на их слезы и просьбы. До этого он много раз смотрел кассеты с детскими "ужастиками", а любимой игрушкой у него был паук.

Покемонов придумал, видимо, человек, чрезвычайно агрессивный и тревожный. Судите сами. В переводе "покемон" - карманный монстр. Такое существо не может иметь точных аналогов в живой природе, оно не похоже ни на одно из известных живых существ. Например, обыкновенный зайчик покемоном не является, но зайчик ярко-желтого цвета, способный бить током, как электрический скат, уже называется покемоном Пикачу. Максимальная нелепость, неестественность, коварство и агрессивность - вот что присуще всем покемонам.

Показ в Японии несколько лет назад мультфильма о покемонах вызвал у более чем 600 детей различные психические и соматические расстройства, многие попали в больницу с симптомами эпилептических припадков. Мультфильм был снят с показа, его переделали и. .. продали в Россию. Наши дети полюбили покемонов и носили их на одежде, ели в виде сладостей, читали о них в книжках и, главное, требовали у родителей покупать такие игрушки. А те и рады, не задумываясь о последствиях вступления их чада в общение с "резко негативным информационным полем", как говорят ученые. В дальнейшем показ мультсериала "Покемоны" на Первом канале был прекращен.

К категории монстров можно отнести всевозможные игрушки-трансформеры; человек-машина, человек-чудище, человек-робот. Какие чувства воспитывают у малыша эти игрушки? Так посредством уродливой игрушки цинично эксплуатируется потребность ребенка в волшебстве и сказке! Взрослые словно забыли, что игрушка, как мы сказали вначале, это не просто забава. Она закладывает в душу ребенка первоначальные понятия добра и зла. И опасно, если это происходит в игре с негативным героем-игрушкой, причем опасность эта прямо пропорциональна агрессивности персонажа.

Что плохого в монстрах - это же только игрушки? - могут сказать некоторые взрослые. Любое проигранное ребенком действие способно воспроизводить себя в реальности. Если ребенок в игре способен вести себя гуманно, милосердно, заботливо, то у него есть некий образец того, как это нужно делать. И наоборот, если ребенок в игре вынужден быть агрессивным, грубым, жестоким, это обязательно воспроизведет само себя когда-нибудь в той или иной ситуации. Игрушка программирует поведение ребенка. И важно понимать, как воздействует игрушка и что за программу она в себе несет. Поскольку есть добро и зло, идеал и анти идеал, игрушка, как мы могли убедиться, может быть анти игрушкой.

Игрушка способна породить чудовищ в душе маленького человека. С этим, к сожалению, приходится сталкиваться все чаще не только психологам, но и детским психиатрам, врачам. Работы у них становится все больше. Вот один пример.

На прием к психологу пришла бабушка шестилетней внучки: девочка плохо спит, вскакивает ночью, часто плачет, боится входить в темную комнату. Выяснилось, что суперсовременная мама купила дочери черного с рогами и хвостом, вполне, как теперь модно выражаться, "прикольного" монстра. Поначалу девочка обрадовалась, играла с ним. Но потом начались все эти невротические проявления, а сама девочка жаловалась бабушке, что "чертик на нее смотрит", и становилась все беспокойнее. Мудрая бабушка вместе с внучкой взяли игрушку и на прогулке в парке, соорудив подобие костра, сожгли монстра, а остатки закопали под деревом. Девочка успокоилась, невротические проявления исчезли.

А как вам понравится развивающие игрушки для детей вот с таким вот рекламным буклетом: " Предлагаем "Набор игрушек-инопланетян" для детей, любящих острые ощущения. В набор входят посланцы разных внеземных цивилизаций и игрушечные ножницы. С помощью ножниц любознательный, любящий риск ребёнок, может очень легко и быстро вскрыть брюшную полость любого из пришельцев с целью изучения строения их тел. В брюшных полостях этих игрушек содержаться внутренности: печень, кишки, селезёнка, сердце и т.д. Все внутренности легко и правдоподобно извлекаются, выглядят они вполне натурально". Продолжать это описание дальше смысла не имеет, с точки зрения психиатрии это творение можно смело назвать: "Детский набор начинающего садиста". Практически все российские психологи и педагоги считают, что анатомию любых живых существ детям изучать можно только в школе, в строго определённом возрасте и под руководством учителей.

