Развитие моторики глаз для формирования всех видов познавательной деятельности.
статья на тему

Краева Оксана Сергевна

Моторика глаз является неотъемлемым компонентом всех видов познавательной деятельности, и, прежде всего, учебной. И.М. Сеченов (1947) обратил внимание на то, что формирование высших психических процессов базируется на материальной основе – элементарном зрительно-моторном акте. Следовательно, для полноценного психического развития детей требуется пространственно-поисковая активность органов зрения. Глазодвигательные упражнения позволяют расширить пространство зрительного восприятия. В трехмерной среде глаза находятся в постоянном движении, собирают информацию и строят сложные схемы образов. Трехмерное визуальное восприятие является необходимым условием успешного обучения, правильного считывания информации с листа, развития пространственного мышления. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл motorika_glaz.docx14.99 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие моторики глаз для формирования всех видов познавательной деятельности.

Моторика глаз является неотъемлемым компонентом всех видов познавательной деятельности, и, прежде всего, учебной. И.М. Сеченов (1947) обратил внимание на то, что формирование высших психических процессов базируется на материальной основе – элементарном зрительно-моторном акте. Следовательно, для полноценного психического развития детей требуется пространственно-поисковая активность органов зрения. Глазодвигательные упражнения позволяют расширить пространство зрительного восприятия. В трехмерной среде глаза находятся в постоянном движении, собирают информацию и строят сложные схемы образов. Трехмерное визуальное восприятие является необходимым условием успешного обучения, правильного считывания информации с листа, развития пространственного мышления.

Еще в древние гимнастические системы входили упражнения в виде разнообразных движений глаз (повороты, круговые движения и т. п.). Несомненно, они полезны, так как тренируют мышцы, управляющие движениями глаз, активизируют кровообращение, снимают умственное утомление, способствуют развитию зрительного восприятия. Упражнения улучшают циркуляцию внутриглазной жидкости; совершенствуют координацию мышц глаза; повышают устойчивость вестибулярных реакций; стимулируют централизованное, дистанционное и периферийное зрение; предупреждают косоглазие; тренируют способность глаза фокусировать; стимулируют сокращение и расслабление зрачков. В основе положительного эффекта лежат определенные функциональные связи между глазодвигательным нервом и мозгом.

«Фигуры». Следите глазами по контуру воображаемой фигуры (круг, треугольник, квадрат). Глазами нарисуйте 6 кругов (треугольников, квадратов) по часовой стрелке и 6 кругов против часовой стрелки.

«Стрельба глазами» вправо-влево, вверх-вниз по 6 раз.

«Цифры». Глазами напишите цифры от 0 до 9.

«Имя». Глазами напишите свое имя и фамилию.

«Пружинки». Глазами нарисуйте пружинки (вверх, вниз).

«Глазки отдыхают».

Вариант 1. Детям предлагают закрыть глаза. Межфаланговыми суставами больших пальцев сделать 3-5 массирующих движений по векам от внутренних к наружным углам глаз; повторить то же движение под глазами. Массировать брови от переносицы к вискам.

Вариант 2. Детям предлагают широко открывать и закрывать глаза с интервалом 30 сек. Повторить 5-6 раз. Быстро моргать в течение 1 -2 мин.

Вариант 3. Детям предлагают смотреть вдаль 30-40 сек. Перевести взгляд на палец на расстоянии 25-30 см и смотреть 3-5 сек. Повторить 3-5 раз.

«Индеец Зоркий глаз». Детям предлагают:

- Посмотреть вверх, вниз, вправо, влево, не поворачивая головы. Вращать глазами по кругу: вниз, вправо, вверх, влево и в обратную сторону. Упражнение рекомендуется выполнять не только с открытыми глазами, но и с закрытыми.

- Вытянуть руки вперед, смотреть на конец пальцев вытянутой руки, расположенной по средней линии лица. Медленно приближать палец, не сводя с него взгляда. Повторить 3-4 раза.

