Советы родителям "Адаптация ребенка в детском саду".
статья по теме
О чем нужно знать родителям в период адаптации ребенка в детском саду.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sovety_roditelyam_po_adaptatsii_rebenka_v_detskom_sadu_grigoreva_g.s.docx | 25.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Советы родителям.
Адаптация ребенка в детском саду.
Для начала давайте разберемся, что же такое «адаптация»?
Адапта́ция (лат. adapto — приспособляю) — приспособление строения и функций организма, его органов и клеток к условиям внешней среды. (Википедия)
Адаптация - это не хорошо и не плохо, это нормально, новые условия - всегда стресс. В незнакомой ситуации детского сада ребенок переживает новые эмоции, учится расставанию с мамой, привыкает к новому распорядку дня и новым людям, к новой пище и новому месту. Адаптация затрагивает весь организм: от желудочно-кишечного тракта до иммунной системы. Но переживать стресс можно по-разному. Если родители понимают, что происходит с ребенком, и помогают ему, как правило, привыкание к саду проходит гораздо легче.
Сколько времени длится период адаптации?
У всех детей - по-разному. Нормой считается: 1,5 месяца. Период привыкания длится от 2 до 4 месяцев. Иногда, этот период может затянуться до 6-8 месяцев.
Первый этап - ориентировочный. Ребенок попал в новую ситуацию, и что в ней делать, совершенно не понятно. Одни дети плачут, другие увлечены новыми игрушками и, кажется, не замечают перемен. Потом эффект новизны проходит, ребенок уже устал от ежедневной необходимости рано вставать и идти куда-то, от разлуки с мамой. Появляются слезы по утрам и истерики вечером. Ребенок может потерять в весе или даже заболеть. Этот период занимает около двух недель в случае легкой адаптации, месяц-полтора - в случае средней, в тяжелых случаях затягивается надолго.
Следующий этап привыкания уже не такой яркий, кажется, что уже все закончилось. Но это не так. Даже если ребенок не плачет по утрам, есть, спит и активно играет, адаптация еще продолжается. Просто малыш уже начал справляться со стрессом. На этом этапе его ни в коем случае нельзя перегружать, иначе может произойти срыв, что, скорее всего, обернется болезнью ребенка.
В ряде детских садов, особенно в ясельных группах, практикуется так называемая «мягкая адаптация». Сначала дети ходят туда на пару часов, потом до обеда, через месяц начинают оставаться на тихий час, а на целый день остаются только через полтора-два месяца. Это часто вызывает недовольство родителей: дескать, воспитатели не хотят работать, вот и требуют под предлогом адаптации забирать детей так рано. А ведь ребенок уже не плачет и вполне мог бы через две недели ходить в детский садик на весь день. Конечно, мог бы. Но это и была та самая перегрузка, которая вылилась бы в постоянные болезни ребенка. Поэтому очень важно понимать, что мягкая адаптация - это забота именно о ребенке.
Как правильно прощаться с ребенком в детском саду?
Расставание с мамой - это, пожалуй, самый тяжелый момент. Когда ребенок цепляется за вас и просит, заливаясь слезами, не уходить, а воспитателям приходится чуть ли не силой отрывать от вас кроху, то впору и самой расплакаться. Безусловно, момент расставания сложен для обеих сторон.
- Во-первых, отправляясь в детский сад, ребенок должен знать, что идет он туда не потому, что с ним некому сидеть дома, а по очень веской причине. Например, можно объяснить ребенку, что теперь мама, как и папа, идет на работу, чтобы заработать «денежку» или маме нужно поехать далеко-далеко, чтобы купить что-то особенное. В общем, нужно убедить ребенка в том, что, посещая детский сад, он выполняет наиважнейшую «миссию» и оказывает родителям неоценимую помощь. Осознание ребенком всей важности нахождения в садике значительно упростит процесс адаптации и снизит накал эмоций во время прощания.
- Во-вторых, необходимо придумать «ритуал прощания» с ребенком. Например, это могут быть крепкие объятья, поцелуй, немного посидеть вместе в раздевалке, помахать рукой в окошко; передача ключика от квартиры (вы оставляете ребенку «ненужный ключ» и объясняете ему, что без «ключа» вы не сможете попасть в квартиру, что вечером вы обязательно придете за ребенком в сад и вместе откроете дверь в квартиру). Важно объяснить ребенку, что вы придете после того, как он поспит, покушает и погуляет, либо указать время, если ребенок идет в сад с трех лет и уже знаком с часами (когда короткая стрелка встанет на цифру 6, а длинная - на 12,тогда я приду). Можете попросить воспитателя помочь вам придумать ритуал передачи ребенка. Это может быть рассматривание черепашки, попугайчика в группе, кормление их, либо рассматривание новой игрушки, или что-то еще. Обязательно выделяйте на ритуал прощания с ребенком больше времени, чтобы не нервничать и не раздражаться из-за того, что вы опаздываете на работу.
- Ребенку в группу в первые дни можно давать свою игрушку или мамину вещь, за которой она должна прийти (перчатка, сумочка, платок).
