Конспект мероприятия родительского клуба на тему «КРИЗИС 3-х лет и как с ним справиться»
материал на тему
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«ДЕТСКИЙ САД №7 «СОЛНЫШКО»
Корсаковского городского округа Сахалинской области
МБДОУ «Детский сад №7 «Солнышко»
Конспект мероприятия родительского клуба
Тема: «КРИЗИС 3-х лет и как с ним справиться»
Воспитатели:
Кокорина Екатерина Владимировна,
- г.
Тема: «Кризис 3-х лет и как с ним справиться»
Цель:
- повысить сплоченность группы родителей;
- познакомить с психологическими особенностями развития 3 лет;
- информировать родителей о симптомах кризиса 3-х лет;
- выработать рекомендации по преодолению кризиса.
Задачи:
- помочь родителям овладеть знаниями о возрастных особенностях детей 3-х лет и учитывать их в общении;
- сформировать представление о кризисе трех лет;
- развивать способность к разрешению проблемных ситуаций, возникающих в ходе общения с ребенком и обусловленных его возрастными особенностями;
- выработать новые навыки взаимодействия с ребенком.
Воспитатель: Добрый день уважаемые родители! Очень рады видеть Вас на очередной встрече нашего родительского клуба. И мы приглашаем Вас к разговору о наших детях. Но сначала мы с вами немного поиграем. Вам необходимо будет передавать игрушку «солнышко» по кругу друг другу, при этом сказав определение к этому слову (лучистое, игривое, милое, ласковое, золотое, светлое и т. д.)
Игра с мячом «Солнышко… какое оно?»
Воспитатель: Молодцы, все эти добрые слова вы, я думаю, всегда используете при общении со своим ребёнком. Ни каких оскорбительных слов в адрес ребёнка звучать не должно, как бы плохо он себя не поступал. Хотелось бы провести с Вами ещё одну игру, не менее интересную. Напишите на листе бумаги имя своего ребёнка и расшифруйте буквы, отметив качества его характера. Например, имя Слава (С-сильный, Л-ловкий, А-активный, В- вежливый, А- аккуратный).
Игра «Какой он – мой ребёнок».
Воспитатель: Посмотрите сколько достоинств заложено в ваших детях. И нам с вами необходимо развивать эти достоинства. Но, для этого необходимо знать об особенностях развития ребенка, возрастные проблемы. Сегодня мы поговорим о том, какими стали наши дети, что изменилось в их поведении?
Представьте, что кукла – это ваш ребёнок, расскажите о нём, каким он стал последнее время.
Родители передают куклу и рассказывают.
Воспитатель: Вы правильно заметили, что дети стали проявлять самостоятельность говорить: «Я сам!», более капризными, на пример часто не слушаются.
Воспитатель: Почему прежде нежный, послушный малыш вдруг превращается в упрямого, вредного и даже деспотичного ребёнка? А главное – что с ним теперь делать? Ответы на эти и другие вопросы мы постараемся найти сегодня. Вы отметили, что у детей стали проявляться капризы. Как вы думаете, что такое каприз?
Ответы родителей.
Воспитатель: (обобщает ответы родителей): Каприз – это когда ребёнок понимает нельзя, но настаивает на своём. Каковы же причины возникновения капризов. Как вы думаете?
Ответы родителей.
Воспитатель: А могут быть причинами:
- Нарушение режима дня;
- Смена обстановки;
- Обилие новых впечатлений;
- Плохое самочувствие;
- Переутомление.
Воспитатель: Капризы – наипервейший признак «Кризиса трёх лет».
Возросшие потребности ребенка не могут быть удовлетворены прежним образом жизни. Возникают противоречия между возможностями и желаниями ребенка.
Кризис сопровождается массой позитивных и негативных изменений в детском организме. Однако следует помнить, что все трудности носят временный и преходящий характер.
В этот период происходит физиологическая и биологическая перестройка организма, в результате чего у детей наблюдается:
- Повышенная чувствительность мозга к воздействию окружающей среды.
- Ранимость центральной нервной системы в связи с отклонениями в перестройке эндокринной системы.
- Снижение адаптационно-компенсаторных возможностей детского организма (подверженность заболеваниям, особенно нервног-психическим)
Взрослым важно вовремя запомнить это и понять, что необходимо менять свои отношения с ребенком, тогда этот переходный период может пройти гладко и безболезненно.
Но если родители не осознают, что ребенок находится на новом этапе и прежние методы общения с ним уже не актуальны, то ребенок может превратиться в совершенно неуправляемого упрямца, главной задачей которого будет противоречие окружающим и капризы.
