О наказании и поощрении
консультация (младшая, средняя, старшая группа) на тему

Колесникова Елена Петровна

Если рассматривать само понятие «наказание», то его можно определить как меру воздействия против совершившего поступок. Несомненно, что наказание должно быть адекватным совершенному деянию. Если же ребенка за любое деяние ждет наказание, то это вызовет в нем только боязнь. Он будет учиться лгать и изворачиваться, только бы избежать наказания. И оно не должно быть действием насилия со стороны наказывающего.

Наказывая ребенка, необходимо пытаться вызвать в нем чувство понимания совершенного. Что-то должно шевельнуться в детской душе – неприятное чувство стыда и унижения, стремление поскорее пережить позор и никогда более не сталкиваться с этим. Человек не рождается с четким представлением о плохом и хорошем – этому его нужно научить.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon o_nakazanii_i_pooshchrenii.doc32 КБ

Предварительный просмотр:

О наказании и поощрении.

                                                             «Все есть яд, и все есть  лекарство.

                                                              Тем или иным его делает лишь доза»                                

Многие, вспоминая шалости своего детства, наверняка припомнят о следовавшим за проказой наказанием. И тем, кому заботливый папа «вваливал по первое число», и тем, кого отправляли «постоять-подумать» в угол, физическое наказание не приносило ли чувства бессилия перед «сильным взрослым», желания сопротивляться и озлобленности? И в полной ли мере наказание давало представление о моральном понимании плохого поступка? Так все-таки, каким должно быть наказание? И всегда ли оно должно быть?

Если рассматривать само понятие «наказание», то его можно определить как меру воздействия против совершившего поступок. Несомненно, что наказание должно быть адекватным совершенному деянию. Если же ребенка за любое деяние ждет наказание, то это вызовет в нем только боязнь. Он будет учиться лгать и изворачиваться, только бы избежать наказания. И оно не должно быть действием насилия со стороны наказывающего.

Наказывая ребенка, необходимо пытаться вызвать в нем чувство понимания совершенного. Что-то должно шевельнуться в детской душе – неприятное чувство стыда и унижения, стремление поскорее пережить позор и никогда более не сталкиваться с этим. Человек не рождается с четким представлением о плохом и хорошем – этому его нужно научить.

Переживая наказание, ребенку необходимо понять, что тем самым он нарушил хорошие отношение с родителями, близкими или воспитателем. И чем эмоционально ближе ребенку наказывающий, тем вероятнее его желание осмыслить свой поступок. Без осознания наказание становится пустой тратой сил, энергии, времени.  Ребенок не увидит за собой вины, а наказывающий станет для него хладнокровным надсмотрщиком.

Наказание не должно наносить вред психическому и физическому здоровью ребенка. Малыш совершил ошибку, но не дайте совершить ее себе! Прежде, чем наказать, задумайтесь: «Стоит ли?» и «За что?». И если есть сомнения, то лучше не наказывать. Ведь какой-либо мелкой шалостью ребенок мог попросту желать привлечения к себе внимания.

Ни в коем случае нельзя наказывать, если ребенок болен, плохо себя чувствует; во время игры, работы, до и после сна. Не следует наказывать и после физической или моральной травмы, невезения (упал, подрался, получил плохую оценку), даже если сам виноват. Нельзя наказывать за страхи, подвижность, неповоротливость или неспособность (тем более, если он пытается исправиться). И ни в коем случае не  «направляйтесь воспитывать», если у вас плохое настроение, вы раздражены.

А самая большая ошибка – наказание «для профилактики». За один проступок достаточно одного наказания – наказали, простили и забыли. Жизнь идет своим чередом и главное – помочь малышу избежать повторение провинностей в будущем. И не лишайте его поощрения за хорошие поступки.

Наказание должно исправить причиненный вред: намусорил – убери, оторвал – почини. Конечно, ребенку необходима помощь, но, участвуя в устранении беспорядка, он должен осознать, что убирать за собою необходимо.

В качестве наказания ни в коем случае нельзя давать ребенку выполнение какой – то работы. Этим можно вызвать только отвращение к труду. Уж лучше наказывать бездельем и легким игнорированием. Но не прогоняйте ребенка от себя, покажите ему, что вы «уходите» от общения.

Если ребенок постоянно слышит: «Ты глупый, ты не понимаешь, что поступаешь нехорошо, ты все делаешь только на зло!…», то вскоре он смириться и на самом деле «станет таким». Никогда не оценивайте ребенка, не сравнивайте его с другими детьми. Вам может не понравиться поступок, но не следует считать плохим самого ребенка.  «Ты совершил плохой поступок».  

Без наказания можно обойтись, если попытаться поделиться с ребенком впечатлениями о своих детских проступках. Рассказать, что о них вы сожалеете и не хотели бы, чтобы ему (ребенку) потом тоже было о чем сожалеть.

Или отнеситесь к очередной шалости с иронией – неаккуратно ведя себя за столом, разбил чашку:

  • Отлично! Давай вообще переколотим всю посуду и тогда будем кушать только из кастрюлек! Гости придут, а мы им чай предложим прямо из чайника!

Или: «Разлил воду?! Ты, скорее всего, решил помыть полы!». Вручая тряпку, похвалите всерьез благородное намерение помочь своей заботой.

Если вы не наказываете своего ребенка, то постарайтесь приложить максимум усилий, чтобы он не был наказан в общении с людьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Наказание и поощрение.

Наказание и поощрение играет большую роль в воспитании ребёнка....

Родительское собрание на тему: «Несколько слов о наказании и поощрении»

Цель: обсудить с родителями проблему поощрения и наказания ребенка в семье, формировать у родителей культуру поощрения и наказания ребенка в семье....

о наказаниях и поощрениях детей дошкрльного возраста

о наказаниях и поощрениях детей дошкрльного возраста...

«Наказание и поощрение детей дошкольного возраста в семье».

Статья для родителей воспитывающих детей дошкольного возраста....

Консультация для родителей «Наказания и поощрения»

Человеку в день нужно не менее 8 «поглаживаний» (похвала, одобрение, выражение доверия, ласковое и ободряющее прикосновение и т.п.), желательно, разных по способу и степени проявления.Чем разнообразне...

Наказание и поощрение

как сформировать адекватное отношение к наказанию...

О наказаниях и поощрениях детей дошкольного возраста

Консультация для родителей о поощрении и наказании детей дошкольного возраста...