картотека пальчиковых игр, артикуляционных упражнений и дыхательных гимнастик
методическая разработка (старшая, подготовительная группа)
Массаж и пальчиковая гимнастика развивают не только мелкую моторику рук, но и мозг ребенка, стимулируют развитие речи и способностей малыша.
Пальчиковые игры влияют на пластику пальцев, руки становятся более послушными, что помогает ребенку в выполнении мелких движений, необходимых при рисовании, а затем и при письме.
Дыхательная гимнастика способствует развитию умения контролировать силу выдыхаемого воздушного потока, коротко и легко вдыхать воздух носом и ртом, выдыхая его долго - все это способствует правильной речи у детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
palchikovaya_gimnastika.docx | 52.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Баран Шел баран по крутым горам. (указательный и средний пальцы обеих рук имитируют шаг, остальные пальцы согнуты и прижаты к ладоням) Вырвал травку, (пальцы обеих рук напряжены, из положения «разведены в стороны» собираются в пучок, соприкасаясь подушечками, рвут травку, 2 раза) Положил на лавку (кисти рук опустить на крышку стола) | Белка Сидит белка на тележке. Продает она орешки: Лисичке-сестричке, Воробью, синичке, Мишке толстопятому, Заиньке усатому... Поочередно разгибать все пальцы, начиная с большого. | Большие и маленькие. Были маленькие мы, Стали вдруг большие. Шалунишки, шалуны, А дружные какие! Пальцы сомкнуты, прижаты к ладони. Растопырить пальцы. Движение — «фонарики». Сцепляют пальцы рук в замок, ладони сжаты. |
Большой братец Покажи уменье другу, Покружись-ка ты по кругу! Четыре пальца правой руки (кроме большого) сжать в кулак. Большой палец поднять вверх и выполнять круговые движения. | Вертолет Быстро лопасти крути! Вертолет лети, лети! Пальцы обеих рук (кроме указательных и больших) в положении плетеной корзины. Указательные пальцы выдвинуть вперед и соединить их подушечками (это-хвост вертолета). Большими пальцами выполнять совместные, быстрые круговые движения, как лопасти вертолета. | Веселые маляры Красят домик маляры Для любимой детворы. Если только я смогу, То им тоже помогу. Синхронно двигать кисти обеих рук из положения висящих кулачков до поднятых вверх кистей с раздвинутыми в стороны пальцами. |
Веселый оркестр Кот играет на баяне, Зайчик наш — на барабане. Ну а мишка на трубе Поиграть спешит тебе. Если станешь помогать, Будем вместе мы играть. Имитировать игру на разных музыкальных инструментах. | Вилка Вилкой мы едим сосиску, Макароны и редиску. Указательный, средний и безымянный пальцы вытянуты вверх, расставлены в стороны и напряжены. Большой палец прижимает мизинец к ладони. Удерживать до счета 5-10. | Воздушные щелчки. Во дворе у брата Бегали котята Испугавшись, щелка, Разбежались кто куда Кончик указательного пальца правой руки сильно вдавить в подушечку большого пальца. Остальные пальцы поднять вверх. Указательный палец резким движением вперед делает сильный щелчок в воздух 3 раза. По аналогии выполнять щелчки средним, безымянным пальцами и мизинцем. |
