Психологическая готовность к школе.
презентация на тему
Поступление в школу - это всегда переломный момент в жизни ребёнка. Меняется место ребёнка в системе общественных отношений, это переход к новому образу жизни и условиям деятельности, это переход к новому положению в обществе, новым взаимоотношениям со сверстниками и взрослыми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
roditelskoe_sobranie_14_oktyabrya.docx | 25.42 КБ |
gotovnost_k_shkole_14_okt.ppt | 2.17 МБ |
Предварительный просмотр:
Психологическая готовность к школе.
Педагог-психолог Гуркова Т.Н.
Выступление на родительском собрании
в подготовительной группе
«Солнышко» 14.10.2016г.
Добрый вечер, уважаемые родители! Благодарим за присутствие на нашей встрече. Сегодня мы поговорим с вами о готовности ребёнка к школе, её компонентах. Надеемся, что наша встреча будет интересна и познавательна.
Поступление в школу - это всегда переломный момент в жизни ребёнка. Меняется место ребёнка в системе общественных отношений, это переход к новому образу жизни и условиям деятельности, это переход к новому положению в обществе, новым взаимоотношениям со сверстниками и взрослыми.
Что же особенно важно помнить родителям будущего первоклассника? На что следует обратить внимание при подготовке ребёнка к школе?
Готовность ребенка к школе представляет собой совокупность личностных качеств, умений и навыков, а также, определенный уровень развития психических функций, включает в ебя несколько компанентов:
Психологическая готовность
Личностно-социальная, интеллектуальная,мотивационная, эмоционально - волевая, коммуникативная
Физическая готовность
Здоровье, моторика рук, движения, возраст
Специальная готовность
Чтение, счет, учебные умения
Психологическая готовность к школе возникает у детей не сама по себе, а образуется постепенно в играх; в труде; в общении с взрослыми и сверстниками; в непосредственно образовательной деятельности и представляет собой необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников. Залог быстрой и безболезненной адаптации в начале учебного года и успешное усвоение школьного материала. Один из важнейших итогов психического развития в период дошкольного детства.
Личностно-социальная готовность ребенка к школе
Под личностно-социальной готовностью ребенка к школе понимают его готовность к новой для себя роли – роли школьника – и, естественно, ответственности, которая ложится на него вместе с новой ролью. Школьник должен быть готов к взаимодействию с сверстниками, с взрослыми, а также, уметь контролировать себя и ставить какие-то ограничения.
К сожалению, многие дети оказываются не готовы к школе именно по этому критерию. Они не могут рационально построить диалог с учителем, со сверстниками, не способны усердно выполнять уроки, не отвлекаясь.
Очень важна для формирования личностно-социальной готовности ребенка к школе его адекватная самооценка. Ребенок не должен ни занижать свои способности, ни ставить себя выше других – и то, и другое создаст ему проблемы при обучении в школе.
Интеллектуальная готовность ребенка к школе
Под интеллектуальной готовностью понимают определенный уровень развития психических функций, облегчающих процесс обучения. Это внимание, память, мышление, воображение, логика, способность обобщать, анализировать и некоторые другие.
Не имея достаточного представления о сути интеллектуальной готовности ребенка к школе, можно подумать, что это то самое умение читать, считать и писать, а также, некоторые представления об окружающем мире. Конечно, все это станет хорошей базой для обучения ребенка в школе, но всех этих умений и знаний недостаточно. На самом деле, надо смотреть шире – интеллектуальная готовность ребенка к школе подразумевает не только и не столько определенные умения и навыки, сколько его готовность к интеллектуальному труду в общем. К моменту поступления в школу у ребенка должен быть накоплен определенный багаж знаний, полученных опытным путем. Для этого ребенок должен не просто задавать бесконечные «почему?» маме и папе, а самостоятельно находить ответы на все свои вопросы, постигая причинно-следственные связи.
Об умении устанавливать причинно-следственные связи говорит употребление ребенком в речи таких оборотов, как: «…если, то…», «потому что», «поэтому» и т.п.
Что касается аналитического мышления, также крайне важного для формирования психологической готовности ребенка к школе, то оно начинает развиваться уже в младенческом возрасте. Когда малыш гремит погремушками, наблюдает за поведением мяча, проверяет, что будет, если бросить игрушку – он развивает свое аналитическое мышление.
Чтобы проверить уровень развития памяти у Вашего дошкольника, достаточно узнать, способен ли он запомнить 7-8 слов из 10, не связанных тематически, с первой попытки.
Логическое мышление определяет способность ребенка классифицировать предметы и явления на основе определенных признаков. Ребенок должен уметь перечислить домашних животных, диких животных, овощи, фрукты, ягоды, деревья и т.п.
