Факторы влияния на успешную психологическую адаптацию к дошкольному учреждению (семинар для родителей с презентацией)
методическая разработка по теме
Адаптацию необходимо рассматривать не как пассивное приспособление к меняющимся условиям, а как процесс выработки новых форм и способов активности, обеспечивающих эффективность деятельности в изменяющихся условиях и сохранение своего психофизического благополучия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Адаптацию необходимо рассматривать не как пассивное приспособление к меняющимся условиям, а как процесс выработки новых форм | 19.28 КБ |
Презентация | 435.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Методист ГБУ ДО ЦППМСП
Выборгского района
Педагог-психолог
Высшей категории Коноплева О.В.
Факторы влияния на успешную психологическую адаптацию
к дошкольному учреждению
(семинар для родителей с презентацией)
Адаптацию необходимо рассматривать не как пассивное приспособление к меняющимся условиям, а как процесс выработки новых форм и способов активности, обеспечивающих эффективность деятельности в изменяющихся условиях и сохранение своего психофизического благополучия.
Сегодня я бы хотела поговорить с Вами об условиях успешной адаптации детей к детскому саду. В первую очередь хочу сказать, что представляю ваши мысли, наверняка вы все волнуетесь о том, как пройдут первые недели прихода малыша в садик. Не стоит сильно переживать, к тому же ваше спокойствие очень важно сейчас для ребенка. С детьми нужно прощаться спокойно и уверенно, если они видят, что родитель сам боится, то им становится еще страшнее и хуже, а если родитель сам спокоен, то и ребенок довольно быстро успокаивается. Итак, что же надо делать, что бы процесс адаптации ребенка к детскому саду прошел безболезненно не только для ребенка, но и для вас, родителей?
Поэтому все адаптационные возможности и адаптационные изменения необходимо рассматривать на трех уровнях:
• психофизиологическом,
• индивидуально-психологическом
• социально-психологическом. (слайд 2)
Этапы адаптации детей к ДОУ
• 1 этап – негативистский или депрессивный;
• 2 этап – псевдоадаптация;
• 3 этап – подлинная адаптация. (3 слайд)
Для успешной адаптации необходимо организовать удовлетворение основных потребностей ребенка, как органических (в отдыхе, пище и пр., так и социальных (доверительных контактах и сотрудничестве со взрослым, познании, признании, одобрении и т. п., в новой среде и новыми средствами.
На процесс психологической адаптации детей к дошкольному учреждению оказывают влияние возраст ребенка, особенности социальной ситуации развития, отношения с педагогами и сверстниками, микроклимат в семье и качество детско-родительских отношений, индивидуально-психологические особенности ребенка, его личностные качества и параметры его психологического развития.
Исследования показывают, что адекватная оценка ребенком своего положения в новой социальной ситуации, ведущий вид деятельности, оптимальные методы семейного воспитания, благоприятный статус в группе сверстников и позитивное отношение педагога способствуют успешному привыканию детей к дошкольному учреждению. В то же время нарушения познавательного и личностного развития, отклонения в поведении, неудовлетворенность общением со взрослыми, низкий уровень образования родителей, негативное отношение педагога и неблагоприятный семейный микроклимат затрудняют процесс адаптации ребенка к детскому саду.
Какие факторы влияют на процесс психологической адаптации детей к дошкольному учреждению? (слайд 4, 5)
Обобщая имеющиеся в психологической науке и практике представления, можно выделить три группы факторов, оказывающих влияние на процесс психологической адаптации детей к дошкольному учреждению, и определить их основные показатели.
1 группа факторов: Особенности развития ребенка.
Поступление ребенка в дошкольное учреждение связано с расширением круга общения как со взрослыми, так и со сверстниками, а также с изменением характера общения. Легче адаптируются к коллективу дети, имеющие необходимые навыки общения со сверстниками.
Единственные в семье дети, которые по разным причинам не приобрели опыта взаимодействия с ровесниками, оказываются в более уязвимом положении. Некомпетентность детей в коммуникативной сфере, неумение конструктивно разрешать возникающие конфликты, тревожность и неуверенность в себе (свойственные многим дошкольникам в период адаптации к новой ситуации) снижают популярность таких детей в группе и препятствуют успешному вхождению в детский коллектив.
2 группа факторов: Характеристики семейной ситуации.
