Папка-передвижка "Неприятности по заказу"
материал на тему
Папка - передвижка для оформления родительского уголка в приемной
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nepriyatnosti_po_zakazu.doc | 917 КБ |
Предварительный просмотр:
Неприятности по заказу
Вы замечали? Есть дети, которые постоянно попадают во всякие переделки. То огромную шишку набил, то споткнулся на ровном месте, то с горки свалился — руку сломал, а то случилось кое-что и похуже. Несчастья да неприятности так и сыплются на ребёнка. Почему?
А есть дети другие — огонь в воду пройдут, а всё ничего, всё с ними нормально. Что охраняет их? Рок, судьба или собственные родители? Или сам ребёнок каким-то чудесным образом умеет позаботиться о себе?
Специалисты давно заинтересовались этими странностями: почему определённая группа детей гораздо чаще подвергается травмам и несчастным случаям, чем все другие. Тема эта в достаточной мере ещё не исследована, но определённые обобщения можно сделать уже сейчас.
Оказывается, таким "травматическим способом дети ... решают свои психологические проблемы. А также стараются доказать, показать ценность себя как личности — уникальной, особой, неповторимой.
Чтобы понять, что за проблемы и зачем нашим детям нужны такие странные доказательства, начнём по — порядку.
Итак...
Основные причины и поводы, которые доводят детей до травм и несчастных случаев
Причина первая появляется и проявляется, начиная с раннего детства. Гиперопёка.
Детский городок. Малышня катается с горки. А один карапуз в стороне: мамочка не пускает. Он рвётся туда, а она ему: "Бух, упадёшь... будет больно!". Понятно, так маме спокойней: держать малыша неразумного всегда под рукой. А самому малышу каково?
Пусть не сегодня, не завтра, но всё-таки скоро (едва подрастёт) ребёнок, выскользнув из-под контроля, полезет и на горку, и на качели, и даже на дерево (!), а навыков лазанья нет... Вот тогда и может случиться очень большое "бух".
Другой вариант — не полезет (вырос такой, послушный и тихий) — тоже печален. Ребёнку, не познающему возможности своего тела, не научившемуся им управлять, даже "конь" на уроке физкультуры потенциально опасен: взбрыкнёт.
Вывод? Да очень простой. Оберегайте ребёнка, но не доводите свой оберег до безрассудства.
Потому что ни один нормальный ребёнок не может обойтись без компании. А в компании разные игры. И с тобою не будет дружиться, если ты всегда стоишь в стороне.
Так что, можно сказать, в варианте номер один мы сами, своими стараниями, готовим детей к собиранию шишек и травм.
И это относится не только к беганью — прыганью, но и вообще — к своевременному приобретению нужных и полезных навыков. Тех самых, до которых ребёнок дорос.
Как бы мы не запрещали, как бы ни опекали, но когда-нибудь, где-нибудь да потребуется ребёнку какое-то запретное действие выполнить самому.
Вот дочка-школьница ни разу не гладила утюгом (мама не позволяет)... Вот мальчик, не забивший и гвоздика... Вот первоклассник, представления не имеющий, как обращаться со спичками...
В три года малыш заявляет "Я сам!" и, как бы вы это "я сам" не подавляли, жажда самостоятельности не исчезает, оно просто затаивается внутри. И проявляется, как только путы ослабнут чуть-чуть.
Ребёнок, опутанный взрослым контролем, обязательно постарается выпутаться из него. Обычно случается это в школьные годы, в то самое время, когда мамы и папы уже не могут отследить каждый шаг — с кем пошёл, чем занимается. А детка, словно мстя за усиленную "опекаемость", словно навёрстывая упущенное, как раз в это время начнёт необдуманно рисковать.
Причём (обратите внимание) желание рисковать появляется неосознанно, как будто что-то внутри подталкивает юного человека и нашёптывает: "А вот это сумеешь? Это попробуй... Давай!".
Вот оно, грустное следствие гиперопёки — ребёнок оказывается не подготовлен к тому времени, когда он с азартом начнёт проверять себя на прочность, выдержку, силу на "что я могу, а что не могу".