К шести-семи годам дошкольник должен хорошо знать свой адрес, название города, где он проживает, название страны, столицы. Знать имена и отчества родителей, где они работают и понимать, что их дедушка — чей-то папа (отца или матери). Ориентироваться во временах года, частях суток, их последовательности и основных признаках. Знать названия месяцев, дней недели, текущий год.
Кроме этого, у ребёнка должны быть развиты тонкие движения руки и зрительно-двигательная координация. Интеллектуальная готовность также предполагает формирование у ребёнка начальных умений в области учебной деятельности, в частности, умение выделить учебную задачу и превратить её в самостоятельную цель деятельности, умение обнаруживать всё новые и новые свойства предметов, замечать их сходства и различия. Словарный запас нормального ребёнка, приходящего в школу, обычно составляет 4-5 тыс. слов.
Психологическая готовность ребенка к школе должна проявляться также в том, насколько быстро он понимает суть поставленных перед ним задач, насколько точно он следует предоставленным алгоритмам и как хорошо он планирует свою деятельность.
Мотивационная готовность ребенка к школе
Под мотивационной готовностью понимается правильно сформированная мотивация к обучению. Когда будущих первоклашек спрашивают, почему они хотят в школу, многие приводят в качестве аргументов что угодно, но не желание учиться: красивый портфель, друг будет учиться в параллельном классе, стремление быть похожим на старшего брата…
В этом случае родители должны объяснить, зачем дети ходят в школу, и сформировать у ребенка желание учиться, ответственное отношение к учебе и, естественно, положительную мотивацию:
- к школе,
- к учителю,
- к учебной деятельности,
- к самому себе.
Если раньше Вы хвалили его за каждый шаг, то теперь хвалите только за готовый результат. Не пугая ребенка, объясните, что в школе его не будут хвалить за каждую мелочь, у него будут задания, которые надо будет выполнить. В то же время, настройте его на успех и дайте понять, что Вы в него верите.
Эмоционально-волевая готовность ребенка к школе
Эмоционально-волевая готовность представляет собой готовность к трудностям и поиску путей их разрешения. Распознать отсутствие эмоционально-волевой готовности ребенка к школе можно по его словам: «Я не буду это делать, потому что это неинтересно», «Я не хочу идти в школу, потому что там не разрешают бегать во время уроков» и т.п.
В школе ребенка ждет напряженный труд. От него потребуется делать не только то, что ему хочется, но и то, что требует учитель, школьный режим, программа.
К 6 годам происходит оформление основных структур волевого действия. Ребенок способен поставить цель, создать план действия, реализовать его, преодолев препятствия, оценить результат своего действия. Конечно, все это производится не совсем осознанно и определяется длительностью производимого действия. Но укрепить волевое знание о себе может помочь игра.
Заранее подготавливайте ребенка к смене деятельности. Пусть он то сидит за столом, то играет в подвижные игры. Даже в психологическом плане ребенку будет проще высидеть урок, если он будет знать, что сможет побегать на перемене.
Коммуникативная готовность (об этом говорилось выше) - важный компонент успешной адаптации ребкенка к школе.
Это умение ребенка строить свои взаимоотношение с другими людьми:
играть и общаться с другими ребятами;
быть включенным в детский коллектив и уметь жить по его законам;
общаться с взрослыми людьми, соблюдая правила культурного обращения;
доброжелательность и отсутствие агрессивности.
И все-таки родители должны понимать , что дети при поступлении в школу могут испытывать и неприятные чувства : страх ошибки на уроке, бояться насмешки одноклассников, переживания по поводу взаимоотношений с учителем. Поэтому ребенок должен уверен в вашей поддержка, а родители быть очень внимательны .
Физическая готовность
Состояние здоровья.
Физическое развитие.
Развитие мелких групп мышц.
Координация движений в соответствии с возрастной нормой
Готовность организма ребенка к учебным нагрузкам.
Еще один важный момент: начало обучения в школе нередко совпадает с кризисом 7 лет, который проявляется в повышенной утомляемости, раздражительности, перепадах настроения, изменение в характере, в самооценке, а также изменениями в работе сердечно-сосудистой и других систем организма .
Итак, с поступлением в школу меняется социальная позиция ребенка: он становится учеником. Происходит смена ведущей деятельности. Меняется его социальное окружение. Успешность зависит от позиции среди сверстников. Трудности сдерживания двигательной активности. Возможно возникновение специфических реакций: страхи, срывы, повышенная слезливость, заторможенность. Большая вероятность переутомления .