В период адаптации ребенка к детскому саду особое значение приобретает воспитательная позиция родителей, понимаемая как совокупность установок, связанных с воспитанием детей, определенной мотивации отношения к ребенку и ее осознания. Воспитательная позиция родителей обусловлена "знаемыми" и "реально действующими" мотивами, степень осознанности которых может различаться. Ее важными характеристиками являются адекватность, гибкость и прогностичность. Адекватность заключается в умении родителей видеть и понимать индивидуальность своего ребенка, его личностные и мотивационные особенности, в способности замечать изменения, происходящие в его психической сфере. Гибкость предполагает способность к изменению педагогических воздействий по ходу взросления ребенка или в связи с различными изменениями условий жизни семьи. Прогностичность оценивается как способность родителей предвосхищать появление новых психических и личностных качеств детей, в том числе тех, которые обусловлены семейным воспитанием.
Воспитательная позиция родителей является основой для формирования стиля воспитания ребенка в семье. Стилевые особенности детско-родительских отношений оказывают существенное влияние на процесс адаптации дошкольника к детскому саду.
3 группа факторов: Социальная и педагогическая среда дошкольного учреждения.
Показатели: особенности педагогического процесса (содержание, формы, методы работы с детьми, индивидуализация образовательных и воспитательных стратегий, организация совместной работы с родителями) ; влияние педагога (стиль педагогического общения, личностные качества воспитателя) ; влияние сверстников (принятие в группе, характер общения, особенности игровых взаимоотношений детей)
Успешность привыкания детей к ДОУ во многом зависит от отношения к ним педагога и выбранного им стиля общения с воспитанниками.
Стиль педагогического общения представляет собой систему индивидуально-типологических особенностей социально-психологического взаимодействия педагога и детей. Основными параметрами, характеризующими стиль педагогического общения, являются:
- степень эмоционального принятия ребенка, его особенностей и проблем;
- степень контроля за выполнением правил, за поведением детей и т. д. ;
- учет индивидуальных особенностей детей в организации учебно-воспитательного процесса.
Процесс перехода ребенка из семьи в детское дошкольное учреждение сложен и для самого малыша и для родителей. Ребенку предстоит приспособиться к совершенно иным условиям, чем те, к которым он привык в семье. А это совсем не просто. Возникает необходимость преодоления психологических преград.
По каким параметрам можно определить, как прошел период адаптации ребенка к условиям дошкольного учреждения (слайд 6, 7)
Период адаптации детей раннего возраста условно разделяют на три уровня:
1 уровень- Легкий уровень адаптации (10-15 дней) .
При ознакомлении с окружающим легко включается в предметную, самостоятельную деятельность или игру. В игре могут играть как самостоятельно, так и со сверстниками. Быстро устанавливают контакт со взрослыми.
У ребенка постепенно нормализуется сон и аппетит, восстанавливается эмоциональное состояние и интерес к окружающему миру, налаживаются взаимоотношения со взрослыми и сверстниками. Отношения с близкими людьми не нарушаются, ребенок достаточно активен, но не возбужден. Снижение защитных сил организма выражено незначительно и к концу 2-3 недели они восстанавливаются. Острых заболеваний не возникает.
2 уровень- Средний уровень адаптации (20-40 дней)
Дети этого уровня характеризуются привыканием к детскому саду, адекватным поведением: наблюдают за действиями взрослых и сверстников, в первые дни плачут, вспоминают родителей после их ухода, а в течение дня играют со сверстниками, общаются со взрослыми.
Сон и аппетит восстанавливаются только через 15-40 дней, настроение неустойчиво в течение месяца, значительно снижается активность малыша: он часто плачет, малоподвижен, не проявляет интереса к игрушкам, отказывается от занятий, не пользуется речью. Эти изменения длятся до полутора месяцев. Отчетливо выражены изменения в деятельности вегетативной нервной системы: это могут быть функциональное нарушение стула, бледность, потливость, тени под глазами, пылающие щечки, могут усилиться проявления экссудативного диатеза. Особенно ярко эти проявления отмечаются перед началом заболевания, которое протекает, как правило, в форме острой респираторной инфекции.
3 уровень Тяжелый уровень адаптации (от 2 до 6 месяцев) .
В период адаптации к детскому дошкольному учреждению дети проявляют тревогу, беспокойство. Требуют к себе постоянного внимания со стороны воспитателя, не замечают сверстников.
Ребенок начинает длительно и тяжело болеть, одно заболевание почти без перерыва сменяет другое, защитные силы организма подорваны и уже не выполняют свою роль - не предохраняют его от инфекций. Частые болезни сочетаются с неадекватным поведением ребенка, которое граничит с невротическим состоянием. Аппетит снижается сильно и надолго, может возникнуть стойкий отказ от еды или невротическая рвота при попытке накормить ребенка. Он плохо засыпает, вскрикивает и плачет во сне, просыпается со слезами; его сон чуткий и короткий. Во время бодрствования малыш подавлен, не интересуется окружающим, избегает других детей или ведет себя агрессивно.
