Игры для развития навыков общения у детей 5-6 лет
консультация (старшая группа) по теме
Данный материал будет полезен воспитателям, педагогам дошкольных учреждений и родителям, при организации игр для развития навыков общения старших дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_obshcheniya.docx | 28.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Комплекс игр на развитие навыков взаимодействия
№ блока | Название игры | Цель | Рекомендации по проведению |
1. | «Зоопарк» «Возьмёмся за руки, друзья» «Сочиняем сказку» | - развивать невербальные способы общения. - учить детей чувствовать прикосновения другого человека. - научить сосредотачиваться на слуховой информации, подчинять свои желания общим интересам. | Расширение возможностей установления контакта в различных ситуациях общения Изображает это животное через движение, повадки, манеру поведения, звуки и т.д. Нужно взяться за руки, но не сразу, а по очереди. Начинает педагог. Важно поддерживать неуверенных в себе детей, стараться, чтобы каждый ребёнок сказал хотя бы одно слово. |
2. | «Ручеёк» «Раскрасьте правильно»
«Представление» | - помочь детям войти в контакт, сделать эмоционально значимый выбор. - развитие внимания и наблюдательности, умения договариваться. - изображает при помощи мимики и пантомимики какой-либо предмет, растение или животное. | Способствовать сплочению детского коллектива. Расширение возможностей установления контакта в различных ситуациях общения |
3. | «Птенцы» «Дрозды» «Встаньте, все кто…» | - изображает при помощи мимики и пантомимики появление на свет птенца. - развивать навыки общения, воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам. - сплочение, установление доверительного контакта между детьми. | Развивать навыки общения, воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам. Сплочение, установление доверительного контакта между детьми. |
4. | «Ожившие игрушки» «Змея» «Коридор приветствий» | - сплочение, установление доверительного контакта между детьми. - развивать навыки группового взаимодействия. - предоставление детям возможности почувствовать доброжелательный настрой к каждому из них. | Способствовать формированию навыков совместных действий, лучшему пониманию друг друга; расширение диапазона творческих способностей; снятие коммуникативных барьеров. |
Таблица 7 (продолжение) | |||
5. | «Зеркало» «Я хочу с тобой подружиться» «Передай настроение» | - развитие ловкости, способности прогнозировать ситуацию, соотносить свои действия с действиями партнера для достижения общей цели. - сплочение, установление доверительного контакта между детьми. - предоставление детям возможности почувствовать доброжелательный настрой к каждому из них. | Расширение возможностей установления контакта в различных ситуациях общения; отработку навыков понимания других людей, себя, а также взаимоотношений между людьми. |
6. | «Вопрос - ответ» «Бабушка Миланья» «На тропинке» | - развивать у детей умение отвечать на вопросы партнёра. - придумать какое-нибудь оригинальное движение, а все остальные — его повторить - пойти одновременно навстречу друг другу и встать на противоположную сторону тропинки, ни разу не заступив за черту. | Овладение навыками эффективного слушания; активизацию процесса самопознания и самоактуализации; расширение диапазона творческих способностей; снятие коммуникативных барьеров. |
7. | «Давай поговорим» «Сотворение чуда» «Мышата в мышеловке» | развитие коммуникативных навыков. - развитие коммуникативных навыков, эмпатийных способностей. - передвигаться сообща (по два) по комнате. | Способствовать сплочению детского коллектива. Расширение возможностей установления контакта в различных ситуациях общения. |
Описание игр на развитие навыков взаимодействия
Игры на развитие умения входить в контакт, коммуникативных умений
1) «Зоопарк»
Цель: развивать невербальные способы общения.
Описание игры: каждый из участников представляет себе, что он — животное, птица, рыба. Воспитатель дает 2—3 минуты для того, чтобы войти в образ. Затем по очереди каждый ребёнок изображает это животное через движение, повадки, манеру поведения, звуки и т.д. Остальные дети угадывают это животное.
2) «Вопрос – ответ»
Цель: развивать у детей умение отвечать на вопросы партнёра.
Описание игры: дети стоят в кругу. У одного из них в руках мяч. Произнеся реплику-вопрос, игрок бросает мяч партнёру. Партнёр, поймав мяч, отвечает на вопрос и перебрасывает его другому игроку, при этом задаёт собственный вопрос и т.д. (“Какое у тебя настроение?” — “Радостное”. “Где ты был в воскресенье?” — “Ходил с папой в гости”. “Какую игру ты любишь?” — “Ловишки” и т.д.).
3) «Ручеёк»
Цель: помочь детям войти в контакт, сделать эмоционально значимый выбор.
