Дети и гаджеты
консультация на тему
Влияние гаджетов на здоровье и развитие детей. Советы родителям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gadzhety.docx | 21.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Мы живем в XI веке – веке инновационных технологий. Все прочнее в нашу повседневную жизнь входят различные гаджеты, а телевизоры и компьютеры давно поселились практически в каждой квартире. Мы уже не можем представить и дня без экрана.
Не могло это не отразиться на воспитании и обучении детей. Все больше зарубежных университетов проводят исследования о влияние гаджетов на детей в разных возрастных группах и уже давно ни для кого не секрет что злоупотребление «экранным временем» может приводить к серьезным проблемам здоровья, со стороны нервной системы, зрения, опорно-двигательного аппарата и многому другому.
Основной проблемой семейного воспитания является раннее приучение детей к экрану. Он совершенно вытеснил бабушкины сказки, мамины колыбельные песенки, разговоры с отцом. Телевизор и планшет становятся главными «воспитателями» ребёнка. По данным ЮНЕСКО 93% современных детей 3-5 лет смотрят на экран 28 часов в неделю, т.е. около 4-х часов в день, что намного превосходит время общения со взрослыми. Это «безобидное» занятие вполне устраивает не только детей, но и родителей. В самом деле, ребёнок не пристаёт, ничего не просит, не хулиганит, не подвергается риску, и в то же время получает впечатления, приобщается к современной цивилизации. Однако, это, кажущееся безобидным, занятие таит в себе серьёзные опасности и может повлечь весьма печальные последствия не только для здоровья ребёнка, но и для его психического развития.
Первое из них – отставание в развитии речи. В последние годы родители, и педагоги всё больше жалуются на задержки речевого развития: дети позже начинают говорить, мало и плохо разговаривают, их речь бедна и примитивна. Специальная логопедическая помощь нужна практически в каждой группе детского сада. Такая картина наблюдается не только в нашей стране, но и во всём мире. Как показали специальные исследования, в наше время 25 % 4-х летних детей страдают нарушением речевого развития. В середине 70-х годов дефицит речи наблюдался только у 4% детей того же возраста.
Однако, при чём здесь телевидение? Ведь ребёнок, сидящий у экрана, постоянно слышит речь. Разве насыщение слышимой речью не способствует речевому развитию? Какая разница, кто говорит с ребёнком – взрослый или герой мультфильма?
Разница огромная. Речь – это не подражание чужим словам и не запоминание речевых штампов. Овладение речью в раннем возрасте происходит только в живом, непосредственном общении, когда малыш не только слушает чужие слова, но отвечает другому человеку, когда он сам включён в диалог. Причём, включён не только слухом и артикуляцией, но всеми своими действиями, мыслями и чувствам. Для того, чтобы ребёнок заговорил, необходимо, чтобы речь была включена в его конкретные практические действия, в его реальные впечатления и главное – в его общение со взрослыми. Речевые звуки, не обращённые ребёнку лично и не предполагающие ответа, не затрагивают ребёнка, не побуждают к действию и не вызывают каких-либо образов. Они остаются «пустым звуком».
Однако, внешняя разговорная речь – это лишь вершина айсберга, за которой скрывается огромная глыба внутренней речи. Ведь речь – это не только средство общения, но и средство мышления, воображения, овладения своим поведением, это средство осознания своих переживаний, своего поведения, и сознания себя в целом. Во внутренней речи совершается не только мышление, но и воображение, и переживание, и любое представление, словом всё, что составляет внутренний мир человека, его душевную жизнь. Если эта форма речи не сложилась, человек остаётся крайне неустойчивым и зависимым от внешних воздействий. Он просто не в состоянии удерживать какое-либо содержание или стремиться к какой-то цели. В результате – внутренняя пустота, которую нужно постоянно пополнять извне. Явные признаки отсутствия этой внутренней речи мы можем наблюдать у многих современных детей.
Многим детям стало трудно воспринимать информацию на слух – они не могут удерживать предыдущую фразу и связыватьотдельные предложения, понимать, схватывать смысл. Слышимая речь не вызывает у них образов и устойчивых впечатлений. По этой же причине им трудно читать – понимая отдельные слова и короткие предложения, они не могут удерживать и связывать их, в результате они не понимают текста в целом. Поэтому им просто неинтересно, скучно читать даже самые хорошие детские книжки.
Ещё один факт, который отмечают многие педагоги – резкое снижение фантазии и творческой активности детей. Дети теряют способность и желание самостоятельно занять себя, содержательно и творчески играть. Они не прилагают усилий для изобретения новых игр, для сочинения сказок, для создания собственного воображаемого мира.
Но, пожалуй, самое явное свидетельство нарастания этой внутренней пустоты – повышение детской жестокости и агрессивности. Жестокость и насилие становится чем-то обыденным и привычным, стирается ощущение порога дозволенности. При этом дети не отдают себе отчёта в собственных действиях и не предвидят их последствий.
Но неужели всему виной экран и компьютер? Да, если речь идёт о маленьком ребёнке, не готовом адекватно воспринимать информацию с экрана. Когда домашний экран поглощает силы и внимание малыша, когда планшет подменяет для маленького ребёнка игру, активные действия и общение с близкими взрослыми, он, безусловно, оказывает мощное формирующее, вернее деформирующее влияние на становление психики и личности растущего человека. Последствия и масштабы этого влияния могут сказаться значительно позже в самых неожиданных областях.
