Восприятие информации детьми
консультация (подготовительная группа) на тему
Эффективность обучения детей во многом зависит от типа восприятия информации. Получив знания об особенностях восприятия ребенка, родители сами могут подбирать соответствующие способы обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gromova.docx | 20.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Восприятие информации детьми
Восприятие информации ребёнком. Типы
Эффективность обучения детей во многом зависит от типа восприятия информации. Получив знания об особенностях восприятия ребенка, родители сами могут подбирать соответствующие способы обучения.
Известно, что человек имеет слуховое (аудиальное), зрительное (визуальное), тактильное (кинестетическое), вкусовое и обонятельное восприятие. Основными у человека являются первые три канала восприятия информации. В зависимости от того, какой из трех будет ведущим, каждого человека относят к аудиалам, визуалам или кинестетикам. Особенности того или иного вида восприятия проявляются достаточно рано в поведении ребенка. Приведем краткую характеристику каждого из трех.
Аудиал. Такой ребенок лучше всего воспринимает информацию на слух, для него важны интонации, тембр голоса, то есть не то, что говорят, а то, как говорят. Дети-аудиалы легко узнают людей по голосу. Еще до того, как их сверстники начинают говорить, они уже имеют большой словарный запас. Любят слушать, когда им читают, как правило, знают много стихов, рано проявляют интерес к самостоятельному чтению, задают много вопросов, любят сочинять разные истории и небылицы, охотно слушают аудиозаписи.
Визуал. Визуальное восприятие — зрительное. Эти дети ориентируются прежде всего на образы, картинки. С раннего детства любят разглядывать предметы, наблюдать за людьми. Они, скорее, будут разглядывать иллюстрации в книжках, чем слушать то, что читает взрослый. Охотно играют в настольные игры, любят пазлы, рисовать и лепить. Дети-визуалы обычно замечают любые изменения во внешности человека, в окружающем пространстве, хорошо запоминают лица.
Кинестетики. Дети, которые все воспринимают через ощущения, чувства и движение, рано начинают ползать и ходить, все стремятся исследовать на ощупь. Предпочитают активные игры, где можно бегать и прыгать. Плохо концентрируются и могут быть невнимательными. Часто что-то теребят в руках, стремятся дотронуться до собеседника, любят обниматься и целоваться. Бывают капризны в отношении одежды: колючая, колется, жесткая и пр. У них хорошо развита моторная память. Чтобы, например, запомнить какую-то информацию, ребенок должен ее сам записать.
Редко можно встретить человека с одним ярко выраженным видом восприятия, у большинства людей он смешанный. Но доминирующий способ восприятия остается на всю жизнь. Родителям с раннего детства важно знать, какой тип восприятия у их ребенка, это поможет им правильно выстроить процесс обучения. Допустим, пришло время учить ребенка чтению. Для аудиала важно, чтобы книга звучала: можно проговаривать буквы, слоги, пропевать их, слушать диски с текстами. Дети- аудиалы хорошо запоминают стихи, сказки на слух. Для визуала приоритет имеют картинки, иллюстрации в книгах. Поэтому, обучая чтению, постарайтесь рисовать и писать буквы, можно разыграть маленький спектакль с кукольными персонажами, посмотреть видеоролики в Интернете. Ребенку-кинестетику надо дать возможность самому нарисовать или вылепить буквы, слоги.
Существует точка зрения, что все дети — кинестетики. В определенной мере это справедливо. Большинство дошкольников и младших школьников очень подвижны и эмоциональны. Однако наблюдая за особенностями поведения детей, вы точно обнаружите различия.
Американские психологи Л. Брэдвей и Б. Алберс Хил разработали мониторинг для определения способа познания у детей старшего дошкольного возраста. Данная анкета заполняется родителями.
Инструкция. Внимательно посмотрите, какое из нижеприведенных утверждений больше всего относится к вашему ребенку. Подчеркните его.
1. Общение
• Когда моему ребенку хочется выразить свои мысли, он пользуется простыми фразами (3).
• Мой ребенок неправильно произносит некоторые звуки и слова (3).
• Мой ребенок редко сам вызывается отвечать (3).
• Мой ребенок правильно использует глагольное время (С).
• Моему ребенку нравится разговаривать со взрослыми (С).
• Мой ребенок любит сочинять и рассказывать вымышленные истории (С).
• Мой ребенок говорит короткими, прямыми фразами (Д).
• Мой ребенок невнятно произносит некоторые звуки (Д).
• Мой ребенок может рассказывать что-нибудь непоследовательно (Д).
2. Любимые игрушки и занятия
• Моему ребенку нравятся калькуляторы и компьютеры (3).
• Моему ребенку нравится рукоделие и моделирование (3).
