Экологическая газета для родителей
консультация (средняя группа) на тему

Версткина Елена Валентиновна

Мы все знаем, что ребят интересует многое, не всегда мы можем ответить правильно на их вопросы. Но нет необходимости сразу отвечать на все вопросы ребёнка. Есть такие ситуации, где мы должны ребёнку самостоятельно понаблюдать и сделать вывод, получить ответ на свой вопрос. Никакие книги, никакие разговоры не помогут, если мы не будем поддерживать интерес детей к природе, не будем учить детей любоваться её красотами, если не будем практической деятельностью в природе оказывать помощь природе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Экологическая газета для родителей"ПРИКОСНИСЬ

Любим ли мы природу? Правильно ли относимся к ней? Как научить детей любить природу? Как сделать так, чтобы встреча с природой доставляла детям удовольствие?

Мы все знаем, что ребят интересует многое, не всегда мы можем ответить правильно на их вопросы. Но нет необходимости сразу отвечать на все вопросы ребёнка. Есть такие ситуации, где мы должны ребёнку самостоятельно понаблюдать и сделать вывод, получить ответ на свой вопрос. Никакие книги, никакие разговоры не помогут, если мы не будем поддерживать интерес детей к природе, не будем учить детей любоваться её красотами, если не будем практической деятельностью в природе оказывать помощь природе.

Гуляя в парке вместе с ребёнком, вы видите стаю голубей. Ребёнок бежит радостный и разгоняет птиц. Что вы в этот момент сделаете, как поступите? Как вы считаете, в данной ситуации следует поощрять действия ребёнка или же у вас возникают другие чувства. Как вы поступите? Какие нравственные качества будут формироваться в результате поощрения его действий?http://pandia.ru/text/78/568/images/image001_203.jpg

Давайте посмотрим на ситуацию с точки зрения отношения ребёнка к природным объектам. Что получается, если ребёнок может разгонять птиц и ему это доставляет удовольствие? В этом случае он действует с позиции силы, он сильнее их, и мы поощряем его действия. У ребёнка формируется представление о самом себе: с тем, кто слабее, я справлюсь. Таким образом, ребёнок сильней червей, бабочек, кузнечиков, он может их ловить, топтать. Пока не осознанно, но под нашим влиянием это закрепляется и становится нормой поведения в природе, а в дальнейшем это может стать нормой жизни. Недоброжелательность ко всему живому переходит в жестокость не только к природе, но и к людям. И вот здесь можно привести пример из книги Б. Рябинина «О любви к живому»: «Ребёнок пугает голубей. На первый взгляд, невинное занятие, но ведь он развлекается, пугая. Ему нравится, что голуби при его приближении взмахивают крыльями и улетают, что его боятся и вот тут-то корень и первопричина зла. Если так поступает маленький ребёнок в 2-3 года, то делает он это от незнания, как поступить. Но если так действует старший дошкольник, то это уже хуже». Что можно предложить ребёнку в данной ситуации?

1.  Предложить понаблюдать за птицами. Что они делают, чем занимаются?http://pandia.ru/text/78/568/images/image003_57.jpg

2.  Показать ребёнку, что у птиц своя жизнь, они живые существа, и не следует им мешать. Учить детей не мешать живым существам, а оберегать их.

Наша задача заинтересовать ребят жизнью других живых существ и поддерживать этот интерес. Выполнить эту задачу помогут досуги с ребёнком на природе. Окружающая нас природа с её удивительными разнообразными явлениями, неисчерпаемыми возможностями познания и воспитания играет большую роль в организации прогулок с детьми на природу.

В А. Сухомлинский говорил: «Глубоко ошибаются считающие, что если детей окружает природа, то уже в самом этом факте кроется могучий стимул умственного развития. В природе нет никакой магической силы, влияющей на разум, чувство и волю. Природа становится могучим источником воспитания лишь тогда, когда человек познаёт её, проникает мыслью в причинно-следственные связи».

Так пусть же природа будет нашей союзницей в воспитании детей. Давайте чаще отправляться вместе с ребёнком на природу. Такие прогулки сближают вас (родителей) со своими детьми, помогают установить дружеские отношения на основе взаимопонимания. Во время прогулок вы имеете большие возможности воспитательного воздействия на ребёнка, а так же развиваете его ум, тренируете его внимание, память. Просто надо научиться заполнять прогулки определённым содержанием, добиваясь, чтобы каждая из них стала праздником для ребёнка и наполняла его душу радостью.