Признаки переутомления:
Нарушение сна; нарушение аппетита; плохое самочувствие; нарушение памяти: забывчивость, потеря вещей, рассеянность, запинки в речи; суетливость, неточность в движениях; капризы, излишняя подвижность; и агрессивность; уставший вид. Родители должны быть внимательны к самочувствию ребенка, его эмоциональному состоянию, иначе может развиться стойкое нежелание ходить в школу
Готовиться к школе нужно заранее – и лучше делать это постепенно в течение всего дошкольного периода. Только тогда сформируется психологическая готовность ребенка к школе – и первый класс будет пройден им без проблем!
Уважаемые родители! Поступление ребенка в первый класс – это и для вас непростой психологический период. Готовы ли вы жертвовать своим личным временем и некоторыми привычками. Сдерживать свои эмоции. Не кричать, не унижать и не обижать. Не сравнивать своего ребенка с другими детьми. Не наказывать ребенка без причины. Всегда встречать ребенка из школы с улыбкой. Быть щедрым на похвалу за достигнутые результаты.
Рекомендации родителям будущих первоклассников
- Составьте с ребенком распорядок дня и вместе следите за его соблюдением. Систематически приучайте ребенка к новому режиму. В режим дня можно включить занятия в утренние часы.
- Приучите ребенка содержать в порядке свои вещи. Успехи в школе зависят от организации рабочего места. Пусть у него будет свой рабочий стол, ручки и карандаши. На столе, где занимается ребёнок, не должно быть ничего лишнего, отвлекающего внимание.
- Создавайте положительную мотивацию вашему ребёнку. Не сравнивайте ребенка с другими детьми, только с самим собой. Хвалите за любые успехи, продвижение вперед. Не следует акцентировать внимание ребенка на неудаче, он должен быть уверен, что все трудности преодолимы, а успех возможен.
- Помогите ребенку обрести чувство уверенности в себе. Ребенок должен чувствовать себя в любой обстановке так же естественно, как дома. Помогите ребенку овладеть информацией, которая позволит ему не теряться. Приучайте ребенка к самостоятельности в обыденной жизни.
- Постарайтесь подготовить ребенка к тому, что в школе с ним будут учиться очень разные дети. Предупредите, что ему, возможно, не удастся сразу со всеми подружиться, но нужно очень постараться наладить хорошие отношения.
- Успехи и неудачи в учебе во многом зависят от развития памяти, внимания и мышления ребенка. Лучший способ их тренировать – игра. Сейчас разработано множество игр и упражнений, которыми родители могут пользоваться, занимаясь со своим ребенком.
- Если есть необходимость, следует также подготовить руку ребёнка к письму (игры и упражнения по развитию мелкой моторики - лепка, рисование, штриховка, поделки, конструирование и т.д.)
- Для детей с ослабленным состоянием здоровья, при наличии неврозов, ММД, а также с проблемами в развитии речи не рекомендуются программы повышенной сложности. Целесообразней искать не программу, а такого педагога, который смог бы учесть особенности ребенка и создать благоприятную атмосферу обучения.
И, подводя итог, хочу повторить : поступление в школу – переломный момент в жизни ребенка. Это переход к новому образу жизни и условиям деятельности, новому положению в обществе, новым взаимоотношениям с взрослыми и сверстниками. И то, каким будет этот момент, какими будут взаимоотношения, какое ребенок займет положение в новом для него обществе, во многом будет зависеть от родителей.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
это не только набор определенных умений и навыков, которые должны быть сформированы у ребенка к 6-7 годам. Готовность к школе включает в себя несколько компонентов
Психологическая готовность Личностно-социальная, интеллектуальная,мотивационная, эмоционально - волевая, коммуникативная Физическая готовность Здоровье, моторика рук, движения, возраст Специальная готовность Чтение, счет, учебные умения
Психологическая готовность Необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников. Один из важнейших итогов психического развития в период дошкольного детства. Залог быстрой и безболезненной адаптации в начале учебного года. Успешное усвоение школьного материала.
Личностная и социально-психологическая готовность Принятие позиции школьника . Потребность в общении. Умение подчиняться правилам и интересам группы. Способность устанавливать отношения с другими детьми. Способность действовать совместно с другими детьми.
Интеллектуальная готовность развитие основных психических процессов (восприятие, память, внимание, мышление, речь); сформированность мыслительных операций (анализ, синтез, обобщение, сравнение, умение устанавливать связь между явлениями и событиями); ориентация во времени, пространстве и своём ближайшем окружении.
Высокая мотивационная готовность Сформированная внутренняя позиция школьника : Понимание необходимости учения и того, что учеба отличается от игры, она требует ответственности и серьезности; стремление к новым знаниям; положительное отношение к школе, к учителю, к учебной деятельности, к самому себе.