Но неужели всему виной экран и компьютер? Да, если речь идёт о маленьком ребёнке, не готовом адекватно воспринимать информацию с экрана. Когда домашний экран поглощает силы и внимание малыша, когда планшет подменяет для маленького ребёнка игру, активные действия и общение с близкими взрослыми, он, безусловно, оказывает мощное формирующее, вернее деформирующее влияние на становление психики и личности растущего человека. Последствия и масштабы этого влияния могут сказаться значительно позже в самых неожиданных областях.
Анализируя мнения врачей и психологов, можно выделить допустимое время контакта с экраном, в зависимости от возраста ребенка.
- Дети до трёх лет в идеале 0 минут в день у телевизора и точно 0 минут у планшета /телефона
- 3-5 лет – 20 минут телевизора, все ещё хорошо без гаджета. Но есть экстренные ситуации, например самолёт. Там тоже можно сто разных развлечений придумать, но все же во имя пассажиров и мамы можно немного планшета.
- 5-7 лет – 30 минут или 10 гаджет (лучше без него)
- 7-9 лет – общее время 40 минут в день у всей техники
- 9-14 лет – 60 минут
- свыше 14 старайтесь договориться, но не более 90 минут.
Если ребенок уже знаком с гаджетами, компьютером, телевизором, то задача родителей заключается в том, чтобы у него не развилась «экранная зависимость.
Советы родителям:
1. Будьте другом ребёнку
Доверительные отношения, минимум критики и сопереживание – вот, что необходимо любому человеку от близких, и дети – не исключение. Если кого-то постоянно ругают или не понимают, велик соблазн найти отдушину в виртуальном мире. Советуйтесь со своим чадом по важным вопросам, учитывая его мнение.
2. Больше увлечений
Иногда дети проводят все свободное время у телевизора и компьютера просто потому, что не знают других развлечений. Прививайте им интерес к полезным видам активности. Замечательно, если ребёнок посещает кружки и секции. Для воспитания ответственности можно завести ему домашнее животное.
3. Личный пример
Напрасно ждать от ребёнка, что он не станет зависимым от компьютера и телевизора, если папа и мама проводят долгие часы перед «голубым экраном». Да, родителем быть нелегко, но лучше найти в себе силы и посвятить время совместному занятию. В конце концов, посмотрите с ним вдвоём мультфильм, обсудите его. Это не то же самое, что «прилипший» к экрану малыш, в одиночестве смотрящий всё подряд.
4. Без радикальных мер
Самое плохое, что могут сделать родители – это совсем запретить ребёнку играть в компьютер, смотреть телевизор. Даже из лучших побуждений. Ведь, как известно, запретный плод сладок. Это вызовет злость и непослушание, побудит ребёнка хитрить и скрываться, играя у знакомых или в интернет-кафе. Обговорите время, которое можно проводить у экрана. Предлагайте интересные занятия взамен. Например, проводите выходные всей семьей на природе, чаще посещайте культурные мероприятия, ходите в гости или приглашайте их к себе.
5. Ищите компромисс
В наш век обойтись без умения работать на компьютере не получится. Так пусть ваш ребёнок начнет понемногу осваивать развивающие и обучающие программы и компьютерные игры, а заодно и компьютерную грамотность. Для Интернета установите ему программу защиты, чтобы не попал на «плохие» сайты. То же самое с телевизором – позволяйте ему смотреть интересные и хорошие мультфильмы, познавательные передачи. Приучайте к качественным фильмам – шедеврам киноискусства.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дети и гаджеты. Я против.
Наше общество сегодня невозможно представить без электронной бытовой техники, автомобилей со встроенным «мозгом», компьютеров и конечно же, гаджетов. Все это направленно на упрощение и облегчение наше...
«Дети и гаджеты, техно влияние на ребенка»
влияние смартфонов, компьютеров, ноутбуков, планшетов на здоровье наших детей...
Дети и гаджеты:вред или польза?
В наше время дети с раннего возраста приобщаются к гаджетам.Уже в дошкольном возрасте они хорошо владеют планшетами,ноутбуками,компьютерами...Учась в средней школе,они могут помочь и старшему поколени...
Консультация для родителей "Дети и гаджеты"
Рассмотрены плюсы и минусы использования гаджетов детьми...
Дети и гаджеты. 7 принципов здоровых отношений в семье.
Цифровое детство — реальность сегодняшнего дня. Как сделать так, чтобы оно было здоровым?...
Консультация на тему: «Гаджеты в руках ребенка: польза или вред» «Современные дети и гаджеты»
Консультация на тему:«Гаджеты в руках ребенка: польза или вред» «Современные дети и гаджеты»Жизнь современного человека уже не представляется без таких вещей, как планшет,...
Гипотезы. Педагогика в числах или данные исследований. Статья "Дети и гаджеты" со ссылками на различные исследования в области влияния цифровых медиа на детей.
Статья "Дети и гаджеты" со ссылками на различные исследования в области влияния цифровых медиа на детей...