Еще один пример "развивающей" игрушки. Для покупки в качестве подарка детям от пяти лет предлагается внешне очень неплохо изготовленная "кукла-младенец". Идея игрушки - воспитание будущих родителей, дети должны представлять, как ведут себя малыши и как нужно за ними ухаживать. Игрушка очень дорогая и буквально "напичкана" сюрпризами. После включения источника питания она начинает вести себя именно как младенец, только младенец не простой, а чрезвычайно капризный, не позволяющий отвлечься от него ни днём, ни ночью. В основе алгоритма работы этой игрушки заложен принцип печально известных японских электронных игрушек "тамагочи". "Кукла-младенец" реагирует на любой звук или движение в комнате, где она находится, а в случае длительной тишины начинает громко плакать, требует еды, питья, смены пелёнок или укачивания на руках. Надо ли говорить, что ребенок при этом спит урывками, всё время днём и ночью пытается ухаживать за куклой у него могут развиться неврозы, лечить которые очень сложно.

Результаты теста "Несуществующее животное", "Кактус". Анализ некоторых работ.

Вывод: если ребенок проявляет агрессию, обратите внимание на то, какими игрушками он играет!

Вопрос родителям.

Как вы относитесь к кукле Барби?

(Мнение родителей)

Почти пятидесятилетний мужчина-журналист написал в центральную газету возмущенную статью - протест - ответ на осуждение общественностью и Министерством образования куклы Барби как развращающей и неэстетичной игрушки. Будоража общественное мнение, он спрашивает: "А что, собственно, плохого в сексуальности? Сексуальность зарождается именно в детском возрасте. Бояться Барби нельзя. Рано или поздно ребенок узнает о естестве человека, и, если это произойдет дома, за игрой в Барби, когда рядом родители, это только хорошо".

Детские психологи протестуют. Они считают, что формирование "здоровой сексуальности" у детей до 16 лет называется растлением, в том числе и интеллектуальным, это преступно и карается законом.

Так же известно, что пропорции Барби вызывают у девочек стойкое недовольство своей фигурой - комплекс неполноценности, приводящий к неврозу.

Четыре года - это возраст, когда ребенок осваивает свое тело в гармоничном движении. Игрушки должны предоставлять возможность для динамики, танца (музыкальные шкатулки, мячи, шары, ленты на палочках и пр.). В девочках этого возраста силен инстинкт материнства, он находит свое воплощение в игре с куклой. Поэтому в этом возрасте лучше не покупать Барби. Ведь Барби - это псевдо идеальная модель женщины, секс-символ общества потребления, чудовищная духовная подмена архетипа Матери. Ее можно одевать, раздевать, приобретать все новые вещи для нее. Через Барби транслируется образ жизни - бесконечные наряды, развлечения, смены партнеров. По отношению к этой кукле девочка почувствует себя, скорее горничной, прислугой, в лучшем случае подружкой, а не мамой, няней. Это не то маленькое беззащитное существо, которое хочется нянчить, кормить, укладывать спать, лечить, т.е. ощутить себя хоть на ступеньку выше, взрослей. Кукла в этом возрасте должна акцентировать внимание ребенка не на "красоте", а в первую очередь на чувствах заботы. Мечтать о такой кукле любая девочка начинает в 8-9 лет. В этом возрасте возможность любоваться ею, менять ослепительные наряды , несомненно принесет удовольствие.

Вопрос родителям.

При покупке игрушек задумываетесь ли Вы об их безопасности для здоровья детей?

Поднимите пожалуйста руки, кто при покупке игрушек обращает внимание на то, из чего она сделана?

(Мнение родителей)

По заявлению главного государственного санитарного врача России

Г. Онищенко на конгрессе педиатров наша страна почти полностью потеряла национальное производство детских игрушек и в настоящее время почти каждая пятая игрушка на прилавках магазинов страны представляет определённую степень угрозы для жизни и здоровья детей. Как распознать вредную игрушку?

