консультация "Что такое мнемотехника?"
консультация (старшая группа) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_roditeley_chto_takoe_mnemotehnika.docx | 58.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
Что такое мнемотехника?
Если ребенок молчит, покажите ему картинку, и он заговорит.
Ушинский К.Д.
Мнемотехника в переводе с греческого — искусство запоминания, технология развития памяти. Это система методов и приёмов, обеспечивающая успешное и эффективное запоминание информации. Идея: на каждое слово или словосочетание придумывается картинка и весь текст зарисовывается схематично. Любой рассказ, сказку, пословицу, стихотворение можно «записать», используя картинки или символьные знаки. Глядя на эти схемы, ребенок воспроизводит полученную информацию.
Мнемотехникой и кинезиологией (наукой о развитии головного мозга через определенные движения рук) пользовались Аристотель и Гиппократ.
Педагоги и родители, занимающиеся с детьми, также могут использовать метод мнемотехники, при обучении пересказу и составлению рассказов, при загадывании загадок, при заучивании пословиц, поговорок и стихотворений наизусть.
К.Д.Ушинский писал: “Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету”.
Метод мнемотаблиц помогает эффективно воспринимать и воспроизводить полученную информацию.
Мнемотаблицы:
- являются дидактическим материалом по развитию речи;
- их можно использовать для пополнения словарного запаса и развития речи;
- использовать при обучении пересказу и составлению рассказов, заучивании наизусть;
С помощью мнемотаблиц можно решить такие задачи как:
- Развитие речи и пополнение словарного запаса.
- Преобразование образов в символы.
- Развитие памяти, внимания и образного мышления.
- Развитие мелкой моторики.
Методика мнемотехники — несложный прием для развития речи, облегчающая запоминание и реализующаяся через использование мнемотаблиц и графических рисунков. Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация. Работа с такими таблицами строится по принципу «от простого к сложному».
Мнемотаблицы очень просто изготовить самим для занятий с детьми на любую тему.
Например, для речевой игры «Как у бабушки Наташи» для запоминания можно использовать такую мнемотаблицу:
Как у бабушки Наташи (держать за концы воображаемый платочек, надетый на голову, говорить шепеляво, по-старушечьи)
Ели вкусную мы кашу (соединить ладони перед собой — сделать «тарелку», показать ее всем стоящим справа и слева).
Каша пшенная с дымком (над раскрытой ладонью левой руки — «тарелки», указательным пальцем правой руки рисовать воображаемый дымок, идущий от горячей каши, дымок поднимается вверх, поэтому и текст произносят нараспев),
Каша пшенная с дымком (повторить те же движения, но уже правая рука — «тарелка», левая — «дымок»),
С хлебом (правая рука перед грудью, локоть отведен в сторону, внутренняя сторона ладони смотрит вниз — «ломоть хлеба»),
С маслом (левой ладонью накрыть правую ладонь — «слой масла»),
С молоком (соединить запястья, кончики пальцев рук и поднятые вверх большие пальцы рук — «кружка»).
Взяли мы большие ложки (сжать кулаки, большие пальцы подняты вверх, развести в стороны — две «ложки»),
Съели все до самой крошки (попеременно то правой, то левой «ложкой» есть «кашу», поднося «ложки» ко рту)!
Вот какая каша (снова сделать «тарелку» и показывать ее всем стоящим справа и слева)
У бабушки Наташи (снова взяться за концы воображаемого платочка, говорить по-старушечьи)!
Таким образом, можно составлять схемы для запоминания к стихам и рассказам, пословицам и поговоркам. Например: За двумя зайцами погонишься — ни одного не поймаешь.
Можно составить план пересказа текста «Любимый фрукт»
Груши - это фрукты. Они растут на деревьях, которые называются груша. Они бывают зелеными и желтыми. Растут в саду. Моя груша жёлтая, большая, сладкая и сочная. Из груши можно варить компот и варенье. Груши очень полезные. В них много витаминов.
А как же сформировать речь ребенка и помочь ему почувствовать ритм речи, наполнить его речь красивыми и правильными словами, научить составлять словосочетания и предложения? Используйте мнемотехнику.
На занятиях с детьми мы используем великолепную книгу, сборник рассказов для развития речи Белоусовой Л.Е. «Научиться пересказывать? Это просто!». Удачно подобранные стихи и рассказы с символьными картинками очень помогали детям в пересказе. К каждому рассказу подобраны картинки-подсказки, которые помогают ребенку запомнить и пересказать тексты. Рисунки в книжке можно раскрашивать. Это способствует развитию мелкой моторики.
Используя символьные картинки на занятии, я увидела, что сначала дети боялись пересказывать, потому что им казалось, что они ничего не запоминают и не могут выразить свои мысли. Но постепенно они поняли, что по картинкам пересказывать — это интересно, занятно и совсем не сложно. Постепенно это превратилось в посильную игру. Даже просили на каждом занятии «поиграть с картинками»! Ведь заучивать ничего не надо, нужно только играючи
«читать картинки». Дети играют, а мы видим в результате осмысленное запоминание.
Схемы и символьные таблицы – это помощники, которые помогают воспринимать слуховую информацию, перерабатывать зрительную информацию и, не боясь ошибиться, воспроизводить её.
Сначала мы с детьми пересказывали по картинкам из книжки, потом они сами научились схематически изображать текст для пересказа.
В итоге работы с мнематаблицами и картинками дети научились сами придумывать символьные картинки и могли легко пересказать любой текст.
Что дает мнемотехника?
В результате использования таблиц-схем и мнемотаблиц:
- Расширяется не только словарный запас, но и знания об окружающем мире.
- Появляется желание пересказывать — ребенок понимает, что это совсем не трудно.
- Заучивание стихов превращается в игру, которая очень нравится детям.
- Это является одним из эффективных способов развития речи дошкольников.
Необходимо помнить, что уровень речевого развития определяется словарным запасом ребёнка. И всего несколько шагов, сделанных в этом направлении, помогут вам в развитии речи дошкольника.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа коррекции межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) «Что такое хорошо, а что такое плохо».
Проблема межличностных отношений дошкольников является одной из актуальных проблем современного дошкольного образования. Именно в дошкольном детстве зарождаются и развиваются отношения с окружающими л...
ЧТО ТАКОЕ «ХОРОШО» И ЧТО ТАКОЕ «ПЛОХО»
Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях. Блез Паскаль...
В.Маяковский. Что такое хорошо и что такое плохо?
Текст стихотворения Владимира Маяковского "Что такое хорошо и что такое плохо?"...
интегрированное занятие в старшей группе по нравственному воспитанию "Что такое хорошо и что такое плохо"
Формировать умение детей решать нравственные ситуации....
Воспитание сказкой. Стихотворение В.Маяковского "Что такое хорошо и что такое плохо" средняя группа
Занятие по нравственному воспитанию. "Будем делать хорошо и не будем плохо"...
"Что такое хорошо и что такое плохо?"- семинар для педагогов ДОУ.
Семинар-практикум решает вопросы нравственного воспитания в ДОУ. Цель семинара: повысить уровень психолого-педагогической компетентности педагогов по одной из годовых задач: нравственное воспита...