• Мой ребенок любит читать вслух, и ему нравится, когда ему читают (С).
• Моему ребенку нравится придумывать игры (С).
• Моему ребенку нравится заниматься спортом и играть в подвижные игры (Д).
• Мой ребенок любит кататься на велосипеде и ходить в походы (Д).
• Мой ребенок любит ухаживать за домашними животными (Д).
3. Микромоторика
• Мой ребенок правильно выводит буквы, точно в границах строки (3).
• Для письменных работ моего ребенка характерна аккуратность (3).
• Моему ребенку особенно нравится раскрашивание (3).
• Мой ребенок аккуратно пишет печатными буквами (С).
• Мой ребенок диктует или читает самому себе во время занятий (С).
• Мой ребенок часто просит помочь при выполнении творческих заданий (С).
• Моему ребенку трудно писать на разлинованной бумаге (Д).
• Мой ребенок путает порядок букв и слов (Д).
• Мой ребенок сильно нажимает на карандаш или кисточку (Д).
4. Навыки поведения в коллективе
• Мой ребенок чувствует себя одиноко в группе детей (3).
• Мой ребенок редко сам заводит разговор, он отвечает, когда его спрашивают (3).
• Индивидуальные занятия нравятся моему ребенку больше, чем групповые (3).
• Мой ребенок очень разговорчив (С).
• Мой ребенок обычно первым начинает разговор (С).
• Моему ребенку часто делают замечания за то, что он слишком много говорит на уроках (С).
• Мой ребенок более общителен на игровой площадке (Д).
• Моему ребенку легче выражать мысли с помощью жестов (Д).
• Мой ребенок выступает в роли лидера на игровой площадке (Д).
5. Память
• Мой ребенок запоминает то, что видит (3).
• Мой ребенок читает, вспоминая значение слов (3).
• Мой ребенок легко усваивает математические правила (С).
• Мой ребенок читает, узнавая слова по их звучанию (С).
• Моему ребенку нелегко вспомнить то, что он видел и слышал (Д).
• Моему ребенку нужна помощь, чтобы научиться читать (Д).
6. В школе
• Мой ребенок аккуратно одевается (3).
• Мой ребенок отвлекается, обращая внимание на цвета и движущиеся предметы (3).
• Мой ребенок следит за порядком на своем рабочем месте (3 .
• Внешний вид моего ребенка ни аккуратный, ни чрезмерно опрятный (С).
• Мой ребенок легко отвлекается на звуки и голоса (С).
• Мой ребенок ведет дискуссии и часто сам вызывается отвечать (С .
• Мой ребенок часто выглядит довольно неопрятно (Д).
• Мой ребенок чрезмерно активен и часто отвлекается (Д).
• Моему ребенку трудно усидеть на своем вместе (Д).
Каждый ответ соотносится с определенным способом познания, на что указывает буква в скобках после каждого варианта ответа:
3 — «зритель» или визуал
С — «слушатель» или аудиал
Д — «деятель» или кинестетик
Скорее всего, ответы будут сосредоточены в одной или двух колонках. Преобладание ответов по какому-либо варианту будет указывать, каким способом познания преимущественно пользуется ребенок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности восприятия информации у детей на начальном этапе обучения
Это методическое пособие, где подробно раскрыты особенности восприятия информации у детей. Подробно описаны механизмы, причины различий психологических и поведенческих различий между людьми. Сделан ан...
Особенности восприятия информации у детей на начальном этапе обучения
Это методическое пособие, где подробно раскрыты особенности восприятия информации у детей. Подробно описаны механизмы, причины различий психологических и поведенческих различий между людьми. Сделан ан...
Восприятие информации детьми
Восприятие информации детьми...
Статья на тему: "ВОСПРИЯТИЕ ИНФОРМАЦИИ У ДЕВОЧЕК И МАЛЬЧИКОВ 5 – 10 ЛЕТ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ВЕДУЩЕГО ПОЛУШАРИЯ".
Учет половых различий детей с ведущим левым или правым полушарием в учебном процессе в настоящее время остается мало изученным. Процесс школьного обучения является преимущественно аудиально-визуально ...
Семинар-практикум «Совершенствование познавательных процессов, способствующих быстрому восприятию информации и принятию решений»
Цель семинара-практикума - овладение родителями основными приемами развития познавательной деятельности у детей....
Мастер-класс "Индивидуализация воспитательно-образовательного процесса с учётом типов восприятия информации у детей"
Высказывание о том, что все люди разные, не просто фраза. Каждый из нас по-разному воспринимает информацию и реагирует на нее. Но если реакции - это больше относится к определению интровертов и экстра...
"Восприятие информации ребёнком. Типы восприятия."
Информация поможет родителям или педагогам понять, как тот или иной ребёнок лучше воспринимает информацию....