Как сделать поход с ребенком в музей полезным и приятным
материал (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему
Материал может быть использован родителями в качестве рекомендаций по организации маршрута выходного дня.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Как сделать поход в музей приятным и полезным | 69.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Как сделать поход в музей приятным и полезным
Если вы хотите посетить музей, выставку или галерею, совместив приятное с полезным, не мешает усвоить несколько простых правил - настолько простых, что мы о них обычно забываем.
Остановитесь на музее, до которого не слишком далеко
Выбираясь куда-то с детьми, мы заранее готовимся выслушивать нытье: "Далеко еще?", "Ну когда же мы наконец придем?". Если намеченный музей далеко от дома и дойти туда можно только пешком, лучше от этой затеи отказаться. Пока вы идете, ребенок устанет - и окончательно расстроится, узнав, что и по самому музею придется еще ходить и ходить. Предположим, вы благополучно преодолели путь - и увидели перед входом длиннющую очередь. Тут надо либо запастись терпением, либо прийти в другой день. Но уж коль скоро вы выстояли очередь и попали внутрь, до начала осмотра сводите ребенка в музейный кафетерий и дайте ему немного подкрепиться: настроение у него сразу поднимется.
Не затягивайте пребывание в музее, не старайтесь увидеть все
Любой поход в музей - неважно в какой - серьезная нагрузка для ребенка. Он должен будет ходить не торопясь, не шуметь, не трогать ничего руками - все это нелегко. Маленькие дети вообще склонны рассматривать музейные залы как вожделенный простор, где можно всласть побегать. От ребенка потребуется известная сосредоточенность, концентрация внимания, которое наверняка рассеется, если вы с ним простоите перед картиной дольше, чем нужно. В тысячу раз полезнее провести пять минут перед одним произведением, чем в течение часа смотреть "по верхам" все подряд. Помните: через полчаса ребенок скорее всего насытится увиденным; чем он младше, тем меньше времени нужно отвести на пребывание в музее. Лучше снова прийти в другой день.
Объясните ребенку, как вести себя в музее
Основные правила поведения везде едины. Нельзя трогать картины и подходить к ним слишком близко; запрещается фотографировать со вспышкой. Детям эти правила могут показаться слишком строгими. Объясните, что все это придумано для того, чтобы живопись сохранилась как можно дольше. Есть картины, которым много веков; они пережили войны, пожары, наводнения, их легко повредить - они очень хрупкие и требуют самого бережного обращения. Если к ним прикоснуться, даже чистыми руками, можно их поцарапать или занести на поверхность невидимые вредные микроорганизмы. А бесчисленные фотовспышки со временем способны "обжечь" и обесцветить красочный слой. Поэтому некоторые музеи попросту запрещают посетителям проносить с собой фотоаппараты.
Поставьте себя на место вашего ребенка, "опуститесь" до его уровня
Музейная развеска картин рассчитана на уровень глаз взрослого. Попробуйте присесть и посмотреть на картину снизу - вы убедитесь, что ребенок, с его малым ростом, видит не совсем то же самое, что вы. Не забывайте об этом - тогда вы поймете, почему ребенка заинтересовала какая-то деталь, на ваш взгляд второстепенная. Возможно, что-то ускользнувшее от вашего внимания просто оказалось у него прямо перед глазами.
Пользуйтесь планами, читайте таблички
В большинстве музеев посетителям предлагаются подробные планы экспозиции. Объясните ребенку, как пользоваться планом, и он сам с удовольствием выберет маршрут. Детям постарше будет интересно узнать, по какому принципу картины размещаются в залах - по хронологическому или по тематическому. В каких-то залах может быть представлена живопись одной конкретной страны или творчество определенного художника, а в других могут вместе висеть произведения разных эпох и разных мастеров. Привлеките внимание ребенка к табличкам рядом с картинами, помогите правильно прочесть их названия, имена художников и даты, объясните простейшие обозначения техники ("холст, масло" или "дерево, масло").
Уходя из музея, купите открытки с репродукциями
Распланируйте время так, чтобы напоследок можно было выбрать и купить открытки. Открытки - прекрасные и необременительные сувениры; ими можно украсить стены в детской или использовать как закладки для книг. Ребенок будет коллекционировать их, иногда разбрасывать, терять, зато когда найдет снова, обрадуется им, как старым знакомым. Вначале это будут просто красивые картинки, которые так весело перебирать в музейном киоске, но потом эти миниатюрные репродукции помогут сохранить и оживить ранние детские впечатления.