Ворота Ворота мы запрем - Не сможет волк проникнуть в дом! или А ворота мы закроем на замок, Чтобы волк зубастый в дом войти не смог! Ладони поставить на ребро, пальцами друг к другу — «ворота закрыты». Пальцы выпрямлены и напряжены. Ворота открыты всегда для друзей Мы рады вам, гости! Входите скорей! Развернуть ладони параллельно друг другу, пальцы направлены от себя. | Встали пальчики Этот пальчик хочет спать, Этот пальчик - прыг в кровать, Этот пальчик прикорнул, Этот пальчик уж уснул. Встали пальчики — Ура В детский сад идти пора! Поочередно пригибать пальцы к ладошке, начиная с мизинца. Затем большим пальцем касаться всех остальных — будить. Одновременно с восклицанием Ура! Кулачок разжать, широко расставив пальцы в стороны. | Гусь Гусь гогочет и гогочет, Ущипнуть тебя он хочет! или У гусенка босы лапки, Он носить не любит тапки. Любит он в воде плескаться И нырять и кувыркаться. Ладонь согнуть под прямым углом. Пальцы вытянуты вперед и прижаты друг к другу. Указательный палец согнут и опирается о большой. |
Деревья Здравствуй. Лес, дремучий лес. Полный сказок и чудес! Поднять обе руки ладонями к себе, широко расставив пальцы. | Дождик Дождик-дождик, Полно лить, Малых детушек Мочить! Подушечками правой (левой) руки прижаться к столу. Попеременно постукивать ими по поверхности стола (как игра на пианино). | Дождик песенку поет Дождик песенку поет, Только кто ее поймет? Не пойму ни я, ни ты, Но зато поймут цветы, И зеленая трава, И весенняя листва. Лучше всех поймет зерно, Подрастать начнет оно. Кончится дождь! Пальцы постукивают по столу, сначала медленно, потом быстрее. Пальцы барабанят быстро-быстро — ливень. Пальцы стучат все медленнее и медленнее, останавливаются. |
Доброе утро Пальцы сомкнуты, чуть растопырены, ладони соединены. Доброе утро, здравствуй, Иван. Перекрещивают справа налево большие пальцы. Доброе утро, здравствуй, Степан. Перекрещивают указательные пальцы. Доброе утро, здравствуй, Сергей. Указательные пальцы и т.д. | Дружные пальчики Этот пальчик маленький, Мизинчик удаленький Поглаживание с обхватом, ритмичные нажимания по всем фалангам. Безымянный кольцо носит. Никогда его не сбросит. «Одевание кольца». Покручивающее движение у основания пальца. Ну а средний - длинный, Он как раз посередине. Поглаживание снизу вверх. Соединить два средних пальца, надавить друг на друга. Это - указательный Пальчик замечательный. Висящая рука поворачивается как флюгер. Большой палец, хоть не длинный Среди пальцев самый сильный. Поглаживание с обхватом. Палец левой руки, зацепившись, повисает на большом пальце правой руки. | Домик Дом мы строим Выше, выше! Есть окошки в нем И крыша! Создать угол - «крышу» пальцами обеих рук, соединив их подушечками под углом. Большие пальцы соединить по прямой линии. Получится треугольная «крыша» с «окошком». Раздвинуть шире запястья, а локти прижать к туловищу. Получится высокий дом. |
Ёлка Ладони от себя, пальчики пропускаются между собой (ладони под углом друг к другу). Пальчики выставляют вперед. Локти к корпусу не прижимаются. Ёлка быстро получается, Если пальчики сцепляются. Локотки ты подними, Пальчики ты разведи. Жук Я веселый майский жук, Знаю все сады вокруг Над лужайками кружу, А зовут меня Жу-жу... Сжать кулачок. Указательный палец и мизинец развести в стороны (усы). Шевелить «усами». , | За работу. Ну-ка, братцы, за работу. Покажи свою охоту. Большаку дрова рубить, Печи все тебе топить, А тебе воду носить, А тебе обед варить, А тебе посуду мыть. А потом всем песни петь, Песни петь да плясать, Наших деток забавлять. Поочередно разгибать пальцы, начиная с большого, а на слова. Песни петь да плясать — энергично шевелить ими. | Зайка прячется под сосной Сверху вторая выпрямленная ладонь накрывает зайку. Менять положение рук 3-4 раза. Этот зайчик — под сосной. Этот зайчик — под другой. |