Волевая готовность умение сдерживать и контролировать поведение Умение сознательно подчинять свои действия правилу, обобщенно определяющему способ действия. Умение ориентироваться на заданную систему требований. Умение внимательно слушать говорящего и точно выполнять задания.
Коммуникативная готовность Это умение ребенка строить свои взаимоотношение с другими людьми: играть и общаться с другими ребятами; быть включенным в детский коллектив и уметь жить по его законам; общаться со взрослыми людьми, соблюдая правила культурного обращения; доброжелательность и отсутствие агрессивности.
Социальные страхи первоклассников Страх ошибки на уроке. Страх насмешки сверстников. Страх наказания и утраты расположения взрослых.
Физическая готовность Состояние здоровья. Физическое развитие. Развитие мелких групп мышц. Координация движений в соответствии с возрастной нормой Готовность организма ребенка к учебным нагрузкам.
Адаптация ребенка к школе Меняется социальная позиция ребенка: он становится учеником. Происходит смена ведущей деятельности. Меняется его социальное окружение. Успешность зависит от позиции среди сверстников. Проблема сдерживания двигательной активности. Возникновение специфических реакций: страхи, срывы, повышенная слезливость, заторможенность.
Какова цена учебных достижений? Признаки переутомления: Нарушение сна. Нарушение аппетита. Плохое самочувствие. Нарушение памяти: забывчивость, потеря вещей, рассеянность, запинки в речи. Суетливость, неточность в движениях. Капризы, излишняя подвижность и агрессивность Уставший вид.
Готовы ли родители к школе? Жертвовать своим личным временем и некоторыми привычками. Сдерживать свои эмоции. Не кричать, не унижать и не обижать. Не сравнивать своего ребенка с другими детьми. Не наказывать ребенка без причины. Всегда встречать ребенка из школы с улыбкой. Быть щедрым на похвалу за достигнутые результаты.
Советы родителям Систематически приучайте ребенка к режиму. В режим дня можно включить занятия в утренние часы. Приучите ребенка содержать в порядке свои вещи. Успехи в школе зависят от организации рабочего места. Создавайте положительную мотивацию вашему ребёнку. Не сравнивайте ребенка с другими детьми, только с самим собой. Помогите ребенку обрести чувство уверенности в себе. Постарайтесь подготовить ребенка к тому, что в школе с ним будут учиться очень разные дети. Предупредите, что ему, возможно, не удастся сразу со всеми подружиться, но нужно очень постараться наладить хорошие отношения . Успехи и неудачи в учебе во многом зависят от развития памяти, внимания и мышления ребенка. Лучший способ их тренировать – игра. Если есть необходимость, следует также подготовить руку ребёнка к письму (игры и упражнения по развитию мелкой моторики - лепка, рисование, штриховка, поделки, конструирование и т.д.) Для детей с ослабленным состоянием здоровья, при наличии неврозов, ММД, а также с проблемами в развитии речи не рекомендуются программы повышенной сложности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психологическая готовность к школе как важное условие успешной школьной готовности.
Психологическая готовность к школе как важное условие успешной школьной готовности. Психологическая готовность ребёнка к обучению в школе является важнейшим итогом воспитания...
Психологическая готовность к школе как важное условие успешной школьной готовности.
Психологическая готовность к школе как важное условие успешной школьной готовности. Психологическая готовность ребёнка к обучению в школе является важнейшим итогом воспитания...
Педагогический проект «Мотивационная готовность как один их основных компонентов психологической готовности к школе»
Педагогический проект для старших дошкольников по формированию мотивационной готовности к школе посредством проектной деятельности....
Конспект выступления на родительском собрании в подготовительной к школе группе «Бабочки» «Психологическая готовность к школе»
В конспекте раскрывается значение термина "готовность к школьному обучению", описываются критерии, по которым она определяется....
Семинар-практикум с родителями детей подготовительной к школе группы на тему: "Проблемы предшкольной подготовки. Психологическая готовность к школе."
Данную методическую разработку можно использовать в работе с родителями будущих выпускников детского сада. Материал будет полезен педагогам ДОУ: воспитателям подготовительной к школе группы, педагогам...
"Психологическая готовность к школе. Работа педагога-психолога по подготовке детей к школе"
Выступление на родительском собрании (подготовительные группы)...
Родительское собрание "Готовность к школе" выступление педагога-психолога на тему: "Психологическая готовность к школе"
Время летит очень быстро, совсем скоро ребята пойдут в школу.Разные эмоции вызывает у нас мысль, о том, что ребятам скоро в школу....