"Развитие речи ребёнка 3-4 лет"
презентация к уроку (младшая группа) на тему
В презентации дана характеристика речи детей 3-4 лет, описаны её особенности. Даны практические рекомендации для родителей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_rechi_rebyonka_3-4_let.ppt | 199.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Тема нашей встречи: «Учите детей говорить правильно»
Продолжите фразу: «Я мама (папа)..…(имя ребёнка)». Ему…..(возраст). Продолжите фразу: «Мой ребёнок начал говорить…..».
Педагогический всеобуч «Развитие речи ребёнка 3-4 лет»
Развитие словаря Существуют такие понятия, как активный и пассивный словарь. Активный словарь – слова, которые ребёнок произносит в активной речи. Пассивный словарь – слова, которые ребёнок не произносит, но соотносит с предметами.
В активном словаре детей 3 -4 лет: Существительные, глаголы, местоимения(мой, твой, наш), наречия (тут, там, здесь), числительные (один, два),притяжательные прилагательные (дядин, мамин); Обобщающие понятия (дикие животные, домашние животные, детёныши животных, фрукты, овощи, игрушки, посуда)
Грамматический строй Усвоение морфологических элементов слова (приставки, суффиксы, окончания). Усвоение правил построения предложений. Использование разных частей речи.
Дети 3-4 лет: Отвечают на вопросы взрослых развёрнутыми фразами, состоящими из трёх-четырёх и более слов; Составляют высказывание из двух-трёх предложений; Используют в речи предлоги «в», «на», «под», «над».
Звуковая культура речи Интонация – это фонематическое средство языка, позволяет выражать разные чувства. Система фонем – усвоение и правильная передача отдельных звуков, их сочетаний.
Дети 3-4 лет произносят: Все свистящие ( «с», «сь», «з», «зь», «ц»); Все губные ( «п», «пь», «б», «бь»); Все зубные ( «т», «ть», «д», «дь»); Губно-зубные ( «ф», «фь», «в», «вь»); Все гласные ( «а», «о», «у», «ы», «и», йотированные «я», «ю», «ё», «е»); Шипящие ( «ш», «ж», «ч», «щ») заменяются на свистящие вместо «каша» - «касса»; Сонорные ( «р», «рь», «л», «ль») заменяются на «ль», реже – «й» - «йябота», «йека». Постепенно к 4-5 годам возрастные несовершенства исчезают из детской речи. Но роль взрослых необычайно велика в этом вопросе.
Требования к литературному материалу: Он должен затрагивать эмоциональную сферу ребёнка; Стихи, сказки, рассказы должны быть небольшие по объёму, несложные по содержанию, доступные для понимания; «Читать – это ещё ничего не значит; что читать и как понимать читаемое – вот в чём главное дело» (К.Ушинский); Одно и то же произведение дети любят слушать по несколько раз; Спрашивайте, о чём говорится, что происходит с главными героями; Учите пересказывать сказки, начиная задавать вопросы по содержанию; передавая содержание, ребёнок учится чётко, точно, полно, последовательно излагать свои мысли; Учите с детьми стихи, потешки, загадки наизусть
Чтобы правильно развивать речь ребёнка, нужно придерживаться нескольких советов: «Изучение языка должно идти рука об руку с изучением вещей. Вещь – есть сущность, а слово – нечто случайное, вещь – тело, а слово – одеяние, вещь – ядро, а слово – кора. Поэтому то и другое должно предлагаться человеческому уму одновременно; однако на первом месте вещь как предмет познания и речи». (Я.А. Коменский)
Речь взрослых должна быть чёткой, неторопливой, грамматически и фонетически правильно оформленной, не следует искажать слова, имитируя детскую речь: «Никакого сюсюканья, подделывания под лепет детей. Говорить с детьми надо обыкновенным, правильным языком, но языком простым; главное – говорить медленно, ясно и громко». (Е.Тихеева)
Обращайте внимание детей на то, как они согласовывают слова в предложении, поправляйте ребёнка (исправляйте допущенные ошибки).
Играя с ребёнком, упражняйте его в согласовании имён существительных с разными частями речи, например с глаголами. Возьмите куклу и спросите: «Кто к нам приехал в гости?», и ребенок даёт полный ответ: «К нам в гости приехала кукла?»
Используйте игру «Чего не стало?». (В ответе используется имя существительное в родительном падеже единственного числа.) Используйте игрушку для обучения предлогам. (Ребёнок отвечает на вопрос «Где игрушка?», используя предлоги.)
Учите ребёнка самостоятельно описывать игрушку. Для этого нужно поставить яркую игрушку перед ребёнком, предложить её рассмотреть, затем задавать вопросы. Что это? (Кто это?) Какого цвета? Что есть у зайки? (Что это у зайки?) Как можно назвать зайку? Что с ним можно делать?
Учите детей сравнивать предметы между собой(чем отличаются, что между ними общего). Учите подбирать слова к определённым глаголам («Собака бежит. А кто ещё может бегать?» и т.д.). Для совершенствования правильного звукопроизношения используйте артикуляционную гимнастику.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие сенсомоторики ,как условие развития речи ребёнка (Монтессори-метод).
Дети постоянно ощупывают предметы, манипулируют, играют с ними. Они сравнивают зрительно эти предметы, слушают, как называют эти предметы взрослые, воспринимают названия тех или иных вещей и их каче...
Влияние развития мелкой моторики рук на развитие речи ребёнка»
косультация для родителей...
Влияние развития мелкой моторики руки на развитие речи ребёнка
На основе проведенных опытов и обследования большого количества детей была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в п...
Развитие речи ребёнка в дошкольном возрасте. Три функции речи, этапы её генезиса
Речь маленького ребёнка формируется в общении с окружающими его людьми. В процессе общения проявляется его познавательная и предметная деятельность. Овладение речью перестраивает всю психику малыша, п...
Роль семьи в развитии речи ребёнка. Как помочь своему ребёнку?
Взаимодействие психического, физичекого и интеллектуального воспитания детей для успешного освоения речи в дошкольном возрасте...
Развитие сенсомоторики, как условие развития речи ребёнка (Монтессори-метод).
Развитие сенсомоторики, как условие развития речи ребёнка (Монтессори-метод). Дети постоянно ощупывают предметы, манипулируют, играют с ними. Они сравнивают зр...