Удивительный мир природы
методическая разработка (средняя группа) по теме

Крысанова Светлана Викторовна

Человека можно назвать нравственным лишь тогда, когда жизнь для него настолько священна, что он ценит жизнь растений и животных наравне с жизнью своего ближнего, и когда он с готовностью посвящает себя помощи всем живым существам, которые в этой помощи нуждаются.     

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologicheskoe_obrazovanie_v_detskom_sadu.docx17.63 КБ

Предварительный просмотр:

Экологическое образование в детском саду

Человека можно назвать нравственным лишь тогда, когда жизнь для него настолько священна, что он ценит жизнь растений и животных наравне с жизнью своего ближнего, и когда он с готовностью посвящает себя помощи всем живым существам, которые в этой помощи нуждаются.     

Альберт Швейцер

Знания о природе, воспитание любви и бережного отношения к ней всегда прививались детям с дошкольного возраста. Но с появлением современных проблем взаимоотношений человека с окружающей средой появилась необходимость создания условий для формирования экологического мировоззрения у всех людей, повышения их экологической культуры. На протяжении нескольких лет все больше стран, в том числе и Россия, присоединились к реализации концепции «устойчивого развития», согласно которой человечество должно согласовывать свою деятельность с законами природы, изменять потребительское отношение к природе на признание ее самоценности. Важным условием перехода современного общества к «устойчивому развитию» является экологическое образование. В «Концепции устойчивого развития России» особо подчеркивается необходимость формирования всеми доступными средствами экологического мировоззрения граждан России, в первую очередь, детей. Именно в дошкольном возрасте закладываются основы мировоззрения человека, формируется его отношение к окружающему миру.

Развитие экологического образования как нового направления дошкольной педагогики началось гораздо позже, чем экологического образования школьников и студентов. Особенно бурное развитие этого направления наблюдается в 90-е годы. Появляются парциальные экологические программы, вопросы экологии включаются в содержание отдельных разделов комплексных программ («Развитие», «Детство», «Радуга», «Истоки»), публикуются разнообразные методические разработки. Организуются всероссийские и региональные совещания, конкурсы на лучшую организацию работы по экологическому образованию. Отдельные требования (в качестве временного стандарта) сформулированы в 1996 г. в документах по аттестации и аккредитации дошкольных образовательных учреждений в разделе «Развитие экологической культуры детей». Этот документ впервые закрепил требование к дошкольным учреждениям любого вида проводить работу в области экологического образования.

В настоящее время содержание образовательного процесса в МБДОУ осуществляется по основной общеобразовательной программе детского сада. Раздел «Ребенок и природа» предполагает  формирование действенного бережного и ответственного отношения  ко всему живому.  Реализация данного раздела с детьми 4-5 лет осуществляется через программу экологического образования дошкольников «Наш дом – природа»,  автор Н.А.Рыжова.  Основная цель экологической программы - воспитание с первых лет жизни  гуманной, социально-активной, творческой личности, способной понимать и любить природу, окружающий мир и бережно к ним относиться. Базовый компонент программы конкретизируется с учетом местных условий: эколого-географических, национально-культурных. Она состоит из ряда блоков, каждый из которых включает комплекс тем:  « Я и природа», «Вода», «Воздух», «Солнце», «Камни, песок, глина», «Почва», «Растения», «Животные», «Лес», «Человек и природа».

Воспитанники младшего и среднего дошкольного возраста свои первые азы знаний о природе, а также первые навыки экспериментирования и наблюдения  получают на «Экологических минутках». 

Систематически в течение года  организуются следующие формы работы с детьми: экологическая неделя, акции в защиты растительного и животного мира, выпуск плакатов, газет, листовок в защиту природы, познавательные викторины и состязания экологической направленности, постановка и показ экологических сказок.  С детьми среднего  дошкольного возраста организуются научно-исследовательские проекты, опыты, экспериментирование, организуются развлечения к экологическим праздникам «День птиц», «День охраны окружающей среды», читательские гостиные и т.д. Традиционными в ДОУ стали  детско-родительские конкурсы и  конкурсы  среди групп ДОУ: «Лучшая кормушка», «Вырасти цветок своими руками»,  «Лучший уголок природы», «Календарь природы» и т.д.

Не первый год реализуется долгосрочный проект  «Экологическая тропинка на территории ДОУ».

В  рамках  дополнительного образования по экологии в детском саду функционируют кружки «Почемучки» и «Краски Ямала».   На заседаниях кружка «Почемучки» дошкольники   получают знания о природных компонентах (почва, камни, песок, глина и т.д.), об их свойствах в процессе поисковой, исследовательско- экспериментальной деятельности  через несложные опыты и эксперименты, которые  плавно переходят в игру. Но, конечно, знания не ставятся  на первое место, прежде всего главное в этом возрасте привить детям любознательность, желание как можно больше узнать об окружающем мире и о том, что  и как в нем происходит, а также привить любовь, интерес и уважение к природе. Как гласит древняя мудрость: «Люди могут забыть то, что вы им сказали, но они никогда не забудут те чувства, которые вы у них вызвали».

Развитие художественных, творческих способностей через знакомство с  природой, культурой, Действительно, одной из важнейших предпосылок экологического обучения является создание среды, в которой ребенок проводит длительное время. Она должна соответствовать принципам, которые излагаются детям в рамках программы. В нашем  детском саду созданы   необходимые условия для реализации экологического образования..


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

удивительный мир природы

Ребёнок на каждом шагу совершает открытие в окружающем мире, богатом и прекрасном: цветы, зелёная трава, солнечное лето, белоснежная зима, голубое небо, загадочный лес.Влияние родной природы каж...

Конспект НОД по познавательному развитию на тему "Удивительное чудо природы - вода"

Программное содержание.Образовательные задачи:1. Познакомить детей с исследовательским опытоми этапами исследования объекта.2. Закреплять знания детей о свойствах воды: прозрачная, без запаха, т...

«Цветы – удивительные творения природы».

Конспект непосредственной образовательной деятельности...

Презентация на тему "Удивительный мир природы"

Предлагаю вашему вниманию презентацию по экологии для детей старшей группы "Удивительный мир природы"....

Опыт семейного воспитания : "Удивительный мир природы!"

Богат, прекрасен и бесконечно разнообразен окружающий нас мир природы. Ввести ребёнка в этот мир, раскрыть его красоту, радость общения с природой, неповторимость, научить беречь и любить природу – за...

Проект-"Этот удивительный мир природы"

Исследовательски - творческий проект            групповой, краткосрочный. Проект адресован:   детям 5 – 6 лет старшей группы, воспитателям ДОУ, родителям. ...

Проект-"Этот удивительный мир природы"

Исследовательски - творческий проект            групповой, краткосрочный. Проект адресован:   детям 5 – 6 лет старшей группы, воспитателям ДОУ, родителям. ...