Что делать?
Помочь ребёнку приобретать необходимые полезные навыки, причём своевременно. Позволить действовать самостоятельно в том деле, до которого он дорос. Контролировать надо, конечно, но это должен быть разумный контроль.
Причина вторая. Она очень тесно связана с первой и ещё — с возрастными особенностями детей. А причина такая: неумение думать заранее. А точнее — неумение предвидеть последствия своих поступков и действий. Особенно это касается шустрых и импульсивных детей.
Проверьте: если на ваши вопросы типа "зачем?", "куда тебя понесло?" детка лишь пожимает плечами или повторяет "Не знаю, зачем. Просто так", то вполне вероятно, он относится именно к этим, не умеющим и не желающим мыслить на пару шагов вперёд.
Кто-то из взрослых скажет: "Как — не умеет и не знает? Только и делаю, что напоминаю..." Но дело в том, что мы говорим, а дети не слышат, наши привычные "говорилки" они запросто пропускают мимо ушей.
Мало того: думать заранее малыши вообще не умеют, это умение приходит с возрастом, постепенно. Но... не всегда, не ко всем; даже подростки (в силу собственного эгоцентризма) склонен считать, что любая беда может случиться с кем угодно, только не с ним самим.
Что делать?
Надо, чтобы ребёнок сам перекинул мостик от действия к тем последствием, к которым может оно привести.
Как? Первый способ — научиться на собственном опыте, способ другой — учиться думать и рассуждать.
Простой и хороший способ: прежде чем начать какое-то дело, поговорите с ребёнком о том, что будет, если... И постарайтесь, чтобы он сам говорил, а вы — лишь поддерживаете разговор и направляете его в нужную сторону.
Такие уроки стоит вести постоянно, пользуясь каждым случаем, который у вас под рукой. Вечер, идёте с ребёнком домой. "Как ты думаешь, почему мы домой возвращаемся не короткой дорогой, а идём с тобой здесь, где горят фонари?" ... "Представляешь, две подружки гуляли и увидели, что на земле лежит электрический провод; знаешь, что они сделали?". "Вчера прочитала в газете: мальчик залез на крышу сарая, а крыша трухлявая...".
(В скобках напомним: рассуждения мало помогут, если подрастающего ребёнка родители так опекают, что он не имеет возможности приобретать полезный практический опыт).
А ещё неплохо ребёнку показать хотя бы несколько способов, которые помогут ему себя "тормознуть". Вот самые элементарные: медленно провести кончиком языка по нёбу — раз десять туда и обратно; умыться холодной водой; оглядеться и шёпотом назвать то, что находится перед тобой. Такие паузы дают ребёнку возможность хоть немножко остыть и подумать: что будет со мною, если я сделаю так-то и так.
Эти причины подверженности травмам и несчастным случаям лежат на поверхности, их увидеть легко. А вот те, о которых речь пойдёт дальше, более завуалированы; мы их частенько не замечаем, особенно у подросших детей.
Причина: Обратить на себя внимание; внимание взрослых (обычно родителей), внимание сверстников, вниманье приятелей и друзей.
С малышами и дошколятами мамы-папы занимаются много, можно сказать, малыши постоянно в центре внимания всей семьи. А как только малыш подрастает, обычно картина меняется. Вроде немаленький, так что "займись-ка ты сам".
Общение же часто проходит чисто "по делу". "Сделал уроки? ... К доске вызывали?... Обедать пора... Хватит сидеть за компьютером..." А что человека волнует, почему от того же компьютера не оторвёшь, какие отношенья с друзьями... Даже просто так посидеть — поболтать "за жизнь" и то порою нам недосуг. Контакты всё реже, всё более "только по делу". Общение вроде есть, а взаимопонимания, контакта душевного — нет. И тогда ребёнку начинает казаться, что он выпал из зоны внимания, а значит — и зоны любви. А детям в любом (в любом!) возрасте очень важно чувствовать нашу родительскую любовь. Без ощущения любви, без контакта душевного человек начинает чувствовать себя незащищённым и одиноким, а это, согласитесь, невыносимо! И тогда... И тогда ребёнок начинает искать (и находит) другие способы обратить внимание на себя. Нытьё, капризы и вредности, вечное сопротивление... А кто-то притягивает внимание самым опасным способом — рискуя собой. Да-да, рискуя собой, он словно надеясь, что "вот тогда, когда я попал в переделку, будет внимания — завались!". По сути, травмы да неприятности, случающиеся с ребёнком — это призыв о помощи: "Обратите внимание на меня!".
