ИГРА – ОСНОВНОЙ ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
консультация (подготовительная группа) на тему
Ролевая игра не просто любимое занятие детей, это ведущий вид деятельности дошкольников. Именно в ней формируются основные новообразования, подготавливающие переход дошкольника к следующему возрастному этапу — младшему школьному.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 42 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
Подготовила воспитатель
МБДОУ ДС № 28
Бажанова А.Ф
ИГРА – ОСНОВНОЙ ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
Значение игры для всестороннего развития личности ребенка
Ролевая игра не просто любимое занятие детей, это ведущий вид деятельности дошкольников. Именно в ней формируются основные новообразования, подготавливающие переход дошкольника к следующему возрастному этапу — младшему школьному.
Ведущую роль игры в формировании психики ребенка отмечали крупнейшие педагоги и психологи (К- Д. Ушинский, Н. К. Крупская, А. М. Горький, А. В. Луначарский, А. С. Макаренко, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин и др.).
Велико значение игровой деятельности в развитии мотивационной сферы ребенка, в формировании социальной готовности его к школе. Обращая внимание на эту особенность игры, Д. Б. Эльконин пишет: «Значение игры не ограничивается тем, что у ребенка возникают новые по своему содержанию мотивы деятельности и связанные с ними задачи. Существенно важным является то, что в игре возникает новая психологическая форма мотивов. Гипотетически можно представить себе, что именно в игре происходит переход от мотивов, имеющих форму до сознательных аффективно окрашенных непосредственных желаний, к мотивам, имеющим форму обобщенных намерений, стоящих на грани сознательности.
Конечно, и другие виды деятельности льют воду на мельницу формирования этих новых потребностей, но ни в какой другой деятельности нет такого эмоционально наполненного вхождения в жизнь взрослых, такого действенного выделения общественных функций и смысла человеческой деятельности, как в игре. Таково первое и основное значение ролевой игры для развития ребенка». В игре активно формируются нравственные основы будущего школьника. Сюжетно-ролевые отношения и отношения, возникающие по поводу игры, способствуют усвоению различных сторон нравственных отношений. Они преимущественно определяют развитие у дошкольников умения выделять и лучше познавать те стороны своих взаимоотношений с другими детьми, которые регулируются нравственными нормами. Отношения же по поводу игры преимущественно способствуют усвоению детьми нравственных отношений и формированию у них соответствующих мотивов.
Игра является и первой школой воли ребенка. Именно в игре первоначально проявляется способность добровольно, по собственной инициативе подчиняться различным требованиям Дело в том, что сама роль несет в себе уже определенные правила, задачу, которую и выполняет ребенок. Как ни заманчиво дошкольнику посмотреть новую книгу, концерт, организованный другой группой, но если он, например, «пограничник», то никакие соблазны не уведут его с поста, пока его не сменят (Иначе в жизни не бывает! Какой же он тогда пограничник?).
Положительное воспитательное воздействие оказывают не только ролевые игры, но и дидактические, со строительным материалом, игры-драматизации, подвижные. Особую ценность для психического развития имеют подвижные игры с двойным правилом («пятнашки с колдуном», «палочка-выручалочка» и др.).
Ценность игровой деятельности заключается и в том, что она обладает наибольшими возможностями для формирования детского общества. Именно в игре наиболее полно активизируется общественная жизнь детей; она к а к никакая другая деятельность позволяет детям уже на самых ранних стадиях развития создавать самодеятельным путем те или иные формы общения.
В игре как в ведущем виде деятельности активно формируются или перестраиваются психические процессы, начиная от самых простых и кончая самыми сложными. Значительно повышается в условиях игровой деятельности, как показывает, например, исследование Т. В. Ендовицкой, острота зрения.('В игре ребенок раньше и легче выделяет сознательную цель запоминать и припоминать, запоминает большее количество слов, чем в лабораторных условиях. (3. М. Истомина и др.). { В игровой деятельности складываются особо благоприятные условия для развития интеллекта, для перехода от наглядно действенного мышления к элементам словесно-логического мышления. Именно в процессе игры развивается способность ребенка создавать системы обобщенных типичных образов и явлений, мысленно преобразовывать их. Чрезвычайно важно, что, в процессе игровой деятельности у ребенка формируется воображение как психологическая основа творчества делающая субъекта способным к созиданию нового в различных сферах деятельности и на разных уровнях значимости1.
Игра создает благоприятные условия и для развития движений дошкольника. Дело в том, что когда ребенок берет на себя определенную роль (например, зайца, мышки, кота и др.), он сознательно воспроизводит определённые движения, характерные для изображаемого персонажа. «Игра,— подчеркивает А. В. Запорожец,— представляет собой первую доступную для дошкольника форму деятельности, которая предполагает сознательное воспроизведение и усовершенствование новых движений.
В этом отношении моторное развитие, совершаемое дошкольником в игре, является настоящим прологом к сознательным физическим упражнениям дошкольников.
