Консультация "Ложь в поведении детей"
консультация на тему
Предварительный просмотр:
МБДОУ детский сад «Теремок» комбинированного вида структурное подразделение «Березка»
Консультация для педагогов:
«Ложь в поведении детей»
Подготовила:
педагог- психолог
Ермолаева Т.С.
2017 г.
В последнее время участились случаи детской лжи. Многие родители теряются, не знают как дальше вести себя с ребенком, уличенным во лжи, можно ли ему теперь верить, наказывать ли его? Помните: если ваш ребенок соврал, прежде всего, необходимо понять, в чем причина. Мы должны не просто отругать или наказать ребенка, но в первую очередь разобраться, почему он так поступил.
Каковы же могут быть эти причины?
Проанализировав причины детской лжи, нетрудно увидеть, что ложь является результатом неблагополучных отношений ребенка с окружающим его миром. Чаще всего ложь - это реакция ребенка на травмирующие обстоятельства. Помните: ложь: это всегда сигнал о том, что у ребенка есть проблемы. Взрослые часто не понимают, что ложь - это свидетельство не моральных, а скорее психологических проблем ребенка.
Боязнь слишком строгого наказания
Одной из самых распространенных причин лжи является боязнь неприятных последствий. В младшем возрасте дети врут просто потому, что боятся неприятностей и пытаются защитить себя любым способом. Ложь, как защита чаще всего встречается в семьях, где ребенка наказывают за малейший проступок, и наказание по суровости не соразмеримо с тяжестью содеянного. Кстати осознанно использовать ложь в качестве защиты ребенок учится именно у взрослых (в первую очередь у своих родителей). Именно мы взрослые подаем ему пример так называемой невинной лжи, цель которой защитить себя от неприятных последствий. Никогда не лгите ребенку и в присутствии его.
Иногда дети лгут потому, что у них не сформированы моральные ориентиры, могут сказаться недостатки воспитания.
Прививайте ребенку уважение к честности. Очень важно, чтобы честность стала для ребенка качеством, повышающим значимость человека в глазах других людей.
Множество запретов и завышенные требования к ребенку. Желание казаться лучше чем он есть, желание самоутвердиться.
Эта причина лжи заключается в том, что часто мы хотим видеть ребенка лучше, чем он есть на самом деле и, стремясь оправдать наши ожидания, особенно в случае промахов и неудач, ребенок идет на ложь, чтобы не потерять расположение к себе. Или для того, чтобы о нем были лучшего мнения. Дети, которых считают неудачниками, учатся скрывать свои промахи, или приукрашивают информацию о себе. Опасность состоит в том, что постоянное приписывание себе чужих заслуг и несуществующих достижений мешает развитию личности ребенка и может привести к серьезным нарушениям психики.
Как этого избежать? Ребенок должен быть уверен ,что его всегда поймут и поддержат. Мы должны быть готовы в любой ситуации поддержать ребенка и спокойно объяснить ему, в чем он не прав и как можно исправить сложившееся положение. Анализу должен подвергаться поступок ребенка, а не его личность.
Стремление привлечь к себе внимание.
Бывает так, что ребенок, «загнанный в угол» постоянными неудачами, равнодушием, пренебрежением, агрессивностью окружающих, со временем и сам становится агрессивным. Он начинает лгать в отместку. Желание вывести взрослых из себя сильнее страха понести наказание за ложь. Вранье для детей - это еще и способ доказать самим себе и окружающим свою независимость, взрослость.
А как быть с ребенком который уже соврал?
Ни в коем случае не начинайте разговор с обвинений и угроз. Никогда не занимайтесь воспитанием «под горячую руку». Если поступок ребенка вывел Вас из равновесия, то сначала придите в себя, остыньте и только потом приступайте к обсуждению случившегося.
Психолог Алан Фромм рекомендует сказать ребенку следующее: «Расскажи мне точно, как это произошло. Только ничего не скрывай от меня, так как я не собираюсь наказывать тебя, даже если ты в чем-то виноват. Я постараюсь объяснить тебе, почему ты поступил плохо, и найти выход из сложившегося положения, но не стану наказывать».
Для ребенка одинаково вредны как агрессия, так и бездействие, особенно, если учесть, что в большинстве случаев детская ложь - это сигнал тревоги. Помните: ситуации детской лжи нельзя пускать на самотек.
Последствия равнодушия могут быть очень серьезными, вплоть до развития у ребенка асоциальных черт характера.
Вначале утаивание вызывается боязнью наказания, затем вырабатываются особые механизмы управления высказыванием - умение не проговариваться, способность хитрить, а постепенно у часто лгущего ребенка появляется положительное отношение к обману, который расценивается им как проявление ума и ловкости. Самый опасный вид лжи — заведомое введение в заблуждение ради получения выгоды.
Ребенок осознает прагматические стороны обмана, стремится извлекать из него пользу. Это свидетельствует о стойкой деформации личности, результатом чего становится асоциальное поведение.
Все это может произойти в том случае, если вовремя не обратить на ребенка внимание, не попытаться изменить ситуацию, в которой он развивается (семейные отношения или отношения со сверстниками), если на его поступки реагировать только наказаниями, если своим отношением закрепить за ребенком репутацию лжеца.
И еще. Если дети будут уверены в вашей любви и в добром отношении, у них окажется меньше поводов говорить неправду. Будьте внимательны к детям, вникайте в их проблемы. Иногда достаточно просто выслушать ребенка, и он поймет, что не одинок, что всегда может рассчитывать на Ваше внимание и помощь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование основ духовно-нравственного поведения детей старшего дошкольного возраста в рамках проекта "Радуга поведения"
Проблема дисциплины у детей...
Методическая разработка на тему: "Агрессивное поведение детей дошкольного возраста и возможные пути профилактики агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста"
Причины агрессивного поведения дошкольника и возможные пути профилактики...
Консультация для родителей «Влияние культуры поведения и самовыражения родителей на культуру поведения детей»
Консультация для родителей «Влияние культуры поведения и самовыражения родителей на культуру поведения детей». Прежде чем воспитывать ребенка - воспитайте себя. Посмотрите на себя и задайте себе...
Девиантное поведение. Использование «сказочной деятельности» для социализации поведения детей с отклонениями в поведении
Девиантное поведение - это устойчивое в данный период времени поведение человека, нарушающее общественные нормы и причиняющее ущерб окружающим и самому человеку, возникающее в процессе коммуникации....
Консультация для родителей «Влияние культуры поведения и самовыражения родителей на культуру поведения детей»
Консультация для родителей«Влияние культуры поведения и самовыражения родителейна культуру поведения детей» "Не воспитывайте детей, все равно они будут похожи на вас.Воспитывайте...
Консультация для родителей. Причины плохого поведения ребенка Статья по детской возрастной психологии "Ребенок-катастрофа, или 5 причин плохого поведения детей"
Статья предназначена для родителей, которые не могут справиться со своими детьми и ищут ответы на вопрос «Почему мой ребенок себя плохо ведет?». То, о чем пойдет речь ниже, является ч...
ПРИКЛАДНОЙ АНАЛИЗ ПОВЕДЕНИЯ (АВА) - ТЕРАПИЯ ДЛЯ КОРРЕКЦИИ ПРОБЛЕМНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА.
Все больше семей, воспитывающих детей с расстройством аутистического спектра (РАС), понимают важность применения эффективных методов обучения и адаптации ребенка уже с самого раннего детс...