Описание игры: дети в произвольном порядке разбиваются на пары. Пары располагаются друг за другом, взявшись за руки и подняв сомкнутые руки вверх. Тот, кому не хватило пары, проходит под сомкнутыми руками и выбирает себе партнёра. Новая пара становится сзади, а освободившийся участник игры заходит в ручеёк и ищет себе пару и т.д.
4) «На мостике»
Цель: развитие ловкости, способности прогнозировать ситуацию, соотносить свои действия с действиями партнера для достижения общей цели.
Описание игры: перед началом игры создается воображаемая ситуация. Взрослый делит детей на две группы и разводит в разные стороны. Предлагает представить такую ситуацию : дети находятся по сторонам горного ущелья и им необходимо перебраться на другую сторону, а для этого есть только узенький мостик. (на полу чертится полоса шириной 30-40 см). по мостику могут пройти только два человека одновременно навстречу друг другу. Участники разбиваются на пары и двигаются навстречу. Тот кто заступит за черту выбывает из игры (упал в ущелье). Успешное окончание игры можно считать лишь в том случае, когда ребенок уступил дорогу своему партнеру и пропустит его вперед.
5) «Птенцы». «Вы знаете, как появляются на свет птенцы? — спрашивает воспитатель. — Они долго-долго живут в скорлупе, а потом в один прекрасный день разбивают эту скорлупу своими маленькими клювиками и вылезают наружу. Им открывается большой, яркий, неизведанный мир, полный загадок и неожиданностей. Все для них ново: цветы, трава, осколки скорлупы. Ведь они никогда не видели всего этого. Давайте поиграем в птенцов. Сначала мы сядем на корточки, а потом начнем разбивать скорлупку. Вот так (взрослый садится на корточки и разбивает носом невидимую скорлупу, отламывает кусочки скорлупы руками). Все разбили? Теперь давайте исследуем окружающий мир! Потрогаем все предметы вокруг, принюхаемся к ним, познакомимся друг с другом. Птенцы не умеют разговаривать, они только пищат». Взрослый оглядывается вокруг, ползает вместе с детьми по полу, трогает предметы, обнюхивает их, подходит к каждому ребенку, дотрагивается до него, поглаживает, пищит вместе с ним, радостно хлопает крылышками.
«Давай поговорим»
Цель: развитие коммуникативных навыков.
Возраст: любой.
Количество играющих: 2 или больше человек.
Описание игры: играют взрослый и ребенок (или дети). Взрослый начинает игру словами: «Давай поговорим. Я бы хотел стать ... (волшебником, волком, маленьким). Как ты думаешь, почему?». Ребенок высказывает предположение изавязывается беседа. В конце можно спросить, кем бы хотел стать ребенок, но нельзя давать оценок его желанию и нельзя настаивать на ответе, если он не хочет по каким-либо причинам признаться.
Комментарий: эта игра полезна для замкнутых и застенчивых, так как в игровой форме учит ребенка не бояться общения, ставит в ситуацию необходимости вступления в контакт.
На начальных этапах дети могут отказываться задавать вопросы или вступать в игру. Тогда инициативу на себя должен взять взрослый.
Важный момент! В игре взрослый должен находиться на одном уровне с ребенком, а в случае трудностей — ниже него.
Игры на развитие навыков взаимодействия в группе.
1) «Возьмёмся за руки, друзья»
Цель: учить детей чувствовать прикосновения другого человека.
Описание игры: педагог и дети стоят в кругу, на небольшом расстоянии друг от друга, руки вдоль туловища. Нужно взяться за руки, но не сразу, а по очереди. Начинает педагог. Он предлагает свою руку ребёнку, стоящему рядом. И только после того, как ребёнок почувствовал руку взрослого, свою свободную руку он отдаёт соседу. Постепенно круг замыкается.
2) «Раскрасьте правильно»
Цель: развитие внимания и наблюдательности, умения договариваться.
Описание игры: дети работают парами. Необходимо раскрасить рисунок по образцу вдвоем (т.е. между детьми ставится ширма). Один ребенок берет образец и объясняет, что и как надо раскрасить, затем сверяют по образцу. Можно поменяться местами.
3) «Дрозды»
Цель: развивать навыки общения, воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам.
Описание игры: дети делятся на пары, повторяют за педагогом слова и действия:
Я дрозд. (Показывают на себя.)
И ты дрозд. (Показывают на своего партнёра.). У меня нос. (Дотрагиваются до своего носа.)
У тебя нос. (Дотрагиваются до носа своего партнёра.)
У меня губки сладкие. (Дотрагиваются до своих губ.)
У тебя губки сладкие. (Дотрагиваются до губ своего партнёра.)
У меня щёчки гладкие. (Гладят свои щёки.)
У тебя щёчки гладкие. (Гладят щёки своего партнёра.)