Важно, чтобы прогулка с детьми на природе были постоянными и желанными для ребёнка. Ведь можно вечером, удобно расположившись в кресле, смотреть телевизор. А можно, отбросив на время все свои дела и заботы, взять за руку ребёнка и пойти с ним на природу. Задумайтесь, сколько всего интересного можно показать ребёнку на высоком тёмном небе с огромным количеством звёзд и созвездий. И здесь будет присутствовать всё: и задушевная беседа, и откровенный разговор. А сколько положительных эмоций получит ребёнок во время общения с близким ему человеком.http://pandia.ru/text/78/568/images/image004_47.jpg

Интересное в природе происходит каждый день. Нам лишь надо увидеть это самим и показать это ребёнку. Мы должны поддерживать у детей познавательный интерес к происходящему в природе. Нет такого периода в природе, когда ребёнку нечего было бы показать. Каждое время года по-своему прекрасно и очаровательно и имеет большой запас разнообразных природных явлений, которые интересны для наблюдений с детьми. Совершая прогулки, следует помнить, что в природе нет полезного и вредного. Всё в природе взаимосвязано. Уничтожение одного вида влечёт за собой гибель другого. Об этом мы должны помнить всегда, совершая прогулки с ребёнком, и правильно относиться ко всем живым объектам.http://pandia.ru/text/78/568/images/image005_43.jpg

Например, часто бытуют разговоры о том, лягушки отвратительны, холодные, мокрые, лупоглазые. И было бы, наверное, значительно легче выбирать себе друзей, опираясь лишь на внешность, если бы внешность всегда гармонировала с внутренней красотой. Каждый живой организм самобытен, интересен. Каждый в праве рассчитывать на доброе отношение к себе человека – человека разумного, будь то тритон или лягушка.

С наступлением тёплых дней нас сильно тянет за город, на природу. И очень хорошо, когда рядом с вами будут ваши дети. И как замечательно, когда организуются загородные поездки всей семьёй. Заготавливаются продукты, собирается рюкзак и т. д.

Свой поход на природу следует начинать с приветствия не только друзей, с которыми там встречаешься. Но при этом важно поздороваться и с деревьями, кустами, птицами, насекомыми: «Здравствуй, родная природа, мы пришли к тебе в гости» Да, мы приходим к природе в гости и поэтому должны вести себя соответствующим образом: как доброжелательные люди, не забывая при этом, что наше поведение на природе – эталон поведения для ребёнка. Обычно, приехав на пикник, родители капитально обосновываются на месте, с которого их не сдвинешь. А детей всегда манит даль. Здесь они видят перед собой новое и доселе ему неизвестное. Ребёнок изумляется открывшимся ему тайнам природы, которые впоследствии могут стать могучим толчком для развития ребёнка.

Дети – неутомимые исследователи. Поняв закономерность, они сразу же начинают искать новые подтверждения своих выводов. И здесь они не всегда могут обойтись без помощи взрослого. Вопрос: а как её оказать? По возможности так, чтобы ребёнок как исследователь большую часть поиска сделал сам. Часто бывает достаточно показать ребёнку место поиска, например, лужу и наблюдать там осторожно за водомерками.

Можно взять с собой карандаши и предложить нарисовать с натуры. Рисовать можно и по памяти, дома, отражая в рисунке и свои впечатления о проведённой прогулке. Как хорошо на природе прочитать подходящее к месту стихотворение. А также вспомнить ранее прочитанные сказки о животных, насекомых, растений, птиц, поискать их тут же на полянке и понаблюдать за ними. Уместно загадать детям загадки о природных явлениях. Подумайте, сколько положительных эмоций получит ребёнок, найдя живую отгадку. Можно также вспомнить пословицы, поговорки, приметы, которые оказывают большое влияние на развитие личности дошкольника. А как хорошо, собравшись вместе, негромко спеть знакомые песни о природе.http://pandia.ru/text/78/568/images/image006_38.jpg

Такие минуты общения необходимы как взрослым, так и детям и надолго остаются в памяти.

С ребёнком можно организовать дидактическую игру, в ходе которой закрепить имеющиеся у ребёнка знания, например, «Найди дерево по описанию», «С какого дерева лист», «Что где растёт» и др.

Бережное отношение к богатствам родной природы надо воспитывать с раннего детства, и на это нельзя жалеть своего труда; только в этом случае, если сами родители бережно относятся к природе, можно требовать и от детей того же, терпеливо обучая их азбуке поведения на природе с детства.

И невдомёк иным взрослым, как развращают и ранят души детей картины, которые запечатлевают следы варварского поведения на лоне природы, которые превращают лесные поляны, полные тайн и чудес, в полумёртвый пейзаж. Поймите, что для понимания природы недостаточно одних знаний. Здесь требуется ещё одно чувство – чувство природы. Только вкладывая свою душу, можно научить детей уважать её и заботиться о ней.

Природа

«Воспитание доброты к природе»

Трудно привести к добру нравоучениями – легко примером.

Против всего можно устоять, но не против доброты.

Мы живём с вами в непростое время. Нестабильность общества. Расслоение его на бедных и богатых. Экраны телевизоров забиты фильмами об убийствах, жестокости, насилии. У многих взрослых на первом плане стоит задача найти средства к существованию и выжить. Однако, несмотря ни на что, мы должны уделять внимание нашим детям, мы должны воспитывать их правильно, а это сложная и ответственная задача, которая целиком ложится на плечи родителей (т. к. семье принадлежит ведущая роль в развитии и воспитании ребёнка), а уж потом педагогов. В воспитании характера всё важно и нельзя пренебрегать даже самой малостью. Каждый из нас стремится воспитать своего малыша ласковым, честным, добрым. Доброта должна лежать в основе нравственного воспитания.