Ребенок постоянно развивается, а всякому процессу развития свойственны скачкообразные переходы – кризисы. Они необходимы, это - движущая сила развития. Еще вчера послушный малыш вдруг становится раздражительным, требовательным, упрямым, неуправляемым. Возможно, он переживает кризис.
Воспитатель: Как вы уже поняли сегодня мы будем говорить о кризисе трёх лет. Кризис трех лет один из самых ярких по проявлению кризисов детства, нередко застающий родителей в врасплох.
Любой кризис - это внутреннее противоречие между «хочу» и «могу».
Внутренний конфликт
Многие желания ребенка не соответствуют его реальным возможностям.
Внешний конфликт
Ребенок сталкивается с постоянной опекой взрослых
И что делать в такой ситуации?
Сопротивляться или смириться.
Другого выхода нет. Вот малыш и сопротивляется, как может!
Для него характерен целый набор симптомов, который в психологии получил название «семизвездие симптомов». Выберите из предложенных звёздочек, на них написаны различные возрастные проявления детей, только семь признаков, которые характеризуют «Кризис трёх лет».
Карточки: негативизм, упрямство, строптивость, своеволие, протест-бунт, деспотизм, пренебрежение, любознательность, дружелюбие, отзывчивость.
Родители выходят, вывешивают.
Воспитатель: Давайте свами подробно разберемся в этих симптомах.
«Негативизм»– это когда ребёнок не хочет что-то делать, потому что это предложил взрослый. И тогда негативизм вынуждает ребёнка поступать даже вопреки своему собственному желанию, хочет продемонстрировать свою самостоятельность.
Это реакция ребенка не на содержание предложений взрослых, а на то, что это исходит именно от взрослого. Стремление сделать наоборот, даже вопреки собственному желанию. Часто это проявляется в отношении ребенка к пище: дома ребенок отказывается от определенного продукта, но, когда этим же продуктом его угощают другие люди, он спокойно и с удовольствием все съедает.
Например, «Взрослый утверждает, что «эта игрушка хорошая» и слышит в ответ: «Нет плохая!», но тут же взрослый говорит: «Она плохая!», ребёнок опять возражает: «Нет хорошая!».
Что делать?
Например, вместо вопроса, «Ты будешь кушать?»,
задайте вопрос: «Ты будешь кушать гречневую кашу или рисовую?»
«Строптивость» – ребёнок выражает недовольство всем тем, что предлагает взрослый. Строптивость - она безлична, направлена против норм воспитания, образа жизни, который сложился до трех. Ребёнку ничто не нравится из того, что он делал раньше: он как бы отрицает тот образ жизни, который у него сложился. Нежелание идти с мамой за ручку, капризы по любому поводу - выражение этого симптома.
Ребенок отказывается выполнять требования взрослых, словно их не слышит (особенно это проявляется в семьях, где наблюдаются противоречия в воспитании: мама требует одно, папа – другое, бабушка вообще все разрешает.
У некоторых детей конфликты с родителями становятся регулярными, они как бы постоянно находятся в состоянии войны со взрослыми. Это ответ на давление со стороны родителей, и их желание всё решать за ребёнка («Не кричи!», «Не ломай», «Садись за стол!», «Одень тапочки!»).
«Упрямство» – ребёнок настаивает на чём-то не потому, что он действительно этого очень сильно хочет, а потому что хочет, чтобы с его мнением считались.
Эта черта пронизывает практически все поведение ребенка. Он не воспринимает мнение других людей, а постоянно настаивает на своем.
Например, ребенок просит купить во время прогулки апельсиновый сок. Мама заходит в магазин, но там есть только яблочный, малыш отказывается пить, потому что сок «не тот». Он может очень хотеть пить, но все равно, требует именно апельсиновый. Ребенок устраивает истерики (чаще в людных местах): Ваня захотел снять шапку в автобусе, а мама не разрешила, и вот уже все пассажиры слушают возмущенные вопли ребенка. Малыш просит дать ему мяч. Но мяча нет, и мама предлагает ему замену, например, его любимую книжку. Малыш понимает, что книжка намного интереснее, чем мяч. Но все равно настаивает на своем: «Дай мяч!» Почему? Потому что это мама предложила книжку, а не он сам так решил.
Что делать?
Просто подождите несколько минут.
Малыш сам созреет, и сам примет
Решение – попросит книжку.
«Своеволие» – проявляется в том, что ребёнок всё хочет делать сам, борется за свою самостоятельность.
Например, ребёнок говорит: «Я буду одеваться сам!», но сам может и не умеет делать это, «Я сам!» ребёнок всё хочет делать сам.