Не будем брать во внимание такие очень полезные для физического развития детей игрушки как самокаты, санки, велосипеды, ежегодно являющиеся причинами множества травм и повреждений. Обучение правильному и безопасному их использованию лежит целиком на родителях.

Рекомендации по выбору игрушек.

1.Вопросы прочности покупаемых игрушек. При покупке следует обращать самое пристальное внимание на прочность прикрепления к игрушкам мелких деталей, ведь ребёнок может их оторвать и причинить себе травмы. Сама игрушка не должна быть изготовлена из хрупкого легко ломающегося на множество острых осколков материала. Потеребите мягкую игрушку: шерсть и нитки не должны легко вытаскиваться.

2.Безопасное внешнее покрытие. Краска должна быть прочной (не пачкать руки, не отслаиваться, не смываться водой), цвет обычный (не кричаще яркий и насыщенный), без запахов, не токсичной. Остерегайтесь покупать слишком яркие игрушки: режущие глаз цвета отрицательно влияют н зрение и нервно-психическую сферу ребенка.

3.У игрушек для маленьких детей не должно быть мелких подвижных деталей и острых краёв. Для малышей до трёх лет игрушки из "киндер-сюрпризов" недопустимы. Причина очень проста: дети быстро их разламывают, мелкие части засовывают в уши, нос, рот и довольно часто наносят себе тяжёлые травмы.

4.Если по каким-то причинам игрушку нельзя мыть, то, по крайней мере, от её покупки для маленького ребёнка точно следует отказаться. Все игрушки малышей должны регулярно мыться и стираться, иначе они становятся рассадником для множества болезнетворных бактерий.

5.Любой маленький ребёнок очень легко и просто может засовывать в свой ротик свой же кулачок, отсюда следует правило - размер любой игрушки для малыша должен быть больше размера его кулачка.

6.Любые игрушки (правильнее - любые предметы) с резинками, верёвочками, шнурками длиннее 15-ти сантиметров должны быть вне пределов досягаемости детей. Допускается крепление игрушек к кроватке, манежу, коляске специальными прочными и безопасными цветными пластиковыми цепочками.

7.Все звуки издаваемые игрушками (погремушками, игрушечными пистолетами, машинками с мотором и др.) не должны быть резкими, пронзительными или громкими, иначе они могут повредить слух у детей. Лучше, если игрушки будут издавать звуки мягкие или музыкальные.

Маркировка игрушек

Она должна быть разборчивой и несмываемой. Согласно ГОСТу 51121-97 "Товары непродовольственные. Информация для потребителя. Общие требования" маркировка обязательно должна содержать название товара и страны-изготовителя, фирмы-изготовителя, основные потребительские свойства и другие необходимые сведения. Их отсутствие или неполнота - лишний повод задуматься, стоит ли покупать сомнительную вещь, как бы привлекательно она не выглядела.

На игрушки должны быть сертификаты соответствия и удостоверения о гигиенической регистрации. Вот именно эти документы являются гарантией того, что указанный в них товар для детей абсолютно безопасен для их здоровья.

Особенно опасны для детей игрушки из поливинилхлорида (ПВХ). Евросоюз запретил их производство в своих странах ещё в 1999 году. Дело в том, что в ПВХ добавляют специальные пластификаторы для придания игрушкам пластичности. Дети, как правило, тянут игрушку в рот и со слюной в их организм попадают так называемые "фталаты". Эти химические вещества очень быстро накапливаются в организме и в последующем вызывают тяжелейшие хронические заболевания почек, печени, а также самые различные расстройства иммунной системы, приводят к бесплодию и возникновению раковых заболеваний.

А что же в России? Официально в нашей стране абсолютно никакие изделия из ПВХ, в том числе с фталатами и различными стабилизаторами с ароматизаторами никто не запрещал. Потому находятся они в абсолютно свободной продаже. Насколько опасны все те игрушки, что продаются в наших магазинах и имеют все необходимые по законодательству документы просто не известно. Восемьдесят процентов всего игрушечного рынка России представлено дешёвыми китайскими игрушками, которые продаются повсеместно и являются весьма и весьма небезопасными для детей. На китайских игрушках из ПВХ чаще всего вообще нет никаких "опознавательных знаков". Но именно они наиболее часто из поливинилхлорида изготовлены или его содержат.

