Психическое здоровье дошкольника и телевидение
консультация (подготовительная группа) на тему

Рыкова Наталья Анатольевна

Трудно представить жтзнь современной российской семьи без телевизора. Почему же всё чаще и чаще психологи бьют тревогу и появилось выражение "экранные дети"? Попытаемся разобраться вместе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon psihicheskoe_zdorove_doshkolnika_i_televidenie.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

А

ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ ДОШКОЛЬНИКА И ТЕЛЕВИДЕНИЕ

Трудно представить жизнь современной российской семьи без телевизора.

Телевидение – это окно во внешний мир, и при разумном подходе оно может выполнять функции образовательного, развлекательного и воспитывающего характера. Но почему всё чаще и чаще психологи бьют тревогу, появилось даже выражение «экранные дети»? Может быть, это надуманная проблема? Попытаемся разобраться.

Психологи проанализировали (на примере Москвы), сколько времени дети проводят у экрана. Результаты были ошеломляющими. Дошкольники от 4 до 6 лет смотрят телевизор в среднем от 2 до 6 часов в день, при этом наибольшее количество времени приходится на вечер – с 18 до 22 часов. Причём, домашние дети находятся у экранов в два раза больше, чем их сверстники, посещающие детский сад, т.е. привычку постоянного просмотра телевизионных программ дети приобретают с помощью неработающих мам или бабушек.

При этом дошкольники проявляют интерес не только к детским программам, но и к фильмам, ориентированным на взрослую аудиторию, а также к информационным программам типа «Чрезвычайные происшествия», «Петровка, 38», «Дорожный патруль» и т.п.

Возможно, мы услышим голоса оппонентов: «Ну и в чём проблема? Телевидение – это окно в мир! Пусть знакомятся с современной действительностью!». Отвечая на этот вопрос, зададимся целью понять. Что видят дети через это окно.

Анализ 100 часов программ ведущих каналов российского телевидения показал следующий результат: в среднем на 1 час телетрансляции приходится  четыре сцены насилия и эротики. Обращает на себя внимание натуралистичность сцен (окровавленные трупы, отрубленные головы, похищения людей и т.п.).

ЧЕМ ОПАСНО ТАКОЕ ТЕЛЕВИДЕНИЕ ДЛЯ РЕБЁНКА?

ВО-ПЕРВЫХ, НЕОБХОДИМО УЧИТЫВАТЬ ОСОБУЮ ВПЕЧАТЛИТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ И СПОСОБНОСТЬ ДЕТСКОЙ ПСИХИКИ К ВНУШЕНИЮ.

Чувства опасности, ужаса возникают у ребёнка в результате просмотра таких кинокадров, как надвигающийся на зрителей поезд, убийство внутри закрытого помещения, ключ в замке с внутренней стороны двери, громкий напряжённый звук сердцебиения с экрана и т.п. Защищаясь от неприятных эмоций, ребёнок вытесняет их в бессознательную часть психики.

Взрослый сразу может и не заметить каких-либо явных изменений в поведении сына или дочери, однако страшные образы или звуки, которые воспринимает ребёнок с экрана, могут беспокоить его в виде снов, повышенной тревожности или невротических симптомов.

Выдающийся русский психиатр В.Бехтерев ещё в начале XX века отмечал: достаточно иногда неосторожно произнесённого при ребёнке слова о совершении убийства или другом каком-либо происшествии, чтобы он тревожно спал или даже подвергся ночному кошмару.

ВО-ВТОРЫХ, НЕЛЬЗЯ ЗАБЫВАТЬ ОБ  ЭФФЕКТЕ ПРИВЫКАНИЯ И ЗАРАЗИТЕЛЬНОСТИ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ.

Постоянный просмотр сцен насилия притупляет  эмоциональные чувства детей, они привыкают к жестокости, становятся равнодушными к человеческой боли. Если через каждые 15 минут на экране транслируется насилие, то через какое-то время ребёнок начинает воспринимать это как норму. У него формируется эталон эмоционального реагирования.

Можно предположить, что бездуховность и особая жестокость современных подростков во многом связана с эмоциональными и нравственными эталонами, которые были сформированы у них обществом, и, прежде всего телевидением.

При виде экранных драк у юных телезрителей развивается определённый, ещё не осознанный сценарий агрессивного поведения. Однако, столкнувшись с трудностями во взаимоотношениях с людьми, ребёнок вспоминает тот способ агрессии, который он видел на экране, и начинает действовать так же.

Возникает вопрос: многие дети смотрят телевизор, но не все из них агрессивны. Ответ очевиден: ребёнок усваивает из окружающей действительности лишь то, что отвечает его потребностям. А потребности эти во многом определяет семья и общение со сверстниками. Дети, которые в семье чаще подвергаются наказаниям, в качестве любимых передач отмечают те, в которых присутствует насилие, а в качестве любимых телегероев выбирают наиболее агрессивных.

