Влияние Сказкотерапии на развитие и формирование личности ребёнка
статья (подготовительная группа) на тему

Жукова Ашхен Вааршаковна

"Работая  с детьми, испытывающими эмоциональные и поведенческие затруднения, а также  нарушения речевого развития,  я использую  Сказкотерапию,  которая позволяет  ребенку осознать свои проблемы и увидеть различные пути их решения. Сказка – веками наработанная ценнейшая информация, простым и понятным детям языком поднимающая по-настоящему философские проблемы осмысления мира".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skazkoterapiya_dlya_detey.docx23.17 КБ

Предварительный просмотр:

«Человечество обязано давать ребёнку лучшее, что оно имеет»

(из Декларации прав ребёнка, принятой ООН)

Влияние Сказкотерапии

на развитие и формирование личности ребёнка.

Ребёнок беспомощен, но мудрость взрослых даёт ему защиту, т.к. именно окружающие ребёнка взрослые, способны создать приемлемые условия для его развития. Основа такого развития – психологическое здоровье, от которого во многом зависит здоровье человека в целом. Целью моей работы является сохранение и формирование психологического здоровья детей. На эмоциональное состояние наших детей я хочу обратить особое внимание.

В наше непростое время, живя в большом городе, при отсутствии стабильности, очень важно:

  1. До двух лет способствовать формированию у ребёнка  базового доверия к миру (как нас учили педагоги: если ребёнок хочет сидеть у мамы на руках до 2-х лет – дайте ему эту возможность);
  2. До семи лет  оберегать ребёнка от всякого негатива, как было  принято на Руси.

Итак, очень важен позитивный настрой ребёнка и желание активно включаться  в различные виды деятельности, а для этого ребёнок должен испытывать: радость, любовь, умиротворение.

Развитие ребёнка тесно взаимосвязано с особенностями мира его чувств и переживаний. Эмоции являются «индикатором» состояния ребёнка, а так же существенным образом влияют на его познавательные процессы и поведение. Маленькие дети часто находятся «в плену эмоций», поскольку ещё не могут управлять своими чувствами, что в свою очередь приводит к импульсивности поведения. Лишь по мере личностного развития дети способны осознавать и контролировать свои переживания, понимать эмоциональные состояния других людей. Таким образом, развивается произвольность поведения, чувства становятся более глубокими и устойчивыми.

Работая  с детьми, испытывающими эмоциональные и поведенческие затруднения, а также  нарушения речевого развития,  я использую  Сказкотерапию,  которая позволяет  ребенку осознать свои проблемы и увидеть различные пути их решения. Использование данной методики дает хорошие результаты.

Рассказывание историй – древнейший способ человеческого общения. В сказках противопоставляется добро и зло, альтруизм и жадность, смелость и трусость, милосердие и жестокость, упорство и малодушие. Сказки объясняют ребенку на доступном языке, что мир – очень сложная штука, в нём есть несправедливость, страх, сожаления и отчаяние. Все это - часть нашего бытия, как и радость, оптимизм и уверенность.

Но самое главное – они говорят ребёнку, что  если не сдаваться, даже когда положение кажется безнадёжным и безысходным, если не изменять своим нравственным принципам, хотя искушение и манит на каждом шагу, то, в конце концов, ты обязательно победишь. Для ребёнка сказка – это и есть жизнь. Взрослея и слушая сказки, дети невольно находят в них аналогии из своей собственной жизни. Иногда дети стремятся воспользоваться примером положительного героя в борьбе со своими страхами и проблемами. Таким образом, рассказы и сказки вселяют в ребёнка надежду, что очень важно.

На самом деле рассказывание историй – для родителей вещь уникальная. Многие знают, что вечернее чтение ребёнку – одно из лучших средств примирения, а также возможность узнать, чем заполнен внутренний мир ребёнка: страхами или надеждами, а может быть переживаниями за происходящие вокруг него и с ним события. Дети видят мир совершенно иначе, чем мы. Они слушают взрослых, наблюдают за ними, стараются понять и стать похожими на взрослых. В повседневной жизни дети впервые сталкиваются с проблемой взаимодействия и общения со сверстниками. Задача взрослого – научить ребёнка самостоятельно решать проблемы. Если давать ребенку готовые ответы для решения проблемной ситуации, то зачастую объяснения не воспринимаются  и «отлетают как от стенки горох» – знакомая картинка? В результате дети, мышление которых предельно однозначно (да - нет, хорошо – плохо), приходят к выводу, что вы им помочь не можете. Нам часто  хочется  помочь ребёнку, «подсказав» готовый ответ, но на самом деле очень важно научить ребёнка самостоятельно  искать выход из ситуации и правильно понимать последствия своих действий.

Сказкотерапия –  это интегративная деятельность, в которой действие в воображаемой ситуации, связано с реальным общением, направленным на:

  1. Активность;
  2. Самостоятельность;
  3. Творчество;
  4. Регулирование ребёнком собственных эмоциональных состояний.