Зайчик и барабан Большой пальчик стучит по безымянному и мизинцу. Дали зайцу барабан, Он ударил: там-там-там! | Зайцы Скачет зайка косой Под высокой сосной. Под другою сосной Скачет зайка другой. Указательный и средний пальцы правой руки вытянуть и развести в стороны, остальные сжать в кулачок. На вторую строчку ладонь левой руки поднять вертикально вверх, пальцы широко расставить. Затем положение рук меняется. | Зайчик серый Зайка серый скачет ловко. В лапе у него морковка. Локтем опереться на стол, указательный и средний пальцы развести в стороны, остальные сжать в кулачок. |
Зайчик — кольцо Прыгнул заинька с крылечка И в траве нашел колечко. А колечко непростое - Блестит, словно золотое. Упражнение основано на переходе из одной позиции в другую: а) пальцы в кулачок, выдвинуть указательный и средний пальцы и развести их в стороны; б) большой и указательный пальцы соединить в кольцо, остальные пальцы развести в кольцо, остальные пальцы развести в стороны. | Замок На двери висит замок. Кто его открыть бы смог? Мы замочком постучали, Мы замочком повертели, Мы замочком покрутили И открыли! На первую строчку — пальцы в «замочек». Затем стучать о стол «замочком». Потом — круговые движения «замочком» и показали ладошки. | Здравствуй Здравствуй, солнце золотое! Здравствуй, небо голубое! Здравствуй, маленький дубок! Мы живем в одном краю -Всех я вас приветствую! Пальцами правой руки по очереди «здороваться» с пальцами левой руки, похлопывая друг друга кончиками. |
Кисточка Мягкой кисточкой покрашу Стульчик, стол и кошку Машу. Соединить все подушечки пальцев руки и движениями пальцев и запястья раскачивать кисть справа налево и наоборот. Вправо — пальцы раздвигать. Влево— мягко соединять подушечки пальцев. | Коготочки У кошкиной дочки На лапках коготочки. Ты их прятать не спеши, Пусть посмотрят малыши! Поджать подушечки пальцев правой руки к верхней части ладошки. Большой палец прижать к указательному. Произнести громко: «Мяу!» несколько раз. Можно продолжать игру со второй рукой. В заключении провести занятия двумя руками. | Коза рогатая Идет коза рогатая За малыми ребятами. - Кто кашу не ест, Молочка не пьет, Забодаю, забодаю!.. Пальцы рук поджать, только указательный и мизинец держать выпрямленными. Это — «коза». Со словами «Забодаю, забодаю!..» «козу» «напускать» на ребенка. |
Коза и козленок Идет коза рогатая, Идет коза бодатая. За ней козленочек бежит, Колокольчиком звенит. Указательный палец и мизинец изображают рога. На третью и четвертую строчку - пальцы соединить в щепотку, опустить вниз (изображать позванивание колокольчиком). | Колечко Соединить большой и указательный пальцы вместе. В колечко. Остальные пальцы выпрямить, поднять вверх и прижать друг к другу. Удерживать в таком положении до счета 5-10. На узенькое крылечко Кто-то уронил колечко. И оно с крыльца скатилось, За ступеньку закатилось. Дети смотрят там и тут, Но колечко не найдут. | Кольцо Выйду на крылечко, Вынесу колечко. Я его, вместо игрушки, Подарить хочу Валюшке. Большой и указательный пальцы соединить в кольцо, остальные развести в стороны. |
Комарик Не кусай, комарик злой! Я уже бегу домой. Сжать кулачок. Указательный палец выдвинуть вперед (это — «хоботок», которым «комарик» пытается укусить ребенка). Мизинец и большой пальцы расслабить, опустив вниз (это «лапки»). | Корзинка Ладони на себя, пальчики переплетаются и локти разводятся в стороны. Ладони как бы разъезжаются, и между пальцами образуются зазоры. В лес корзинку я беру И грибы в нее кладу. | Кошка и мышка Мягко кошка, посмотри, Разжимает коготки. И легонько их сжимает - Мышку так она пугает.