- Отвести правую полусогнутую руку с игрушкой в сторону. Медленно передвигать игрушку справа налево и следить за ней глазами, вернуть игрушку в исходное положение. Повторить 4-5 раз. Выполнить то же упражнение для левой руки.

- Повернуть голову назад и постараться увидеть предметы, находящиеся сзади. Выполнить упражнение 2-3 раза для правой и для левой стороны.

- Взять мяч в руки. Поднять мяч перед глазами, широко открыть глаза, посмотреть на мяч. Опустить мяч. Поднести мяч к носу. Отвести в исходное положение. Следить глазами за мячом. Повторить 4-5 раз.

- Вытянуть руки с мячом вперед. Раскачивать руки влево, вправо и следить глазами за мячом. Повторить 5-8 раз.

- Похлопать веками, представить, что это крылья бабочки. Продолжать хлопать, начиная рисовать руками зеркально-симметричные узоры. Сначала смотреть на руки, потом сквозь них.

- Закрыть глаза и вообразить, что на них светит солнце. Поморгать глазами так, как будто ловите солнечный свет. Взять солнечный луч и посмотреть на него с закрытыми глазами, наслаждаясь переливанием цветов. Теперь представить темноту и расслабиться.

- Сложить руки вместе перед лицом. Моргнуть и посмотреть на ладони. Пусть глаза несколько раз «обойдут» руки. Повторить в другую сторону. Отдохнуть. Затем моргать и смотреть только на одну ладонь, затем на другую. Теперь глазами «копать» пространство слева, потом справа, затем внизу.

«Восьмерки». Закрыть глаза. Пальцами одной руки провести перед глазами горизонтальную восьмерку. Следовать закрытыми глазами за движениями пальцев. Продолжать «рисовать», увеличивая размеры восьмерки.

«Крылья». Встаньте. Ноги на ширине плеч. Колени расслаблены. Потрясите руками и согните локти. Прочертите восьмерку одновременно двумя руками. Сначала вперед, назад и вниз, затем вверх, в сторону и вниз. Подбородок поворачивать вместе с движениями рук. Повторите несколько раз, пока не почувствуете, что летите. Теперь парите: руки открыты и свободны. На вдохе наклонитесь вперед, опираясь на носки. На выдохе отклонитесь назад. Еще раз вдохните и представьте, что парите.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие музыкальных способностей во всех видах музыкальной деятельности

Различны и многообразны области культурного наследия, с которым знакомятся дети с первых шагов своей жизни. И огромное значение в этом имеет музыка. Она открывает перед ребёнком безграничный мир ощуще...

Обобщение опыта работы « Развитие творческих способностей во всех видах музыкальной деятельности»

  В этой работе раскрыты новейшие технологии, направленные на развитие каждого ребёнка в различных видах музыкальной деятельности. Одним из направлений является личностное развитие ребёнка...

«Формирование у детей старшего дошкольного возраста интерес к чтению во всех видах детской деятельности и в процессе взаимодействия с семьей»

В данной работе описывается способы и приёмы формирования у детей старшего дошкольного возраста интереса к чтению во всех видах детской деятельности и в процессе взаимодействия с семьёй....

Выступление на педагогическом совете. Тема " Формы работы с детьми по формированию потребности в ЗОЖ во всех видах образовательной деятельности"

Выступление на педагогическом совете. Тема: " Формы работы с детьми по формированию потребности в ЗОЖ во всех видах образовательной деятельности"...

Презентация «Формы работы педагога с детьми по формированию потребности в ЗОЖ во всех видах образовательной деятельности»

Презентация «Формы работы педагога с детьми по формированию потребности в ЗОЖ во всех видах образовательной деятельности»...

Конспект ОД «КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ВО ВСЕХ ВИДАХ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

ОД в подготовительной группе «С ДРУЗЬЯМИ ВМЕСТЕ» Цель:Изучение способов коммуникативного развития детей во всех видах музыкальной деятельности....

Формирование валеологической культуры у дошкольников во всех видах детской деятельности

Формирование валеологической культуры у дошкольников во всех видах детской деятельности...