Работа по сказкотерапии осуществляется по следующим направлениям:

  1. Слушание и запоминание сказок;
  2. Пересказывание сказки одним ребёнком или поочередно (по фразам) группой детей;
  3. Придумывание продолжения сказки;
  4. Придумывание сказок;
  5. Рисование сказок;
  6. Разыгрывание сказок (инсценировки, кукольный театр, музыкальные спектакли);
  7. Развивающие игры на основе сказочных образов и сюжетов, связанные с природой и животными.

Надо отметить, что происходящее в сказке абсолютно реально для детей. И не потому, что они не видят настоящей жизни, просто фантазирование является наилучшим способом, при помощи которого дети анализируют окружающий мир. Это их язык, который мы, взрослые, давным-давно забыли. Это значит, что если вы хотите лучше общаться с детьми – надо вспоминать этот язык детства – и именно в этом помогают сказочные истории. Задача взрослого – самому погрузиться в мир фантазии и волшебства, в котором ребёнок чувствует себя «как рыба в воде».

Сказка – веками наработанная ценнейшая информация, простым и понятным детям языком поднимающая по-настоящему философские проблемы осмысления мира.  Так как структура сказки одинакова во всём мире – от Сибири до Южной Америки, она  является универсальным источником народной мудрости.

С другой стороны, следует учитывать, что сказки разных народов несут в себе менталитет и обычаи своего народа. Поэтому начинать знакомство со сказками, а  вместе с тем нравственное и культурное воспитание детей, лучше со сказок своего народа, затем переходя к сказкам других народов, находя общие черты и различия.

Хочется посоветовать читать детям русские народные сказки выпуска до 70-х годов прошлого века.

А.С. Пушкин считал, что «…изучение русских народных сказок – необходимо для лучшего познания русского языка». По мнению  К.С. Станиславского,  «Сказка – это средство формирования личности».

Сказкотерапия проводится  с учётом возрастных особенностей детей.

Важный момент сказкотерапии – добровольное участие детей. Также важна мотивация участников. Как «включить» ребёнка в сказкотерапию? Это  может быть рассказывание текста или  просматривание иллюстраций и отгадывание загадок про сказочных героев. Не все дети сразу включаются в игру. Некоторые сначала наблюдают за происходящим, лишь позже у них появляется желание самим поучаствовать в занимательном зрелище. Поэтому необходимо начинать работать с теми, кто быстрее откликается на приглашение взрослых, при этом дополнительно мотивируя на включение в игру остальных ребят. Желательно  чтобы в составе каждой подгруппы  был ребёнок, способный составить цельный, связный и грамматически правильно-сформированный текст. Хорошо, если ребёнок может выразительно передать характер сказочного героя в движении, мимике и ритме. Он увлечёт других собственным артистизмом, и в то же время  сам будет учиться оказывать помощь сверстникам, у которых есть  трудности в передаче эмоционального состояния сказочного героя в конкретной ситуации.

Поскольку основным  видом деятельности является игра, то сказка может быть составной частью игры. Благодаря  сказке дети учатся слышать друг друга, пересказывать и сочинять, развивается монологическая и диалогическая речь, память и воображение.

Подводя итоги всего вышесказанного, хочу  отметить важность и необходимость применения сказки в процессе воспитания и развития детей. Опираясь на свой многолетний педагогический опыт, считаю  данный метод  очень эффективным. Дети учатся эмоциональней, выразительней рассказывать; строить развёрнутые ответы на вопросы по содержанию сказки; у детей повышается положительный эмоциональный фон.  И как результат – ребёнок радостный, с позитивным настроем. Он способен, идя по жизни,  правильно реагировать на встречающиеся трудности, самостоятельно делать выбор и принимать решения. Таким образом, формируются  одни из самых необходимых в жизни качеств: уверенность в собственных силах, ощущение себя успешным, достойным человеком в своей семье, и обществе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние семьи на формирование личности ребёнка дошкольного возраста

Влияние семьи на формирование личности ребёнка дошкольного возраста...

Консультация для родителей: «Роль и значение физического развития на формирование личности ребёнка дошкольного возраста»

Физическая культура занимает важное место в общечеловеческой культуре «Здоровый образ жизни», «Физическая культура личности», «Физкультурная образованность» - эти с...

Влияние классической музыки на формирование личности ребёнка дошкольного возраста

Статья раскрывает важность музыки, которая занимает особое, уникальное место в воспитании детей дошкольного возраста....

«Влияние взаимоотношений в семье на формирование личности ребёнка дошкольного возраста»

Самые дорогие и любимые люди в жизни ребёнка  - это родители...

Консультации для родителей Влияние родительских установок на формирование личности ребёнка.

Для начала, важно осознать, что каждый человек имеет свои установки, которые формируются под влиянием различных факторов, таких как опыт, образование, культура и другие. Родители передают свои установ...