Кошка ходит тихо-тихо, Половиц не слышно скрипа, Только мышка не зевает, Вмиг от кошки удирает
(пальцы обеих рук сжать в кулак и положить на стол ладонями вниз;затем медленно разжать кулаки, разводя пальцы в стороны, показывая, как кошка выпускает коготки; при выполнении движений кисти рук отрываются от стола, затем кулак или ладонь снова кладутся на стол) (ладони обеих рук лежат на столе; локти разведены в разные стороны;кошка (правая рука) крадется: все пальцы правой руки медленно шагают по столу вперед. Мышка (левая рука) убегает: пальцы другой руки быстро движутся назад). |
Курочка пьет воду Наша курочка гуляла, Травку свежую щипала. И пила водицу Прямо из копытца. Поставить руку локтем на стол. Пальцы сложить в виде клюва. Ритмично наклонять кисть руки вниз, поднимать вверх, имитируя водопой курочки. | Лыжник Указательный и средний пальцы вытянуть и опустить вниз, остальные прижать к ладони. Поставить пальцы на 2 плоские счетные палочки. Это «лыжник на лыжах». Не отрывая указательный и средний пальцы от «лыж», ребенок «едет» скользящими движениями по столу. Утром на лыжах кататься пошли, Быстро до леса на лыжах дошли. Время к обеду — весь лес обошли. Дружно на лыжах домой мы пришли. | Лягушка Указательный палец и мизинец поднять вверх и держать полусогнутыми. Средний и безымянный — прижать к ладони большим пальцем. Вот лягушка по дорожке Скачет, вытянувши ножки. Увидала комара, Закричала: ква-ква-ква. |
Мостик Большой и указательный пальцы левой руки выпрямить, расположить параллельно друг другу и соединить с большим и указательным пальцами правой руки. Остальные пальцы (средний, безымянный и мизинец) выпрямить, прижать друг к другу и удерживать в таком положении. Мы над речкой из дощечек Строим мостик золотой. Через мостик человечек Гонит козочку домой. или Шла коза по мостику И виляла хвостиком, Зацепилась за перила — Прямо речку угодила. | Моя семья Вот дедушка, Вот бабушка, Вот папочка, Вот мамочка, Вот деточка моя, А вот и вся моя семья! Поочередно пригибать пальчики к ладошке, начиная с большого, а со слов «А вот и вся моя семья» второй рукой охватывать весь кулачок. | Мышка Мизинец и указательный палец согнуты — это «щепки». Средний, безымянный и большой пальцы сомкнуты и вытянуты. Перед тем как хрумкать сушки, Ты, мышонок, вымой ушки, Чтоб услышать шорох кошки, Что крадется по дорожке. |
На лужок На лужок пришли зайчата, Медвежата, барсучата, Лягушата и енот. На зеленый, на лужок Приходи и ты, дружок! Сгибание пальцев в кулачок в ритме потешки. При перечислении животных сгибать пальцы на обеих руках поочередно. | Наш малыш Этот пальчик — дедушка, Этот пальчик - бабушка, Этот пальчик - папочка, Этот пальчик - мамочка, Этот пальчик - наш малыш. Согнуть пальцы в кулачок, затем по очереди разгибать их, начиная с большого пальца. | Ножницы Большой, безымянный пальцы и мизинец прижать к ладони. Указательный и средний пальцы вытянуть вперед. Разводить их в стороны, имитируя ножницы сначала медленно, затем быстрее, не сгибая пальцы. Режу, режу, ткань верчу, Научиться шить хочу |
Облака Облака, облака, Кучерявые бока. Облака кудрявые: Целые, дырявые. Движение рук по кругу 2 раза, затем руку согнуть в локте, выполнять ритмичное движение восьмеркой (со). Руки вытянуть, крупное круговое движение. «Кудрявые» - мелкие круговые движения, «целые» - очень большое круговое движение, «дырявые» - имитация протыкания «дырок» в облаке. | Осенние листья
(загибать пальчики, начиная с большого) | Оладушки Бабушка, бабушка Испекла оладушки. Один — Машеньке, Один - Коленьке... (и так далее, перечисляя всех детей) Загибать поочередно пальчики на обеих руках. Оса Оса села на цветок. Пьет она душистый сок. Вытянуть указательный палец правой руки и вращать им, затем то же самое — пальцем левой руки. |