Не забудьте зайти в кафе
Поход в музей не будет полным, если вы не зашли в кафе. Для ребенка это все равно что кино без попкорна или без мороженого. Если в музее нет кафетерия, зайдите куда-нибудь поблизости. Чем младше ребенок, тем важнее устроить ему этот маленький праздник.
Куда пойти в Москве? Самые популярные музеи и музейные программы.
Всероссийский музей декоративно-прикладного искусства. Здесь много интересных экспозиций и экскурсий, знакомящих детей с различными ремеслами и видами декоративно-прикладного творчества, завершающимися занятием, на котором дети сделают своими руками поделку по теме экскурсии. В музее есть Детский центр.
Палеонтологический музей им. Ю.А.Орлова славится своими коллекциями, скелетами вымерших организмов в натуральную величину и замечательными экскурсоводами.
Дарвиновский музей. Один из самых современных музеев. В залах стоят компьютеры, показываются фильмы, предлагаются тематические книжки с заданиями, которые можно выполнить, внимательно изучая витрины. Можно послушать голоса птиц, нажимая кнопки около соответствующей картинки, услышать голоса разных видов жаб, сравнить свой вес с весом мыши, кошки, слона, постоять у иллюминатора подводной лодки. Есть игровой уголок, часто по выходным проходят праздники.
Музей «Кукольный дом на Варварке». Здесь представлены самые разные авторские куклы, у каждой из которых своя сказка, своя история. Куклы живут не в витринах, а в специальных домиках, здесь волшебно светит фонарик и играет музыка… Кукольный дом приглашает детей на спектакли и экскурсии.
Для школьников интересные лекции, экскурсии и игровые программы предлагает Исторический музей. Ребята узнают многое о жизни бояр, окажутся в настоящих каменных палатах. Здесь же можно организовать и детский день рождения, который начнется познавательной экскурсией, а завершится трапезой и играми в компании бояр и Царя.
В Политехническом музее также можно увидеть очень много занимательного. Еще бы, ведь площадь всех экспозиционных залов около 10.5 тысяч кв.м., а протяженность маршрута - более 8 км. Конечно, это не обойдешь за один раз. Выберете, что вам больше хочется увидеть: "Швейные машины", "Радиоприемники", "Источники света", "Пишущие машины", "Приборы времени. Часы", "Телефонные станции", "Мотоциклы", "Автомобили", "Фотоаппараты и принадлежности к ним", "Кино-съемочная аппаратура"… В Политехническом музее проводятся химические и технические шоу, работает научная игротека.
Про московские музеи можно рассказывать очень много. Даже перечислить все невозможно. Музей воды, шахмат, сказок, леса, подводного флота, Зоологический музей, музеи спорта и московского метрополитена…
Куда пойти, чтобы провести время с пользой – есть. Выбирайте и получайте удовольствие от прекрасно проведенных выходных.
Как знакомить детей дошкольного возраста
с произведениями искусства
Устанавливать здесь какие-либо четкие границы бессмысленно. Любая картина может найти отклик в душе ребенка. Часто думают, что дети лучше воспринимают абстрактное искусство ("похоже на детский рисунок") или что не стоит показывать им картину с незнакомым сюжетом. Ничего подобного. Попробуйте сами - и вас удивит, насколько дети восприимчивы к живописи..
Советы, предлагаемые ниже, помогут вам выбрать, куда пойти и что смотреть. Мы напомним, чем чаще всего интересуются дети, и проясним некоторые спорные моменты. Наши рекомендации ни в коем случае не следует воспринимать как предписания. Когда ребенок уже достаточно подрос, чтобы рассматривать картинки в книжке, он способен на своем уровне воспринимать живопись и получать от этого удовольствие. Но чтобы слушать пояснения взрослого, он должен обладать определенным словарным запасом, который обычно формируется к пяти годам. Этот возраст и выбран в качестве исходного.
От 5 до 7
Что привлекает детей в этом возрасте:
- Теплые, яркие цвета. Статистика свидетельствует, что малыши отдают предпочтение красному.
- Разнообразные формы и контрастные цвета, без оттенков (как в конструкторе "Лего"),
- Кажущаяся (иллюзорная) трехмерность изображения, которое выглядит "как настоящее".
- Точное воспроизведение текстуры материала (ткани, волос, меха и т. п.), когда хочется не только увидеть, но и потрогать.
- Картины, на которых изображены люди, животные или легко узнаваемые элементы пейзажа - дом, поле, сад, деревня, берег моря и т. п. (поэтому детям нравятся импрессионисты).
- Картины, показывающие людей в движении или в определенных позах (спящих, бегущих, ныряющих, падающих, танцующих и т. д.).