Ребенок ставит перед собой цели и идет к их достижению через все преграды. Например, малышу захотелось пойти погулять, но взрослым некогда.
Ребенок настаивает, используя все методы воздействия на родителей (вежливые просьбы, нытье, угрозы, капризы и т.д.)
Бывает удобнее сделать что-то за ребенка, ведь так быстрее. Но этим вы лишите его радости от процесса деятельности.
Что делать?
Позвольте малышу попробовать сделать все самому, даже если вы знаете, что это ему не по силам. Опыт – сын ошибок трудных. Но если у крохи что-то получилось, обязательно похвалите его, объясните, что именно он сделал хорошо, и подчеркните, какой он стал большой и самостоятельный. Такое признание успехов поднимает самооценку, придает уверенности в силах.
В этих случаях говорят о «Протесте – бунте».
Бурная энергия ребенка должна найти выход в виде деятельности. А если ее сдерживать, то она выливается в виде эмоций (гнева, истерик).
Ребенку очень тяжело долго находиться в нервном напряжении, и если не наступает разрядка в виде эмоции или какого-либо вида деятельности, то возникает стресс и, как следствие, снижение иммунитета.
Что делать?
Если малыш заходится в истерике, необходимо переждать ее, соблюдать спокойствие, не идти на поводу желаний ребёнка, и только потом объяснить, как
«правильно» себя вести и почему. Что-либо объяснять во время истерики бесполезно. Пока же можно взять его за руку и увести в спокойное безлюдное место.
«Пренебрежение, обесценивание» – ребёнком обесценивается всё то, что не вызывало раннее отрицательных эмоций и было даже интересно: игрушки, предметы обихода, знакомые люди.
Проявляется в том, что ребенок начинает ругаться, дразнить и обзывать родителей, словами, которых ранее никогда не употреблял.
Например, в этом возрасте ребенок впервые вполне осознанно может использовать «скверные» слова в адрес родителей. Если такое поведение остается незамеченным или же вызывает насмешку, смех, удивление, то для малыша это
может стать подкреплением его действий. Когда позднее (в 7-8 лет) родители вдруг обнаружат, что ребенок спокойно им дерзит и захотят это исправить, то сделать что-либо будет уже поздно. Синдром обесценивания станет привычной линией поведения ребенка.
Потом он поймет, что такое его поведение может быть неприятно другим людям.
А пока… Пока он подражает взрослым, ему интересно смотреть на их реакцию (а что будет, если…)
Что делать?
Направляйте энергию ребенка в мирное русло.
Например, если малыш рвет книжку, предложите ему рвать старые журналы. Подключите свою фантазию, обыграйте неприятный момент с использованием игрушек.
«Деспотизм» – ребёнок старается стать хозяином положения, проявляет власть над окружающими. Он хочет, чтобы всё было для него и больше не для кого – «Центр вселенной».
Ребёнок заставляет родителей делать все, что он требует. Он изыскивает тысячи способов, чтобы проявить свою власть над ними и другими.
По сути это- стремление вернуться к тому блаженному состоянию младенчества, когда каждое его желание исполнялось.
По отношению к младшим сестрам и братьям деспотизм может проявляться как ревность. Например, ребенок может забирать игрушки, одежду, толкать, замахиваться. Необходимо понимать, что стремление к лидерству, желание «завоевать место под солнцем» - это хорошая черта характера, которая помогает человеку быть хозяином жизни, а не слабовольной овечкой, ведомой другими людьми.
Что делать?
Уступайте ребенку в «мелочах». Но в том, что касается здоровья и безопасности самого ребенка и других людей – будьте непреклонны.
Вывод: основными признаками «Кризиса трёх лет» являются: капризы, негативизм, упрямство, строптивость, своеволие, протест – бунт, обесценивание, деспотизм.
Родители не должны пугаться остроты протекания кризиса, это вовсе не отрицательный показатель. Напротив, яркое проявление ребенка в само утверждении в новом возрастном качестве говорит о том, что в его психике сложились все возрастные новообразования для дальнейшего развития его личности и адаптивных способностей. И, наоборот, внешняя бескризисность, создающая иллюзию благополучия, может быть обманчивой, свидетельствовать о том, что в развитии ребенка не произошло соответствующих возрастных изменений. Таким образом, не надо пугаться кризисных проявлений, опасны проблемы непонимания, возникающие в это время у родителей.
Воспитатель: Как же вы уважаемые родители строите своё взаимодействие с ребёнком, который переживает «Кризис 3-х лет»? Поделитесь своими секретами.