Показателями окончания адаптационного периода является:
• спокойное, бодрое, веселое настроение ребенка в момент расставания и встреч с родителями;
• уравновешенное настроение в течение дня;
• адекватное отношение к предложениям взрослых;
• общение с ними по собственной инициативе;
• умение общаться со сверстниками, не конфликтовать;
• желание есть самостоятельно, доедать положенную норму до конца;
• спокойный дневной сон в группе до назначенного по режиму времени.
Список литературы
1. Адаптация ребенка к детскому саду. Советы педагогам и родителям; Речь - Москва, 2010. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ЧТО МНЕ ДЕЛАТЬ?
УСЛОВИЯ УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ РАССКАЖИТЕ РЕБЕНКУ О ДЕТСКОМ САДЕ ЗАРАНЕЕ, ПОИГРАЙТЕ С НИМ В ДЕТСКИЙ САД, СХОДИТЕ С НИМ НА ЭКСКУРСИЮ В ДЕТСКИЙ САД, ОБЪЯСНИТЕ, ЧТО ДЕТСКИЙ САД – ПРИВЕЛЕГИЯ ДЕТЕЙ И ЧТО ВЗРОСЛЫХ ТУДА НЕ ПУСКАЮТ НЕ ОСТАВЛЯЙТЕ РЕБЕНКА В САДУ НА ЦЕЛЫЙ ДЕНЬ, ПРИУЧАЙТЕ ПОСТЕПЕННО
УСЛОВИЯ УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ СОЗДАЙТЕ СПОКОЙНЫЙ, КОМФОРТНЫЙ, БЕСКОНФЛИКТНЫЙ КЛИМАТ В СЕМЬЕ БУДТЕ СПОКОЙНЫ, НЕ ПОКАЗЫВАЙТЕ РЕБЕНКУ СВОЕ БЕСПОКОЙСТВО ПО ПОВОДУ ДЕТСКОГО САДА
НЕ ХОЧУ ЭТО ЕСТЬ! НЕ БУДУ СПАТЬ! ЗАБЕРИ МЕНЯ СКОРЕЙ! Я НИКОГО НЕ ЛЮБЛЮ!
УСЛОВИЯ УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ СОЗДАЙТЕ В ВЫХОДНЫЕ ДНИ ДОМА ТАКОЙ ЖЕ РЕЖИМ, КАК В ДЕТСКОМ САДУ НЕ РЕАГИРУЙТЕ НА ВЫХОДКИ РЕБЕНКА ПОСЛЕ ПОСЕЩЕНИЯ САДА И НЕ НАКАЗЫВАЙТЕ ЗА КАПРИЗЫ
ЭТОТ КЛАССНЫЙ ДЕТСКИЙ САД!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ БУДУЩЕЙ ШКОЛЬНОЙ УСПЕШНОСТИ ДЕТЕЙ
Почему дети не усваивают материал, ипытывают трудности в общении, иногда агрессивны, ленивы, медлительны? Эти и многие другие вопросы волнуют психологов, педагогов, родителей. Хотя однозначного ответа...
Инновации в повышении квалификации педагогов в дошкольном учреждении. Семинар-практикум.
Тема:"Система повышения квалификации и её роль в формировании педагога нового типа"....
Консультация для родителей "Психологическое здоровье детей как цель и критерий успешности психологической поддержки детей"
Психологическое здоровье является необходимым условием полноценного развития ребёнка в процессе его жизнедеятельости.Фактор, неблагоприятно влияющий на детей сегодня - это нестабильность экономическая...
Сценарий развлечения для детей среднего дошкольного возраста совместно с родителями с презентацией «Как Емеля правила дорожного движения учил»
Сценарий развлечения для детей среднего дошкольного возраста совместно с родителями с презентацией «Как Емеля правила дорожного движения учил»...
Социально – психологические факторы успешности обучения в дошкольном возрасте
Тема моего доклада: «Социально – психологические факторы успешности обучения в дошкольном возрасте».Актуальность данной темы обусловлена современными методами и подходами к раз...
Сценарий развлечения для детей младшего дошкольного возраста совместно с родителями с презентацией «Как Емеля правила дорожного движения учил»
Сценарий развлечения «Как Емеля правила дорожного движения учил»...