4) «Змея»
Цель: развивать навыки группового взаимодействия. Описание игры: дети становятся друг за другом и крепко держат впереди стоящего за
плечи или за талию. Первый ребёнок — “голова змеи”, последний — “хвост змеи”. “Голова змеи” пытается поймать “хвост”, а потом укорачивается от него. В ходе игры ведущие меняются. В следующий раз “головой” становится тот ребёнок, который изображал “хвост” и не дал себя поймать. Если же “голова змеи” его поймала, этот игрок становится в середину. При проведении игры можно использовать музыкальное сопровождение.
5) «Я хочу с тобой подружиться»
Цель игры: сплочение, установление доверительного контакта между детьми.
Описание игры: Из участников игры выбирается водящий‚ который произносит слова: «Я хочу подружиться с...», а дальше описывает внешность одного из игроков. Тому, о ком говорят, нужно себя узнать, быстро подбежать к водящему и пожать руку. Далее водящим становится он.
6) «Бабушка Маланья». Это очень веселая хороводная игра, в которой один из детей (водящий) должен придумать какое-нибудь оригинальное движение, а все остальные — его повторить. В игре достигается не только согласованность движений, но и единство в создании образа и настроения. Дети вместе со взрослым становятся в круг, в середине которого находится ребенок, изображающий бабушку Маланью (на 111 него можно надеть платочек или фартучек). Дети в кругу вместе со взрослым начинают петь смешную песенку, сопровождая ее выразительными движениями. Слова Движения У Маланьи, у старушки Жили в маленькой избушке Семь сыновей. Дети движутся по кругу, держась за руки. Все без бровей. Вот с такими ушами, Вот с такими носами, Вот с такими усами, С такой головой, С такой бородой, Ничего не ели, Останавливаются и с помощью жестов и мимики изображают то, о чем говорится в тексте: закрывают руками брови, делают круглые глаза, большой нос и уши, показывают усы и пр. Целый день сидели, На нее глядели, Делали вот так… Присаживаются на корточки. Повторяют за ведущим любое смешное движение. Движения могут быть
самые разнообразные: можно сделать рожки, попрыгать и поплясать, сделать руками длинный нос, погрозить пальцем или в шутку заплакать. Они могут
сопровождаться звуками и возгласами, передающими настроение. Движение должно повториться несколько раз, чтобы ребята могли войти в образ и получить удовольствие от игры.
7) «Сотворение чуда»
Цель: развитие коммуникативных навыков, эмпатийных способностей.
Возраст: 5-6 лет.
Количество играющих: любое четное.
Необходимые приспособления: «волшебные палочки» — карандаши, веточки или любой другой предмет.
Описание игры: дети разбиваются на пары, у одного из них в руках«волшебная палочка». Дотрагиваясь до партнера, он спрашивает его: «Чем я могут тебе помочь? Что я могу для тебя сделать?» Тот отвечает: «Спой (станцуй, расскажи что-нибудь смешное, попрыгай на скакалке)» или предлагает что-нибудь хорошее сделать позже (оговаривается время и место).
Комментарий: эгоцентризм — одна из характерологических особенностей детей-дошкольников. Им несвойственно сильно переживать по поводу чувств другого. Поэтому развитие эмпатии и децентрации, умения понять чувства другого, посочувствовать ему — одна из основных задач в воспитании дошкольников.
Игры на сплочение детского коллектива.
1) «Сочиняем сказку»
Цель игры: научить сосредотачиваться на слуховой информации, подчинять свои желания общим интересам.
Описание игры: дети сидят в кругу. Ведущий выбирает какую-нибудь маленькую игрушку и начинает рассказывать сказку, например: «Жил-был
маленький зайчик. Он больше всего любил...» На этих словах рассказчик передает игрушку следующему участнику. Тот продолжает начатую фразу и историю. Если дети затрудняются придумывать продолжение, можно немного подсказать им, например: «Он жил с …», «Однажды он решил отправиться...» и т. п‚
Примечание. Взрослому важно поддерживать неуверенных в себе детей, стараться, чтобы каждый ребёнок сказал хотя бы одно слово.
2) «Представление». Дети встают или садятся в круг. Один (двое или трое) из них выходит в центр и изображает при помощи мимики и пантомимики какой-либо предмет, растение или животное. Сидящие в кругу, угадывают. Тот, кто первым угадает, встает в центр круга и изображает один
или с партнерами что-то свое и т.д. Более сложный вариант, когда психолог или кто-то из детей задает на ушко исполнителям образ или ситуацию, которую надо изобразить.