Высказывания родителей в свободной форме.
Воспитатель: Предлагаю вам выбрать из двух цветных карточек, одну.
Родители выбирают из двух цветных карточек, одну.
Воспитатель: Разбейтесь на две команды в соответствии с цветом карточки.
Родители делятся на две команды.
Воспитатель: Каждая из команд получает карточку «Родитель» и «Ребёнок».
Вам необходимо подобрать на каждую букву слова, обозначающие качества и свойства характера ребёнка, у которого проявляется кризис, и качества, и свойства характера родителя, которые необходимы для выстраивания эффективного взаимодействия с ребёнком. По сигналу вы будите записывать слова на одну из букв слова, их может быть несколько.
Родители по сигналу подбирают слова.
Воспитатель: Какими же качествами вы охарактеризовали ребёнка?
Родители перечисляют.
Р – раздражительный, резкий, разгневанный ….
е – едкий ….
б – болезненный, баловник ….
ё – ёжик ….
н – непослушный, непоседливый, нервный ….
о – обидчивый ….
к – крикливый, капризный ….
Воспитатель: А какие качества необходимы родителю, чтобы смягчить все эти негативные проявления?
Родители перечисляют.
Р – решительный ….
о – объективный ….
д – думающий ….
и – интересующийся ….
т – терпеливый ….
е – единый ….
ль – ласковый, любящий …..
Воспитатель: Какими качествами должен обладать родитель, чтоб бороться с … раздражительностью, с … обидчивостью, с … крикливостью?
Родители выбирают из списка подходящие качества и обосновывают свой ответ.
Воспитатель: Мы с вами увидели, что ребёнок в этот период проявляет очень много отрицательных качеств. Родителю необходимо проявлять огромное терпение, собирать в кулак решительность, проявлять свою доброту и ласку, вне зависимости от того, что ребёнок переживает кризисный период. Каждый из вас стремиться получить удовольствие от общения со своим ребёнком.
Во время кризиса нужно сменить тактику и стратегию общения с ребенком: пора признать, что он взрослый (ну почти!), уважать его мнение и стремление к самостоятельности.
Постоянно предлагать выбор
(либо иллюзию выбора - такая вот хитрость во благо всем).
Не заставлять, а просить помочь.
Помните, что ребенок многие слова и поступки повторяет за Вами, поэтому следите за собой.
Для благополучного развития ребенка желательно подчеркивать, какой он уже большой, не «сюсюкаться», не стараться все сделать за малыша. Разговаривайте с ним, как с равным, как с человеком, мнение которого Вам интересно.
Любите ребенка и показывайте ему, что он Вам дорог даже заплаканный, упрямый, капризный.
Вот какие решения преодоления кризиса предлагают психологи Дон и Джоан Элиум, авторы книг по воспитанию сына и дочери.
1. Для малыша важно знать, что каждое утро после того, как он проснется, его одежда будет лежать на стуле рядом с кроватью, что он оденется, умоется, будет завтракать вместе с родителями, после почистит зубы, вымоет руки и будет играть. Подобный простой распорядок устанавливают и поддерживают родители. Причем, делая это, не повторяют по сто раз: «Оденься, умойся, ...» Они берут ребенка за руку, ведут с собой в ванную комнату, приговаривая: «А теперь пора умыться». Или: «Пора убирать игрушки. Эти кубики - словно потерявшиеся автомобили, давай поищем для них гараж...» Твердый распорядок позволяет свести к минимуму борьбу, которую обычно приходится вести родителям, добиваясь от ребенка выполнения таких дел, как одевание, собирание игрушек, чистка зубов. Нужно только быть рядом, чтобы помочь малышу. Не нужно ожидать от ребенка, что он по собственному почину сделает то, о чем его просят. Это возраст повторений, ребенку нужно настойчиво и терпеливо все показывать снова и снова, прежде чем он сможет соблюдать установленный распорядок по собственной инициативе.
2. Маленькому ребенку нужны «кирпичные стены» - абсолютные запреты, при которых не может быть места для дискуссий. Абсолютные запреты создаются родителями и последовательно, строго соблюдаются в семье (не включать плиту, утюг, телевизор, не брать спички, зажигалки, не выходить за пределы двора и т.д.).
Причем, «кирпичные стены» возводят родители не столько на словах, сколько через создание определенной домашней среды. Никакие суровые слова, объяснения, шлепки по рукам не смогут воздействовать на любопытство растущего исследователя. Ребенок скорее будет недоумевать и обижаться на родителя, который стукнул его за то, что он потянулся к красивой статуэтке. Лучше просто убрать бьющиеся и опасные предметы так, чтобы ребенок не мог дотянуться, пока не подрастет настолько, что сможет обращаться с ними достаточно осторожно.