В процессе игровой деятельности зарождаются и дифференцируются новые виды деятельности дошкольника. Именно в игре зарождается художественная деятельность, в ней впервые появляются элементы труда обучения . Использование игровых приемов, .дидактических игр делает обучение в этом возрасте сообразным природе ребенка.
Игра как бы создает «зону ближайшего развития ребенка» (Л. С. Выготский). «В игре ребенок всегда выше своего среднего возраста, выше своего обычного повседневного поведения; он в игре как бы на голову выше самого себя. Игра в конденсированном виде содержит в себе, как в фокусе увеличительного стекла, все тенденции развития; ребенок в игре как бы пытается сделать прыжок над уровнем своего обычного поведения»1.
Конечно, дошкольник развивается в разных видах деятельности. Но особо - важное значение в подготовке его перехода на следующую возрастную ступень имеет игра. Она является ведущей деятельностью в дошкольный период, поскольку, как никакая другая деятельность, отвечает особенностям психики дошкольника, наиболее свойственна и характерна для него.
Роль игры в дошкольном детстве.
Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре - важнейшему виду деятельности. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально - волевых качеств, в игре реализуются потребность воздействия на мир. Она вызывает существенное изменение в его психике. Известнейший в нашей стране педагог А.С. Макаренко так характеризовал роль детских игр; " Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет тоже значение, какое у взрослого имеет деятельность работа, служба. Каков ребенок в игре, таким во многом он будет в работе. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре... "
Игра, - это деятельность, которая отличается от повседневных будничных действий. Человечество вновь и вновь создает свой придуманный мир, новое бытие, которое существует рядом с миром натуральным, миром природы. Узы, которые связывают игру и красоту очень тесные и многообразные. Всякая игра, это, прежде всего свободная, вольная.
Игра наиболее эмоциональна, красочна для дошкольников. Очень верно подчеркнул известный исследователь детской игры Д. Б. Эльконин, в игре интеллект направляется за эмоционально - действенным переживанием, функции взрослого воспринимаются, прежде всего, эмоционально, происходит первично эмоционально- действенная ориентация в содержании человеческой деятельности. Значение игры для формирования личности трудно переоценить. Не случайно JI. С. Выготский называет игру "девятым валом детского развития". В игре как в грядущей деятельности дошкольника осуществляются те поступки, к которым он будет способен в реальном поведении лишь через некоторое время. На ранних этапах развития игра стоит очень близко к практической деятельности. В практическом основании действий с окружающими предметами, когда ребенок осмысливает, что он кормит куклу пустой ложкой, воображение уже принимает участие, хотя развернутого игрового превращения предметов еще не наблюдает.
Для дошкольников основная линия развития лежит в формировании непредметных действий, а игра возникает, как зависший процесс. С годами, когда эти виды деятельности меняются местами, игра становится ведущей, господствующей формой строения собственного мира. Не выигрывать, а играть -такой есть общая формула, мотивация детской игры. (О. М. Леонтьев)
В игре формируются все стороны личности ребенка, происходит значительное изменение в его психике, подготавливающие к переходу в новую, более высокую стадию развития. Этим объясняются огромные воспитательные возможности игры, которую психологи считают ведущей деятельностью дошкольников.
Особое место занимают игры, которые создаются самими детьми, - их называют творческими, или сюжетно ролевыми. В этих играх дошкольники воспроизводят в ролях все то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых. Творческая игра наиболее полно формирует личность ребенка, поэтому является важным средством воспитания.
Желаю успехов вам и вашим детям!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2022/02/23/picture-361304-1645611276.jpg)
Игра — основной вид деятельности детей дошкольного возраста
Дошкольный возраст – период познания мира человеческих отношений, различных видов деятельности и общественных функций людей. Ребенок испытывает желание включиться во взрослую жизнь и активно в н...
![](/sites/default/files/pictures/2013/09/04/picture-95280-1378300977.jpg)
Игра как основной вид деятельности детей дошкольного возраста
Виды игр, познание в игре, речевые игры...
Консультация для воспитателей на тему: «Игра – основной вид деятельности детей дошкольного возраста» (из опыта работы)
В данной работе рассмотрен один из основных видов деятельности детей - "игра". Из опыта своей работы я попыталась рассказать о том, как можно найти общий язык с детьми посредством "игры", ...
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/07/picture-588529-1423312370.jpg)
Консультация для педагогов на тему "Игра как основной вид деятельности детей дошкольного возраста"
Данная консультация для педагогов поможет узнать, как ребенок познает себя и мир при помощи разнообразных игр. В игре мы не подавляем детскую любознательность,а напротив, даём ей простор для активной ...
![](/sites/default/files/pictures/2024/01/28/picture-877731-1706465282.jpg)
Консультация для воспитателей: «Игра - основной вид деятельности ребёнка дошкольного возраста»
Консультация для воспитателей:«Игра - основной вид деятельности ребёнка дошкольного возраста»...