Распространённые ошибки в период адаптации.
- Не сулите ребенку "призов" за то, что он вас отпускает, но если он попросит ему что-то принести, не отказывайте. Если же выполнить его просьбу невозможно, сразу скажите ему об этом: "Ну, нет, живого цыпленка я не смогу тебе принести..." Даже если ребенок ни о чем не просит, приносите ему время от времени какую-нибудь маленькую приятную вещицу (печенье, конфетку, яблоко, раскраску, маленькую игрушку), чтобы он чувствовал, что где-то далеко от него вы о нем помните и готовитесь к встрече.
- Наверно, многие взрослые переживали огромный соблазн вообще избегать прощаний: ребенок отвернулся, а ты на цыпочках и — в двери. Конечно, после таких расставаний на душе «кошки скребут» и хочется вернуться посмотреть, как он там (что, конечно, не улучшает настроение на работе), зато слез не было (или, по крайней мере, при тебе не было). Такой способ строить отношения с ребенком совсем не хорош ни для малыша, ни для родителей.
- Самая большая ошибка - уступить ребенку, найти возможность остаться дома (отпроситься на работе, вызвать бабушку и так далее). Далее он будет проситься все настойчивее и настойчивее.
Дополнительные советы родителям.
- Обязательно расспрашивайте о детском садике. Выражайте удовольствие его поведением, поделками, настраивайте положительно на завтрашний день: «Ты пойдешь в детский сад, где сможешь кататься на горке, качаться на качели, посмотреть «попугайчиков, хомячков».
- Обязательно выполняйте свои общения, если пообещали забрать пораньше, после сна. В первые дни лучше забирать раньше всех, пока ребенок не начал плакать от обиды, что других детей забирают, а его - нет.
Очень часто ребенок реагирует на детский садик тем, что начинает часто болеть. Чем можно это объяснить?
Помимо того, что ребенок тратит много сил на защиту от новой травмирующей его ситуации, и его иммунитет ослабевает, работают и психологические факторы заболеваний в период адаптации. Заболевание, как способ остаться дома, как объективная причина не ходить в детский сад и оставить дома маму, которая, естественно, не пойдет в случае болезни малыша на работу.
Тип заболевания также может частично проинформировать родителя о причине болезни:
уши могут сигнализировать о нежелании слушать;
горло - говорить;
больной нос может означать выделение накопленного раздражения;
больной живот может быть связан с внутренним страхом;
голова - с внутренним конфликтом;
ноги - с нежеланием куда - то идти;
дыхание - с ухудшающей атмосферой;
болезни почек могут быть связаны с удерживанием внутри, неумением его выражать.
В каких случаях лучше обратиться за помощью к специалисту?
К специалисту стоит обратиться в следующих случаях:
- если у родителей образуется повышенная тревога по поводу предстоящего посещения дошкольного учреждения или по поводу уже начавшегося посещения детского сада, а специалисты детского сада не могут оказать Вам помощь: разъяснить, успокоить.
- если ребенок начал болеть (страдает физическими расстройствами) или тоже, как родители, проявляет повышенную тревогу по поводу посещения дошкольного учреждения (страдает расстройствами психологическими).
- не обязательно ждать тяжелых проявлений адаптации: если родители обеспокоены процессом адаптации, а другими средства не удается снять тревогу, следует обратиться к психологу, который индивидуально поможет разрешить проблему, настроить и родителей и ребенка на позитивное восприятие детского сада, распознать причины тревог и вовремя их устранить.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптация ребенка к детскому саду (советы психолога)
Адаптация ребенка к детскому саду (советы психолога)1. Расскажите малышу «суровую правду жизни»Сколько бы ребенку не было лет, ему следует объяснить почему надо ходить в детский сад. Можно сказа...
Советы психолога по адаптации ребенка к детскому саду:
Адаптационная подготовка детей к детскому саду...
Советы родителям в период адаптации ребенка к детскому саду
Данный материал будет полезен родителям и педагогам в период адаптации детей к детскому саду....
Советы психолога по адаптации ребенка к детскому саду
Вопрос об определении ребенка в детский сад, когда он подрастает, становится очень важным для каждой семьи. Однако взрослым необходимо знать, как помочь малышу пройти период адаптации, который заключа...
Адаптация ребенка к детскому саду. Советы родителям.
Детям любого возраста очень непросто начинать посещать детский сад. Каждый из них проходит период адаптации к детскому саду.Адаптация - это приспособление или привыкание организма к новой об...
Статья для родителей. "Несколько советов родителям в адаптации ребенка в детском саду".
Консультация поможет родителям и педагогам найти пути решения к наиболее легкой адаптации в группе детского сада, подобрать индивидуальные подходы к решению проблем в адаптации каждого ребенка....
Первые дни ребенка в детском саду. Советы и пожелания родителям.
Безусловно, приход ребенка в детский сад – это важный этап в вашей и его жизни. Сколько интересного и нужного откроет ребенок в нем, сколько трудностей преодолеет, сколько радости испытает! Тем важно ...