3) «Встаньте, все кто…»
Цель игры: сплочение, установление доверительного контакта между детьми. Описание игры: дети сидят в кругу. Ведущий говорит, что мы все очень разные и в то же время чем-то друг на друга похожи. Предлагает
убедиться в этом. Говоря: «Встаньте все, кто любит мороженое (плавать в реке, убирать игрушки, кататься с горки и т.д.» Дети сначала просто играют, а затем делаю вывод, что действительно у них есть много общего.
4) «Коридор приветствий»
Цель игры: предоставление детям возможности почувствовать доброжелательный настрой к каждому из них. Описание игры: Дети встают в две шеренги лицом друг к другу. Образуя между шеренгами коридор. Ребёнок, который находится с краю любой из шеренг, начинает медленно проходить по коридору. Дети приветствуют его так, как будто бы он – знаменитая личность: машут ему руками, кланяются, аплодируют, кричат: «Ура!» и т. д. как только первый ребёнок дойдёт до середины, следующий ребёнок с краю шеренги начинает двигаться по коридору в том же направлении. Так продолжается пока все дети не пройдут через «Коридор приветствий». Запрещается дотрагиваться до того, кто идёт по коридору.
5) «Передай настроение». Правила игры те же, что и в предыдущей, только ведущий должен придумать настроение (грустное, веселое, тоскливое, удивленное и т. д.). Когда дети передали его по кругу, можно обсудить, какое именно настроение было загадано. Затем ведущим становится любой желающий. Если кто-то из детей хочет побывать ведущим, но не знает, какое настроение загадать, воспитатель может помочь ему, подойдя и подсказав ему на ушко какое-нибудь настроение.
6) «На тропинке». На полу или на асфальте чертится узкая полоска. Воспитатель обращает внимание детей на полоску: «Это — узенькая тропинка на заснеженной дороге, по ней одновременно может идти только один человек. Сейчас вы разделитесь на пары, каждый из вас встанет по разные стороны тропинки. Ваша задача — пойти одновременно навстречу друг другу и встать на противоположную сторону тропинки, ни разу не заступив за черту. Переговариваться при этом бесполезно: метет метель,
ваши слова уносит ветер, и они не долетают до товарища». Воспитатель помогает детям разбиться на пары и наблюдает вместе с остальными детьми
за тем, как по тропинке проходит очередная пара. Успешное выполнение этого задания возможно только в том случае, если один из партнеров уступит дорогу своему товарищу.
7) «Мышата в мышеловке». Для игры требуются матерчатые мешки, чтобы, забравшись в них, дети могли передвигаться по комнате. Взрослый сообщает детям о том, что они будут сегодня играть в мышат: «В одном доме жили мышата. Они жили тихо и дружно, никому не мешали, только иногда забирались в хозяйский погреб и таскали оттуда сыр, ведь надо же было им чем-то питаться. Конечно же, хозяин дома не был счастлив от такого соседства, и вот однажды он решил уничтожить мышат. Для этого он накупил много мышеловок и расставил их по всему погребу. А ничего не подозревающие мышата вечером, как всегда, отправились за сыром. И, конечно же, оказались в мышеловках». Воспитатель помогает детям по двое забраться в мешки так, что они могут лишь высунуть голову. «Итак, вы попались! Вы так испугались и растерялись, что сначала только и могли, крепко-крепко обнявшись, жалобно пищать». Воспитатель подходит к каждой паре детей и гладит их. «Чтобы спастись, вы должны до прихода хозяина добраться до своей норки».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коммуникативные игры для развития навыков общения у детей 3-4 года
Охота на тигровЦель: развитие коммуникативных навыков.Возраст: от 4 летКоличество играющих: не менее 4 человек.Необходимые приспособления: маленькая игрушка (тигр).Описание игры: дети встают в круг, в...
Картотека "Коммуникативные игры для развития навыков общения у детей 3-4 лет"
Картотека "Коммуникативные игры для развития навыков общения у детей 3-4 лет"...
Коммуникативные игры для развития навыков общения у детей.
Пособие «Коммуникативные игры» представляет собой сборник игр, которые направлены на формирование и развитие у детей дошкольного возраста навыков общения....
Коммуникативные игры для развития навыков общения у детей старшего дошкольного возраста
Данный материал будет полезен для воспитателей. Цель методической разработки - показать, как в процессе игры формируются коммуникативные навыки у дошкольников....
Методический материал " Игры на развития навыков общения у детей старшего возраста"
Общение имеет огромное значение в формировании человеческой психики, её развитии. Если бы с рождения человек был лишён этой возможности общаться, он никогда не стал бы цивилизованным, культурно и нрав...
Игры на развитие навыков общения у детей с ОВЗ
Коммуникативная функция речи способствует развитию навыков общения со сверстниками, развивает возможность совместной игры, что имеет большое значение для формирования адекватного поведения, эмоциональ...