Памятка «Почему дети себя плохо ведут или воспитание без наказания».
методическая разработка на тему
Очень часто родители применяют в воспитании детей наказания разного рода и считают их действенными, но совсем не подозревают, что воспитывают и закрепляют в своих детях негативные черты личности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nakazanie.doc | 183 КБ |
Предварительный просмотр:
Памятка
«Почему дети себя плохо ведут или воспитание без наказания».
«Почему дети себя плохо ведут или воспитание без наказания».
Наказание - это самый распространенный метод отучить от неправильного поведения. Мы ругаем ребенка, сажаем в тюрьму преступника, делаем выговор подчиненному, пишем жалобу на соседей и т. д. На самом деле наказание почти никогда не срабатывает, и вот почему:
1. Наказание отсрочено во времени от совершения действия. Поэтому связь между наказанием и давно совершенным действием слаба. Если бы каждый раз при краже у вора отрывался палец, а неправильно запаркованная машина вспыхивала, воровство и штрафы за паркование практически не существовали бы.
2. Наказание не учит новому поведению. Порка за двойку не учит ребенка учиться лучше. В итоге у субъекта по-прежнему нет модели альтернативного более эффективного поведения.
3. Наказания вызывают страх, но сам по себе страх ничему не учит. Всё, чему учит наказание – так это лучше прятаться. От страха ребенок может перестать плохо спать. Но это лишь поверхностный эффект. Если внимательно понаблюдать за поведением ребенка, становится понятно, что он ищет способы, как отплатить обидчикам. Он может капризничать, портить вещи, делать что-то «на зло», пытаться отыграться на братьях или сестрах. Кроме того, применение наказания вызывает у ребенка ярость, обиду, желание отомстить. Эти чувства не способствуют успеху воспитания, как бы вы не хотели воспитать у него именно их.
Другими последствиями наказания могут быть:
- нерешительность,
- неуверенность в себе,
- психосоматические заболевания (снижение иммунитета, нарушение пищеварения, работы сердца);
- Наказания и угрозы учат ребенка не попадаться,
- Делают ребенка сообразительным, хитрым;
- Закрепляется нежелательная форма поведения, которая видоизменяется со временем, становится незаметной для окружающих. Но потом проявляется в поступке, причины которого мы не можем объяснить.
МИФ о наказании: Главная причина, почему мы считаем наказание действенным, - потому что чаще всего нежелательное поведение прекращается. Но это, однако, означает только то, что мы перестаем видеть плохое поведение в ребенке.
Вообще всегда, когда ребенок «плохо» себя ведет, для этого есть конкретные и очень веские причины.
Классификация мотивов «плохого поведения детей».
Принципиальное отличие этой классификации состоит в том, что она не столько отвечает на вопрос, почему этот ребенок «плохо» себя ведет, как указывает на то, что нужно сделать, чтобы этот ребенок все меньше и меньше хотел бы повторять свои действия.
1 . Привлечение внимания - «мне нужно твое особое внимание».
Наверное, самое неприятное для любого человека – чувствовать себя пустым местом, когда родители, ровесники, коллеги не реагируют на ваше присутствие, не видят, не отвечают, не замечают - что хочется сделать нормальному человеку? Повысить голос, рассердиться. Хочется так или иначе дать понять: Я - не пустое место!
Если потребность важна, она должна быть удовлетворена. И дети научились ее удовлетворять. Что делает маленький ребенок, когда ему нужно внимание? Его уже научили, как просить есть, пить, но как правильно попросить внимания? Этого многие не знают даже в зрелом возрасте.
Полуторагодовалый малыш методом проб и ошибок быстро находит способ привлечь внимание. Для этого всего лишь нужно сделать нечто плохое. Например, разбить, разлить, удариться. И тогда мама оторвется от телефона и обратит хоть какое-то внимание - пусть негативное, но внимание! У ребенка формируется стойкий условный рефлекс: хочешь внимания - веди себя плохо.