Призывы у дошкольников обычно обращены к папе, маме, к близким, к семье. У школьников — ещё и ровесникам, к тем, с кем хочет, мечтает дружить. В школьные годы для детей очень важными становятся отношения с друзьями и сверстниками. А если не получается, если ребёнком в компании пренебрегают — он так ли иначе попробует обратить внимание на себя.
По сути, ребёнок рискует только затем, чтобы его заметили и оценили. Мало того. В школьные годы дети, особенно мальчики, проверяют себя на прочность и любят всем показать, "какой я герой". И это тоже их заставляет как безрассудно встревать, так и самому затевать всяческие авантюры.
Что делать?
Развенчивать ложный героизм.
Ребёнок должен уметь отличать смелость от безрассудства. Прыгнуть в речку вниз головой — круто, эффектно, смело! Но прыгать вниз головой в реку в незнакомом месте (когда не знаешь, что там, на дне) — уже безрассудство.
Такой, разумной осторожности, научить будет нетрудно, если начать с самого раннего детства. Пришли, например, на пляж — проверили дно, причём проверка обязательно идёт с комментариями; попался под ноги камень: "Ого, какой булыжник, хорошо, что не стали сходу нырять, а то об него и голову можно пробить...". Это первое. А второе — ребёнок должен освоить другие приёмы и способы (нормальные, нетравматические), как обратить внимание на себя, и знать, что они работают.
Задайте себе простые вопросы и сами ответьте на них.
— С кем мой ребёнок дружит?
— Что умеют и ценят в его копании?
— Чем он может привлечь и выделиться на их фоне других — какими умениями?
Лучше профилактикой от всякого, так сказать, травматического стремления, станет любовь и забота. Душевные разговоры, семейные традиции, общие дела и занятия... Главное — человек должен чувствовать свою нужность среди других людей. Это даёт уверенность. А уверенному в себе человеку и в голову не придёт рисковать напоказ, потому что он и уважает себя, он знает, чего он стоит.
Еще одна причина. Невыносимое ожидание неприятностей, а попросту — страх.
Страх, связанный с моральными категориями (презрение, отчуждение, чувство стыда и т.п.). Сюда же относим и страх не оправдать чьи-либо ожидания (чаще всего — родительские, или авторитетного взрослого, или — приятелей и друзей). Страх, связанный с телесными повреждениями (например, от порки, которая, ему предстоит).
Казалось бы, как это можно: тебе грозит что-то плохое, а ты сам заранее добровольно наносишь травму себе?! Оказывается, так бывает! И, к сожалению, часто. Причём намерение себе навредить у детей возникает не на уровне разума, а подсознательно. Хотя — случается и осознанное самовредительство — тут всё зависит от того, насколько ребёнок боится того, что ожидает его впереди.
Тревожное ожидание становится настолько невыносимым, что — лучше сейчас, что угодно... Недаром же говорят "умираю от страха"; иногда это легче, чем ждать.
Травмам, несчастным случаям, связанным с ожиданием чего-то страшного, чаще подвержены очень совестливые дети и дети, которых держат в ежовых рукавицах и часто жёстко и несправедливо наказывают (не только физически, но и презрением, например).
Что делать?
Понять, что наказание должно быть соразмерно "преступлению", а если выразиться точнее, то наказание надо совсем исключить. Детей не наказывают. Вместо наказания должны применяться разумные меры, дисциплинирующие человека, а не запугивающие его.
Причина — злость, обида и другие вредные чувства, скопившиеся внутри.