- Открытая передача эмоций в живописи любых эпох (смех, плач, нежность, гнев, удивление и т. п.).
- Простые композиции: одна центральная фигура и минимум второстепенных элементов.
- Мелкие детали: их малыши замечают в первую очередь.
Не забудьте!
Связь с повседневной жизнью
Дети этого возраста любят картины, на которых изображены сцены, предметы, действия и жесты, знакомые им из повседневной жизни. Один ребенок заметит женщину, которая причесывается и наклоняется в точности как его мама, или мужчину, который работает за столом, уткнувшись носом в бумаги, совсем как его отец. А внимание другого малыша привлечет красное одеяло на полотне Ван Гога, потому что оно похоже на то, которое есть у него дома.
Двигательная реакция
Маленькие дети воспринимают картину не только глазами. Она вызывает у них двигательную реакцию. Часто ребенок мимически подражает увиденному и может буквально "сыграть" картину с помощью жестикуляции. Позднее он сумеет найти и слова, чтобы передать возникшие мысли и чувства. Динамичные, выразительные картины и скульптуры пользуются поэтому у малышей особым успехом.
Свобода воображения
Увиденную картину дети любят "подкрепить" какой-нибудь тут же придуманной подходящей историей: "Она, наверно, плачет, потому что...", "Может, раньше он сделал то-то и то-то, и поэтому...". Рассматривая абстрактную живопись, цвет и форму они обычно ассоциируют со знакомыми реальными предметами: желтое пятно - с солнцем или луной, а что-то кривое и длинное - со змеей или бананом. Мазки зеленого, которые для вас ничего не значат, для детей превращаются в травинки или в лягушат. Так малыши "присваивают" себе все, что видят. Современное искусство (живопись, скульптура, инсталляции), давая большой простор фантазии, вызывает у них любопытство. Даже самые неожиданные материалы (веточки, фрагменты пластика, камешки и прочий мусор), которыми пользуются современные художники, могут пробудить и заставить работать детское воображение.
Не только смотреть - говорить!
Неважно, на что именно смотрит ребенок - его интерес всегда можно подогреть с помощью простых вопросов, приглашающих к диалогу, например: "О чем ты сейчас думаешь?", "Что ты чувствуешь?", "Ты вспоминаешь что-нибудь похожее?", "А тебе не кажется?". Пусть ребенок учится различать такие понятия, как светлое - темное, тяжелое - легкое, прозрачное - непрозрачное, толстое - тонкое, четкое - расплывчатое. Усвоив эти вещи на примере одной картины, он сможет легче разбираться в других. Секрет успешного начала - приучить детей смотреть внимательно и дать волю детскому воображению.
Книги или музей?
Малышей утомляет хождение по музеям и галереям: детское внимание неустойчиво. Но если им нравится разглядывать альбомы с репродукциями, это занятие можно превратить в игру, не всегда возможную в музее. Для начала очень важно просто вместе полистать книгу; пусть это войдет в привычку, как сказка на ночь. Если вы уловите какие-то конкретные предпочтения, имеет смысл пойти в музей, чтобы ребенок увидел полюбившуюся вещь "по-правдашнему". Он будет рад!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Как сделать поход в музей приятным и полезным
Здесь родители смогут найти полезную информацию, о том, на что нужно обратить внимание, если вы хотите посетить музей, выставку и т.д. Поможет совместить приятное с полезным, усвоить несколько простых...
Консультация для родителей "Как сделать поход в музей приятным и полезным"
Музей познавательное место для развития ребенка. В данной консультации Вы узнате как приятно и с пользой провести выходные с ребенком....
Консультация "Как сделать поход в музей приятным и полезным, как вести себя в музее"
"Как знакомить детей с музеем"...
Консультация для родителей «Как сделать поход в музей приятным и полезным, как вести себя в музее»
консультация...
Как сделать поход в музей приятным и полезным
Если вы хотите посетить музей, выставку или галерею, совместив приятное с полезным, не мешает усвоить несколько простых правил — настолько простых, что мы о них обычно забываем....
Консультация для родителей «Как сделать поход в музей приятным и полезным, как вести себя в музее»
Если вы хотите посетить музей, выставку или галерею, совместив приятное с полезным, не мешает усвоить несколько простых правил – настолько простых, что мы обычно о них забываем....
Консультация для родителей «Как сделать поход в музей приятным и полезным, как вести себя в музее»
Если вы хотите посетить музей, выставку или галерею, совместив приятное с полезным, не мешает усвоить несколько простых правил – настолько простых, что мы обычно о них забываем....