2. Влияние на окружение (демонстративное поведение)-«ты мне ничего не сделаешь».
В современной жизни дети практически не видят примеров равноправных, партнерских отношений. Наоборот, существует мода на «сильную» личность, на «крутых». Дети и подростки видят только внешнюю, эффектную сторону властолюбивого поведения. Ребенок просто не знает, что для того, чтобы быть сильным, совсем не обязательно быть агрессивным, достаточно быть уверенным в себе. Главная отличительная черта «демонстративного поведения» от «привлечения внимания» - это то, как поведет себя ребенок после того, когда вы сделаете ему замечание. Если он сразу прекратит «плохо» себя вести - он достиг своей цели. Но если его поведение станет еще хуже, его цель – влияние на социум вокруг.
3. Месть-«вредить в ответ на оскорбление».
Месть похожа на власть, но причины «плохого» поведения - глубже. Если властолюбец просто испытывает вас, то мститель искореняет внутреннюю боль, которую ему нанесли, возможно, вы сами, не заметив этого. Почувствовав свою ничтожность, страх, обиду, человек склонен отомстить за все это кому угодно.
4. Избегание неудачи – «не буду и пытаться - все равно не получится».
Эти тихие дети - вполне послушны, просто они безынициативны и беспомощны. Часто пытаются слишком подчеркнуть свои слабости и убедить взрослых, что они глупые или угловатые. Такие дети ожидают в ответ жалости и помощи в элементарных вещах.
Итак, перед нами четыре мотива плохого поведения. Рассказывая о них, мы имели в виду, что строить свои отношения с детьми с различными мотивами поведения необходимо по-разному:
- На умышленное поведение ребенка, который хочет привлечь внимание, никогда не нужно обращать то внимание, которое ему необходимо, дабы не закрепить данное поведение. Но подумайте, как найти время для того, чтобы просто уделить ребенку внимание - он нуждается в этом.
- Что касается поведения властолюбцев, лучшее, что может сделать взрослый - демонстрировать свою твердость, лишенную агрессии. При этом необходимо подумать, как ребенку проявить себя позитивно: дать ему право выбора, помочь почувствовать себя в чем-либо компетентным.
- Трудно правильно отреагировать в случае, если мотив поведения - месть. Ведь в этой ситуации обычно и ошибки, и обида взаимные. Естественная реакция родителей - доказать свою правоту и настоять на своем - не работает! Обвинения в ответ только усугубляют проблему, а наказание является для ребенка оправданием новой агрессивности. Надо найти в себе силы и мудрость сделать первый шаг к примирению.
- А вот тому ребенку, который избегает неудачи, нужна поддержка. Не делайте все вместо него, а хвалите даже за незначительный прогресс в умениях, навыках, достижениях.
Родитель, подумай: «А ЗАЧЕМ?!»
1. Наказание не должно вредить здоровью - ни физическому, ни психическому. Более того, наказание должно быть полезным.
2. Если есть сомнения, наказывать или не наказывать - не наказывайте. Даже если уже поняли, что вы мягкие, доверчивые и нерешительны. Никакой «профилактики» никаких наказаний «на всякий случай».
3. За один раз – одно наказание. Даже если плохих поступков сразу совершено много, наказание может быть суровым, но только одно, за все сразу, а не по одному - за каждый поступок. Салат из наказаний - это блюдо не для детской души!
Наказание - не за счет любви, чтобы не произошло, не оставляйте ребенка без награды и любви, которую он заслуживает.
4. Срок давности. Лучше совсем не наказывать, чем наказывать с опозданием, некоторые родители наказывают ребенка за плохие поступки, когда уже прошло время, забывая о том, что даже в суровых взрослых законах принимается во внимание срок давности правонарушений.
5. Наказан - прощен. Инцидент исчерпан. Страница перевернута, как не было. О старых грехах ни слова. Не мешайте начинать жизнь сначала.