Жизнь детей не такая уж гладкая, как может казаться на первый взгляд. Их проблемы весят не меньше, чем наши, просто с точки зрения взрослого опыта они могут быть приняты нами за пустяки. Например, неприятности в школе, пренебрежение одноклассников, чувство обиды на тех, кто обладает властью (на учителей, на родителей, например).
Когда нехорошие чувства копятся и копятся внутри, возможны два варианта развития действия.
А — вариант: ребёнок не может избавиться от них социально приемлемым способом, вот и выбрасывает через риск, эпатаж.
Б — вариант: зажатые вредные чувства модернизируются в агрессивные действия. Причём агрессия может направиться как на других, так и на себя.
Механизм, запускающий саморазрушающее поведение, примерно такой же, как у чувства вины.
Что делать?
Показать, научить, объяснить, что есть и другие способы избавления от негатива (их просто надо попробовать и выбрать те, что подойдут). А главное — позволить ребёнку чувства свои выражать (а не зажимать там, внутри, боясь осуждения или наказания), социально приемлемым способом. Даже воздушный шарик лопнет, если долго и старательно его надувать.
Причина — чувство вины
Дети часто считают себя виноватыми. Поводов много, основной связан с возрастом и особенностями мышления детворы. Дело в том, что ребёнок ощущает себя центром вселенной, и склонен считать, что всё, что происходит вокруг него, случается из-за него. Мама пришла с работы сердитая — "она сердится из-за меня" (детке и в голову не придёт, что — из-за начальника или просто устала). Про бабушку внучек подумал: "Вот надоела, хоть бы ты делась куда-нибудь". И если случайно совпало так, что бабушка вдруг заболела, он тоже может решить: "Это я виноват".
Усугубляет эту особенность наша привычка ребёнка винить, упрекать. Сначала мы обвиняем, потом, привыкнув быть виноватым, детка научается винить самого себя. А чувство вины — настолько неприятное чувство, что человек всегда стремится избавиться от него. Кто-то — переваливая вину на другого, кто-то — нарываясь на неприятности. Вот когда, мол, я пострадаю, тогда вину искуплю. Конечно, рассуждает ребёнок не так последовательно, но действует именно из таких побуждений: подсознательно ищет способ свою вину искупить. И находит: ведёт себя столь неосмотрительно, что получает какую-то травму. И хотя это выглядит как случайность, но такие "случайности" закономерны. От вины не избавился? Значит, травмы и несчастные случаи будут ещё... И ещё...
Что делать?
Если ребёнок действительно провинился, надо не просто его ругать и наказывать. Надо обязательно показать, как исправить проступок. И конечно, помнить о том, что поступок может быть всяким — хорошим или плохим — а ребёнок — только хорошим, любимым. Всегда.
Консультация для родителей
Правила
безопасного поведения на водоёмах
С 1 июня начинается купальный сезон. Для того, чтобы избежать неприятности, необходимо знать, как правильно вести себя на воде.
Как вести себя на воде в летний период?
Независимо от вида водоёма, будь то море, река, озеро, пруд, и места купания: на пляже, в бассейне, в походе, каждый человек должен знать и неукоснительно соблюдать правила поведения и меры безопасности на воде.
Купаться лучше утром или вечером, когда солнце греет, но нет опасности перегрева. Температура воды должна быть не ниже +18 +19 градусов, температура воздуха +20 +25 градусов. Продолжительность купания зависит от температуры воздуха и воды, от влажности воздуха и силы ветра.
Наиболее благоприятные условия купания - ясная безветренная погода, температура воздуха +25 и более градусов.
При длительном пребывании человека в воде и при переохлаждении могут возникнуть судороги. Чаще всего судороги охватывают икроножные мышцы. В этой ситуации нужно сделать глубокий вдох, погрузиться вертикально в воду с головой, выпрямить ноги, осуществить захват руками больших пальцев ног и сильно потянуть на себя. Следует помнить, что работа сведённой мышцей ускоряет исчезновение судорог.