Вопрос родителям.

Вы знаете, как распознать игрушки из ПВХ?

(Мнение родителей)

Вот несколько советов от специалистов:

Обратите внимание на маркировку. Если на игрушке, или в сертификате есть знак треугольника, состоящий из трёх изогнутых стрелок, а внутри знака находится цифра 3, или встречаются надписи PVC, VINIL, то это изделие изготовлено из ПВХ. На дешёвых китайских игрушках подобное найти трудно, просто эти знаки на них не ставят.

Как правило, игрушки из ПВХ очень приятные на ощупь, они как бы "тёплые" и на уровне тактильных ощущений имитируют человеческую кожу. В качестве примеров можно привести "лысые" мордочки китайских мохнатых игрушек (зайчиков, лис, обезьянок) или китайские куклы "Барби".

Но игрушки из ПВХ могут быть и жесткими, твёрдыми. Пример - кукольные мебельные наборы и гарнитуры для той же "Барби"

Вопрос родителям.

Как вы считаете, нужно ли брать с собой ребенка при походе в магазин за игрушкой?

(Мнение родителей)

Не берите детей дошкольного возраста с собой в современные игрушечные супермаркеты и на игрушечные ярмарки. Выбор игрушки - серьезное, взрослое дело, которое требует времени и знаний. Капризы уставшего малыша не будут способствовать принятию правильного решения. Необходимо учитывать особенности характера и здоровья, способности и предпочтения ребенка, а также уклад жизни вашей семьи: просторная ли квартира, здоровы ли все домочадцы, какое покрытие на полу и т. д.

Обратитесь в детский сад, который посещает ваш ребенок, и узнайте, в какие игры и как играет ваш ребенок в своей группе. Купив аналогичную игру, вы решите сразу две дополнительные задачи: с большой вероятностью вы приобретете правильную, полезную для развития игрушку. Кроме того, ваш ребенок будет с самого начала знать, как играть в эту игру, да и вас научит. Как ни странно, одинаковые игрушки в детском саду и дома делают для ребенка посещение дошкольного учреждения более привлекательным, особенно в раннем возрасте.

Удачных Вам и безопасных покупок!

1) Микляева Н.В., Решетило Е.А., Лопатина О.Г.» Игровая среда в домашних условиях: Методическое пособие»;

2) Фролова Г. А. «Семейный досуг с детьми раннего возраста»;

3) Монина Г.Б., Ларечина Е.В.

«Игры для детей от года до трех лет»;

4) Павлова Л.Н. «Развивающие игры-занятия с детьми от рождения до трех лет»;

5) Колдина Д.Н. «Игровые занятия с детьми 1-2 лет. Методическое пособие»;

6) Колдина Д. Н. «Игровые занятия с детьми 2-3 лет. Методическое пособие».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Круглый стол для родителей "Каков он успешный родитель?"

Активизация детско-родительских отношений...

Круглый стол родителей с детьми.

Круглый стол родителей с детьми.Тема: Воспитание любви к родному краю в детском саду и семье....

Круглый стол. Родители детей младшей группы. тема: Адаптация.

Вашему вниманию предлагается текст  выступления психолога детского сада на родительском собрании в младшей группе при первом знакомстве перед началом учебного года....

Круглый стол родители-дети "Посели добро в своем сердце"

Круглый стол родители-дети "Посели добро в своем сердце"...

«Круглый стол» с родителями по теме: «Роль родителей в трудовом воспитании детей», (старшая группа).

laquo;Круглый стол» с родителями по теме: «Роль родителей в трудовом воспитании детей», (старшая группа)....

Работа с родителями Круглый стол для родителей: «Ваш ребенок идет в школу: Интеллектуальная готовность»

Интеллектуальная готовность к школеРодители не правы, когда думают, что их малыш готов к учебе, так как умеет читать и писать. Ребенку, несмотря на это, может тяжело даваться школьная программа. Причи...