Пальцы вытяни пошире. Пальцы вытяни пошире, Раз, два, три, четыре, пять. Сжать их вместе, три, четыре - И на месте поплясать: На носок, потом на пятку, Дружно делаем зарядку. Пальцы растопырить, затем убирать в кулак по одному, потом раскрыть пальцы «фонариком». Подушечки мизинцев сомкнуть, остальные прижать к ладоням, кроме больших, затем подушечки больших пальцев сомкнуть, после - соприкосновение подушечек мизинцев, а следом больших. | Пальчик-мальчик Пальчик-мальчик, Где ты был? - С этим братцем - В лес ходил. С этим братцем - Щи варил. С этим братцем - Кашу ел. С этим братцем - Песни пел! Поочередно сгибать и разгибать все пальцы, начиная с мизинца | Пальчики Раз-два-три-четыре-пять – Вышли пальчики гулять. Раз-два-три-четыре-пять — В домик спрятались опять. Поочередно разгибать все пальцы, начиная с мизинца, затем сгибать их в том же порядке. |
«Качели» Цель: укрепление физиологического дыхания у детей. Ребенку, находящемуся в положении лежа, кладут на живот в области диафрагмы легкую игрушку. Вдох и выдох – через нос. Взрослый произносит рифмовку: Качели вверх (вдох), Качели вниз (выдох), Крепче ты, дружок, держись. | «Дерево на ветру» Цель: формирование дыхательного аппарата. ИП: сидя на полу, скрестив ноги (варианты: сидя на коленях или на пятках, ноги вместе). Спина прямая. Поднимать руки вверх над головой с вдохом и опускать вниз, на пол перед собой с выдохом, немного сгибаясь при этом в туловище, будто гнется дерево. | «Дровосек» Цель: развитие плавного, длительного выдоха. Встаньте прямо, ноги чуть шире плеч. На вдохе сложите руки топориком и поднимите их вверх. Резко, словно под тяжестью топора, вытянутые руки на выдохе опустите вниз, корпус наклоните, позволяя рукам "прорубить" пространство между ногами. Произнесите "бах". Повторите с ребенком шесть-восемь раз. |
«Сердитый ежик» Цель: развитие плавного, длительного выдоха. Встаньте, ноги на ширине плеч. Представьте, как ежик во время опасности сворачивается в клубок. Наклонитесь как можно ниже, не отрывая пятки от пола, обхватите руками грудь, голову опустите, произнеся на выдохе "п-ф-ф" - звук, издаваемый сердитым ежиком, затем "ф-р-р" - а это уже довольный ежик. Повторите с ребенком три-пять раз. | «Надуй шарик» Цель: тренировать силу вдоха и выдоха. ИП: ребёнок сидит или стоит. «Надувая шарик» широко разводит руки в стороны и глубоко вдыхает, затем медленно сводит руки, соединяя ладони перед грудью и выдувает воздух – ффф. «Шарик лопнул» - хлопнуть в ладоши, «из шарика выходит воздух» - ребенок произносит: «шшш», вытягивая губы хоботком, опуская руки и оседая, как шарик, из которого выпустили воздух. | «Листопад» Цель: развитие плавного, длительного вдоха и выдоха. Вырезать из цветной бумаги различные осенние листья и объяснить ребенку, что такое листопад. Предложить ребенку подуть на листья, так, чтобы они полетели. Попутно можно рассказать, какие листочки с какого дерева упали. |
«Гуси летят» Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей. Медленная ходьба. На вдох – руки поднять в стороны, на выдох - опустить вниз с произнесением длинного звука «г-у-у-у». | «Пушок» Цель: формирование дыхательного аппарата. Привяжите на верёвочку лёгкое пёрышко. Предложите ребёнку дуть на него. Необходимо следить за тем, чтобы вдох делался только носом, а выдох - через сложенные трубочкой губы. | «Жук» Цель: тренировать силу вдоха и выдоха. ИП: малыш стоит или сидит, скрестив руки на груди. Разводит руки в стороны, поднимает голову – вдох, скрещивает руки на груди, опускает голову – выдох: «жу-у-у - сказал крылатый жук, посижу и пожужжу». |
