Детские страхи и способы преодоления.
консультация (средняя группа) на тему
Тревожность – эмоциональное состояние, особенность характера или черта личности. Главной причиной вызывающей тревожность являются обычные детские страхи.
Страх – эмоционально-насыщенное ощущение беспокойства в ответ на реальную или воображаемую угрозу для жизни и благополучия.
Отличие страха от тревожности, виды страха, возростные особенности, способы преодоления, консультация для подагогов и родителей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
detskie_strahi_i_sposoby_preodoleniya.docx | 19.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов и родителей
Детские страхи и способы преодоления.
Воробьева Светлана Витальевна воспитатель средней группы ГБДОУд/о№2 г. Санкт-Петербург
Страх есть беспокойство души при мысли о будущем зле,
которое, вероятно, на нас обрушится.
Джон Локк
В восточной сказке человека преследовали демоны, как он считал. В панике бежал он день и ночь, пока обессиленный не повернулся лицом к своим мучителям. К его изумлению, его никто не преследовал. На самом деле это был только страх, созданный воображением человека. Ребёнку пока ещё трудно «повернуться лицом к демонам, бегущим за ним по пятам». Но мы с вами можем им помочь в этом.
Тревожность – эмоциональное состояние, особенность характера или черта личности. Главной причиной вызывающей тревожность являются обычные детские страхи.
Страх – эмоционально-насыщенное ощущение беспокойства в ответ на реальную или воображаемую угрозу для жизни и благополучия.
Страх –обычное явление для детского развития. Оно имеет важное значение для развития ребёнка. У каждого возраста есть свои страхи, которые при нормальном развитии исчезают.
В возрасте после пяти месяцев у детей возникает страх при встрече с незнакомыми людьми, при виде необычных предметов, при необычной ситуации.
В 2-3 года дети обычно боятся животных.
После 3-х лет дети боятся темноты. Появление страха темноты совпадает по времени с развитием сферы воображения ребёнка. Дети иногда боятся персонажей из сказок (Бабы-яги, Кощея, Серого волка). Почему? Не отделяют вымысел от реальности.
В 6-7 лет дети боятся пожаров, животных, смерти близких, катастроф.
Патологический страх можно отличить от «нормального» по следующим критериям: Ребенок затрудняется в общении со сверстниками. Снижается интерес к обучению, играм. Появляется аутизм – болезненное состояние психики, характеризующееся сосредоточенностью человека на своих переживаниях, уходом от реального мира.
Причины болезненных, патологических страхов: следствие сильного испуга, семейные конфликты, ссоры, скандалы, неблагоприятный психологический климат в группе, детском саду, несправедливость воспитателя, высмеивание, средства массовой информации.
Детские страхи – это серьёзная проблема и не надо воспринимать их только как «возрастную» трудность.
Как снизить уровень страхов?
-Не иронизировать, восклицая: «Трусишка!», ребёнок поймёт, что защиты ждать не от кого и окончательно замкнётся.
-Направляйте и контролируйте просмотр детских мультфильмов, старайтесь, чтобы дети смотрели «радужные» передачи, с положительными героями, ориентированные на добро, тепло.
-Стремитесь к тому, чтобы в семье была спокойная, доброжелательная атмосфера, избегайте конфликтов, ссор, особенно в присутствии детей.
-Больше поощряйте, хвалите, одобряйте и морально поддерживайте ребёнка.
-Рисуйте с ребёнком страх и всё то, чего он боится. Рисуйте страх лучше красками и в несколько приёмов, похвалите ребёнка, а по истечении нескольких дней обсудите с ним рисунок. Можно предложить уничтожить рисунок: порвать или сжечь.
-Играйте по ролям, разыгрывая ситуацию, чтобы ребёнок всегда выходил победителем).
-Постарайтесь придумать историю, обязательно страшную, из собственного детства о том, что вы боялись, а потом перестали. Пусть ребёнок посмеётся над вами. Важно, чтобы ребёнок понял, что у вас было то же самое, а потом прошло, значит, это пройдёт и у него.
Универсальной формой коррекции детских страхов является игра.
Игра позволяет: Развить у ребенка позитивную и устойчивую Я-концепцию, Развить у ребёнка чувство контроля, желания преодолеть трудности, формирует чувство веры в себя.
Игра "Мой страх". Используется как прием частичного освобождения от страхов. Играем с 4-х лет.
Дети становятся в круг, руки свободны. Читают стихотворение В.Кудрявцевой "Страх", сопровождая слова движениями, мимикой:
У страха глаза велики,
У страха не зубы – клыки.
Он всех ест и всё пьёт.
У страха желание есть
Схватить, укусить, даже съесть!
Трусишка придумает страх
И жалобно ахает: "Ах!"
А я ничего не боюсь:
Придумаю страх и смеюсь!
Игра "Лохматый пес" - на преодоление боязни животных, преодоление неуверенности в себе. Играть можно с 1 года. Вот сидит лохматый пес,
В лапы свой уткнувши нос.
Тихо, мирно он сидит:
Не то дремлет, не то спит.
Подойдем к нему, разбудим
И посмотрим, что-то будет.
После слов "что-то будет" пес вскакивает и со словами "гав, гав" бросается к детям, те должны увернуться и убежать от пса.
Игры "Пятнышки","Жмурки . Способствует значительному уменьшению страха при внезапном неожиданном нападении, снятием нервного напряжения. Играть можно с 2-х лет. В ходе игры даем положительную оценку в виде восклицания: "Ну и ловкий!", "Никак не догнать!"
Игра "Мы охотимся на льва". На преодоление робости, страха воздействия неожиданных ситуаций, боязни воды, животных.
Мы охотимся на льва. Не боимся мы его.
