Удивительный мир природы
методическая разработка (средняя группа) по теме
Человека можно назвать нравственным лишь тогда, когда жизнь для него настолько священна, что он ценит жизнь растений и животных наравне с жизнью своего ближнего, и когда он с готовностью посвящает себя помощи всем живым существам, которые в этой помощи нуждаются.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekologicheskoe_obrazovanie_v_detskom_sadu.docx | 17.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Экологическое образование в детском саду
Человека можно назвать нравственным лишь тогда, когда жизнь для него настолько священна, что он ценит жизнь растений и животных наравне с жизнью своего ближнего, и когда он с готовностью посвящает себя помощи всем живым существам, которые в этой помощи нуждаются.
Альберт Швейцер
Знания о природе, воспитание любви и бережного отношения к ней всегда прививались детям с дошкольного возраста. Но с появлением современных проблем взаимоотношений человека с окружающей средой появилась необходимость создания условий для формирования экологического мировоззрения у всех людей, повышения их экологической культуры. На протяжении нескольких лет все больше стран, в том числе и Россия, присоединились к реализации концепции «устойчивого развития», согласно которой человечество должно согласовывать свою деятельность с законами природы, изменять потребительское отношение к природе на признание ее самоценности. Важным условием перехода современного общества к «устойчивому развитию» является экологическое образование. В «Концепции устойчивого развития России» особо подчеркивается необходимость формирования всеми доступными средствами экологического мировоззрения граждан России, в первую очередь, детей. Именно в дошкольном возрасте закладываются основы мировоззрения человека, формируется его отношение к окружающему миру.
Развитие экологического образования как нового направления дошкольной педагогики началось гораздо позже, чем экологического образования школьников и студентов. Особенно бурное развитие этого направления наблюдается в 90-е годы. Появляются парциальные экологические программы, вопросы экологии включаются в содержание отдельных разделов комплексных программ («Развитие», «Детство», «Радуга», «Истоки»), публикуются разнообразные методические разработки. Организуются всероссийские и региональные совещания, конкурсы на лучшую организацию работы по экологическому образованию. Отдельные требования (в качестве временного стандарта) сформулированы в 1996 г. в документах по аттестации и аккредитации дошкольных образовательных учреждений в разделе «Развитие экологической культуры детей». Этот документ впервые закрепил требование к дошкольным учреждениям любого вида проводить работу в области экологического образования.
В настоящее время содержание образовательного процесса в МБДОУ осуществляется по основной общеобразовательной программе детского сада. Раздел «Ребенок и природа» предполагает формирование действенного бережного и ответственного отношения ко всему живому. Реализация данного раздела с детьми 4-5 лет осуществляется через программу экологического образования дошкольников «Наш дом – природа», автор Н.А.Рыжова. Основная цель экологической программы - воспитание с первых лет жизни гуманной, социально-активной, творческой личности, способной понимать и любить природу, окружающий мир и бережно к ним относиться. Базовый компонент программы конкретизируется с учетом местных условий: эколого-географических, национально-культурных. Она состоит из ряда блоков, каждый из которых включает комплекс тем: « Я и природа», «Вода», «Воздух», «Солнце», «Камни, песок, глина», «Почва», «Растения», «Животные», «Лес», «Человек и природа».
Воспитанники младшего и среднего дошкольного возраста свои первые азы знаний о природе, а также первые навыки экспериментирования и наблюдения получают на «Экологических минутках».
Систематически в течение года организуются следующие формы работы с детьми: экологическая неделя, акции в защиты растительного и животного мира, выпуск плакатов, газет, листовок в защиту природы, познавательные викторины и состязания экологической направленности, постановка и показ экологических сказок. С детьми среднего дошкольного возраста организуются научно-исследовательские проекты, опыты, экспериментирование, организуются развлечения к экологическим праздникам «День птиц», «День охраны окружающей среды», читательские гостиные и т.д. Традиционными в ДОУ стали детско-родительские конкурсы и конкурсы среди групп ДОУ: «Лучшая кормушка», «Вырасти цветок своими руками», «Лучший уголок природы», «Календарь природы» и т.д.
Не первый год реализуется долгосрочный проект «Экологическая тропинка на территории ДОУ».
В рамках дополнительного образования по экологии в детском саду функционируют кружки «Почемучки» и «Краски Ямала». На заседаниях кружка «Почемучки» дошкольники получают знания о природных компонентах (почва, камни, песок, глина и т.д.), об их свойствах в процессе поисковой, исследовательско- экспериментальной деятельности через несложные опыты и эксперименты, которые плавно переходят в игру. Но, конечно, знания не ставятся на первое место, прежде всего главное в этом возрасте привить детям любознательность, желание как можно больше узнать об окружающем мире и о том, что и как в нем происходит, а также привить любовь, интерес и уважение к природе. Как гласит древняя мудрость: «Люди могут забыть то, что вы им сказали, но они никогда не забудут те чувства, которые вы у них вызвали».
Развитие художественных, творческих способностей через знакомство с природой, культурой, Действительно, одной из важнейших предпосылок экологического обучения является создание среды, в которой ребенок проводит длительное время. Она должна соответствовать принципам, которые излагаются детям в рамках программы. В нашем детском саду созданы необходимые условия для реализации экологического образования..
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
удивительный мир природы
Ребёнок на каждом шагу совершает открытие в окружающем мире, богатом и прекрасном: цветы, зелёная трава, солнечное лето, белоснежная зима, голубое небо, загадочный лес.Влияние родной природы каж...
Конспект НОД по познавательному развитию на тему "Удивительное чудо природы - вода"
Программное содержание.Образовательные задачи:1. Познакомить детей с исследовательским опытоми этапами исследования объекта.2. Закреплять знания детей о свойствах воды: прозрачная, без запаха, т...
«Цветы – удивительные творения природы».
Конспект непосредственной образовательной деятельности...
Презентация на тему "Удивительный мир природы"
Предлагаю вашему вниманию презентацию по экологии для детей старшей группы "Удивительный мир природы"....
Опыт семейного воспитания : "Удивительный мир природы!"
Богат, прекрасен и бесконечно разнообразен окружающий нас мир природы. Ввести ребёнка в этот мир, раскрыть его красоту, радость общения с природой, неповторимость, научить беречь и любить природу – за...
Проект-"Этот удивительный мир природы"
Исследовательски - творческий проект групповой, краткосрочный. Проект адресован: детям 5 – 6 лет старшей группы, воспитателям ДОУ, родителям. ...
Проект-"Этот удивительный мир природы"
Исследовательски - творческий проект групповой, краткосрочный. Проект адресован: детям 5 – 6 лет старшей группы, воспитателям ДОУ, родителям. ...