Тест: "К школе готов!"
статья (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Информация для родителей
Статья на тему: «К школе готов?»
Обычно, когда говорят о готовности ребенка к школе, имеют в виду его умение читать и считать. И мало кто из родителей задумывается, что это далеко не самый главный показатель в этом вопросе.
Специалисты Психологического института Российской Академии образования разработали специальные тесты, с помощью которых родители могут самостоятельно определить уровень готовности ребенка к школе
- Желание учиться
Сочините ребенку небольшую сказку о зверушках, в которых каждый персонаж по-своему объясняет свое желание учиться. Например, один говорит: «Я хожу в школу, потому что меня мама заставляет. А если бы не мама, я бы в школу не ходил».
Второй: «Я хожу в школу потому, что мне нравиться учиться, узнавать новое, нравиться делать уроки. Даже если бы школы не было, я все равно бы учился».
Третий: «Я хожу в школу потому, что там весело и много ребят, с которыми можно играть».
Четвертый: «Я хожу в школу потому, что хочу быть большим. Когда я в школе, чувствую себя взрослым, а до школы был маленьким.
Пятый: «Я хожу в школу потому, что нужно учиться. Без учения никакого дела не сделаешь, а выучишься – можешь стать кем захочешь».
А теперь спросите своего ребенка: «Как ты считаешь, почему надо ходить в школу?» Если он настроен исключительно на игру и среди его соображений нет ни одного учебно-познавательного мотива, вряд ли ребенок психологически готов получать знания за школьной партой.
- Развитие речи
Это один из важнейших критериев готовности к школьному обучению. Попросите ребенка пересказать короткий (не больше 6-7 предложений) рассказ либо содержание небольшого мультфильма или комикса из детского журнала.
Если при рассказе ребёнок с трудом согласовывает слова, не может правильно строить предложения, логично выстроить сюжетную линию (начало, середина, конец), значит, ему нужно поработать над развитием речи. Самый эффективный способ – чтение книг вслух. Читайте ребенку сказки или небольшие рассказы не менее получаса в день. Задавайте вопросы по прочитанному, заодно тренируя память и внимание. Расспрашивайте малыша, как прошел его день, что интересное он видел.
- Фонематический слух
Поиграйте в игру «Назови лишнее слово». Вы выбираете какое-то слово, например, «гора», и повторяете его несколько раз, а потом вместо него говорите другое, похожее. Задача ребенка – услышать и назвать другое слово. Например, взрослый говорит (проговаривая по одному слову в секунду):
Гора, гора, гора, гора, нора, гора, гора.
Голос, голос, голос, голос, колос, голос, голос.
Коса, коса, коса, коса, роса, коса, коса, коса, коза.
Загадайте ребенку загадку: «Что случится, если имя «Любочка» потеряет букву «Л»? А если слог «ЛЮ»?
Если ребенок слышит и называет «лишние» слова, без труда делит слово на части, значит, с фонематическим слухом у него все в порядке. Если же ошибается, ему обязательно нужно тренировать слух логопедическими упражнениями. В противном случае у него могут возникать проблемы при обучении родному языку (в частности, с орфографией).
- Словесно-логическое мышление
Попросите ребенка закончить предложения: «Если выйдешь на улицу зимой без одежды, то…», «Прошел дождь, поэтому…», «У Антона сегодня отличное настроение, потому что…»
В игре «Четвертый лишний» ребенку предлагают ряды из четырех слов. В каждом случае ему нужно убрать одно, на его взгляд, лишнее. Например: стол, стул, диван, окно. Или: брюки, рубашка, юбка, мальчик.
Игра «Аналогии» поможет определить, насколько у ребенка сформированы основы словесно-логического мышления. Ему называют три слова. Два первых - пара. Требуется подобрать аналогичную пару к третьему слову. Например: «день – ночь, лето - …(зима)», «часы – время, градусник - …(температура)», «глаз – зрение, ухо - …(слух)».
Словесно-логическое мышление начинает формироваться к 6-7 годам. И если при выполнении вышеперечисленных игр-заданий ребенок допускает 1-2 ошибки, значит, этот процесс протекает нормально. Если больше, то необходимо заняться его тренировкой. Недостаточное развитие словесно - логического мышления приводит к трудностям в обучении. В частности, при совершении любых логических действий (анализа, обобщения, выделения главного при строении выводов) и операций со словами. Сборники упражнений по развитию этого вида мышления можно найти в книжном магазине.