У нас длинное ружьё и подзорная труба.
Ой! А что это? А это – поле: топ – топ - топ.
Ой! А что это? А это- болото: чав – чав - чав.
Ой! А что это? А это – море: буль-буль-буль.
Ой! А что это? А это – тропинка: шур-шур-шур.
Под ней не проползти. Над ней не пролететь.
Её не обойти, а дорожка напрямик –
Вышли на полянку. Кто это здесь лежит?— Давайте его потрогаем! (дети "трогают" воображаемого льва) Да это ЛЕВ! Ой, мамочка! Ой, как страшно! Испугались мы его и побежали скорее домой:
По тропинке: шур – шур – шур.
По морю: буль – буль – буль.
По болоту: чав – чав – чав.
По полю: топ – топ – топ.
Прибежали домой. Дверь закрыли на все запоры: чик – чик.
Ух! Устали. Ай да мы! Ай да молодцы! Ото льва убежали!
Игра "Автобус". На преодоление страха замкнутого пространства, особенно в транспорте.
Держась руками друг за друга, дети образуют каркас автобуса с водителем впереди. "Автобус" забирает на "остановках" "пассажиров" в единственную, да еще плохо работающую "дверь" - все должны потесниться и во время "Игра "Собака лает и кусает за пятку". На преодоление страха неожиданного воздействия, боязни животных, памяти неприятных ощущений.
Дети играют. Мимо них на "поводке" ведут собаку. Собака лает и пытается ухватить кого-то из детей за ногу. Ребенок должен сжаться от страха, а затем увернуться от собаки.
.Игра "Гневная гиена". На преодоление страха животных, выражение гнева. Играем с 3-х лет.
На пальме (стуле) сидит обезьяна, возле – гиена, она гневается:
Я страшная гиена,
Я гневная гиена.
От гнева на моих губах
Всегда вскипает пена.
Игра "Баба-Яга". На преодоление мнимых, неадекватных страхов сказочных персонажей, внезапного воздействия. Играем с 3-х лет.
Выбираем Бабу-Ягу. Она, надев маску и взяв "помело" - палочку или веточку, становится в центре вырезанного из бумаги круга. Дети бегают вокруг и дразнят:
Баба - Яга – Костяная нога.
С печки упала, Ногу сломала,
Пошла в огород, Испугала народ,
Побежала в баньку, испугала зайку.
Баба-Яга скачет из круга на одной ноге и старается "помелом" запятнать детей. Кого она коснется, тот замирает на месте.
Игра "Смелый заяц". На преодоление страха внезапного воздействия в неожиданных ситуациях, боязни животных. Играть можно с 3-х лет.
Выбираем зайца, который любит стоять на пеньке (стуле), громко петь и читать стихи, волка, остальные дети – "трусливые зайцы". Увлекшись пением, заяц не "видит", как разбежались зайцы и подкрался волк, поэтому убегать он должен в самый последний момент, когда волк протягивает к нему "лапы".
Игра "Сова". На преодоление боязни внезапного воздействия, неприятных ощущений. Играем с 2-х лет.
Выбираем сову, остальные дети – зайцы. Зайцы прыгают, резвятся, на сигнал "сова" зайцы замирают, изобразив на лице страх, а сова должна выбрать того, кто не достаточно хорошо замер и неточно изобразил эмоцию страха.
Игра "Болото". На преодоление страха высоты, страха перед чудовищами.
На расстоянии 1 шага ставим стулья, повернутые в разные стороны, образующие прямую или зигзагообразную линию – это "болото". Дети должны перейти на другую сторону. В момент перехода усиливаем эмоциональное напряжение словами "упадешь", "вернись", "не пройдешь" а в конце – одобрение "ну, и молодец", "так держать", "справился".
Игра "Страшный зверь". Играем с 4-х лет.
Выбираем кошку, в полутёмной комнате обыгрываем стихотворение В.Семерина "Страшный зверь":
Прямо в комнатную дверь
Проникает страшный зверь!
У него торчат клыки
И усы топорщатся
У него горят зрачки –
Испугаться хочется!
Хищный глаз косится,
Шерсть на нем лоснится…
Может это львица?
Может быть волчица?
Глупый мальчик крикнул: Рысь!
Храбрый мальчик крикнул: Брысь!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Детские страхи, пути их преодоления"
В статье освещены следующие вопросы:виды страхов,пути возникновения детских страхов,причины страхов,помощь родителей в приодолении страхов,дневные занятия....
Детские страхи и способы их преодоления в старшем дошкольном возрасте.
В ситуации социальной нестабильности на современного ребенка обрушивается множество неблагоприятных факторов, способных не только затормозить развитие потенциальных возможностей личности, но и поверну...
Детские страхи и способы их коррекции у детей дошкольного возраста.
Что такое страх? Причины детских страхов. Вербальные упражнения в борьбе со страхом....
Консультация для родителей "Детские страхи и их преодоление".
Страхи связаны с возрастомУ детей 3-6 лет преобладают страхи животных, персонажей из кинофильмов, сказок, домашних ссор, драк или вымышленных взрослыми образов для «воспитательного запугивания».В 6-8 ...
Тема: «Детские страхи и способы их коррекции»
Страх — нормальная эмоция любого человека, вызванная потребностью сохранения жизни или жизненных ценностей....
Беседа " Детские страхи и способы их коррекции"
Индивидуальная беседа по коррекции детских страхов...
Консультация для родителей: "Прививка от страха. О детских страхах и способах их преодоления"
Материал предназначен для родителей детей дошкольного возраста. В статье описаны причины возникновения детских страхов, способы профилактики их возникновения и преодоления уже имеющихся.Дополнительно ...