В-ТРЕТЬИХ, НАСТОРАЖИВАЕТ РОМАНТИЗАЦИЯ ОТРИЦАТЕЛЬНЫХ ГЕРОЕВ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ФИЛЬМОВ.

Романтизация негативного образа жизни приводит к формированию у ребёнка соответствующих нравственных образцов поведения. Иногда родители считают, что дети воспринимают фильм так же, как и взрослые. Однако это не соответствует действительности. Мышление дошкольника наглядно – образное. Он улавливает лишь основную линию сюжета и конкретное поведение действующих лиц. Ребёнку недоступно понимание мук совести или душевных метаний героев фильма. Он не видит и не осознаёт несоответствия их поступков и слов. Именно поэтому ребёнок копирует не благородные дела героя, а его конкретные действия.

В – ЧЕТВЁРТЫХ, НЕОБХОДИМО ОТМЕТИТЬ, ЧТО СОВРЕМЕННОЕ ТЕЛЕВИДЕНИЕ НЕ СПОСОБСТВУЕТ УМСТВЕННОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ.

На долю развивающих программ отводится от 1,5 до 3 % эфирного времени (сравним с рекламой – ей предоставляется 23%). Кроме того, телевидение способствует интеллектуальной пассивности детей. Информация подаётся в готовом виде, она не требует усилий воображения и анализа. Большинство родителей отмечают: дети не хотят, чтобы им читали книги, они предпочитают смотреть эти сказки по видео. Но и для родителей значительно удобнее поставить для просмотра диск, чем тратить время на книгу.

В результате не происходит обсуждения сказки, у ребёнка не развивается стремления самому научиться читать. Такой подход тормозит развитие психических функций детей: замедляется развитие речи и мышления, нет стимула для развития воображения и, что очень важно, нет тесного эмоционального контакта ребёнка с родителями.

Этот, казалось бы, лёгкий путь в воспитании приводит к плачевным последствиям при поступлении в школу. Они не приучены к книге, не могут сконцентрироваться на тексте, у них не развита связная речь.

НЕКОТОРЫЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

  • Не поддавайтесь искушению облегчить себе жизнь, усадив малыша перед телевизором и занявшись в это время своими делами. Помните, что психика ребёнка формируется только в совместной деятельности со взрослым.
  • Чётко регламентируйте просмотр ребёнком телепрограмм. Максимальное количество времени у экрана не должно превышать возрастные нормы (при просмотре художественной сказки в старшем дошкольном возрасте от 15-20 минут до 1 часа в день).
  • Оградите ребёнка от просмотра рекламы, информационных программ, а также художественных фильмов, ориентированных на взрослую аудиторию.
  • Старайтесь отслеживать содержательность и художественность детских программ, чтобы исключить низкопробную видео- и телепродукцию.
  • Обсуждайте с ребёнком сюжеты просмотренных фильмов. Важно понять, что он думает, чувствует, как бы поступил в той или иной ситуации. Научите ребёнка анализировать и оценивать поступки и понимать чувства других людей.

Просматривая и обсуждая мультфильм или художественный фильм-сказку, дети учатся чему надо радоваться и из-за чего надо огорчаться. Совместное обсуждение позволит им понять, что такое успех, победа, взаимопомощь, боль, предательство, сформировать свой способ поведения в конкретной ситуации.

После обсуждения можно предложить ребёнку нарисовать героев фильма или вылепить их из пластилина. При этом важно обратить внимание на изображение эмоций этих героев.

Для детей старшего дошкольного возраста можно организовать игру в режиссёров-мультипликаторов: придумать и нарисовать серию рисунков для нового фильма (с участием любимых героев) или продолжить понравившийся, но завершить его по-другому.

Таким образом, признавая огромную роль телевидения в жизни каждого человека, мы должны помнить о той ответственности, которая лежит на взрослых: сделать всё возможное, чтобы исключить негативное влияние информационного потока на психику ребёнка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психическое здоровье дошкольников и телевидение.

Влияние современного телевидения на психологическое здоровье детей дошкольного возраста....

« ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ ДОШКОЛЬНИКА И ТЕЛЕВИДЕНИЕ.»

Трудно представить  жизнь современной российской семьи без телевизора.Телевидение – это окно во внешний мир, и при разумном  подходе оно может выполнять функции образовательного, развлекател...

«Психическое здоровье дошкольника и телевидение»

Трудно представить жизнь современной российской семьи без телевизора.         Телевидение – это окно во внешний мир, и при разумном подходе оно может выполнять ...

Консультация для родителей «Психическое здоровье дошкольника и телевидение»

 Подготовила воспитатель группы ОРН от 5 до 7 лет:  Азарскова И. А.    2012 годТрудно представить жизнь  современной российской семьи без телевизора. Телевидение – это окно во внешний мир, и при разум...