«Петушок» Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей. ИП: стоя прямо, ноги врозь, руки опустить. Поднять руки в стороны (вдох), а затем хлопнуть ими по бедрам (выдох), произносить «ку-ка-ре-ку». | «Ворона» Цель: развитие плавного, длительного выдоха. ИП: ребёнок стоит прямо, слегка расставив ноги и опустив руки. Вдох - разводит руки широко в стороны, как крылья, медленно опускает руки и произносит на выдохе: «каррр», максимально растягивая звук [р]. | «Паровозик» Цель: формирование дыхательного аппарата. Ходьба, делая попеременные движения руками и приговаривая: «чух-чух-чух». Через определенные промежутки времени можно останавливаться и говорить «ту-тууу». Продолжительность – до 30 секунд. |
«Вырасти большой» Цель: развитие плавного, длительного выдоха. ИП: стоя прямо, ноги вместе. Поднять руки вверх, хорошо потянуться, подняться на носки – вдох, опустить руки вниз, опуститься на всю ступню – выдох. На выдохе произнести «у-х-х-х»! Повторить 4-5 раз. | «Часики» Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей. ИП: стоя, ноги слегка расставить, руки опустить. Размахивая прямыми руками вперед и назад, произносить «тик-так». Повторить до 10 раз. | «Каша кипит» Цель: формирование дыхательного аппарата. ИП: сидя, одна рука лежит на животе, другая - на груди. Втягивая живот и набирая воздух в легкие – вдох, опуская грудь (выдыхая воздух) и выпячивая живот – выдох. При выдохе громко произносить звук «ф-ф-ф-ф». Повторить 3-4 раза. |
«Воздушный шарик» Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей. ИП: Лежа на полу, ребенок кладет руки на живот. Делая медленный глубокий вдох, надувает живот, одновременно представляя, что в животе надувается воздушный шарик. Задерживает дыхание на 5 секунд. Делает медленный выдох, живот сдувается. Задерживает дыхание на 5 секунд. Выполняется 5 раз подряд. | «Насос» Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей.
Малыш ставит руки на пояс, слегка приседает – вдох, выпрямляется – выдох. Постепенно приседания становятся ниже, вдох и выдох длительнее. Повторить 3 – 4 раза. | «Регулировщик» Цель: формирование дыхательного аппарата. Встать прямо, ноги на ширине плеч, одна рука поднята вверх, другая отведена в сторону. Вдох носом, затем поменять положение рук и во время удлиненного выдоха произносить «р-р-р-р-р». Повторить 5–6 раз. |
«Ножницы» Цель: формирование дыхательного аппарата. И.п. - то же. Прямые руки вытянуты вперед или в стороны на уровне плеч, ладони смотрят вниз. С вдохом левая рука поднимается вверх, правая опускается вниз. С выдохом – левая рука вниз, правая вверх. После освоения ребенком этого упражнения можно его изменить: двигаются не руки от плеча, а только кисти рук. | «Снегопад» Цель: развитие плавного, длительного вдоха и выдоха. Сделать снежинки из бумаги или ваты (рыхлые комочки). Объяснить ребенку, что такое снегопад и предложить ребенку сдувать "снежинки" с ладони. | «Трубач» Цель: развитие плавного, длительного выдоха. ИП: сидя, кисти рук сжаты в трубочку, подняты вверх. Медленный выдох с громким произнесением звука «п-ф-ф-ф-ф». Повторить до 5 раз. |
«Поединок» Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей. Из кусочка ваты скатать шарик - "мяч". Ворота - 2 кубика. Ребенок дует на "мяч", пытаясь "забить гол" - вата должна оказаться между кубиками. Немного поупражнявшись, можно проводить состязания с одним ватным шариком по принципу игры в футбол. | «Пружинка» Цель: формирование дыхательного аппарата. ИП: лежа на спине; ноги прямые, руки вдоль туловища. Поднять ноги и согнуть их в коленях, прижать к груди (выдох). Вернуться в ИП (вдох). Повторить 6-8 раз. | «Кто дальше загонит шарик» Цель: развитие плавного, длительного выдоха. Сядьте с малышом за стол, положите перед собой два ватных шарика (разноцветные несложно найти в супермаркетах, а белые сделать самим из ваты). Дуйте на шарики, как можно сильнее, стараясь сдуть их со стола. |