Что такое доброта? Как Вы думаете? Доброта – это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление сделать добро другим. Быть добрым к каждому деревцу, к каждому кустику – значит, быть добрым человеком. Доброта и доброжелательность – эти два понятия очень связаны. Если у человека есть эти качества, то он всегда будет чутким, отзывчивым, справедливым. В одной из педагогических заповедей говорил, что первые прикосновения ума и чувства ребёнка к окружающему миру должны быть нежными и ласковыми. Доброта и ещё раз доброта – это тончайшие и могучие корешки, которые питают дерево детской радости, радости нежного прикосновения к живому и

красивому. Маленький человек должен любить всё живое, ведь только доброта открывает ребёнку радость взаимопонимания. «Научите маленького ребёнка ощущать, а потом и понимать, что добро только тогда добро, когда от него не плачут люди,» - писал .Доброта делает человека воспитанным. «Смелые – всегда добрые», - эти мудрые слова ещё раз говорят о том, что человек, воспитанный высоконравственным, должен быть добрым.

Ребёнок от природы добр. Детская жестокость, которую иногда наблюдаем у ребят, явление не типичное, а скорее всего патология, или же непонимание ребёнком, что такое больно. Как часто дети просто так ломают ветки, нанося «боль» дереву и не задумываются при этом, что они делают ему больно. Как часто дети бросают камни в пруд, реку, и никто не останавливает их. Они загрязняют воду, а ведь в водоёме обитает много разных живых существ.

Да, добру надо учить.

Очень хорошо, когда в семье живут братья наши меньшие. Они оказывают «незримую» психологическую помощь: расширяют круг общения, компенсируют одиночество, снимают эмоциональное напряжение, дают положительные эмоции. Возможность поиграть и поговорить, погладить животное  необходима детям, особенно когда взрослые постоянно заняты. Через взаимодействие с ними у детей формируется способность сочувствовать и сопереживать, понимать окружающих, качества, которые необходимы для успешного общения.

Стремление иметь животных естественно. Но на сегодняшний день существует и другая проблема животных. Дети часто просят приобрести для них кошечку или собачку. Да, на природе, на даче животные не помеха. Но если Вы твёрдо знаете, что не возьмёте его осенью в квартиру, найдите в себе силы отказать малышу сразу. Не только с точки зрения экологического воспитания, но и прежде всего с позиции нравственного воспитания нет ничего хуже, чем выбросить за порог привыкшее к теплу домашнее животное, которое успело подружиться с ребёнком.

Помимо отрицательных сторон этого поступка, это ещё и урок вседозволенности по отношению к природе, преподанный вами ребёнку. Поступая так, вы даёте повод ребёнку вести себя по отношению к природе безответственно, полагая, что мы, люди, важнее всяких наших меньших братьев. Особое внимание надо уделить такому вопросу, как искоренение в некоторых детях стремления мучить животных, истреблять их, нанося вред природе.

Писатель Ю. Яковлев говорил: «Если человек жесток к собакам, он жесток и к людям».

Для приобретения опыта поведения в природной среде можно использовать экологические ситуации. Например, ребята нашли в лесу маленького ёжика и принесли его домой. Хорошо ли это для ежа? Да, человек не сможет выкормить ежа, и он погибнет. Животные в природе не потерянные и не брошенные. У них своя жизнь. Никто, кроме родителей, не создаёт и условия для развития и роста. Ёжика надо отпустить. Научившись сочувствовать животным и беречь их, дети начинают проявлять доброту и заботу к своим сверстникам, родителям. Пусть это малые дела, но со временем они превратятся в большие и добрые.

Помните! Дети очень восприимчивы, они верят в искренность всего, чему их учат. Поэтому в воспитании нельзя упускать ни одной минуты, ни одного дня. Воспитание доброты должно быть системным и постоянным делом родителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологическая газета для родителей "Прикоснись к природе сердцем"

Экологическая газета предназначена для помощи родителям, как объяснить ребенку, что "вода - это жизнь" (круговорот воды)....

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Прикоснись к природе сердцем»

Что такое "бабье лето", его приметы. Дары природы. Уроки для родителей....

Экологическая газета для родителей.

Заинтерисовать и привлечь родителей к проблемам окружающей среды. Знакомить родителей с достижениями, которых добиваются дети, участвуя в зкологически акциях, проектах....

Экологическая газета для родителей

Экологическая газета для родителей...

Экологическая газета для родителей "Прикоснись к природе сердцем"

Интересное в природе происходит каждый день. Нам лишь надо увидеть это самим и показать это ребёнку. Мы должны поддерживать у детей познавательный интерес к происходящему в природе....

Экологическая газета для родителей детей старшего дошкольного возраста «Экологические уроки для родителей»

Предлагаю вам экологическую газету для родителей детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) по теме «Экологические уроки для родителей»....