Устранив судороги, нужно плыть к берегу, поскольку они могут охватить мышцы снова. Если судороги охватили ноги, и их не удалось ликвидировать, нужно лечь на спину и плыть к берегу, работая руками. Если поражены руки, то работать нужно ногами. Главное в этой ситуации заключается в мобилизации всех сил на выход из создавшегося чрезвычайного положения, подавление страха и паники.
Какие опасности подстерегают купальщика?
Основной специфической травмой в воде является утопление, при котором происходит вынужденное прекращение доступа воздуха в дыхательные пути, нарушается газообмен, быстро развивается гипоксия (недостаток кислорода в крови). Через 5-6 минут после погружения под воду в организме начинаются необратимые процессы и человек погибает.
С целью предупреждения случаев утопления необходимо соблюдать основные правила поведения на воде:
• Не заходить в воду (особенно в глубоких местах), не умея плавать.
• Купаться только в разрешённых, хорошо известных местах.
• Нельзя купаться вблизи водосбросов, шлюзов, мостов, водоворотов, шлюзов, мостов, водоворотов, стремнин. Запрещается купаться в зоне водозаборных станций, плотин, пристаней, причалов и других гидротехнических сооружений.
• Нельзя резко входить в воду или нырять после длительного пребывания на солнце. Периферические сосуды сильно расширены для большей теплоотдачи. При резком охлаждении в воде наступает резкое рефлекторное сокращение мышц, что влечёт за собой остановку дыхания. Нельзя также входить или прыгать в воду сразу после приёма пищи, в состоянии утомления.
• Запрещается прыгать в воду в незнакомых местах, проводить игры в воде, связанные с захватом.
Очень опасно нырять в местах неизвестной глубины, так как можно удариться головой о песок, глину, сломать себе шейные позвонки, потерять сознание и погибнуть. Не менее опасно прыгать головой в воду с плотов, пристаней и других плавучих сооружений. Под водой могут быть сваи, рельсы, камни и т.п. Нырять можно только там, где имеется достаточная глубина, прозрачная вода, ровное дно.
Самая большая опасность на воде – водовороты, образующиеся в местах сильного течения рек, на изгибах, за крупными камнями, над неровностями дна, в момент затопления судна. Вращательное движение воды в водовороте затягивают купающегося на большую глубину и с такой силой, что даже опытный пловец не всегда в состоянии выплыть. Водоворот затягивает человека под воду, вращает его, нарушает координацию движений, вызывает головокружение. При попадании в водоворот необходимо принять горизонтальное положение тела и попытаться выплыть в безопасное место. Если водоворот затянул, нужно набрать побольше воздуха в лёгкие, погрузиться вводу и, сделав сильный рывок в сторону по течению, всплыть на поверхность. На поверхности воды сделать это значительно труднее. Для ориентации под водой в направлении «верх - низ» надо выпустить несколько пузырьков воздуха, которые всегда поднимаются вверх.
Опасность для человека в воде представляют водоросли. Они могут обвить петлями ноги, руки, туловище, сковать движения и явиться причиной утопления. Особенно опасны водоросли для ныряльщиков. При попадании в заросшие водорослями место нужно принять горизонтальное положение тела, не делать резких движений, осторожно покинуть опасное место.
Если все же руки или ноги спутываются стеблями водорослей, нельзя делать резких движений и рывков, иначе петли растений ещё туже затянутся.
Запрещается оставлять детей на берегу водоёма без присмотра взрослых, умеющих плавать и оказывать первую помощь. Купание детей желательно проводить организованно, группами не более 10 человек. Не разрешайте детям самовольно уходить к водоёмам и купаться.
Не умея плавать, нельзя находиться в воде на надувном матраце или камере. Надувные камеры, матрацы очень легки, даже слабого ветра и течения достаточно, чтобы отнести их на большие расстояния. Матрац может захлестнуть волной, он может выскользнуть из-под пловца и накрыть его с головой. К тому же любой надувной предмет может иметь скрытый дефект, который не всегда удаётся обнаружить своевременно: из него может выйти воздух и он потеряет плавучесть.