«Подуй на одуванчик» Цель: тренировать силу вдоха и выдоха. ИП: малыш стоит или сидит. Делает глубокий вдох носом, затем длинный выдох через рот, как будто хочет сдуть с одуванчика пух. | «Ветряная мельница» Цель: развитие плавного, длительного выдоха. Ребенок дует на лопасти игрушки-вертушки или мельницы из песочного набора. | «Бегемотик» Цель: тренировать силу вдоха и выдоха. ИП: лежа или сидя. Ребенок кладет ладонь на область диафрагмы и глубоко дышит. Вдох и выдох производится через нос Упражнение может выполняться в положении сидя и сопровождаться рифмовкой: Сели бегемотики, потрогали животики. То животик поднимается (вдох), То животик опускается (выдох). |
«Курочка» Цель: развитие плавного, длительного вдоха. ИП: ребёнок стоит прямо, слегка расставив ноги, руки опущены, разводит руки широко в стороны, как крылья – вдох; на выдохе наклоняется, опустив голову и свободно свесив руки, произносит: «тах-тах-тах», одновременно похлопывая себя по коленям. | «Парящие бабочки» Цель: развитие плавного, длительного выдоха. Вырезать из бумаги бабочек и подвесить их на нитках. Предложить ребенку подуть на бабочку так, чтобы она полетела (при этом следить, чтобы ребенок сделал длительный плавный выдох). | «Аист» Цель: развитие плавного, длительного выдоха. Стоя прямо, разведите руки в стороны, а одну ногу, согнув в колене, вынесите вперед. Зафиксируйте положение на несколько секунд. Держите равновесие. На выдохе опустите ногу и руки, тихо произнося "ш-ш-ш-ш". Повторите с ребенком шесть-семь раз. |
«В лесу» Цель: формировать правильное речевое дыхание. Представьте, что вы заблудились в густом лесу. Сделав вдох, на выдохе произнесите "ау". Меняйте интонацию и громкость и поворачивайтесь то влево, то вправо. Повторите с ребенком пять-шесть раз. | «Волна» Цель: тренировать силу вдоха и выдоха. ИП: лежа на полу, ноги вместе, руки по швам. На вдохе руки поднимаются над головой, касаясь пола, на выдохе медленно возвращаются в исходное положение. Одновременно с выдохом ребенок говорит "Вни-и-и-з". После освоения ребенком этого упражнения проговаривание отменяется. | «Хомячок» Цель: развитие плавного, длительного выдоха. Предложите ребенку пройти несколько шагов (до 10-15), надув щёки, как хомячок, затем легко хлопнуть себя по щекам – выпустить воздух изо рта и пройти ещё немного, дыша носом. |
«Лягушонок» Цель: формировать правильное речевое дыхание. Расположите ноги вместе. Представьте, как лягушонок быстро и резко прыгает, и повторите его прыжки: слегка приседая, вдохнув, прыгните вперед. Приземлившись, "квакните". Повторите три-четыре раза. | «Боевой клич индейцев» Цель: формировать правильное речевое дыхание. Предложите ребенку имитировать боевой клич индейцев: негромко кричать, быстро прикрывая и открывая рот ладошкой. Это занятный для детей элемент, который легко повторить. Взрослый может «руководить громкостью», показывая попеременно рукой «тише-громче». |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека игр и упражнений по дыхательной гимнастике
Картотека игр и упражнений по дыхательной гимнастике...
Картотека упражнений для дыхательной гимнастики.
Дыхательная гимнастика для второй младшей группы....
Картотека пальчиковой и артикуляционной гимнастики
здоровьесберегающие технологии...
Картотека "Логоритмические песенки для запуска речи"_"Дыхательные упражнения_"Скороговорки-чистоговорки"_Музыльно-ритмические игры упражнения_Пальчиковые игры_Артикуляционые упражнения
Картотека содержит в себе пособия по здововьесберегающему направению и материалы по эмоциональному развитию и воспириятию музыки, логоритмические песенки для запуска речи, пальчиковую гимн...