Консультация "Допустимы ли наказания?"
консультация (младшая, средняя, старшая группа) на тему

Ермолаева Татьяна Сергееевна

А.С Макаренко говорил, что наказание - очень трудная вещь, которая требует от взрослых больше такта и осторожности, и применять его следует как можно реже, только в том случае, когда без наказания нельзя обойтись».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nado_pomnit.docx22.04 КБ

Предварительный просмотр:

   

     

    Надо помнить, что этот метод не является ведущим, а тем более единственным, при помощи которого можно добиться от ребенка послушания.

    Когда мы говорим о допустимости наказания, то имеем в виду, что наказания как исключение  ( а не как система) применяются наряду с другими педагогическими способами воздействия: разъяснением, убеждением, поощрением, разумной требовательностью в сочетании с уважением к личности ребенка, положительным примером окружающих.

     Детей часто наказывают не за проступок, а за сам факт неподчинения распоряжению. Взрослых больше возмущает то, что ребенок отказался от еды или промочил ноги, чем допущенная дерзость или грубая выходка по отношению к окружающим.

      Прежде чем наказать, надо обязательно выявить причину непослушания. Нельзя при помощи одних наказаний добиться желаемых результатов  в воспитании.

     В хорошей семье наказаний никогда не бывает, и это самый правильный путь семейного воспитания. Наказание – сложный  и трудный метод воспитания: оно требует огромного такта, терпения и осторожности. Прибегая к нему, всегда надо учитывать, когда и в какой ситуации, а также в какой связи с другими способами воздействия оно применяется, какова мера наказания и какое действие оно окажет на ребенка, поможет ли исправить его поведение, предотвратить ли в дальнейшем непослушание аналогичных ситуациях.

     Прежде всего должны  быть исключены такие наказания, которые вызывают физическую боль, страх, подавляют детскую волю.

    Наказания могут носить различный характер, но в любом случае эта мера воздействия призвана помочь ребенку осознать свою вину, усилить чувство ответственности за свои действия перед взрослыми и сверстниками.

Очень важно никогда не примешивать к наказанию субъективных моментов: раздражения, усталости.

    На детей  дошкольного возраста впечатляющее воздействие оказывает временное изменение обычно теплого отношения на более холодное, официальное: лишние ласки, к которой ребенок привык, воспринимается им как наказание.

Ребенок чутко улавливает изменения отношений взрослых к нему, особенно в том случае, если он дорожит их привязанностью. Обычно ребенок,

стараясь вернуть к себе прежнее расположение, долго не выдерживает подобного игнорирования и «ссору» заканчивает примирением: он приносит извинения за свой поступок.

   Очень остро реагирует ребенок, когда мать или отец временно перестают с ним разговаривать. Но если взрослые хотят своим молчанием подчеркнуть свое недовольстве, то оно  не должно выглядеть как надутость, так как дошкольник может расценить это как  конибратство и будет ждать , чтобы родители заговорили с ним первые.

    Для ребенка чувствительным наказанием может являться запрещение заниматься любимым делом. Всегда надо иметь ввиду следующее: все, что может вредить нормам физического самочувствию и развитию детей, угрожает их безопасности и здоровью – нарушение режима, лишение обеда, сна, прогулки, ни в коем случае не должно использоваться как наказание.

    Нельзя наказывать ребенка трудом: не послушался – будешь за это убирать. Так как трудовые поручения должны приносить ребенку радость.

    Требуя от дошкольника послушания, следует помнить, что любой из выбранных способов воздействия всегда должен быть основан на уважении личности ребенка, будить в нем совесть, развивать самосознание.

    Частые наказания за незначительные провинности сопровождаются шумными сценами: ранят детское сердце.

Наказание – крайняя, исключительная мера воздействия в воспитании ребенка.  

        

2017 г.