- Уровень самоконтроля
Сыграйте с ребенком в игру «да» и «нет» не говорить, «черное» и «белое» не называть». Задавайте ему простые вопросы: «Ты любишь шоколад?», «Какого цвета мороженое?» Он должен отвечать, не говоря слов «да» и «нет», не называя черного и белого цветов. Вопросов не должно быть больше 10.
Если ребенок отвечает без ошибок, значит уровень самоконтроля достаточно высок, а это одно из важнейших условий успешной учебы. «Неуспешные» школьники даже при знании и понимании правила, по которому нужно действовать, затрудняются в самостоятельном выполнении задания, где требуется в определённой последовательности выполнить ряд умственных операций, и им необходима постоянная помощь взрослого. Тренировка способности к самоконтролю происходит естественней и эффективнее всего в процессе разнообразных «игр по правилам». Например, предложите ребенку: «Я буду называть тебе разные слова, а ты их будешь за мной повторять. Но помни об одном условии: названия цветов – это наш секрет, их повторять нельзя. Вместо этого , встретившись с названием цветка, ты должен молча хлопнуть один раз в ладоши».
Примерный список слов: окно, стул, ромашка, ириска, плечо, шкаф, василек, книга и т.д. Варианты: нельзя повторят названия животных, имена девочек и т.п.
Когда ребенок станет хорошо и постоянно удерживать правило, переходите к игре с одновременным использованием двух правил. Например: нельзя повторять названия птиц, надо отмечать их одним хлопком, а также нельзя повторять названия предметов, имеющих круглую форму (или зеленый цвет), надо отмечать двумя хлопками.
- Мелкая моторика (работа мелких мышц руки)
Попросите ребенка вырезать фигурки для аппликации (лучшей геометрической формы) и наклеить на лист бумаги.
На тетрадном листе в клеточку нарисуйте узор, состоящий из геометрических фигур, и попросите малыша повторить его.
Обратите внимание, как ребенок владеет карандашом, ручкой, ножницами, насколько успешно перерисовывает узоры, вырезает геометрические фигуры. Если ему трудно справляться с этими заданиями, значит, мелкие мышцы руки нуждаются в тренировке. Почему это так важно? Дела в том, что в головном мозгу человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. Стимулируя мелкую моторику с помощью пальчиковой гимнастики, массажа рук, лепки из пластилина, мы тем самым активизируем отделы мозга, отвечающие за развитие речи.
Данные теста носят рекомендательный характер. В любом случае решение остается за вами. Но если у вашего ребенка не развиты вышеперечисленные навыки, то к школе он пока не готов. Учиться ему сейчас будет трудно, да и вам требовать от него хороших результатов – тоже. Кроме того, есть риск, что, столкнувшись с трудностями, ребенок может вообще утратить интерес к учебе. Особенно это касается мальчишек. Ведь по всем психофизиологическим законам они созревают гораздо позже, чем девочки, и хуже адаптируются в условиях дисциплинарной школьной среды. Поэтому, если есть возможность, запишите ребенка в группу развивающего обучения или подготовки к школе, чтобы на бедующий год у него была возможность спокойно и радостно войти в новый для себя мир.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рекомендации и тесты для родителей "Готов ли ваш ребенок к школе"
Данный материал поможет родителям не только проверить знания своего ребенка, но и послужит ориентиром при подготовке ребенка к школьному обучению. Обучение первоклассника в школе...
Тест для родителей"Готов ли Ваш ребёнок к школе"
Данный материал предназначен родителям будущих первоклассников. С помощью теста родители смогут самостоятельно определить готовность их ребёнка к обучению в школе....
тест 1.1. "Готов ли я к школе?" (по материалам изданий "Ломоносовская школа")
Уважаемые родители!Сидя на карантине, вы можете сделать так называемый срез знаний вашего ребёнка.Для этого я предлагаю ребёнку выполнить некоторые задания, которые я успешно использую в своей практик...
тест 1.2. "Готов ли я к школе?" (по материалам "Ломоносовская школа")
Продолжаем готовится к школе!...
Тест 1.3."Готов ли я к школе?" - БУКВЫ (по материалам "Ломоносовская школа")
Уважаемые родители! А может ли ващ ребёнок определять, с какого звука начинается слово?И помнит ли он букву, которая этот звук обозначает?...
тест 1.4. "Готов ли ты к школе?" (по материалам "Ломоносовская школа")
Уважаемые родители!Продолжаем подготовку к школьному обучению!...