Мальчикам и девочкам с рождения и до 4-5 лет именно «кирпичные стены» могут обеспечить физическую и эмоциональную безопасность. В их сознании благодаря абсолютным запретам возникают границы собственных возможностей. Дети знают, что родители упорядочили их жизнь, и поэтому они могут спокойно проявлять свою активность с естественной энергией и отсутствием внутренних запретов. Дети получают абсолютную свободу в ограниченных «кирпичными стенами» пределах.
Мы с вами уже проговорили несколько эффективных рецептов взаимодействия.
Воспитатель: Я предлагаю вам самим записать ещё один рецепт, который поможет вам построить общение с ребёнком в любом возрасте.
Воспитатель раздаёт каждой группе по рецепту.
Рецепт желанного общения родителей с ребенком. Взять П_________, добавить к нему П___________, смешать с определённым количеством Р__________ Л__________ и Д__________, добавить собственной О_____________, приправленной любящим материнским и отцовским А_____________. |
Воспитатель: А теперь давайте посмотрим, что у вас получилось.
Зачитываются рецепты.
Воспитатель: Каждый рецепт уникален и имеет право на существование. Вы правильно понимаете свою позицию. Но я хочу предложить вам ещё один рецепт, может быть кто-то возьмет его себе на вооружение.
Воспитатель зачитывает свой рецепт взаимодействия с ребёнком.
Рецепт желанного общения родителей с ребенком. Взять Принятие, добавить к нему Признание, смешать с определённым количеством Родительской Любви и Доступности, добавить собственной Ответственности, приправленной любящим материнским и отцовским Авторитетом. |
Дополнительная информация для педагога:
Смысл слов:
Принятие – понимание такой любви, когда ребёнок понимает, что его любят несмотря ни на что.
Признание – сохранение у ребёнка чувства собственного достоинства и уверенности.
Родительская любовь – если посеешь любовь и ласку в детском возрасте, будешь её холить и лелеять в подростковом, пожнёшь сполна в старости.
Доступность – это значит, в любую минуту быть готовым отложить свои дела и пообщаться с ребёнком.
Ответственность – приобретается в течение всей жизни. Условия для развития ответственности – наличие определенных ежедневных обязанностей, не брать ответственность за поступки детей на себя, умение сказать ребенку: «Нет»
Авторитет – нарабатывается годами самоотверженного родительского труда.
Воспитатель: Наш разговор подходит к концу. Мы приготовили для вас памятки.
Раздаём памятки «Советы родителям, у которых ребёнок переживает кризисный период».
Воспитатель: Надеюсь, что вы получили ответы на вопросы, почему нежный малыш стал вдруг непослушным, упрямым, вредным и что теперь с ним делать.
Кризис трёх лет – важная возрастная особенность, его нельзя подавлять, если ребёнок не прожил его в три года, то последствия могут вылиться в более резкие формы проявления кризиса в переходном возрасте.
В заключении предлагаю вам всем встать в круг и, передавая друг другу этот мяч сказать пожелания. Например, «Я желаю Вам… солнечного настроения в ваших семьях».
Упражнение «Пожелания»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект заседания родительского клуба на тему: "Волшебные краски".
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение « Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осу...
Конспект заседания родительского клуба на тему: "Встречаем праздник весело".
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение « Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осу...
Конспект мероприятия родительского клуба на тему «Дети – прирожденные исследователи»
родительское собрание...
Конспект заседания родительского клуба «Пчёлки» Тема: «Мой счастливый выходной день»
Данный материал предназначен для педагогов при планировании работы по взаимодействию с семьёй....
Конспект заседания родительского клуба по теме: «Мама - ты для меня, как солнце, а я, как лучик твой» (мастер класс «Незабудка для мамы»)
Заседание родительского клуба приуроченное ко "Дню матери" с мастер классом с мамами по изготовлению букета незабудок....
Конспект проведения родительского клуба на тему: «Семейный оберег. Кукла — Неразлучники»
Данная разработка поможет сплотить детей и родителей , через интересную форму проведения родительского клуба...
План-конспект открытого мероприятия "Родительский клуб" проведенного в рамках "Недели педагогического мастерства"
Цель: Расширение и закрепление знаний воспитанников о новых для них музыкальных инструментах.Задачи:- Накапливать опыт восприятия музыкальных произведений- Формировать богатство впечатлений- Побуждать...