6. Без унижения. Чтобы не произошло, какая бы ни была вина, наказание не должно восприниматься ребенком как величие вашей силы над его слабостью, как унижение. Если ребенок считает, что вы неправы, наказание будет действовать только в противоположную сторону.
7. Ребенок не должен бояться наказания. Не наказания ребенок должен бояться, не гнева вашего, а вашего огорчения.
- Детей воспитывает то, что их окружает!
1. Если ребенка часто критикуют, он учится осуждать.
2. Если ребенку часто демонстрируют враждебность, он учится драться.
3. Если ребенка часто высмеивают, он учится быть нерешительным.
4. Если ребенка часто позорят, он учится чувствовать себя виноватым.
5. Если к ребенку часто проявляют снисходительность, он учится быть выдержанным.
6. Если ребенка часто подбадривают, он учится быть уверенным в себе.
7. Если действия ребенка часто одобряют ,он учится оценивать себя.
8. Если с ребенком все всегда честны ,он учится быть справедливым.
9. Если ребенок живет в атмосфере дружбы и чувствует себя нужным другим , он учится находить в этом мире любовь.
- «Ребенок спрашивает, следовательно, развивается»
Дошкольное детство психологи называют возрастом исследователей, мыслителей, «почемучек».
Уже доказано, что вопрос - это один из путей познания ребенком окружающего мира, установления контакта с взрослыми, уточнения представлений и названий предметов.
Дошкольников интересует все: и явления природы, и бытовые вещи, и жизнь людей, и его собственное существование. В одном случае в вопросе ребенка содержится стремление о чем-то узнать, в другом - потребность утвердиться в своих знаниях, а иногда - это желание заявить о себе.
Детские вопросы многое могут рассказать нам, взрослым, о малыше. Так по характеру вопросов мы узнаем об интересах, предпочтениях ребенка, его общее умственное развитие, познавательную активность и развитие словарного состава языка.
Благодаря вопросам ребенок узнает, что все в природе можно объяснить словами, и все имеет свое название. Понятно, что чем больше ребенок получает от взрослых правильных ответов, тем быстрее развивается, усваивает значения слов, названия свойств, отношений, закономерностей, существующих в природе.
Парадокс, но более мягкие и лояльные методы в воспитании и управлении поведением гораздо более действенны! На страхе и злости нельзя взрастить что-либо эффективное.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Почему дети себя плохо ведут
Рабочий материал для родителей и психологов дошкольных и школьных учреждений. В табличном варианте представлена диагностика причин плохого поведения ребёнка и даны варианты переориентации целей плохог...
Родительское собрание «Почему дети себя плохо ведут или эффективное воспитание без наказания»
Родительское собрание...
«Почему дети «плохо» себя ведут или воспитание без наказаний»
Наказание детей практикуется во многих семьях. Угрозы и упреки, пощечины и подзатыльники, ремень и запрет выходить из комнаты. А если задуматься, как больно ранит чувство вины или стыда? Все дело в то...
Консультация «Почему дети «плохо» себя ведут или воспитание без наказаний» воспитание детей, почему ребенок ведет себя плохо
Консультация для родителей...
Консультация психолога для родителей и педагогов "Почему дети себя "плохо" ведут или эффективное воспитание без наказаний"
Психологи утверждают, что применение наказания не решает проблему "плохого поведения", а лишь вызывает у ребёнка желание найти способы отплатить обидчикам капризами и непослушанием. Кроме то...
Почему дети себя плохо ведут или воспитание без наказания
Родители, отважившиеся на воспитание без наказаний, выбирают сложный и тернистый путь. На нем будет немало проблем, но при соблюдении всех условий они вырастят счастливого и самодостаточного человека....
Почему дети себя плохо ведут или воспитание без наказаний
Консультация подготовлена для родителей чьи дети не слушают их, имеют нестабильный эмоциональный фон и незнают как общаться с ребенком не поднимая при этом голоса. А так же для педагогов, как помощь в...