Одной из причин утопления являются высокие волны. При их наличии лучше держаться подальше от воды. Опасность представляют собой волны, идущие от берега, они могут унести человека далеко в воду. Оказавшись в подобных условиях, необходимо как можно быстрее добраться до берега.
Можно утонуть при потере сознания в результате уменьшения снабжения головного мозга кислородом при задержке дыхания во время ныряния. Положение усугубляется тем, что критическое состояние наступает неожиданно, пострадавший теряет сознание под водой, он не может самостоятельно противодействовать случившемуся или позвать на помощь.
Как оказать первую помощь утопающему?
Чаще всего утопающему приходиться оказывать помощь вплавь. Если пострадавший контролирует свои действия, он должен держаться за плечи спасателя и вместе с ним плыть к берегу. В случае бесконтрольного поведения утопающего необходимо приблизиться к нему со стороны спины, осуществить захват и транспортировать к берегу. Во время транспортировки голова пострадавшего должна находиться над водой.
Если пострадавший опустился на дно и лежит спиной на грунте, то к нему нужно подплыть со стороны головы, подхватить под мышки, оттолкнуться от дна и подняться на поверхность воды.
Главным условием оказания помощи утопающему является оперативное проведение всего комплекса работ. Это связано с тем, что после 5-6 минут нахождения под водой в организме начинаются необратимые процессы и человек погибает.
Утопающий представляет собой реальную угрозу для тех, кто оказывает ему помощь. Охваченный страхом, он не контролирует свои действия, делает хаотичные движения. Учитывая это, подплывать к утопающему нужно со стороны спины, действовать четко, бесцеремонно, а при необходимости жёстко. После извлечения человека из воды необходимо незамедлительно приступить к оказанию первой помощи.
Если пострадавший находится в сознании, у него не нарушено дыхание и пульс, достаточно уложить человека, дать ему горячее питьё, согреть и успокоить.
В случае бессознательного состояния необходимо незамедлительно приступить к восстановлению его дыхания. Для этого нужно быстро, в течение 10 - 15 секунд, освободить дыхательные пути от воды, затем пострадавшего следует уложить на спину, быстро удалить из ротовой полости посторонние предметы и приступить к проведению реанимации: непрямой массаж сердца и искусственное дыхание. Не торопитесь с окончательным выводом о том, что пострадавший мёртв. Сделайте всё возможное, чтобы он выжил. Транспортировать пострадавшего в лечебное заведение нужно после восстановления сердечной деятельности и дыхания. Необходимость госпитализации всех пострадавших связана с опасностью развития так называемого вторичного утопления, когда появляются признаки острой дыхательной недостаточности, боль в груди, кашель, одышка, чувство нехватки воздуха, кровохаркание, возбуждение, учащение пульса. В течение нескольких суток остаётся высокой вероятность развития отёка лёгких.
ДЛЯ ВАС,
РОДИТЕЛИ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий праздника ТЕМА: «День заказов подарков Деду Морозу»
Цель создание праздничного настроения, ожидания чуда у детей 3-4 лет...
Особенности размещения заказа на техническое обслуживание и ремонт техники, оборудования
В данном материале освещены основные принципы составления технического задания на государственную закупку по техническому обслуживанию и ремонту техники и оборудования...
Особенности размещения заказа на техническое обслуживание и ремонт техники, оборудования
ВведениеФедеральный закон «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» от 21 июля 2005 года №94-ФЗ регулирует отношения, связан...
Особенности размещения заказа на техническое обслуживание и ремонт техники, оборудования
Особенности размещения заказа на техническое обслуживание и ремонт техники, оборудования...
Как составить план-график размещения заказов по 44-ФЗ
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"5730224","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"width: 160px; height: 160px; float: left; margin-left: 10px; margin-right: 10px;"}}]]С...
Консультация для родителей. Осанка по заказу
Формировать правильную осанку необходимо формировать с раннего детства. Она не только благотворно влияет на внешний вид, но и на здоровье ребенка, его органы расположенные в грудной клетке и брюшной ...